بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
40 Хадисов имама ан-Науауи
Первый Хадис
От повелителя правоверных, Абу Хафсы ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), который говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّمَا الأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ وَإِنَّمَا لِكُلِّ امْرِئٍ مَا نَوَى فَمَنْ كَانَتْ هِجْرَتُهُ إِلَى اللهِ وَرَسُولِهِ فَهِجْرَتُهُ إِلَى اللهِ وَرَسُولِهِ وَمَنْ كَانَتْ هِجْرَتُهُ لِدُنْيَا يُصِيبُهَا أَوْ امْرَأَةٍ يَنْكِحُهَا فَهِجْرَتُهُ إِلَى مَا هَاجَرَ إِلَيْهِ
«Поистине дела оцениваются по намерениям, и каждому человеку достанется то, что он намеревался (обрести). Тот, кто совершил переселение ради Аллаха, следуя Его Посланнику, то его переселение будет ради Аллаха, следуя Его Посланнику. А тот, кто совершил переселение ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, то его переселение будет (лишь) к тому, к чему он намеревался переселиться»»(1).
(Имам ан-Науауи писал): «Этот хадис привели два имама (предводителя) мухаддисов: Абу ‘АбдиЛлях Мухаммад ибн Исма’иль ибн Ибрахим ибн Мугъийра ибн Бардизба аль-Бухарий, и Абу аль-Хусэйн Муслим ибн аль-Хаджадж ибн Муслим аль-Кушайрий ан-Найсабурий (да будет милостив к ним Аллах), в своих сборниках «ас-Сахих», которые считаются самыми достоверными книгами составленными людьми».
Второй Хадис
Также от ‘Умара (да будет доволен им Аллах), который сказал:
بَيْنَمَا نَحْنُ عِنْدَ رَسُولِ اللهِ ﷺ ذَاتَ يَوْمٍ، إِذْ طَلَعَ عَلَيْنَا رَجُلٌ شَدِيدُ بَيَاضِ الثِّيَابِ شَدِيدُ سَوَادِ الشَّعْرِ، لا يُرَى عَلَيْهِ أَثَرُ السَّفَرِ وَلا يَعْرِفُهُ مِنَّا أَحَدٌ، حَتَّى جَلَسَ إِلىَ النَّبِيِّ ﷺ فَأَسْنَدَ رُكْبَتَيْهِ إِلىَ رُكْبَتَيْهِ وَوَضَعَ كَفَّيْهِ عَلىَ فَخِذَيْهِ، وَقَالَ: يَا مُحَمَّدُ! أَخْبِرْنِي عَنْ الإِسْلاَمِ. فَقَالَ رَسُولُ اللهِ ﷺ: "الإِسْلاَمُ أَنْ تَشْهَدَ أَنْ لَا إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ، وَتُقِيمَ الصَّلاَةَ، وَتُؤْتِيَ الزَّكَاةَ، وَتَصُومَ رَمَضَانَ، وَتَحُجَّ البَيْتَ إِنِ اسْتَطَعْتَ إِلَيْهِ سَبِيلاً"، قَالَ: صَدَقْتَ. فَعَجِبْنَا لَهُ يَسْأَلُهُ وَيُصَدِّقُهُ. قَالَ: فَأَخْبِرْنِي عَنِ الإِيْمَانِ. قَالَ: "أَنْ تُؤْمِنَ بِاللهِ وَمَلاَئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ، وَتُؤْمِنَ بِالقَدَرِ خَيْرِهِ وَشَرِّهِ" قَالَ: صَدَقْتَ. قَالَ: فَأَخْبِرْنِي عَنِ الإِحْسَانِ. قَالَ: "أَنْ تَعْبُدَ اللهَ كَأَنَّكَ تَرَاهُ، فَإِنْ لَمْ تَكُنْ تَرَاهُ فَإِنَّهُ يَرَاكَ". قَالَ: فَأَخْبِرْنِي عَنِ السَّاعَةِ. قَالَ: "مَا المَسْؤُولُ عَنْهَا بِأَعْلَمَ مِنَ السَّائِلِ". قَالَ: فَأَخْبِرْنِي عَنْ أَمَارَاتِهَا. قَالَ: "أَنِ تَلِدَ الأَمَةُ رَبَّتَهَا، وَأَنْ تَرَى الحُفَاةَ العُرَاةَ العَالَةَ رِعَاءَ الشَّاءِ يَتَطَاوَلُونَ فِي البُنْيَانِ". ثُمَّ انْطَلَقَ، فَلَبِثْتُ مَلِيًّا، ثُمَّ قَالَ: "يَا عُمَرُ! أَتَدْرِي مَنِ السَّائِلُ؟" قُلْتُ: اللهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ. قَالَ: "فَإِنَّهُ جِبْرِيلُ أَتَاكُمْ يُعَلِّمُكُمْ دِيْنَكُمْ
«Однажды, когда мы находились рядом с Посланником Аллаха ﷺ, к нам подошёл человек, одежда которого была ярко белого цвета, а волосы - ярко чёрного. На нём не было следов пути и никто из нас не знал его. Он сел напротив Пророка ﷺ, прислонив свои колени к коленам (Пророка ﷺ) и положив свои руки (себе) на бёдра, и спросил, (обращаясь к Посланнику Аллаха): «О Мухаммад! Поведай мне об Исламе?»
