Страница 1 из 2

Из этикета (адабов) собрания | Шейх Раслян

Добавлено: 07 фев 2024, 19:26
abu Zarr
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Что следует сделать мусульманину, когда он желает сесть в собрании?

Упоминание некоторых общих норм этикета




Воистину, религия Ислам – это полноценная религия. Она совершенна в своих вероубеждениях, совершенна в своих Законах, совершенна в разъяснении благих качеств (нравов) возложенных на человека. Она полноценна абсолютно во всём. Как об этом сообщил Всевышний Аллах, ниспослав нашему Пророку ﷺ аят, во время его прощального Хаджа, сказав: «Сегодня Я сделал полной (завершил) для вас вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и доволен для вас Исламом в качестве религии» (сура «аль-Маида», 3).
И нормы поведения (адабов), которые разъяснил Всевышний Аллах, а также Его Посланник ﷺ - многочисленны. Мусульманин должен устремиться к их изучению и воплощению их в жизнь. Среди них есть обязательные нормы, и есть желательные.
К числу некоторых из них относятся нормы поведения (адабы), связанные с собранием.
Жизнь мусульманина полностью подчинена великой религии Ислам, выполнением её приказов и запретов. Религия Ислам охватывает все аспекты жизни человека, даже те, что связаны с манерой его сидения на собраниях, а также формой поведения в самом собрании с его братьями. И мусульманину необходимо придерживаться этих норм поведения, как во время появления на собрании, так и в во время нахождения в них.
Если он решил присоединиться к собранию, то в начале ему необходимо поприветствовать собравшихся салямом (миром). Затем сеть есть там, где есть место (с краю), а также не поднимать кого-либо с его места, дабы сесть туда самому.
Также не следует садиться между двумя людьми, кроме как с их разрешения. Согласно словам Пророка ﷺ: «Не следует одному человеку поднимать другого с его места, чтобы потом занять его место. Однако садитесь пошире и давайте место другим». Хадис привёл имам Муслим в своём сборнике (ас-Сахих).
Ибн Умару (да будет доволен им Аллах), когда кто-то уступал ему место в собрании, то он не садился на это место.
Джабир бин Самура (да будет доволен им Аллах) говорил: «Когда мы сидели вместе с Пророком ﷺ, то каждый садился там, где было место в собрании (с краю)». Хадис привёл Абу Дауд, ат-Тирмизи и другие. Достоверность его подтвердил шейх аль-Альбани.
И это согласно словам Пророка ﷺ, который сказал: «Никому не позволено садиться между двумя (людьми), кроме как с их разрешения». Хадис привел ат-Тирмизи. Достоверность его подтвердил шейх аль-Альбани.
И если кто-либо встал со своего места, затем вернулся к нему, то он имеет на него преимущественное право. Согласно словам Пророка ﷺ: «Если кто-то встал со своего места, а затем вернулся к нему, то он имеет на него больше прав (чем кто-либо)». Хадис привёл имам Муслим в своём сборнике «ас-Сахих». И далее придёт более подробное разъяснение этому, если пожелает Милостивый, Дарующий милость.
Тому, кто желает сесть в собрании, необходимо соблюдать следующие нормы этикета:
Необходимо садиться со спокойствием и без спешки (с достоинством). Не следует скрещивать пальцы, играть со своей бородой или своим кольцом (перстнем), а также ковырять в зубах или носу. Не стоит часто сплёвывать или высмаркиваться, а также чихать или зевать.
Пусть присутствие мусульманина на собрании будет спокойным, без лишних движений. Пусть его речь будет упорядоченной и взвешенной. Если он желает что-то сказать, то пусть говорит по праву (благое), и не будет многословным. Пусть сторонится шуток и споров, и не высказывается о чём-то с восторгом, ни о своей семье, ни о детях, ни о своей профессии, ни о своих материальных или моральных (внутренних) достижениях.
А если рассказывает кто-то другой, то пусть выслушивает его внимательно, без проявления излишнего восхищения интереса к тому, что он слышит от собеседника. Ему не стоит прерывать говорящего или просить повторить сказанное ещё раз, ибо это доставит собеседнику неприятность.
И если мусульманин соблюдает данные нормы поведения (адабы), то пусть делает это по двум причинам:
Во-первых: дабы не доставлять неприятность братьям (и не обидеть их) своими нравами или поступками, так как причинять неприятности мусульманину – запрещено. (Как сказано в хадисе): «Мусульманин - это тот, от языка и рук которого находятся в безопасности другие мусульмане».
Во-вторых: дабы была между братьями любовь и дружба (согласие), так как Аллах приказал мусульманам быть во взаимной любви и согласии между собой, и побудил к этому.

Re: Из этикета (адабов) собрания | Шейх Раслян

Добавлено: 07 фев 2024, 19:40
abu Zarr
____________________

Если мусульманин решит сесть возле дороги, то ему необходимо соблюдать следующие нормы этикета...



