21 Хадис - из книги шейха Раби' аль-Мадхали

abu Zarr
Сообщений: 370
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

21 Хадис - из книги шейха Раби' аль-Мадхали

Сообщение abu Zarr » 28 дек 2019, 19:52

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хадисы из книги шейха Раби’ Ибн Хади
(да хранит его Аллах)

Краткое разъяснение некоторых пророческих Хадисов,
касающихся вероубеждения и следования Пророку ﷺ









Вступление

Поистине, вся хвала принадлежит Аллаху. Его мы восхваляем, к Нему взываем, у Него просим помощи и прощения, прибегаем к Нему от зла наших душ и от наших дурных дел. Того, кого Аллах наставит на прямой путь, никто не введёт в заблуждение, а того, кого Аллах введёт в заблуждение, никто не наставит на прямой путь.
Я свидетельствую что нет истинного божества кроме Аллаха, Единственного, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник ﷺ.
А затем:
Эти почтенные хадисы, великие предания, которые я выбрал из изречений того, кому было дарована краткость изложения, того, кто не говорил от себя, а говорил лишь то, что было внушено ему. Из этих хадисов есть такие, которые призывают к уединению Всевышнего Аллаха в поклонении, (к таухиду), к посвящению религии только Ему Одному. Из них есть также хадисы, которые предостерегают от многобожия (ширка), нововведений (бид’а) и других губительных грехов. Из них есть также хадисы, которые призывают к любви к Аллаху, Его Посланнику и верующим. Из них есть такие, которые призывают к строгому следованию Корану, Сунне и пути праведных, ведомых прямым путём халифов и имамов этой общины...


Первый Хадис

От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ, отправляя Му’аза в Йемен, сказал ему: إِنَّكَ تَأْتِي قَوْمًا مِنْ أَهْلِ كِتَابٍ فَلْيَكُنْ أَوَّلُ مَا تَدْعُوهُمْ إِلَيْهِ: شَهَادَةُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ – وَفِي رِوَايَةٍ: إِلَى أَنْ يُوَحِّدُوا اللهَ - وَأَنِّي رَسُولُ اللهِ، فَإِنْ هُمْ أَطَاعُوكَ لِذَلِكَ فَأَعْلِمْهُمْ أَنَّ اللهَ افْتَرَضَ عَلَيْهِمْ خَمْسَ صَلَوَاتٍ فِي كُلِّ يَوْمٍ وَلَيْلَةٍ، فَإِنْ هُمْ أَطَاعُوكَ لِذَلِكَ فَأَعْلِمْهُمْ أَنَّ اللهَ افْتَرَضَ عَلَيْهِمْ صَدَقَةً تُؤْخَذُ مِنْ أَغْنِيَائِهِمْ فَتُرَدُّ عَلَى فُقَرَائِهِمْ، فَإِنْ هُمْ أَطَاعُوكَ لِذَلِكَ فَإِيَّاكَ وَكَرَائِمَ أَمْوَالِهِمْ وَاتَّقِ دَعْوَةَ المَظْلُومِ فَإِنَّهَا لَيْسَ بَيْنَهَا وَبَيْنَ اللهِ حِجَابٌ «Ты прибудешь к народу из числа людей Писания; пусть же первым, к чему ты их призовёшь, будет свидетельство о том, что нет истинного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха – в другой версии: чтобы они уединили Аллаха (в поклонении) - и что я – посланник Аллаха. Если они подчинятся тебе в этом, то обучи их тому, что Аллах обязал их совершать пять молитв в течении дня и ночи. Если они подчинятся тебе в этом, то обучи их тому, что Аллах обязал их пожертвованию (закяту), который взимается с богатых и раздается бедным. Если они подчинятся тебе в этом, то сторонись брать (этот закят) из имущества, которым они дорожат (из ценного для них имущества), и бойся мольбы угнетенного, ведь поистине между этой мольбой и Аллахом нет преграды!» (Хадис приводят имам аль-Бухари, 1331, и имам Муслим, 19).

Второй Хадис

От ‘Убадаты Ибн Самита (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: مَنْ شَهِدَ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ وَحُدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ، وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ، وَأَنَّ عِيسَى عَبْدُ اللهِ وَرَسُولُهُ وَكَلِمَتُهُ أَلْقَاهَا إِلَى مَرْيَمَ وَرُوحٌ مِنْهُ، وَالجَنَّةَ حَقٌّ وَالنَّارَ حَقٌّ؛ أَدْخَلَهُ اللهُ الجَنَّةَ عَلَى مَا كَانَ مِنَ العَمَلِ «Тот, кто засвидетельствует о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха, Единственного, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад – Его раб и посланник, и что ‘Иса – раб Аллаха и Его посланник, и что он – слово внушенное Марьям и дух от Аллаха, и что Рай – это истина, и что Ад – истина, Аллах введёт того в Рай, какими бы не были его деяния» (Хадис приводят имамы аль-Бухари, 3435, и Муслим, 28).