Тогда Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Ислам – это когда ты засвидетельствуешь о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Аллаха ﷺ, станешь совершать молитву, выплачивать закят, соблюдать пост в месяц Рамадан, и совершишь Хадж к Дому (Аллаха, в Мекке), если у тебя будет возможность для совершения его».
(На что этот человек) сказал: «Ты правдив».
(И ‘Умар, да будет доволен им Аллах) говорит: «Мы удивились этому. Ведь он сам задаёт вопрос и сам же подтверждает правдивость ответа!»
Затем (этот человек) спросил: «Поведай мне о вере (об Имане)?»
Посланник Аллаха ﷺ ответил: «(Иман – это) когда ты уверуешь в Аллаха, в Его ангелов, Его книги, Его посланников, в Судный День, а также в предопределение как хорошего, так и плохого».
(Этот человек снова) сказал: «Ты правдив». Затем спросил: «А теперь поведай мне об Ихсане?»
Посланник Аллаха ﷺ ответил: «(Ихсан – это) когда ты будешь поклоняться Аллаху так, будто ты видишь его. А если же ты не сможешь достичь этого, то зная, что Он видит тебя».
Затем (он) спросил: «Поведай мне о (Судном) Часе?»
Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Тот, кого спрашивают о нём, не больше знает об этом чем спрашивающий».
(Тогда этот человек) спросил: «Поведай мне о его признаках?»
(Пророк ﷺ) ответил: «Когда рабыня родит свою госпожу, и когда ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут соревноваться друг с другом в постройке высотных домов».
А потом (этот человек) ушёл, и когда же прошло некоторое время, Посланник Аллаха ﷺ спросил: «О Умар, знаешь ли ты, кто был этот спрашивающий?»
Я сказал: «Аллах и Его Посланник знают об этом лучше».
(Тогда) он сказал: «Поистине это был Джибриль. Он пришёл к вам, чтобы научить вас вашей религии»»(2). Хадис приводит имам Муслим.