Если мусульманин решит сесть на тротуаре, возле дороги, то ему необходимо соблюдать следующие нормы этикета:
Потупление взора. Он не должен обращать свой взор на проходящих мимо верующих женщин, или тех, что стоят возле дверей своего дома, или же стоящих на балконах своих домов, или тех, что выглядывают из своих окон по (какой-либо) причине. Также он не должен смотреть на кого-либо с завистью или презрением. Он не должен причинять вред кому-либо из прохожих, ни своим языком, ругая, пороча или же оскорбляя кого-либо, ни своей рукой, избивая кого-то, или забирая чьё-то имущество не по праву. Он не должен мешать кому-либо из проходящих, препятствуя и преграждая им дорогу. Также ему следует отвечать на приветствие (салям) каждого, кто поприветствует его из прохожих, ибо отвечать на приветствие – обязательно (уаджиб), согласно словам Всевышнего Аллаха: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым» (сура «ан-Ниса», 86).
И ему необходимо призвать к одобряемому, если он увидит, как перед ним совершается что-то порицаемое, не пренебрегая этим. Ибо на нём в подобной ситуации лежит ответственность за призыв к благому. Потому что призыв к одобряемому – это обязанность (фард) каждого мусульманина, и он становится именно для него обязательным и не спадает с него, кроме как с выполнением его или невозможностью выполнить это.
Например, если будет дан призыв на молитву (азан), а присутствующие рядом с ним не откликнутся на него, в таком случае для него становится обязательным призвать их к (совершению молитвы). Так как это относится к одобряемому. И если оно не выполняется (оставляется), тогда на него ложится обязанность (уаджиб) побудить к его выполнению.
Другой пример: когда он увидит голодного или нагого (неодетого), тогда ему необходимо накормить такого или одеть, если у него есть на это возможность. А если же нет (такой возможности), то необходимо побудить (кого-либо) накормить и одеть такого. Так как кормление бедняка и предоставление ему одежды относится к одобряемому, к которому необходимо побуждать, если его не выполняют.
Также ему следует запрещать всякое порицаемое, что происходит в его присутствии. Ибо исправление порицаемого, как и призыв к одобряемому – это долг (обязанность) каждого мусульманин. Согласно словам Посланника ﷺ: «Если кто из вас увидит порицаемое, то пусть непременно исправит его». Хадис привёл Муслим в своём сборнике «Сахих».
Например: если он увидит как кто-то станет покушаться на кого-либо, избивая его или забирая его имущество, то в этой ситуации ему необходимо исправить порицаемое. Ему следует предотвратить эту несправедливость и агрессию по мере своих сил и возможностей.
Также тот, кто сидит на тротуаре (возле дороги), должен направлять того, кто сбился с пути. И если кто-то спросит у него как найти такой-то дом, или как найти дорогу, или какого-то человека, то ему необходимо показать местоположение дома, указать на дорогу и поведать о том человеке, которого он ищет. Всё вышеперечисленное относится к нормам поведения, связанным с сидением возле дороги. Или, например, когда он сидит напротив своего дома или возле дороги и тому подобное. И далее мы приведем также ряд других норм этикета связанных с этим важным вопросом.
Всевышний Аллах создал человека социальным по своей природе, который не способен жить самостоятельно, отдельно от остальных. Ибо так он решает свои нужды, выстраивает дружеские отношения, избавляется от одиночества. Так или иначе, человеку в жизни приходится пересекаться и сотрудничать с людьми, присутствуя с ними на общих или частных собраниях. Исходя из этого, он ищет те собрания, которые способствуют его интересам. И люди в этом различны.
И среди них есть такой, который ищет абсолютно любое собрание, не обращая внимание на тех, кто участвует в них, и на то, получит он от них пользу или заработает там себе грех. Разумный же человек выбирает вид собрания тщательно.
Собрания – это сообщества, в которых присутствуют люди различных (жизненных) взглядов и уровней, и каждый говорит в них согласно своему пониманию. Среди них есть благоразумный и глупый, исправляющий и злотворящий. Умный же мусульманин – это тот, кто сумеет направить собравшихся к тому, в чём для их религии и мирской жизни будет благо, и к тому чем будет доволен Аллах и Его посланник ﷺ. Если же он не сможет этого сделать, то он должен покинуть данное собрание. И это будет самое верное решение. Всевышний Аллах сказал: «Он уже ниспослал вам в Писании веление относительно того, чтобы вы не садились вместе с ними (с неверующими и издевающимися), когда услышите, как они выказывают своё неверие в знамения Аллаха и насмехаются над ними, если только они не увлекутся другим разговором…» (сура «ан-Ниса», 140).
Пророки и праведники посещали собрания людей, будучи с ними смиренными и искренними, призывая их к одобряемому и запрещая им порицаемое, напоминая им о том, что исправит их (положение), и наставляя их с мудростью и благим увещеванием. Побуждая их к богобоязненности и праведности в делах, а также предостерегая их от неверия, ослушания, греха, вероломства и нечестия. И поэтому мусульманину не следует находиться вместе с теми, кто погружается в лживые разговоры, совершает грехи и ослушается, проявляя беспечность к велениям Аллаха, забывая о Его наказании и возмездии, обольстившись Его добротой и терпением. Мусульманину не дозволено сидеть с такими! Кроме как подобно врачу, который сидит с больным и обучающему учёному, которые находятся в собрании, пока в этом есть необходимость, по мере того, как осуществится исправление.
Подобно тому, как не следует мусульманину находиться вместе с теми, кто погружается в бесполезные (лживые) разговоры, точно также ему необходимо сторониться тех собраний, в которых нарушаются запреты Аллаха. Ему не следует разделять с ними их еду и питьё, их шутки и безделье, не обращая внимания на то, что может снизойти на это собрание (на них) гнев и ненависть Аллаха.
И как же сегодня мало собраний, в которых поминается Аллах и Вечная жизнь! Вместо этого их собрания полны беспечности и греха, в которых стали преобладать и распространятся злословие (гъыйба), сплетни, оскорбление достоинства и чести людей, в которых люди погрузились в запретное и последовали за своими страстями.
И может быть так, что человек, присутствуя на собрании вместе с несчастными, обретёт несчастье, которое будет сопутствовать ему вплоть до Судного Дня. И может быть так, что по причине присутствуя на собрании знаний, напоминаний или наставлений, он окажется в саду из садов Рая, из которого он не выйдет вплоть до наступления Судного Дня.
О такой категории несчастных и скверных людей посланник Аллаха ﷺ говорил: «Люди, покидающие собрание, в котором они не поминали Аллаха, подобны покидающим нечто похожее на тушу дохлого осла. И такое собрание обернётся для них скорбью в Судный день». Хадис передал Абу Дауд. Достоверность его подтвердил шейх аль-Альбани.
В другой версии хадиса сказано: «Людей, находившиеся в собрании, в котором они не поминали Аллаха и не обращались с мольбами за своего Пророка ﷺ, обязательно постигнет отмщение (т.е. горе и сожаление), и если (Аллах) пожелает, то подвергнет их наказанию, а если пожелает - простит». Хадис передал ат-Тирмизи сказав: «Хадис имеет степень хасан сахих». Достоверность его подтвердил шейх аль-Альбани.
О второй категории людей Пророк ﷺ говорил: «И когда люди собираются для поминания Аллаха, их окружают ангелы, на них снисходит спокойствие и милость покрывает их и поминает их Аллах среди тех, кто находится рядом с Ним». Хадис привёл Муслим в своём сборнике «Сахих».
Это то, что связано с видами собрания. Что же касается правил поведения во время присутствия на них, то в них находят применения все общественные нормы поведения мусульманина, и раскрывается его мудрость, которые привлекают внимание людей, удивляют и располагают к нему их сердца. И это благодаря его благопристойности, великодушию, мягким нравам, добродушию, приятным словам и приветливому лику.
Всевышний Аллах в Своей Великой Книге побудил нас к некоторым из этих норм благопристойности, приказав садиться в собраниях просторнее, давая другим возможность присоединиться к собранию, а также оказывая им почёт, проявляя благое отношение к ним.
Ибн Джарир передал от Къатады, который рассказывал, что: «Когда сподвижники видели, что кто-то подходил к их собранию вместе с Посланником Аллаха, то они прижимались друг к другу (не желая уступать свои места), и тогда был ниспослан аят: «О те, которые уверовали! Когда вас просят на собраниях сесть пошире, то садитесь пошире, и Аллах одарит вас местом просторным».

