Сообщение abu Zarr » 05 фев 2017, 13:43
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Высказывания имамов четырех мазхабов(1) о запрете чтения Корана на могилах, а также посвящения награды за чтения кому-либо из умерших
Мазхаб имама Абу Ханифы:
Шейх Мулла ‘Али аль-Къари аль-Ханафи в толковании к книге «аль-Фикху аль-Акбар» писал: «Затем, что касается чтения Корана возле могил, то это считается порицаемым у Абу Ханифы, Малика и Ахмада, в одной из версии - да будет милостив к ним Аллах. Так как это действие является новоявленным (мухдас), которое не приводится в Сунне». Имеется в виду чтение Корана возле могил, как сказано в мазхабе Абу Ханифы, так как это новоявленное дело, нет на него указаний в Сунне.
Также об этом сказал и толкователь книги «аль-Ихья».
Фетва ханафитского мазхаба, как об этом сказано в книге «ат-Тарикъату аль-Мухаммадия», в 3-ей части: «К делам новоявленным (в религии – к бид’атам), в которые погрузились и которым предались люди, считая, что эти дела приближают их к Аллаху…», затем, перечисляя их, автор пишет: «Из них: Завещание, оставленное оставляет покойным, в котором содержится призыв накрыть стол, пригласить гостей в день его смерти или же в последующие дни. А также заплатить тому, кто будет читать Коран за (спокойствие) его души, или же будет произносить слова «СубханаЛлах» (тасбих), или же слова «Ля иляха илля Аллах» (тахлиль) за умершего, в честь его - всё это является порицаемым нововведением, ложным, недействительным (поклонением). И запрещёно как платить за это, так и получать за это плату! А тот, кто читает Коран или совершает поминания (зикр) взамен мирского, является грешником (перед Аллахом)!»
Большой учёный, имам аль-‘Айний (да будет милостив к нему Аллах), который был ханафитом, также из тех, кто сделал толкование на «Сахих» аль-Бухари, писал: «Запрещённым является чтение ради мирского, и не дозволено получать за это плату, а также давать такому».
«Запрещённым является чтение (Корана) ради мирского» - то есть не дозволено брать плату за чтение Корана, а также «не дозволено получать за это плату, а также давать такому».
Таджу аш-Шарий’а(2) в «Шарх аль-хидая», которая считается одной из значимых книг у ханафитов, писал: «Поистине чтение (Корана с намерением награды покойному) совершаемое за плату, не доходит ни самому покойному, как не будет её и самому чтецу! Это потому, что те люди, которые нанимают (чтецов) за еду, взамен какого-то имущества, за золото или серебро, ибо даже если они сделают это за еду, желая, чтобы награда за чтение досталась покойному, то ведь тот, кто нанимается их за это, ест их еду, берёт их вознаграждение, является грешником! И они (нанимающие, дающие) также являются грешниками! И нет награды ни тому, кто берёт (плату за такое чтение), ни тому, кто даёт! Что же тогда останется из награды, которою они хотят посвятить покойному?! Нет ничего из награды!»
То есть: Если тот, кто читает Коран за плату, не получается никакой награды (более того, считается грешником), то тогда какая награда должна достаться покойному, или тому, кто нуждается в этой награде?! Поистине, это из деяний удивительных!
Мазхаб имама аш-Шафи’ий:
Имам аш-Шафи’и в довод на то, что награда за чтение Корана не доходит до покойного, приводил аят:
وَأَنْ لَيْسَ لِلْإِنْسَانِ إِلَّا مَا سَعَىٰ
«Человек получит только то, к чему он стремился» (сура «ан-Наджм», 39).
Также он (да будет милостив к нему Аллах) приводил хадис:
إذا مات ابنُ آدمَ انقطع عملُه إلا من ثلاثٍ...
«Со смертью сына Адама (человека) все дела его прекращаются (и награда не достаётся ему), кроме как за три дела…»(3).
Имам Ан-Науауи в толкованию к этому хадису писал: «Известным является в нашем мазхабе – т.е. мазхабе аш-Шафи’и – что награда за чтение Корана не доходит до покойного» Затем он сказал (да будет милостив к нему Аллах): «Что касается молитвы, а также других видов поклонения, то награда за них не доходит до покойного, как об этом известно в нашем мазхабе – мазхабе аш-Шафи’и – также как известно об этом от большинства учёных»(4).