Третий Хадис
От Абу ‘АбдиРрахмана ‘АбдуЛлах ибн ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), который говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
بُنِيَ الإِسْلاَمُ عَلَى خَمْسٍ: شَهَادَةِ أَنْ لاَ إلَهَ إلَّا اللهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ، وَإِقَامِ الصَّلاَةِ، وَإِيْتَاءِ الزَّكَاةِ، وَحَجِّ البَيْتِ، وَصَوْمِ رَمَضَانَ
«Ислам строится (держится) на пяти (столпах): Свидетельстве о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, хадже к (заповедному) Дому и посте в месяц Рамадан»(3). Хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
Четвёртый Хадис
От Абу ‘АбдиРрахмана ‘АбдуЛлах ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Поведал нам Посланник Аллаха ﷺ, который является правдивейшим и передающим от правдивейшего (то есть от Джибриля, мир ему), сказав:
إِنَّ أَحَدَكُمْ يُجْمَعُ خَلْقُهُ فِي بَطْنِ أُمِّهِ أَرْبَعِينَ يَوْمًا نُطْفَةً، ثُمَّ يَكُونُ عَلَقَةً مِثْلَ ذَلِكَ، ثُمَّ يَكُونُ مُضْغَةً مِثْلَ ذَلِكَ، ثُمَّ يُرْسَلُ إِلَيْهِ المَلَكُ فَيَنْفُخُ فِيهِ الرُّوحَ وَيُؤْمَرُ بِأَرْبَعٍ كَلِمَاتٍ: بِكَتْبِ رِزْقِهِ وأَجَلِهِ وعَمَلِهِ وشَقِيٌّ أَمْ سَعِيدٌ، فَوَالَّذِي لاَ إلَهَ غَيْرُهُ إِنَّ أَحَدَكُمْ لَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ الجَنَّةِ حَتَّى مَا يَكُونُ بَيْنَهُ وبَيْنَها إِلَّا ذِرَاعٌ فَيَسْبِقُ عَلَيْهِ الكِتَابُ فَيَعْمَلُ بِعَمَلٍ أَهْلِ النَّارِ فَيَدْخُلُها، وإنَّ أَحَدَكُمْ لَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ النَّارِ حتَّى مَا يَكُونَ بَيْنَهُ وبَيْنَهَا إِلَّا ذِرَاعٌ فَيَسْبِقُ عَلَيهِ الكِتَابُ فَيَعْمَلُ بِعَمَلٍ أَهْلِ الجَنَّةِ فَيَدْخُلُهَا
«Поистине, каждый из вас формируется в утробе своей матери в течение сорока дней в виде капли, затем столько же он пребывает (там) в виде сгустка, затем столько же – в виде кусочка плоти (мяса). Затем к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу (дух), и которому приказано записать относительно (этой души) четыре вещи: удел, жизненный срок, деяния, а также то, счастливой она будет или несчастной. И я клянусь Тем, кроме Которого нет иного истинного божества, что поистине любой из вас может совершать дела обитателей Рая, пока между ним и Раем не останется расстояние с размером в локоть, и его настигнет предопределение, и он совершит деяние обитателей Ада и войдёт в этот Ад! Также, поистине любой из вас может совершать дела обитателей Ада, пока между ним и Адом не останется расстояние с размером в локоть, и его настигнет предопределение, и он совершит деяние обитателей Рая и войдёт в этот Рай!»» (4). Хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
Пятый Хадис
От матери правоверных – Умму ‘АбдиЛлях ‘Аишы (да будет доволен ею Аллах), которая сообщила о том, что: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ أَحْدَثَ فِي أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ، فَهُوَ رَدٌّ
«Если кто-то внесёт в (нашу религию), в наше дело то, на что к нему не относится, то это будет отвергнуто»(5).
В версии у имама Муслима говорится:
مَنْ عَمِلَ عَمَلاً لَيْسَ عَلَيْهِ أَمْرُنَا فَهُوَ رَدٌّ
«Если кто-то станет совершать деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто»(6).
Шестой Хадис
От Абу ‘АбдиЛлях ан-Ну’мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах), который говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ الحَلاَلَ بَيِّنٌ وَإِنَّ الحَرَامَ بَيِّنٌ وَبَيْنَهُمَا أُمُورٌ مُشْتَبِهَاتٌ لاَ يَعْلَمُهُنَّ كَثِيرٌ منَ النَّاسِ،
فَمَنْ اتَّقَى الشُّبُهَاتِ اسْتَبرَأَ لِدِيْنِهِ وَعِرْضِهِ، وَمَنْ وَقَعَ فِي الشُّبُهَاتِ وَقَعَ فِي الحَرَامِ، كَالرَّاعِي يَرْعَى حَوْلَ
الحِمَى يُوشِكُ أَنْ يَرْتَعَ فِيهِ، أَلَا وَإِنَّ لِكُلِّ مَلِكٍ حِمًى، أَلَا وَإِنَّ حِمَى اللهِ مَحَارِمُهُ، أَلَا وَإِنَّ فِي الجَسَدِ مُضْغَةً، إِذَا صَلَحَتْ صَلَحَ الجَسَدُ كُلُّهُ وَإِذَا فَسَدَتْ فَسَدَ الجَسَدُ كُلُّهُ أَلَا وَهِيَ القَلْبُ
