بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Что следует сделать мусульманину, когда он желает сесть в собрании?
Упоминание некоторых общих норм этикета
Воистину, религия Ислам – это полноценная религия. Она совершенна в своих вероубеждениях, совершенна в своих Законах, совершенна в разъяснении благих качеств (нравов) возложенных на человека. Она полноценна абсолютно во всём. Как об этом сообщил Всевышний Аллах, ниспослав нашему Пророку ﷺ аят, во время его прощального Хаджа, сказав: «Сегодня Я сделал полной (завершил) для вас вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и доволен для вас Исламом в качестве религии» (сура «аль-Маида», 3).
И нормы поведения (адабов), которые разъяснил Всевышний Аллах, а также Его Посланник ﷺ - многочисленны. Мусульманин должен устремиться к их изучению и воплощению их в жизнь. Среди них есть обязательные нормы, и есть желательные.
К числу некоторых из них относятся нормы поведения (адабы), связанные с собранием.
Жизнь мусульманина полностью подчинена великой религии Ислам, выполнением её приказов и запретов. Религия Ислам охватывает все аспекты жизни человека, даже те, что связаны с манерой его сидения на собраниях, а также формой поведения в самом собрании с его братьями. И мусульманину необходимо придерживаться этих норм поведения, как во время появления на собрании, так и в во время нахождения в них.
Если он решил присоединиться к собранию, то в начале ему необходимо поприветствовать собравшихся салямом (миром). Затем сеть есть там, где есть место (с краю), а также не поднимать кого-либо с его места, дабы сесть туда самому.
Также не следует садиться между двумя людьми, кроме как с их разрешения. Согласно словам Пророка ﷺ: «Не следует одному человеку поднимать другого с его места, чтобы потом занять его место. Однако садитесь пошире и давайте место другим». Хадис привёл имам Муслим в своём сборнике (ас-Сахих).
Ибн Умару (да будет доволен им Аллах), когда кто-то уступал ему место в собрании, то он не садился на это место.
Джабир бин Самура (да будет доволен им Аллах) говорил: «Когда мы сидели вместе с Пророком ﷺ, то каждый садился там, где было место в собрании (с краю)». Хадис привёл Абу Дауд, ат-Тирмизи и другие. Достоверность его подтвердил шейх аль-Альбани.
И это согласно словам Пророка ﷺ, который сказал: «Никому не позволено садиться между двумя (людьми), кроме как с их разрешения». Хадис привел ат-Тирмизи. Достоверность его подтвердил шейх аль-Альбани.
И если кто-либо встал со своего места, затем вернулся к нему, то он имеет на него преимущественное право. Согласно словам Пророка ﷺ: «Если кто-то встал со своего места, а затем вернулся к нему, то он имеет на него больше прав (чем кто-либо)». Хадис привёл имам Муслим в своём сборнике «ас-Сахих». И далее придёт более подробное разъяснение этому, если пожелает Милостивый, Дарующий милость.
Тому, кто желает сесть в собрании, необходимо соблюдать следующие нормы этикета:
Необходимо садиться со спокойствием и без спешки (с достоинством). Не следует скрещивать пальцы, играть со своей бородой или своим кольцом (перстнем), а также ковырять в зубах или носу. Не стоит часто сплёвывать или высмаркиваться, а также чихать или зевать.
Пусть присутствие мусульманина на собрании будет спокойным, без лишних движений. Пусть его речь будет упорядоченной и взвешенной. Если он желает что-то сказать, то пусть говорит по праву (благое), и не будет многословным. Пусть сторонится шуток и споров, и не высказывается о чём-то с восторгом, ни о своей семье, ни о детях, ни о своей профессии, ни о своих материальных или моральных (внутренних) достижениях.
А если рассказывает кто-то другой, то пусть выслушивает его внимательно, без проявления излишнего восхищения интереса к тому, что он слышит от собеседника. Ему не стоит прерывать говорящего или просить повторить сказанное ещё раз, ибо это доставит собеседнику неприятность.
И если мусульманин соблюдает данные нормы поведения (адабы), то пусть делает это по двум причинам:
Во-первых: дабы не доставлять неприятность братьям (и не обидеть их) своими нравами или поступками, так как причинять неприятности мусульманину – запрещено. (Как сказано в хадисе): «Мусульманин - это тот, от языка и рук которого находятся в безопасности другие мусульмане».
Во-вторых: дабы была между братьями любовь и дружба (согласие), так как Аллах приказал мусульманам быть во взаимной любви и согласии между собой, и побудил к этому.