Re: Из этикета (адабов) собрания | Шейх Раслян

Добавлено: 07 фев 2024, 19:42
abu Zarr
____________________

Приветствие салямом (миром) присутствующих на нём, присоединяясь к нему и покидая его



Из этикета собраний: Приветствие салямом (миром) присутствующих на нём, присоединяясь к нему и покидая его.
На это указывают слова Пророка ﷺ: «Когда кто-нибудь из вас явится на собрание, то пусть поприветствует (присутствующих на нём) салямом (миром). А когда захочет покинуть его, то пусть также попрощается с ними салямом (миром). Ибо первое (приветствие) не отличается по значимости от второго (прощания)». Этот хадис передал Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи в «аль-Кубра». Достоверность этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.
Также Пророк ﷺ сказал: «Не позволяйте (присутствовать с вами) тому, кто не поприветствовал (вас) салямом (миром)». Этот хадис передал абу Я`ля, аль-Бэйхакый в «Шу`аб». Достоверность этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.
Поэтому необходимо приветствовать (присутствующих на собрании), присоединяясь к ним, а также покидая их. (Как было сказано в хадисе): «Ибо первое (приветствие) не отличается по значимости от второго (прощания)», а так же: «Не позволяйте (присутствовать с вами) тому, кто не поприветствовал (вас) салямом (миром)» - т.е.: «не разрешайте такому присутствовать с вами в вашем собрании».