«Поистине дозволенное (халяль) является ясным, и поистине запретное (харам) является ясным, а между ними находятся вещи (дела) неясные, о которых многие люди не знают. И тот, кто будет сторониться (остерегаться) этих сомнительных вещей (и дел), тот сможет сохранить свою религию и свою честь. А тот, кто станет совершать эти сомнительные деяния, тот впадёт в запретное, подобно пастуху, который пасёт своё стадо возле (границ) заповедного места и вот-вот оно перейдёт эти чужие границы. А ведь поистине у каждого владыки (царя) имеется заповедное (запретное для других) место. И поистине у Аллаха (Властелина всего сущего) имеется такое заповедное место – это Его запреты. И поистине в теле человека есть кусок плоти, который если будет благим, исправится, то будет благим и исправится все остальное тело, а если испортится, то и испортится всё остальное тело. И поистине этот (кусок плоти) – это сердце»»(7). Хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
Седьмой Хадис
От Абу Рукъайа Тамима ибн Аус ад-Дарий (да будет доволен им Аллах), который сообщил о том, что Пророк ﷺ сказал:
الدِّينُ النَّصِيحَةُ، قَالُوا: لِمَنْ؟ قَالَ: للهِ وَلِكِتَابِهِ وَلِرَسُولِهِ وَلأَئِمَّةِ المُسْلِمِينَ وَعَامَّتِهِمْ
«Религия – это искреннее отношение». Затем мы спросили: «По отношении к кому?» На что он - ﷺ - ответил: «По отношению к Аллаху, Его Книге, Его Посланнику, правителям мусульман и к простым людям»(8). Хадис приводит Муслим.
Восьмой Хадис
От Абу ‘АбдиРрахмана АбдуЛлах ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), который сообщил о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أُمِرْتُ أَنْ أُقَاتِلَ النَّاسَ حَتَّى يَشْهَدُوا أَنْ لاَ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ، وَيُقِيمُوا الصَّلاَةَ، وَيُؤتُوا الزَّكَاةَ، فَإِذَا فَعَلُوا ذَلِكَ عَصَمُوا مِنِّي دِمَاءَهُمْ وَأَمْوَالَهُمْ إِلاَّ بِحَقِّ الإِسْلاَمِ، وَحِسَابُهُمْ عَلَى اللهِ
«Мне было приказано сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет истинного (достойного поклонения) божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, и пока не станут выстаивать (пятикратную) молитву, выплачивать Закят. Если же они выполнят всё это, то защитят от меня свои жизни и своё имущество, если только (они не лишаться этого) по праву Ислама, а расчёт их (за их деяния) у Всевышнего Аллаха»(9). Хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
Девятый Хадис
От Абу Хурэйры – АбдуРрахмана Ибн Сахр (да будет доволен им Аллах), который говорил: «Я слышал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا نَهَيْتُكُمْ عَنْهُ فَاجْتَنِبُوهُ وَمَا أَمَرْتُكُمْ بِهِ فَأْتُوا مِنْهُ مَا اسْتَطَعْتُمْ فَإِنَّمَا أَهْلَكَ الذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ كَثْرَةُ مَسَائِلِهِمْ، وَاخْتِلاَفُهُمْ عَلَى أَنْبِيَائِهِمْ
«Сторонитесь (избегайте) того, что я запретил вам, а то, что я приказал вам, выполняйте по мере своих сил! Ибо, поистине, те (народы), которые жили до вас, погубило множество задаваемых ими вопросов и их разногласия с их Пророками»(10). Хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
Десятый Хадис
От Абу Хурэйры (да будет доволен им Аллах), который сообщил о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إنَّ اللهَ طيِّبٌ لَا يَقْبَلُ إِلاَّ طيِّبًا، وَإِنَّ اللهَ أَمَرَ المُؤْمِنِينَ بِمَا أَمَرَ بِهِ المُرْسَلِينَ، فَقَالَ تَعَالَى: (يَا أَيُّهَا الرُّسُلُ كُلُوا مِنَ الطَّيِّبَاتِ وَاعْمَلُوا صَالِحًا إِنِّي بِمَا تَعْمَلُونَ عَلِيمٌ) [المؤمنون: 51]، وَقَالَ تَعَالَى: (يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُلُوا مِنْ طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ) [البقرة: 172]. ثُمَّ ذَكَرَ الرَّجُلَ يُطِيلُ السَّفرَ، أَشْعَثَ أَغبَرَ، يَمُدُّ يَدَيْهِ إِلَى السَّمَاءِ: يَا رَبِّ! يَا رَبِّ! وَمَطْعَمُهُ حَرَامٌ، وَمَشْرَبُهُ حَرَامٌ، وَمَلْبَسُهُ حَرَامٌ، وَغُذِيَ بِالحَرَامِ، فَأَنَّى يُسْتَجَابُ لِذَلِكَ!؟
