Сообщение minhadj » 03 июн 2015, 09:42
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Достаточно ли совершения полного омовения (гъусля) от осквернения, не совершая малого омовения (вуду)?
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если человек обольет водой все тело, без совершения малого омовения, то этого ему будет достаточно и для малого омовения, поскольку Всевышний Аллах сказал в отношении того, кто находится в состоянии осквернения, лишь упомянул, чтобы он очистился. При этом Всевышний не сказал, что следует совершить малое омовение. Разумеется, если человек прикоснется к своему половому органу во время совершения полного омовения, тогда как мы придерживаемся того мнения, что прикосновение к своему половому органу обязывает совершить малое омовение, то здесь мы говорим: «Во время полного омовения произошло то, что нарушает малое омовение, поэтому для него является обязательным совершить малое омовение». А что касается того мнения, что прикосновение к своему половому органу не нарушает омовение, кроме как если это будет с вожделением, то это (прикосновение) не навредит человеку, если он прикоснется к нему во время совершения полного омовения. Это мнение является более правильным» (См.: «Шарх Бугулуль-Марам» 1\335).
Однако выше упомянутое будет достаточным лишь тогда, когда полное омовение (гъусль) совершается при очищении от осквернения (джанабы), как, например, после полового акта, поллюции, а также когда полное омовение совершается после месячных (хайда) и послеродового кровотечения (нифаса).
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Что касается гъусля при джанабе, хайде или нифасе, при которых человек намеревается совершить малое и большое омовение, то в этом случае большое омовение включает в себя и малое омовение, согласно словам Пророка (ﷺ): «Дела оцениваются по намерениям»».
Что касается пятничного гъусля или гъусля для прохлады и прочего, то он не достаточен для малого омовения.
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Что касается желательного гъусля, как например, пятничный (джуму’а) или для прохлады, то его недостаточно для малого омовения. Напротив, необходимо совершить малое омовение до гъусля или после, исходя из слов Пророка (ﷺ): «Аллах не примет молитву от кого-либо из вас, кто испортил свое омовение, пока он не совершит омовение»» (См. «http://www.binbaz.org.sa/mat/2313»).
Однако для того, кто осквернился, является сунной, чтобы он совершил малое омовение, затем совершил гъусль, дабы последовать в этом за Пророком (ﷺ), как говорил шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах), что описано в выше приведенной ссылке.
Что является обязательным при совершении полного омовения (гъусля)?
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Обязательным при совершении полного омовения является обливание всего тела водой любым способом, независимо от того, начинает он с малого омовения, или с головы, или с боку или же с нижней части тела. Главное, чтобы вода попала на все участки тела.
Если спросит кто-нибудь: «А какой довод на то, что условием совершения полного омовения (от осквернения) является то, чтобы вода пролилась на все тело человека?», - то мы скажем: Благословенный и Всевышний Аллах сказал: «Если вы находитесь в состоянии осквернения, то очиститесь» (аль-Маида, 6). И Всевышний Аллах в этом аяте не упомянул с чего нужно начать …
Если же человек спросит: «Разве не поясняет действие Пророка (ﷺ) этот обобщенный аят?», – то мы ответим: Да, это было бы основательным доводом, если бы не пришла сунна с пояснением, что то описание полного омовения от осквернения, которое упомянула Аиша, не является обязательным действием. А эта сунна приходит в хадисе, который приводит имам аль-Бухари в повествовании о неком мужчине, который стоял в стороне от мусульман, не совершив вместе с ними молитву. После чего Пророк (ﷺ) спросил его об этом. На что он ответил: «Я осквернился, а воды нет». Пророк (ﷺ) сказал: «В таком случае тебе следует использовать чистую землю, и этого для тебя будет достаточно!» Затем, когда принесли воду, Пророк (ﷺ) дал сосуд с водой осквернившемуся и сказал ему: «Иди и облейся» (аль-Бухари, 351).
Пророк (ﷺ) не упомянул ему об образе полного омовения, о котором упоминается в хадисе от Аишы. И если бы это было обязательным, то Пророк (ﷺ) непременно описал бы это, поскольку этот вопрос нуждается в разъяснении» (См.: «Шарх Бугулуль-Марам» 1\334-335).
И в заключении воздаю хвалу Аллаху, Господу миров!