Re: Из этикета (адабов) собрания | Шейх Раслян

Добавлено: 07 фев 2024, 19:47
abu Zarr
____________________

Выбор праведного собеседника или праведного собрания



Из этикета собраний: «Выбор праведного собеседника (товарища), или праведного собрания».
От Абу Мусы аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Поистине, праведный собеседник и дурной собеседник подобны продавцу мускуса (благовоний) и (человеку), раздувающему кузнечные меха. Что касается продавца мускуса, то он либо подарит тебе (что-нибудь из своего товара), или же ты купишь у него что-то, либо просто ощутишь приятный аромат (исходящий) от него. А что же касается раздувающего кузнечные меха, то он либо прожжёт твою одежду, либо ты ощутишь (исходящее) от него зловоние». Этот Хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Пророк ﷺ в качестве примера праведному и скверному собеседнику (товарищу) привёл это выдающееся сравнение, (сказав о праведном): «Он либо подарит тебе (что-нибудь из своего товара), или же ты купишь у него что-то, либо просто ощутишь приятный аромат (исходящий) от него».
А что касается скверного собеседника, то он подобен раздувающему кузнечные меха, (который): «либо прожжёт твою одежду, либо ты ощутишь (исходящее) от него зловоние».
От Абу Хурэйры (да будет доволен им Аллах) передаётся о том, что Пророк ﷺ сказал: «Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг. Так пусть же каждый из вас посмотрит на того, с кем он дружит». Этот хадис передал Абу Дауд, ат-Тирмизи, сказав о нём: «Хасан гъариб» (т.е. сам по себе с хорошей цепочкой передатчиков). Также шейх аль-Альбани подтвердил хорошую (хасан) степень данного хадиса в «Сахих Сунан ат-Тирмизи».
Один поэт говорил:
«О человеке не спрашивай, но взгляни на друга его,
Ведь каждый следует за тем, кто похож на него».
Му`аз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) говорил: «Остерегайся каждого собеседника (товарища), который не приносит тебе пользу (своим) знанием».
Ибн Мас`уд (да будет доволен им Аллах): «Аллах наполнит сердце верой того, в ком соберутся три эти деяния: дружба со знающим, чтение Корана, дополнительный Пост».
`Абдур-Рахман ибн Аби Лейля говорил: «Не сиди со своим врагом, ведь он запоминает твои ошибки и сомневается (перечит тебе) когда ты говоришь правильно».
Ибн `Аджлян говорил: «Три небольшие вещи которых становится всё меньше: «Дирхам, приобретенный дозволенным способом, и потраченный тобой на дозволенное, брат по вере на которого ты можешь положиться и надежный (друг) которому ты полностью доверяешь».

Re: Из этикета (адабов) собрания | Шейх Раслян

Добавлено: 07 фев 2024, 20:09
abu Zarr
____________________

Многократное поминание Аллаха и просьба о прощении грехов



Передаётся от Ибн 'Умара (да будет доволен ими Аллах) который сказал: «Мы насчитали, что Посланник Аллаха ﷺ говорит в одном собрании по 100 раз: «О Господь мой! Прости меня, и прими моё покаяние! Ведь поистине, Ты - Принимающий покаяние, Милующий»». Хадис приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа. И его достоверность также подтвердил шейх аль-Альбани.
Также передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ «просил у Аллаха прощения и приносил Ему покаяние более 70 раз в день». Хадис приводит аль-Бухари в своём сборнике «ас-Сахих».
Поразмышляй же над хадисом Ибн 'Умара (да будет доволен ими Аллах) «Мы насчитали, что Посланник Аллаха ﷺ в одном собрании говорит по 100 раз: «О Господь мой! Прости меня, и прими моё покаяние. Ведь поистине, Ты - Принимающий покаяние, Милующий»».
Из числа установленных норм этикета в собраниях – это многократное поминание Аллаха и просьба о прощении грехов в каждом таком собрании.

Также к нормам этикета в собрании относится: Садиться по краю собравшихся.
Передаётся от Джабира ибн Самура (да будет доволен им Аллах), который говорил: «Когда мы сидели вместе с Пророком ﷺ, то каждый садился по краю собравшихся». Хадис приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи. Достоверность его подтвердил шейх аль-Альбани и другие.
Под словами: «каждый садился по краю собравшихся» - то есть: позади сидящих в собрании: «Когда мы сидели вместе с Пророком ﷺ, то каждый садился по краю собравшихся».