«Поистине Аллах – Он Благой(11), и Он не принимает ничего, кроме благого. И поистине Аллах приказал верующим то же, что Он приказал и посланникам. Так Он обратился к ним, сказав: «О посланники! Ешьте благую пищу и совершайте праведные дела!» (12) Он также сказал: «Вкушайте благую пищу, которой Мы наделили вас!»(13)» Затем он (Посланник Аллаха ﷺ) упомянул человека, который долго находился в пути и его тело (и одежду) были покрыты пылью, а волосы были растрёпаны, и он возвёл свои руки к небу, моля (Всевышнего) и говоря: «О мой Господь! О мой Господь!» Однако еда его была из запретного, питьё – из запретного, одежда – из запретного, и вскормлен он был на запретном! Так как же (на мольбу его) буден ему дан ответ?!»(14) Хадис приводит Муслим.
Одиннадцатый Хадис
От Абу Мухаммада аль-Хасана ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах) - внука Посланника Аллаха ﷺ и его благоуханного цветка (этого мира)(15) (да будет доволен ими Аллах), который сказал: «Я запомнил слова Посланника Аллаха ﷺ, который говорил:
دَعْ مَا يُرِيُبكَ إِلَى مَا لاَ يُرِيُبكَ
«Оставь то, что внушает тебе сомнение, и устремись к тому, что сомнений у тебя не вызывает»»(16). Хадис приводят ат-Тирмизи и ан-Насаи. Ат-Тирмизи сказал: «Этот хадис хасан сахих»(17).
Двенадцатый Хадис
От Абу Хурэйры (да будет доволен им Аллах), который сообщил о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مِنْ حُسْنِ إِسْلَامِ المَرْءِ تَرْكُهُ مَا لَا يَعْنِيهِ
«Признаком хорошего Ислама (религиозности) человека – оставление того, что его не касается»(18). Хадис имеет хорошую степень (хасан). Приводит его ат-Тирмизи и другие.
Тринадцатый Хадис
От Абу Хамзы Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) - слуги Посланника Аллаха ﷺ, который сообщил о том, что Пророк ﷺ сказал:
لا يُؤمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُحِبَّ لِأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ
«Не уверует из вас (полной верой) никто до тех пор, пока не будет желать для своего брата того же, что желает для самого себя»(19). Хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
Четырнадцатый Хадис
От ‘АбдуЛлах ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), который сообщил о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا يَحِلُّ دَمُ امْرِئٍ مُسْلِمٍ إِلَّا بِإِحْدَى ثَلَاثٍ: الثَّيِّبُ الزَّانِي، وَالنَّفْسُ بِالنَّفْسِ، وَالتَّارِكُ لِدِينِهِ المُفَارِقُ لِلْجَمَاعَةِ
«Жизнь мусульманина (его кровь) является запретной, и дозволяется только у трёх категорий: прелюбодея, который состоял или состоит в законном (шариатском) браке, убийцы, относительно которого требуют соответствующего возмездия (аль-къасас), и вероотступника, оставившего религию и выступившего против общины»(20). Хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
Пятнадцатый Хадис
От Абу Хурэйры (да будет доволен им Аллах), который сообщил о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللهِ وَاليَوْمِ الآخِرِ فَلْيَقُلْ خَيْرًا أَوْ لِيَصْمُتْ، وَمَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللهِ وَاليَوْمِ الآخِرِ فَلْيُكْرِمْ جَارَهُ، وَمَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللهِ وَاليَوْمِ الآخِرِ فَلْيُكْرِمْ ضَيْفَهُ
«Тот, кто верует в Аллаха и Судный День, пусть говорит благое или молчит! Также тот, кто верует в Аллаха и Судный День, пусть проявляет почтение и щедрость к своему соседу! Также тот, кто верует в Аллаха и Судный День, пусть проявляет почтение и щедрость своему гостю!»(21) Хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
Шестнадцатый Хадис
От Абу Хурэйры (да будет доволен им Аллах), который рассказал о человеке, который обратился к Пророку ﷺ, сказав: ««Дай мне наставление?» На что (Посланник Аллаха) ему ответил:
لَا تَغْضَبْ
«Не гневайся!» После чего человек несколько раз повторил свою просьбу, и каждый раз (Посланник Аллаха ﷺ) отвечал на неё словами: «Не гневайся!»»(22) Хадис приводит аль-Бухари.
