Нежелательность собираться ночью (после ‘иша молитвы) для беседы и бодрствования, кроме как при необходимости
Из этикета во время собраний: Нежелательность собираться ночью (после ‘иша молитвы) для беседы и бодрствования, кроме как при необходимости
Мусульманин не должен находиться в тех собраниях, которые не приносят ему пользы. Он не должен присутствовать в собраниях после ночной молитвы (‘иша), если они не приносят пользы ему или же кому-то (другому), и от которых он не получает ничего, кроме (пустых) разговоров, бессонницы и потери времени.
Для мусульманина является более предпочтительным пораньше лечь спать для того, чтобы проснуться пораньше, совершить утреннюю молитву и приступить к своим делам с раннего утра.
От Абу Барзата аль-Аслямий (да будет доволен им Аллах) передаётся, что: «Посланник Аллаха ﷺ порицал сон до ночной молитвы и разговоры после неё». Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
Также от ‘Умара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что «Посланник Аллаха ﷺ находился ночью у Абу Бакра, обсуждая с ним некоторые дела мусульман, и я (в это время был) с ними». Хадис передали Ахмад, ан-Насаи в «аль-Кубра» и ат-Тирмизи, который посчитал его степень хорошей (хасан). Также достоверность его подтвердил шейх аль-Альбани.
От Ибн Мас`уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не следует никому вести беседы ночью, кроме молящегося или путника». Хадис передал Ахмад, ат-Тирмизи и достоверность его также подтвердил шейх аль-Альбани.
Из этикета собраний, относительно которых беспечны многие мусульмане: Мольба-искупление за собрание или мольба по окончанию собрания.
От Абу Хурэйры (да будет доволен им Аллах), который сообщил, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто находился в собрании, в котором были шумные разговоры, много бесполезного, до того, как покинуть его, необходимо сказать: «Пречист Ты, о Аллах и Хвала Тебе, и я свидетельствую, что нет истинного божества, кроме Тебя, и я прошу прощения у Тебя и каюсь перед Тобой» - тогда ему будет прощено то, что было (неправильного) в этом собрании». Хадис приводит ат-Тирмизи. Достоверность его подтвердил шейх аль-Альбани.
Сообщается, что Ибн ‘Умар (да будет доволен ими Аллах) рассказывал: «Когда Посланник Аллаха ﷺ вставал, чтобы покинуть собрание, то обращался к Аллаху за своих сподвижников следующей мольбой: «О Аллах надели нас боязнью от Себя, который станет преградой между нами и ослушанием Тебя! И надели нас подчинением Тебе, которое приведёт нас к Твоему Раю! И убеждённостью, которое облегчит нам принятие тягостей этого мира! И дай нам насладиться нашим слухом, нашим зрением и нашей физической силой на протяжении жизни, дарованной нам Тобой! И сделай все эти качества в нас здоровыми и невредимыми (до нашей смерти)! И сделай наше возмездие именно на тех, кто причинил нам зло! И даруй нам помощь Свою против врагов наших! И не сделай тягости наши испытанием для нашей религии! И не сделай мирскую жизнь (её блага) целью нашей первостепенной! И не сделай её заботой нашей, мыслями нашими! И не давай власти над нами тем, кто не станет проявлять милости к нам!»» Хадис приводит ат-Тирмизи. Хорошую (хасан) степень его подтвердил шейх аль-Альбани.
Поразмысли над словами Ибн ‘Умара (да будет доволен ими Аллах), которые он сказал до того, как привёл слова мольбы нашего Пророка ﷺ. Он сказал: «Когда Посланник Аллаха ﷺ вставал, чтобы покинуть собрание, то обращался к Аллаху за своих сподвижников следующей мольбой:…» - затем привёл этот Хадис (эту мольбу).
Из этикета собраний: Спрашивание разрешения у хозяина дома или какого-то места для того, чтобы покинуть его. Это согласно словам Посланника ﷺ: «Если кто-то из вас навестил своего брата, побыл у него, то пусть не покидает его, пока не спросить у него разрешения на это». Достоверность данного хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «ас-Сильсиляту ас-сахиха».
Комментируя данный хадис, шейх аль-Альбани (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «В этом хадисе указание на важную норму этикета, а именно, чтобы гость не покидал того, кого навестил, кроме как с его позволения. Однако многие, в некоторых арабских странах, относятся халатно к этому великодушному пророческому наставлению. Ты видишь, как они уходят с собрания, не попросив позволения на это». На этом заканчиваются слова Шейха (да будет милостив к нему Аллах).
Это различные нормы этикета, связанные с собраниями и теми, кто находится в них.
Большой учёный, имам Ибн аль-Къайим (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Нравственность человека (его хорошие манеры) – это признак его благополучия и успешности. А отсутствие нравственности – это признак его бедственного положения и гибели. Ничто не помогает достичь благ этого и того мира, как нравственность. И ничто не отдаляет от этих благ, как отсутствие нравственности».
Из хороших манер (в собрании), которыми должен обладать мусульманин и к чему должен приучаться: спокойное, уравновешенное сидение (нахождение в собрании).
Мусульманин должен сидеть ровно, спокойно и почтенно. Он не должен озираться на сидящих вокруг него, часто перемещаться с места на место, и делать того, что противоречит здравому поведению и естественному приличию. Он не должен стоять, когда остальные сидят, и не должен сидеть, когда остальные стоят.
Также, в собрании, мусульманин должен вести себя достойно, серьёзно, спокойно, проявляя почтение (другим).
Это те нормы этикета, которые мусульманин должен соблюдать в собрании и стараться приобрести эти качества.
Также то, что касается этикета и манер в разговоре (диалоге). Мусульманин должен, находясь в собрании, быть вести себя достойно и воспитанно. Он должен молчать, слушая других, если только они не говорят о грехе или ослушании. Он не должен перебивать говорящих. А если говорит сам, то его речь должна быть приветливой, доброй. Он должен обращаться к другим, не повышая голоса. Всевышний Аллах сказал: «…И понижай свой голос, ибо самый неприятный голос - это рев осла» (сура «Лукман», 19).
И если мусульманин хочет выразить своё мнение, то должен сделать это спокойно и внятно, дабы окружающие поняли его. И если он видит необходимость в том, что повторить изложенное, чтобы его поняли, то должен повторить. Ведь Пророк ﷺ: «Когда говорил что-то, то повторял это трижды». Как приводится об этом хадис в «ас-Сахих» у аль-Бухари. И это для того, чтобы понял услышавший.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах), описывая речь Посланника Аллаха ﷺ, говорила так: «Когда он (ﷺ) говорил что-то, то, если бы хотел услышавший его слова повторить их (или сосчитать), то сделал бы это». Хадис приводится в двух сборниках «ас-Сахих».
Шейх аль-Мунауи в своём толковании к этому хадису говорил: «То есть, если услышавший его (ﷺ) речь, хотел бы посчитать количество слов или букв, то мог бы с лёгкостью сделать это. Из этого следует, что учитель не должен говорить быстро, а должен произносить свою речь размеренно, не торопясь, дабы поразмыслил над сказанным им сам он и тот, кто слушает его. И если он закончил тему или главу, то должен выдержать паузу, чтобы тот, кто хочет задать вопрос или сказать что-то, сделал это».
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: «Пророк ﷺ не говорил так быстро (спешно) подобно тому, как говорите вы». Хадис приводится в двух сборниках «ас-Сахих».