Также из этикета собраний: Недозволенность поднимать сидящего с его места, для того, чтобы занять его.
Пророк ﷺ запрещал поступать так, сказав: «Не следует одному человеку поднимать другого с его места, а потом садиться туда самому. Однако садитесь просторнее и давайте место другим». Хадис привёл Муслим в своём сборнике «ас-Сахих».
И согласно словам Всевышнего Аллаха: «О те, которые уверовали! Когда вас просят на собраниях сесть просторнее, то садитесь просторнее, и Аллах одарит вас местом просторным».
Передаётся от Ибн 'Умара (да будет доволен ими Аллах), что Пророк ﷺ сказал: «Если кто-нибудь из вас явится на собрание и ему освободят место, пусть садится (там). Если же ему не уступят (места), то пусть поищет свободное место и сядет там». Шейх аль-Альбани подтвердил хорошую (хасан) степень данного хадиса в «Сахих аль-Джами'».
Это относится к этикету собрания. А именно: Запрет на поднятие кого-либо с его места, чтобы сесть туда самому.

Также из этикета собрания: Запрет садиться между двумя людьми, кроме как с их разрешения. Так как, между ними может быть какой-то личный разговор или какое-то определенное (личное) дело. А сев между ними, ты прерываешь их разговор (дело) и ставишь их в неудобное положение.
Достоверно передаётся от Пророка ﷺ, что он сказал: «Нельзя садиться между двумя (людьми), кроме как с их позволения». Хадис передал Абу Дауд и шейх аль-Альбани подтвердил его хорошую (хасан) степень.

Re: Из этикета (адабов) собрания | Шейх Раслян

Добавлено: 07 фев 2024, 20:13
abu Zarr
____________________

Садиться в том месте, которое освободил ему его брат или собравшиеся



Из этикета собраний: Садиться в том месте, которое освободил (уступил) ему его брат или собравшиеся.
На это указывают слова Пророка ﷺ: «Если кто-нибудь из вас придёт (на собрание) и там ему освободит место его брат (мусульманин), то поистине, это щедрость, дарованная ему Аллахом».
Также слова Пророка ﷺ, который сказал: «Если кто-нибудь из вас придёт к людям (на собрание) и ему освободят место, пусть садится там, ибо, поистине, это щедрость от Аллаха, дарованная ему через его брата-мусульманина. Если же ему не дадут (места), пусть поищет свободное место и сядет там». Хорошую (хасан) степень хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих аль-Джами`» и др. книгах.
Таким образом, из этикета собраний - садиться там, где освободит для этого место его брат-мусульманин или же собравшиеся. А если ему не предоставят место, то необходимо сесть с краю, там, где заканчиваются места собравшихся.
И сунной является садиться на собраниях просторнее (давая возможность сесть другим). На это указывают слова Пророка ﷺ: «Наилучшие из собраний – это самые просторные». И у этого хадиса есть предыстория.
От `Абдур-Рахмана ибн Аби `Амра аль-Ансарий, который рассказывал: «Однажды Абу Са`иду (аль-Худрий) сообщили о погребальной молитве (джаназа), и он отправился на неё, но опоздал. А когда пришел туда, то люди уже заняли свои места. Увидев его, они стали отодвигаться от него (чтобы освободить ему место). Тогда другие люди, наоборот, стали подсаживаться к нему поближе, на что он (Абу Са`ид) сказал: «Не делайте так. Поистине я слышал, как Пророк ﷺ сказал: «…»» - и привёл вышеупомянутый хадис.
Аль-Мунауий в толковании к данному хадису писал: «Это что касается собравшихся на собрании. Понятие просторности в собрании конечно же различается в зависимости от людей, их положений, времени и места. Ведь (просторное собрание) более приятно для находящегося в нём, и это позволяет ему (спокойно) встать или сесть. А также даёт ему возможность предоставить место тому, кто его заслуживает, оказав тем самым почёт и проявив щедрость».

Re: Из этикета (адабов) собрания | Шейх Раслян

Добавлено: 07 фев 2024, 20:25
abu Zarr
____________________

Уступить место тому, кто покинул его по нужде, затем вернулся обратно



Если человек встал со своего места по нужде, затем вернулся, то он более других заслуживает сидеть на данном месте. Согласно словам Пророка ﷺ: «Если человек встанет со своего места, затем вернётся к нему, то он будет иметь на него преимущественное право». Этот хадис привёл Муслим в своём сборнике "ас-Сахих".
Что касается понимания данного хадиса: Имам ан-Науауи (да будет милостив к нему Аллах) писал: «Наши сторонники – т.е. шафи'иты - говорили: "В данном хадисе речь идёт о том, кто сел в мечети или другом месте, например, чтобы совершить намаз, затем он покинул своё место, с намерением вернуться. Например, для того, чтобы совершить омовение, или закончить какое-то дело, дабы вернуться (и сесть обратно). То данное его действие не лишает его права первообладания тем местом, на котором он сидел, более того, более того, если он вернулся на своё место, то он имеет преимущественное право на совершение молитвы в нём. И если кто-либо занял его место (во время его отсутствия), то он имеет право поднять (попросить встать) его с этого места, а занявшему это место, необходимо уступить ему, следуя упомянутому Хадису". Это более правильное мнение среди сторонников (учёных) нашего (шафи'итского) мазхаба. Согласно которому, тот, кто занял место, ему необходимо освободить его, если вернулся тот, кто сидел на нём ранее. Он обязан уступить ему это место. То есть, если он не уступит его, то будет считаться грешником, который совершил запретное. Ему необходимо освободить это место, если вернулся тот, кто сидел там изначально. Некоторые учёные считали, что (уступать место в таком случае) лишь желательное (мустахабб) действие. Это было мнением мазхаба имама Малика. Однако более правильным мнением считается первое, а именно - что это обязательно (уаджиб)».
Сказал ан-Науауи (да будет милостив к нему Аллах): «Сторонники нашего (шафи'итского мазхаба) говорили: «И нет разницы, покидая своё место, оставил он после себя молитвенный коврик или что-то подобное, или не оставил ничего, в любом случае он имеет на это место преимущественное право». Учёные нашего (мазхаба) говорили: «Однако он имеет право на это место лишь в совершении именно той молитвы, ради которой он занял это место, а не для всех последующих молитв, и Аллаху обо всём этом ведомо лучше».

