Кастрация (стерилизация) животных
Добавлено: 12 авг 2017, 14:38
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Кастрация (стерилизация) животных
Хвала Аллаху – Господу миров, Его восхваления и наши приветствия пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.
А затем:
Что касается кастрации домашних животных, то такие животные, как известно, делятся на два вида: которых дозволено употреблять в пищу или дозволено использовать в качестве средства передвижения, как например, корова, лошадь, бараны и козы, и т.д.; и которых употреблять в пищу нельзя, как например, кошки и собаки.
Что касается животных, которых можно употреблять в пищу или использовать в виде средства передвижения, то кастрировать их для увеличения мяса и улучшения его качества, является дозволенным. Как известно из хадиса, в котором говорится, что:
ضحى بكبشين موجوئين
«(Посланник Аллаха ﷺ) принёс в жертву двух кастрированных баранов».
Поэтому, как говорит автор книги «Фикх ас-Сунна»: «Большинство учёных дозволяли кастрацию животных, если этим преследуется достижения благих целей, как например, увеличение мяса животного или других благих целей. Передаётся, что ‘Уруату ибн аз-Зубэйр кастрировал своё верховое животное (осла). Также кастрировать лошадей дозволял ‘Умар ибн ‘Абдиль-‘Азиз. Также передаётся, что имам Малик дозволял кастрировать баранов».
Спросили шейха аль-Фаузана (да хранит его Аллах): Дозволено ли тем, кто занимается разведением скота, кастрировать некоторых самцов стада, желая при этом увеличить количество его мяса? А также делать надрезы на ушах (или отрезают часть их), выжигают что-то на теле, дабы можно было их узнать, вместе с тем, что такие действия причиняют боль животному?
Шейх ответил: «Необходимо хорошо относиться к животным, и не причинять им вред или боль, без шариатской причины или пользы, узаконенной шариатом.
Что касается кастрации животных, с целью увеличить их мясо, или же сделать на их теле метки, путём отрезания части уха или прижигания, и т.п., то в этом нет проблем. Так как это делается для пользы. Однако, вместе с этим нужно использовать в этих действиях то, что причиняет минимум боли и вреда. И не нужно использовать во время кастрации и пометки животных то, что причинит им боль больше, или же делать это без пользы, узаконенной шариатом.
Также не дозволено делать метки на лице животного, и не дозволено прижигать лицо животного, отрезать какую-то его часть или бить его по нему!
Если же метка ставится на ухо, то в этом нет проблем, будь это путём надреза, прокалывания, отрезания части его или прижигания. Так как это делается для пользы. Но делать это нужно менее болезненными методами».
Однако нужно помнить, что цель в стерилизации (кастрации) должна быть благая. К этой цели, как я уже упомянул, относится увеличения веса животного, его мяса, а также улучшение его качества.
Что же касается цели уменьшить (прервать или сократить) потомство этих животных, то это не входить в понятие «благая цель». Поэтому в другом хадисе от Пророка ﷺ передаётся, что:
نهى عن خصاء الخيل و البهائم
«(Пророк ﷺ) запрещал кастрировать верховые животные (лошадей) и домашний скот» (Хадис достоверный. См.: «Сахих аль-Джами’», 6956).
Имам аль-Альбани (да пребудет с ним милость Аллаха), в примечании к этому хадису, говорил: «Кастрация (стерилизация) животных приносит пользу в плане торговли, в виде увеличения его мяса, улучшения его. Как об этом сказано в хадисе, приводимый имамом аль-Бухари в его сборнике «ас-Сахих», в котором говорится, что Пророк (ﷺ):
ضحى بكبشين موجوئين
«Принёс в жертву двух кастрированных баранов»… Поэтому запрет стерилизации животных относится к сокращению их поголовья, прерывания потомства. Ибо призыв Посланника ﷺ жениться на любящих и многорожающих, косвенно указывает на запрет прерывать потомство, обрывать род. Это же относится и к животным, и именно этого касается запрет Пророка ﷺ.
Поэтому, нет проблем в кастрации, когда это делается с намерением увеличения веса животного, его массы, его мяса, так как запрет стерилизации не касается абсолютно всех случаев. А этот запрет (как было сказано) касается того, когда таким способом прерывается потомство…» (сл.: «Сильсиляту аль-Худа уаан-нур», запись 266, мин. 24).
Что касается мнений 4-х мазхабов, то в «аль-Маусу’ату аль-фикъхыя» (19/112) говорится, что: «Ханафиты считали дозволенным кастрацию животных, так как в этом польза как для них, так и для людей (которые употребляют их мясо или используют их в качестве средств передвижения или в качестве рабочей силы).
Маликиты считали, что дозволено стерилизовать тех животных, которых дозволено употреблять в пищу, без какого-либо порицания. Так как в кастрации их есть польза мясу.
Шафи’иты разделяли между теми животными, мясо которых можно употреблять в пищу, и другими. Они считали, что можно стерилизовать животных, которых дозволено есть, в молодом возрасте (маленькими), при условии, что это не приведёт к их гибели (уничтожению стада).
Ханбалиты же считали, что дозволено кастрировать скот, так как в этом польза их мясу. Но при этом порицали стерилизацию верховых животных».
Возвращаясь к мнению маликитов, имам аль-Баджи (да пребудет с ним милость Аллаха) в «аль-Мунтакъа» (7/268), писал: «Имам Малик считал порицаемым кастрацию верховых животных. Но он говорил: Нет проблем в их стерилизации, если их готовят к употреблению в пищу».
Шейх аль-‘Усэймин (да пребудет с ним милость Аллаха) говорил: «Что касается кастрации животных, то это дозволено, если в этом есть польза. Однако нужно использовать для этого методы, которыми будет причинено животным меньше боли и страдания» (сл.: «Ликъау аль-баб аль-мафтух», 15/37).
Что касается стерилизации животных, которых употреблять в пищу нельзя, как например, кошек и собак, то здесь также следует учитывать пользу и вред, как для самих животных, так и для их владельцев.
Шейха аль-‘Усэймина (да пребудет с ним милость Аллаха) спросили о дозволенности стерилизации кошек, по причине вреда исходящего от них.
Шейх ответил: «Если кошек становится много, и они причиняют вред, то нет проблем в их стерилизации, при условии, что она будет выполнена, причиняя минимальный вред животному. Ибо стерилизация лучше, чем их истребление.
Если же кошек много (их количество увеличивается), но они не причиняют вреда, то возможно неприменение стерилизации будет лучше» (см.: «Фатауа аль-Ислямия», 4/595).
И если есть возможность удержать кошку или собаку от спаривания, без стерилизации их, то это проще и менее болезненно для животного.
И Аллаху всё это ведомо лучше!
И да восхвалит Он нашего пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников, и да избавит их от всякого зла!
Марат абу Зарр, 1438 г.х.