Также об этом много раз имам ан-Науауи упоминал в толкование к сборнику «Сахих» имама Муслима. Он писал: «В толковании к книге «аль-Минхадж» Ибн ан-Нахуия говорится: «До покойного не доходит награда от чтения Корана, как об этом известно в нашем мазхабе!»
Также был спрошен аль-’Изз ибн ‘Абдис-Салям(5) о награде за чтение Корана, которое посвящается покойному: Доходит она (эта награда) до него или же нет?
На что он ответил, сказав: «Награда за чтение (Корана) достаётся лишь тому, кто его читает! И не переходит к кому-то другому, помимо него. И удивительно положение людей, которые утверждают об этом, следуя тому, что приходит к ним во сне. А ведь сны не являются доказательством (в Исламе). И они не могут подтвердить свои утверждения, опираясь на Коран и Сунну! Опираясь на слова имамаов, из числа сподвижников и таби’инов (последующего поколения). Однако они утверждают (что награда доходит до покойного), опираясь на сны, а ведь сны не являются доводом! Даже если человек увидит во сне того, кто скажет ему: «Я Посланник Аллаха ﷺ и я приказываю тебе то-то и то», что в действительности противоречит ясным приказам Шариата. То поистине этому нельзя подчиняться и следовать! Даже если тот, кто пришёл к нему во сне, будет заявлять о том, что он Посланник Аллаха ﷺ. Ибо невозможно, чтобы Посланник Аллаха изменил что-то из Шариата, после того, как он был установлен и обрёл свою полноту (и совершенство).
Всё это, (то есть то, что им сниться или приходит во сне) – всё это из проделок шайтана, который поступает так с теми, кто прислушивается к нему и следует ему! Как же те, которые не могут привести доказательства своим заявлениям из Корана, из Сунны или из преданий праведных учёных (из числа предшественников – саляфов), приводят в качестве доказательства то, что является им во сне, то, что есть не что иное, как наущение и проделки шайтана?!»
Мазхаб имама Малика:
Как говорил Шейх Ибн Аби Джамра(6): «Поистине чтение Корана возле могил является нововведением, и не является Сунной». Так сказано в «аль-Мадхаль»(7).
Также шейх ад-Дардир(8), в своей книге «аш-Шарх ас-сагъыйр», которая является книгой, утверждённой для преподавания в школах аль-Азхара, порицал подобное деяние, говоря: «Является порицаемым чтение Корана во время захоронения, а также после этого, а также возле могил. Так как подобное действие не является действием саляфов (праведных предшественников). А их действием по отношению к покойному (умершему) было испрашивание (у Аллаха) для него прощения и милости, а также извлечение урока из этого и назидания».
То же самое приводится в книге «Хашия» шейха аль-‘Адауий (шейха Ахмада ад-Дардира), в толковании Абу аль-Хасана, из книг маликитского мазхаба.
То есть маликитский, шафиитский мазхабы, а также мазхаб ханафитов считают, что чтения Корана для того, чтобы награда за это чтение досталась умершему, является порочным нововведением (бид’а). И что награда (за чтение Корана, посвящаемое умершему), не доходит до него.
Что касается ханбалитского мазхаба, то он следующий:
Мазхаб имама Ахмада:
Имам Ахмад, обращаясь к тому, кто читал Коран возле могилы, сказал: «Эй ты! Поистине чтение Корана возле могилы (умершему) является нововведением!»
И это мнение огромного количества саляфов, на котором были и приверженцы мазхаба Ахмада (да будет милостив к нему Аллах).
Также Имам Ахмад говорил: «Чтение Корана умершему, после его смерти, является нововведением».
Также он говорил: «Не было из обычая саляфов, чтобы они, совершая дополнительную молитву, или же соблюдая дополнительный пост, или же совершая дополнительный Хадж, или же читая Коран, посвящали награду умершим мусульманам! И поэтому не дозволено отходить от их пути ни на шаг!»