Если же собрание состоит лишь из трёх человек, то двоим из них не дозволено разговаривать друг с другом без участия третьего. Согласно словам Пророка ﷺ: «Если (в собрании) вас будет трое, пусть двое (из вас) не перешёптываются втайне от третьего». Хадис передали аль-Бухари и Муслим в своих сборниках "ас-Сахих".
Это постановление (хукм) также касается перешептывания троих, втайне от четвертого, или пятерых втайне от шестого и тд. Всё это – запрещено (харам)!!
Так как суть состоит в том, чтобы собеседник не оставался один. Также запрет касается общения на языке, который не понимает третий, или же переписки между двумя, втайне от третьего. Всё это подпадает под запретное перешёптывание, (как мы уже указывали на это).
И это относится к этикету (адабам) нахождения в собрании. Более того, это из обязательных правил этикета в собрании! Так как противоречие этим этикетам, правилам является запретным (харам), как было сказано ранее.

Re: Из этикета (адабов) собрания | Шейх Раслян

Добавлено: 07 фев 2024, 20:27
abu Zarr
____________________

Запрет подслушивать чужие разговоры



Из этикета собраний: Запрет на подслушивание чужих разговоров без их разрешения

Передаётся от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) что Пророк ﷺ сказал: «Тому, кто подслушивал разговор каких-нибудь людей, в то время как они не желали этого, или отходили от него, т.е. они не желали, чтобы он слышал о чём они разговаривают, нальют в уши расплавленный свинец в Судный день». Хадис передал аль-Бухари в своём сборнике

Re: Из этикета (адабов) собрания | Шейх Раслян

Добавлено: 07 фев 2024, 20:35
abu Zarr
____________________

Смена места при ощущении сонливости...



Из этикета собраний: Смена места при ощущении сонливости

Передаётся от ибн ‘Умара (да будет доволен ими Аллах) который сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Если кого-то из вас одолеет дремота в то время, как он находится в мечети, пусть пересядет со своего места на другое»». Хадис привёл Абу Дауд, ат-Тирмизи и достоверность его подтвердил шейх аль-Альбани.
Таков величайший пророческий этикет, адресованный тем, кто спит (засыпает) во время собраний знания и не только. Если одного из них, находясь в мечети, станет одолевать дремота, то пусть пересядет со своего места на другое. Приказ поменять место – это приказ от Посланника Аллаха ﷺ в этом достоверном хадисе, который передал Абу Дауд, ат-Тирмизи, и достоверность которого подтвердил шейх аль-Альбани.

Также из этикета собраний: Сторониться сидеть возле дорог, по которым проходят люди. Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, что (однажды) Пророк ﷺ, сказал: «Ни в коем случае не следует вам сидеть на дорогах!» Люди сказали: «Но мы вынуждены (делать это), собраться и побеседовать (друг с другом)!» Тогда Пророк ﷺ ответил: «Если уж вам непременно нужно собираться (там), то соблюдайте права (правила) этой дороги!» Тогда они вновь спросили: «А что значит соблюдать права этой дороги?» На что Он ответил: «(Это значит) потуплять взоры, (никому) не причинять вреда, отвечать на приветствия, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого». Данный хадис передали аль-Бухари и Муслим в своих сборниках "ас-Сахих".
Таков этикет сидения возле дорог: «Если уж вам непременно нужно собираться (там), то соблюдайте права этой дороги!» (Люди) спросили: «А что значит соблюдать права (правила) данной дороги?» Он ответил: «(Это значит) потуплять взоры, (никому) не причинять вреда, отвечать на приветствия, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого».