Семнадцатый Хадис
От Абу Я’ля Шаддада ибн Ауса (да будет доволен им Аллах), который сообщил о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إنَّ اللهَ كَتَبَ الإِحْسَانَ عَلَى كُلِّ شَيٍء، فَإِذَا قَتَلْتُمْ فَأَحْسِنُوا القِتْلَةَ، وَإِذَا ذَبَحْتُمْ فَأَحْسِنُوا الذِّبْحَةَ، وَلْيُحِدَّ أَحَدُكُمْ شَفْرَتَهُ، وَلْيُرِحْ ذَبِيحَتَهُ
«Поистине Аллах предписал благочестие и благонравие в любом деле! Если вы придётся убивать, то делайте это наилучшим образом, и если вам придётся приносить в жертву животное, то делайте это наилучшим образом! И пусть каждый из вас хорошо наточит свой нож, дабы жертвенное животное не испытывало мучений!»(23) Хадис приводит Муслим.
Восемнадцатый Хадис
От Абу Зарра Джундуба ибн Джунада и Абу АбдиРрахмана Му’аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах), которые сообщили о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
اتَّقِ اللهَ حَيْثُمَا كُنْتَ، وَأَتْبِعِ السَّيِّئَةَ الحَسَنَةَ تَمْحُهَا، وَخَالِقِ النَّاسَ بِخُلُقٍ حَسَنٍ
«Бойся Аллаха, где бы ты ни был! И вслед за дурным делом совершай благое деяние, которое сотрёт его! И придерживайся благочестия и благонравия в отношении с людьми!»(24) Хадис приводят ат-Тирмизи, который сказал: «Этот хадис хасан». В других сборникам (ат-Тирмизи) писал: «Хадис хасан и сахих»(25).
Девятнадцатый Хадис
От Абу аль-‘Аббаса ‘АбдуЛлах ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), который сказал: «В один из дней я находился позади Посланника Аллаха ﷺ, и он сказал мне:
يَا غُلاَمُ، إِنِّي أُعَلِّمُكَ كَلِمَاتٍ: احْفَظِ اللهَ يَحْفَظْكَ، احْفَظِ اللهَ تَجِدْهُ تُجَاهَكَ، إِذَا سَأَلْتَ فَاسْألِ اللهَ، وَإِذَا اسْتَعِنْتَ فَاسْتَعِنْ بِاللهِ، وَاعْلَمْ أَنَّ الأُمَّةَ لَوْ اجْتَمَعَتْ عَلَى أَنْ يَنْفَعُوكَ بِشَيْءٍ، لَمْ يَنْفَعُوكَ إِلاَ بِشَيْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللهُ لَكَ، وَإِنِ اجْتَمَعُوا عَلَى أَنْ يَضُرُّوكَ بِشَيْءٍ لَمْ يَضُرُّوكَ إِلَا بِشَيْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللهُ عَلَيْكَ، رُفِعَتِ الأَقْلَامُ وَجَفَّتِ الصُّحُفَ
«О мальчик! Поистине я научи тебя некоторым словам (и деяниям): Храни память об Аллахе - и Он будет хранить тебя; помни об Аллахе – и ты обнаружишь Его перед собой! И если ты просишь о чём-либо, то проси Аллаха, а если ты собираешься обратиться за помощью, то обратись за ней к Аллаху! И знай, что если вся община (все люди) соберутся вместе, чтобы принести тебе пользу, то они не принесут тебе пользы, кроме той, которая уже была предписана тебе Аллахом! И если они соберутся все вместе, дабы причинить тебе вред, то они не смогут причинить тебе вреда, кроме того вреда, который уже был предопределён тебе Аллахом! Ибо перья уже подняты, а свитки высохли»»(26). Хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал о нём: «Хадис хасан сахих»(27).
