بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
О заблуждении джахмитов и о причинах их неверия
Многие учёные придерживались мнения о том, что джахмиты являются неверующими. Сказал имам Ахмад (да будет милостив к нему Аллах): «Джахмит – неверующий, не из числа мусульман (приверженцев Киблы), его кровь дозволена, он не наследует (от мусульманина) и (мусульманин) не наследует от него»(1). Шейх Салих аль-Фаузан (да хранит его Аллах) в комментариях к этим словам писал: «Неверующий согласно всему, что он говорит (во что верит). Так как он заявил, что Великий и Всемогущий Аллах лишён имен и качеств. И нет сомнения, что это самый скверный вид неверия!»
Из заблуждений секты джахмитов, во главе которых стоял аль-Джахм ибн Сафуан, следующие:
1 –Всевышний Аллах не описывается качествами, которыми Он описал свои творения. По причине этого они отвергли все имена и качества Всевышнего.
2 –Коран сотворён, так как они отвергли такое качество Всевышнего как «калям» (речь – слова).
3 – Человек принуждён к совершению дел (джабрия), и что у него нет возможности (выбора), нет силы, нет желания. Однако Всевышний заставляет его совершать дела, подобно тому, как делает это с бездушными телами (джамадат – неорганические вещества: камни, деревья и т.д.).
4 –Рай и Ад не вечны, и что они исчезнут после того, как верующие насладятся Раем, а обитатели Огня Адом.
5 – Знание Аллаха новоявленное, (то есть Он узнаёт о том, что произойдёт, только после того, как это произойдёт).
6 –Всевышний Аллах находится везде (фи кулли макян).
7 – Вера (иман) – это лишь убеждение сердцем, даже если человек будет произносить при этом слова неверия.
8 – Отрицание того, что (верующие) увидят Аллаха в Судный День.
Многие из этих заблуждений также перешли впоследствии к му’тазилитам(2).
______________________________________________________
(1) - См.: «Шарх ас-Сунна» имама аль-Барбахари, 101.
(2) - Из книги «Дирасат фи аль-бид’а уа аль-мубтади’ин» шейха Расляна, стр. 161-162