Если мусульманин увидел собрание знаний, как ему следует поступить?
Передают со слов Абу Уакида аль-Лейсий (да будет доволен им Аллах), что (однажды) когда Посланник Аллаха ﷺ сидел в мечети вместе с людьми, (туда) пришли три человека: двое из них подошли к Посланнику Аллаха ﷺ, а один удалился. Абу Уакид (да будет доволен им Аллах) сказал: "(Эти) двое постояли около Посланника Аллаха ﷺ, что касается одного из них, то он увидел свободное место в кругу (сидевших людей) и сел там, другой же сел позади них, что же касается третьего, то он ушёл. И когда Посланник Аллаха ﷺ закончил говорить (с людьми), то сказал: «Не сообщить ли вам об этих троих? Что касается одного из них, то он искал (милости) у Аллаха, и Аллах предоставил ему милость, что касается другого, то он постеснялся (расталкивать людей) и Аллах постеснялся подвергнуть его наказанию, что касается третьего, он отвернулся, и Аллах отвернулся от него»". Хадис передали аль-Бухари и Муслим.

«Собрания не разглашают»!! Из числа этикета, к которому многие сегодня небрежны, это то, что передаётся со слов Пророка ﷺ, который сказал: «Услышанное на собраниях не разглашается». Необходимо сохранять секреты собрания, исходя из слов Пророка ﷺ: «Если человек будет что-то рассказывать и при этом смотреть по сторонам, то сказанное им становится аманатом (вверенным на хранение)». Хадис передал Абу Дауд, ат-Тирмизи, и его упомянул шейх Альбани в «ас-Сильсиляту ас-сахиха», также посчитав хорошим (хасан) иснад данного Хадиса: «Собрания не разглашают».
Как говорят: «Сердца благородных – хранилище секретов».
Это относится к пророческому этикету, связанному с собранием, который нарушает большинство людей, можно даже сказать, что все люди нарушают этот этикет, кроме тех, кого помиловал Твой Господь. Сегодня ты видишь, как некоторые шпионским образом стараются записать слова говорящего, или сфотографировать его, зная, что он (об этом) не знает, и тому подобные «предательства», которые исходят не иначе кроме как от того, у кого есть недостаток в его религии.
«Собрания не разглашаются»!!!
Большинство людей сегодня небрежны к этому этикету. Посланник Аллаха ﷺ говорит: «Собрания не разглашаются». Необходимо хранить секреты собрания, из-за слов пророка ﷺ: «Если человек будет что-то рассказывать и при этом смотреть по сторонам, то сказанное им становится аманатом». Как говорится: «Сердца благородных – хранилище секретов». То есть, даже если бы это веление не было бы из религии, то оно относилось бы к порядочности, к которой побуждает религия, и это из качеств достойных мужчин.
«Сердца благородных – хранилище секретов».

