Можно ли спать на животе?
Добавлено: 30 авг 2016, 23:50
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Можно ли спать на животе?
О том, что спать на животе является, как минимум, порицаемым действием, говорил шейх Ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах). Его спросили: «Является ли лежание на животе запретным или же порицаемым?»
Шейх ответил: «Относительно лежания на животе имеются некоторые хадисы, которые указывают на порицаемость этого деяния, и на то, что в этом действии содержится уподобление обитателям Ада. Поэтому не следует лежать на животе. Однако, что касается запрета, то это требует рассмотрения. Но как минимум это порицаемо, так как в этом действии уподобление обитателям Огня, которых потащут в Огонь, волоча их лицами (и животами) по полу, да упасёт нас Аллах! Поэтому верующий обязан остерегаться уподобления им и сторониться этого!» (ссылка: http://www.binbaz.org.sa/noor/468)
Также шейха Ибн База (да будет милостив к нему Аллах) спросили: «Мне сказали, что сон на животе является запрещённым, действительно ли это так? И если это так, то что мне делать, ибо я не могу нормально выспаться, кроме как если буду спать на животе?»
Шейх ответил: «От Пророка ﷺ передаётся, что он, увидев некоторых своих сподвижников, которые спали на животе, разбудил их и сказал:
إن هذه ضجعة يبغضها الله «Поистине Аллах ненавидит такое положение лёжа!» А в другой версии говорится:
إنها ضجعة أهل النار
«Поистине такое лежание является лежанием обитателей Огня». Это указывает на то, что такое положение лёжа является порицаемым и нужно оставить его, кроме как если есть крайняя необходимость (прибегнуть к нему), как например боль (в спине или болезнь), по причине которой человек нуждается в такой позе. А если такой необходимости нет, то нужно оставить такое лежание. Как минимум такая поза является порицаемой, согласно словам Пророка ﷺ, который сказал: «Поистине Аллах ненавидит такое положение лёжа!»
Поэтому такое лежание следует оставить, ибо как минимум оно порицаемо. Более того, внешний смысл хадисов указывает на запрет такой позы. Поэтому верующие мужчины и женщины должны оставить такую позу, и прибегать к ней, только при крайней необходимости, без каких-либо ухищрений! Да благословит вас Аллах» (ссылка: http://www.binbaz.org.sa/noor/11019)
Что касается учёных, которые подтвердили достоверность хадисов о запрете сна на животе, то из них были: Имам Ибн Хиббан, имам аль-Хаким, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, имам ан-Науауи, Ибн Касир, Ибн Хаджар, имам Ибн Муфлих, хафиз аль-Хайсами, имам аль-Бахути, аз-Захаби, имам ас-Суюты, имам аль-Мунауи, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад, Шу’айб аль-Арнаут, и др. См. “аль-Ахкам ас-сугъра” 830, «аль-Маджму’» 4/477, “Хидаяту ар-рууат” 4/342, «Кашшаф аль-къина’и» 2/396, “Маджма’у аз-зауаид” 8/101, “аль-Адабу аш-шар’ия” 3/237, “Файду аль-Къадиир” 3/461, “аль-Мишкат” 4/342, “Тахкыкъ аль-муснад” 15/186, “Сахих аль-мауарид” 2/257, “Сахих ат-таргъиб” 3079, 3080, «Сахих аль-джами’» 2270, 2271.