بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Дозволено ли просить у Аллаха терпения?
Вопрос: Достопочтенный Шейх, хадис, который приводит ат-Тирмизи в «аль-Джами’», где говорится, что Посланник Аллаха ﷺ проходил мимо одного человека и услышал, как тот просит Аллаха, говоря: «О Аллах, я прошу тебя терпения (ас-сабр)!» Тогда (Пророк ﷺ) сказал ему: «Тем самым ты попросил (у Господа) испытаний, трудностей, так попроси же теперь благополучия». Вопрос: Можно ли использовать в качестве довода этот хадис на недозволенность просить у Аллаха терпения? И как можно объединить это и аят, в котором Всевышний Аллах говорит:
رَبَّنَا أَفْرِغْ عَلَيْنَا صَبْرًا
«Господь наш пролей на нас терпение» (сура «аль-Бакъара», 250 и сура «аль-А’раф», 126).
Так же зная, что шейх аль-Альбани (да будет милостив к нему Аллах) назвал этот хадис слабым (да’ыйф)?
Ответ шейха Салиха ас-Сухэйми: «Хадис, как говорят в таких случаях: «Крепко установи трон, если занялся его гравировкой» (т.е. прежде чем начать диспут, удостоверься в прочности своих доводов). Исходя из того, что этот хадис не является достоверным, и его иснад не надёжный, не следует тебе принимать его в расчёт, а следует опираться на аят. И если постигли тебя испытания и трудности (беды и несчастья), то проси у Аллаха терпения, а если постигло тебя что-то из благого, то проси быть благодарным. Но при этом не проси самих трудностей! Проси Аллаха терпения и благополучия. Если же постигло тебя испытания, проявляй терпение.
Как известно, признаком счастливого бытия для верующего являются три вещи: Если наделён он милостью, то он благодарит за это (Господа), если испытан – то терпит, если совершил грех – просит прощения. И не подразумевается здесь, (что когда ты просишь терпения), то желаешь для себя испытаний и невзгод, чтобы потом терпеть это всё, или чтобы проверить себя… И как сказал Пророк ﷺ: «Не желай встречи с врагом, однако если ты встретился с ним, то есть два исхода: либо победа, либо мученическая смерть!» Однако может произойти всё что угодно, человек может не стерпеть, покинуть поле боя и т.п. Поэтому ты не желай встречи с врагом, не желай (для себя) зла, не желая испытаний и бедствий. Однако проси своего Господа, чтобы Он укрепил тебя словом крепким, как в этом мире, так и в мире вечном (в Судный День), и чтобы Он наделил тебя благодарностью тогда, когда постигает тебя милость, и терпением – когда постигает тебя трудность и испытание».