Re: Из этикета (адабов) собрания | Шейх Раслян

Добавлено: 07 фев 2024, 20:45
abu Zarr
____________________

Запрещено вставать, встречая пришедшего, с умыслом возвеличить его



Из этикета во время собраний относится: Недозволенность вставать, встречая пришедшего, с умыслом возвеличить его. Это запрещено Шариатом. Тем более, если тот, ради кого встают, любит, чтобы так поступали по отношению к нему. И в этом вопросе есть детали (разделение).
Итак "Вставание" имеет 3 положения:
(Первое): Вставание дозволенное. Когда встаёт человек к кому-то, направляясь к нему, имея определённый умысел. Как, например, встать, встречая путника, вернувшегося с пути, чтобы обнять его и поприветствовать. Можно ли встать для этого? Да, можно для этого встать.
Или, например, когда жена встаёт для того, чтобы услужить ему. Или, когда человек встаёт, встречая своего гостя, чтобы помочь ему спустится с его средства передвижения. Или, чтобы помочь ему сесть, или помочь ему с его поклажей, которая тяготит его. Или, например, когда человек встаёт, чтобы помочь тому, кто пострадал (упал и т.п.), чтобы поднять его и т.д. И подобное этому, то есть всё, что относится к этикету взаимоотношений и взаимопомощи.
И из доказательств на дозволенность такого вставания указывает Хадис 'Аишы (да будет доволен ею Аллах), в котором рассказывается о том, как племя Курэйза приняли постановление Са'да ибн Му'аза (да будет доволен им Аллах). Там рассказывается, что Посланник Аллаха ﷺ послал за Са'дом ибн Му'азом, которого доставили к него на осле, с седлом из пальмовых волокон. Он был посажен верхом на этого осла и его соплеменники подгоняли его (вели к Пророку). И когда его увидел Посланник Аллаха ﷺ, то сказал: "Встаньте, встретьте вашего господина и помогите ему слезть". Тогда 'Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: "Наш господин - это Аллах!" Посланник Аллаха ﷺ приказал помочь ему слезть, и они помогли ему. Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
Также из того, что указывает на дозволенность такого вставания - это то, когда Пророк ﷺ встал навстречу своей дочери Фатыме (да будет доволен ею Аллах), которая зашла к нему. Также то, когда вставала она (да будет доволен ею Аллах), встречая своего отца ﷺ, который заходил к ней. 'Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что когда Фатыма (да будет доволен ею Аллах) заходила к Посланнику Аллаха ﷺ, то он вставал к ней навстречу, брал её за руку, целовал и усаживал рядом с собой (или на приготовленное место). То же самое было, когда он ﷺ заходил к ней (да будет доволен ею Аллах), она вставала навстречу ему, брала его за руку, целовала его и усаживала рядом (или на приготовленное место). Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи. Достоверность его подтвердил шейх аль-Альбани в "Сахих сунан Аби Дауд" и др.
Это то, что касается дозволенного вставания (перед человеком). И это первое положение из видов вставания.
Второе положение: Это порицаемое вставание (перед человеком). Кто человек встаёт перед другим, возвеличивая его, почитая, восхваляя, стараясь выполнить его волю, позаботиться о нём. Как, например, когда встают перед тем, чей нрав является благородным, НО он не любит, чтобы перед ним вставали. И такое вставание будет порицаемым, как для того, кто встаёт, так и для того, перед кем встают. На это указывает хадис Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: "Для сподвижников не было человека, более желанного их взору, чем Посланник Аллаха ﷺ. Но, когда они видели его, то НЕ вставали перед ним, зная, что ему ненавистно это". Это хадис привёл аль-Бухари в "Адабу аль-муфрад", также ат-Тирмизи. Достоверность его подтвердил шейх аль-Альбани. Причина порицаемости данного вставания в том, что это действие может стать искушением для того, перед кем встают. Так как Пророк ﷺ, который был защищён от искушений Шайтана, порицал, когда вставали перед ним. Тем более это должно быть порицаемо тем, кто не имеет подобной защищённости, опасаясь искушения для себя. Также другой причиной может быть то, что данное действие может быть уподоблением (немусульманам). А также, чтобы закрыть двери к возможным надменным действиям тиранов.
Третий вид: Это запретное вставание. Подобно вставанию с возвеличиванием и восхвалением, как прошлое. С разницей в том, что тот, перед встают, желает этого и ожидает. До такой степени, что они не садятся, пока не сядет он. И, если они не встанут должным образом, то это гневит его и это воспринимается как унижение, которое бьёт по его высокомерию и надменности. Такой вид вставания считается запретным (харам) для того, перед кем встают, и порицаемым (макрух) для того, кто встаёт! Доводом этому являются слова Посланника Аллаха ﷺ, который сказал: "Кому доставляет удовольствие, когда перед ним встают, тот пусть приготовит себе место в Аду!" Этот хадис привёл имам Ахмад с достоверным иснадом. И у данного хадиса есть предыстория... Абу Миджля рассказывал, что однажды, когда Му'ауия вышел, люди встали перед ним, тогда он упомянул данный Хадис.
Такое вставание осуждал имам Малик (да будет милостив к нему Аллах) и группа учёных. Аль-Къарафий передал что имама Малика (да будет милостив к нему Аллах) спросили относительно женщины, которая, при встрече своего мужа проявляет учтивость, помогает снять ему одежду, обувь и продолжает стоять пока не сядет муж... На что он ответил: "Всё это прекрасно, кроме того, что она стоит, пока не сядет муж. Это из деяний тиранов!"
И иногда люди ждут такого человека, а когда он появляется, сразу же встают перед ним.
Но это не относиться к велениям Ислама!!
Подобным образом поступили с 'Умаром ибн 'Абдиль-'Азизом (да будет милостив к нему Аллах), и это было в первый день его правления. Тогда он вышел к людям и, порицая их слова: "Если ты встанешь, то мы встанем, и если сядешь - мы сядем", сказал: "Но ведь поистине, люди встают (должны вставать) только перед Господом миров!!" Здесь заканчиваются слова имама аль-Къарафий.
И разница между тем, чтобы вставать "к" человеку и вставать "перед" человеком, является явной. Встаёшь ты "к" человеку или встаёшь "перед" человеком, разницы здесь явная. Первое вставание ("к") указывает на направление, на стремление что-то сделать, (помочь, поприветствовать и т.п.). Как в словах Всевышнего: "Если вы встаёте на молитву".
В то время как вставание "перед" человеком (ради него) указывает на внимание именно к его личности, на необходимость проявить трепетность перед ним и спешку в этом деле. Так, что такое вставание становится обязательным. Также к вставаниям (или стояниям), кот. запрещены Шариатом, относится стояние перед разного рода предметами: такими как идолы, истуканы, памятники, со всеми их разновидностями и разнообразием. Под данный запрет подпадает как высеченное изображение живого существа, как, например, истукан (памятник). Так и неживых существ. Как, например, стояние перед крестом или монументом (стелой), перед "вечным" огнём или знаменем (вымпелом), орудием или мавзолеем и т.п. Нет разницы, будет такое стояние сопровождаться каким-то приветствием или воспеванием (гимном) или же чтением Корана, или же возложением цветов и венков. Или же будет это стояние сопровождаться молчанием, одну минуту или несколько. В любом случае, такое стояние будет считаться проявлением язычества, которое нарушением заповедь Единобожия!