И как сообщил Абу аль-Хасан аль-Ба’лий в книге «аль-Ихтиярат»(9) относительно ханбалитского мазхаба в этом вопросе, сказав: «Не дозволено нанимать кого-то для чтения Корана, чтобы посвятить награду с этого чтения умершему. Так как никто из учёных не дозволял этого. И какаю награду читающий может передать покойному, если он сам еще не приобрёл никакой наград за своё чтение!?
Поистине награда до умершего доходит с его благих дел!
Что касается оплаты чтения Корана (аренды того, кто читает Коран), то о дозволенности этого не говорил никто из имамов. Разногласие же было в дозволенности оплачивать обучение Корану. Именно в этом и было разногласие среди учёных. А что касается оплаты самого чтения Корана, то об этом и речи не было, не было разногласий, (напротив), было единогласное мнение в том, что такое действие является нововведением! А именно нанимать того, кто будет читать Коран, для того, чтобы посвятить награду за его чтение умершему (покойному). В (недозволенности) этого не разногласили учёные. Они разногласили в том, дозволено ли брать плату за обучение Корану. Дозволено или же нет?
Из учёных были те, кто дозволял брать плату за обучение Корана, и были те, кто не дозволял это».
В книге «Шарх аль-Икна’»(10) говорится: «Большинство – то есть ханбалитских учёных – считали, что награда за чтение Корана, посвящённая умершему, не доходит до него. То есть, награда достаётся лишь тому, кто читал Коран, и ничего из этой награды не переходит к покойному».
Это было мнение учёных четырёх мазхабов. Все они считали, что награда за чтение Корана, которую посвящают умершему, не доходит до него. Этого же мнения придерживались учёные-мухаддисы, толкователи Корана (муфассиры), да пребудет с ними милость Аллаха.
Марат Абу Зарр, 1438 г.х.
__________________________________
(1) - Из книги «Хукм къыраати аль-Куръан лиль-маута» шейха Расляна (да хранит его Аллах), стр. 32-39.
(2) - Таджу аш-Шарий’а – Мухмуд ибн ‘УбэйдиЛлях ибн Махмуд аль-Махбулий, ханафитский факъых.
(3) - Хадис приводит имам Муслим (1631).
(4) - См.: Толкование ан-Науауи к «Сахих» имама Муслима (7/90).
(5) - ‘Абдуль-‘Азиз ибн ‘Абдис-Салям ибн Аби аль-Къасим ибн аль-Хасан ас-Сулямий ад-Димашкъый, ‘Иззуддин известный по прозвищу Султан Учёных (его времени). Шафиитский имам, факъых, муфассир (толкователь Корана) (см.: «Табакат аш-Шафи’ийя» ас-Субки, 5/80-107).
(6) - Ибн аби Джамра – шейх, имам Абу Бакр Мухаммад ибн Ахмад ибн ‘Абдиль-Малик ибн Муса ибн ‘Абдиль-Малик ибн Уалид ибн Аби Джамра аль-Умауий аль-Андалусий, факъых маликитского мазхаба, къадый. Умер 599 г.х. (см.: «Сияр», 21/398).
(7) - Книга «аль-Мадхаль» известного маликитского имама Ибн аль-Хаджа Аби ‘АбдилЛях Мухаммада ибн Мухаммада ибн аль-‘Абдарий аль-Фаасий.
(8) - Шейх ад-Дардир – Ахмад ибн Мухаммад ибн Ахмад аль-‘Адауий, Абу аль-Баракат, из маликитских факъыхов. Родился в Мисре (Египте), был одним из учёных аль-Азхара, умер в Каире в 1201 г.х. (см.: «аль-А’лям ли Хайриддин аз-Заркали»,1/244).
(9) - Кинга «аль-Ихтиярат» Шейхуль-Ислама ибн Тэймии, которую собрал Абу аль-Хасан аль-Ба’лий. Она напечатана под названием: «аль-Ахбар аль-‘ильмия мин аль-ихтиярат аль-фикъхыя».
(10) -Книга «аль-Икна’ фи фикъх аль-Имам Ахмад ибн Ханбаль» шейха Шарафутдина Мусы ибн Ахмада ибн Мусы. Ханабалитский имам – Абу ан-Наджа аль-Хаджауи, который умер в 960 г.х.