В другой версии хадиса, которая приводится не у ат-Тирмизи, говорится:
احْفَظِ اللهَ يَحْفَظْكَ احْفَظِ اللهَ تَجِدْهُ أَمَامَكَ تَعَرَّفْ إِلَى اللهِ فِي الرَّخَاءِ يَعْرِفْكَ فِي الشِّدَّةِ وَاعْلَمْ أَنَّ مَا أَخْطَأكَ لَمْ يَكُنْ لِيُصِيبَكَ وَمَا أَصَابَكَ لَمْ يَكُنْ لِيُخْطِئَكَ وَاعْلَمْ أَنَّ النَّصْرَ مَعَ الصَّبْرِ وَأَنَّ الفَرَجَ مَعَ الكَرْبِ وَأَنَّ مَعَ العُسْرِ يُسْرًا
«Храни память об Аллахе - и Он будет хранить тебя; помни об Аллахе – и ты обнаружишь Его рядом с собой! Стремись познать Аллаха тогда, когда тебе хорошо, и Он окажет тебе помощь тогда, когда тебе будет трудно и тяжко! И знай, что то, что обошло тебя стороной и не досталось тебе, не должно было постичь тебя, а то, что постигло тебя и досталось тебе, не должно было обойти тебя стороной! И знай, что победа приходит с терпением, радость сменяет скорбь и печаль, а облегчение наступает после тягости!»(28)
Двадцатый Хадис
От Ибн Мас’уда ‘Укбата ибн ‘Амра аль-Ансарий аль-Бадрий (да будет доволен им Аллах), который сообщил о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ مِمَّا أَدْرَكَ النَّاسُ مِنْ كَلَامِ النُّبُوَّةِ الأُولَى: إِذَا لَمْ تَسْتَحِ فَاصْنَعْ مَا شِئْتَ
«Поистине, из того, что дошло до людей со слов первого пророчества (первых откровений), следующее: Если ты не стыдишься, тогда поступай, как хочешь»(29). Хадис приводит аль-Бухари.
Двадцать первый Хадис
От Абу ‘Амра (или Абу ‘Амрата) Суфьяна ибн ‘АбдиЛлях (да будет доволен им Аллах), который сказал:
قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللهِ، قُلْ لِي فِي الإِسْلَامِ قَوْلًا لَا أَسْأَلُ عَنْهُ أَحَدًا غَيْرَكَ؟ قَالَ: قُلْ آمَنْتُ بِاللهِ ثُمَّ اسْتَقِمْ
«Я обратился (к Посланнику Аллаха) сказав: О Посланник Аллаха! Скажи мне такое слово (выражение) в религии Ислам, о котором я уже не стану спрашивать никого после тебя? На что он (ﷺ) ответил: «Говори: «Я уверовал в Аллаха» - а затем стойко придерживайся (этой веры, этой истины)»!»(30) Хадис приводит Муслим.
Двадцать второй Хадис
От Абу ‘АбдиЛлях Джабира ибн ‘АбдиЛлях аль-Ансарий (да будет доволен им Аллах), который сообщил о том, что один человек спросил Посланника Аллаха ﷺ, сказав:
أَرَأَيْتَ إِذَا صَلَّيْتُ الصَّلَوَاتِ المَكْتُوبَاتِ وَصُمْتُ رَمَضَانَ وَأَحْلَلْتُ الحَلَالَ وَحَرَّمْتُ الحَرَامَ وَلَمْ أَزِدْ عَلَى ذَلِكَ شَيْئًا أَأَدْخُلُ الجَنَّةَ؟ قَالَ: نَعَمْ
«Как ты считаешь, если я буду совершать обязательные молитвы, поститься в месяц Рамадан, считать дозволенное дозволенным, а запретное запретным, ничего не добавляя к этому, войду ли я в Рай? На что он (ﷺ) ответил: «Да»»(31). Хадис приводит Муслим.
Перевод Хадисов: Марат абу Зарр
Прослушать толкование шейха АбдуРрахмана Мухьйиддина (да хранит его Аллах)
к 40 Хадисам имама ан-Науауи (дабудет милостив к нему Аллах) можно по ссылке,
на канале: https://t.me/sorok_hadisov
___________________________
(1) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (1) и Муслим (1907).
(2) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (1/114, 8/513) и Муслим (8, 9).
(3) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (8) и Муслим (16).
(4) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (3208) и Муслим (2643). Версия хадиса приведённого имамом ан-Науауи (да будет милостив к нему Аллах) находится в сборнике «ас-Сунан» имама ат-Тирмизи (2137). Что касается версии хадиса, который привёл имам Муслим, то в ней сообщается, что все эти три стадии развития зародыша происходят в течении 40 дней. Как сказано в нём:
إنَّ أَحَدَكُمْ يُجْمَعُ خَلْقُهُ فِي بَطْنِ أُمِّهِ أَرْبَعِينَ يَوْمًا ثمَّ يَكُونُ فِي ذَلِكَ عَلَقَةً مِثْلَ ذَلِكَ، ثُمَّ يَكُونُ فِي ذَلِكَ مُضْغَةً مِثْلَ ذَلِكَ
«Поистине, каждый из вас формируется в утробе своей матери в течение сорока дней в виде капли, затем в это же время он пребывает (там) в виде сгустка, затем затем в это же время – в виде кусочка плоти (мяса)…»
И Аллаху всё это ведомо лучше.
(5) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (2697) и Муслим (1718).
(6) - Хадис приводит имам Муслим (1718).
(7) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (52) и Муслим (1599).
(8) - Хадис приводит имам Муслим (55), Абу Дауд (4944), имам Ахмад (4/102-103) и ан-Насаи (7/40).
(9) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (25) и Муслим (21, 22).
(10) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (7288) и Муслим (1337).
(11) - Имя Всевышнего – Благой (الطيب – ат-Тойиб) означает то, что Он лишён какого-либо недостатка, пречист и далёк от любого проявления неполноценности. Ибо Он – Аллах Истинный Бог, Великий, Мудрый, обладающий совершенством и красотой Своих Имён и Качеств.
(12) - Сура «аль-Муъминун», 51.
(13) - Сура «аль-Бакъара», 172.
(14) - Хадис приводят имам Муслим (1015).
(15) - Хадис …
(16) - Хадис приводят ат-Тирмизи (2518) и ан-Насаи (5711).
(17) - Хадис «хасан сахих», как сказали учёные – это терминология имама ат-Тирмизи (да будет милостив к нему Аллах), его классификация. Возможно, Имам имел в виду то, что этот хадис приводится как с достоверной, надёжной цепочкой передатчиков и имеет степень «сахих», так и с менее надёжной – «хасан». В любом случае данный хадис является достоверным, что подтвердили шейх аль-Альбани в «Сахих аль-Джами’» (3377, 3378), шейх Мукбиль в «ас-Сахих аль-Муснад» (320), Ахмад Шакир и другие.
(18) - Хадис приводят ат-Тирмизи (2318) и Ибн Маджа (3972). Достоверность хадиса, его степень «сахих» подтвердил шейх аль-Альбани в «Тахридж ат-Тахуауи» (276), а также в «Сахих ат-Тирмизи» и «Сахих ибн Маджа» (3226).
(19) - Хадис приводят имам аль-Бухари (13) и имам Муслим (45).
(20) - Хадис приводят имам аль-Бухари (6878) и имам Муслим (1676).
(21) - Хадис приводят имам аль-Бухари (6018) и имам Муслим (47).
(22) - Хадис приводят имам аль-Бухари (6116).
(23) - Хадис приводит имам Муслим (1955).
(24) - Хадис приводит ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (1987). Хорошую (хасан) степень этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих аль-Джами’» (97).
(25) - См. сноску 17.
(26) - Хадис приводит ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (2516). Достоверную степень этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих аль-Джами’» (7957).
(27) - См. сноску 17.
(28) - Хадис приводит имам Ахмад в «аль-Муснад» (2803). Достоверность хадиса подтвердил шейх Ахмад Шакир. Также, согласно совокупности версий данного хадиса, хорошую его степень подтвердил шейх аль-Альбани (см.: «Хидаяту ар-руат», 5232).
(29) - Хадис приводят имам аль-Бухари (6120).
(30) - Хадис приводит имам Муслим (38).
(31) - Хадис приводит имам Муслим (15).