Третий Хадис

От Му’аза Ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: كُنْتُ رَدِيفَ النَّبيِّ ﷺ عَلَى حِمَارٍ فَقَالَ: يَا مُعَاذُ، أَتَدْرِي مَا حَقُّ اللهِ عَلَى العِبَادِ، وَمَا حَقُّ العِبَادِ عَلَى اللهِ. قُلْتُ: اللهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ، قَالَ: حَقُّ اللهِ عَلَى العِبَادِ: أَنْ يَعْبُدُوهُ، وَلَا يُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا، وَحَقُّ العِبَادِ عَلَى اللهِ أَلاَّ يُعَذِّبَ مَنْ لَا يُشْرِك بِهِ شَيْئًا. فَقُلْتُ: يَا رَسُولَ اللهِ، أَفَلَا أُبَشِّرُ بِهِ النَّاسَ؟ قَالَ: لَا تُبَشِّرْهُمْ فَيَتَّكِلُوا «Я был позади Пророка ﷺ, верхом на осле, и он спросил меня: «Знаешь ли ты о Му’аз, каково право Аллаха, возложенное (Им) на рабов, и каково право рабов, возложенное на Аллаха (Им самим)»? Я ответил: Аллах и Его посланник знают лучше! Тогда он (ﷺ) сказал: «Право Аллаха, возложенное на рабов: чтобы они поклонялись Ему и не приобщали ничего Ему в сотоварищи. А право рабов, возложенное на Аллаха (Им же самим): чтобы Он не наказывал того, что не будет придавать Ему ничего в сотоварищи». Тогда я спросил: О Посланник Аллаха, не обрадовать ли мне этим людей?! На что он ответил: «Не нужно делать этого, иначе они станут полагаться на это (проявляя пассивность)» (Хадис приводят имамы аль-Бухари, 5967, и Муслим, 53).

Четвёртый Хадис

От Абу Уакъыда аль-Лейсий (да будет доволен им Аллах) передаётся: خَرَجْنَا مَعَ رَسُولِ اللهِ ﷺ إِلَى حُنَيْنٍ وَنَحْنُ حُدَثَاءُ عَهْدٍ بِكُفْرٍ وَلِلْمُشْرِكِينَ سِدْرَةٌ يَعْكِفُونَ عِنْدَهَا وَيَنُوطُونَ بِهَا أَسْلِحَتَهُمْ يُقَالُ لَهَا ذَاتُ أَنْوَاطٍ، فَمَرَرْنَا بِسِدْرَةٍ فَقُلْنَا: يَا رَسُولَ اللهِ اِجْعَلْ لَنَا ذَاتَ أَنْوَاطٍ كَمَا لَهُمْ ذَاتُ أَنْوَاطٍ! فَقَالَ ﷺ: اللهُ أَكْبَرُ إِنَّهَا السُّنَنُ قُلْتُمْ وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ كَمَا قَالَتْ بَنُو إِسْرَائِيلَ لِمُوسَى: اِجْعَلْ لَنَا إِلَهًا كَمَا لَهُمْ آلِهَةٌ؛ قَالَ: إِنَّكُمْ قَوْمٌ تَجْهَلُونَ. لَتَرْكَبُنَّ سُنَنَ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ «Однажды мы отправились вместе с Посланником Аллаха ﷺ в Хунэйн. В то время мы были еще новообращенными мусульманами, недавно отказавшимися от неверия. У язычников был лотус, возле которого они собирались (для своих обрядов), развешивая на нём свое оружие, и который называли «Зату Ануат». Так вот, когда мы проезжали мимо этого лотуса, то сказали: «О Посланник Аллаха, сделай нам Зат Ануат, такой же, как их Зату Ануат». Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах Превелик! Это и есть путь прежних народов! Клянусь Тем, в Чьей Руке находится моя душа, вы попросили то же, что попросил народ Исраиля у Мусы, (сказав): «Сделай и нам божество – такие же, как и у них божества». На что он ответил: «Воистину, вы – невежественные люди» (Аль-А’раф:138). И вы обязательно последуете по пути тех, кто был до вас!»» (Хадис приводят имам Ахмад, 5/228, ат-Тирмизи, 2180, ‘АбдуРраззак, 20763, Ибн Джарир, 9/45-46, Ибн Мунзир, Ибн Аби Хатим и ат-Табарани, 3290-3294).

Пятый и шестой Хадисы

От Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: مَنْ مَاتَ وَهُوَ يَدْعُو مِنْ دُونِ اللهِ نِدًّا دَخَلَ النَّارَ «Тот, кто умрёт, будучи взывающим к кому-то наряду с Аллахом, войдёт в Огонь» (Хадис приводят имам аль-Бухари, 4497).
Также от Джабира (да будет доволен им Аллах) (передаётся хадис):
مَنْ لَقِيَ اللهَ لَا يُشْرِكُ بِهِ شَيْئًا دَخَلَ الجَنَّةَ، وَمَنْ لَقِيَهُ يُشْرِكُ بِهِ شَيْئًا دَخَلَ النَّارَ «Тот, кто встретит Аллаха (в Судный День), не придавая Ему ничего в сотоварищи, войдёт в Рай. А тот, кто встретит Его, придавая Ему что-то в сотоварищи, войдёт в Огонь» (Хадис приводят имам Муслим, 93).

Седьмой и восьмой Хадисы

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он рассказывал: :شُجَّ النَبي ﷺ يَوْمَ أُحُدٍ كُسِرَتْ رَبَاعِيَّتُهُ. فَقَالَ: كَيْفَ يُفْلِحُ قَوْمٌ شَجُّوا نَبِيَّهُمْ؟ فَنَزَلَتْ
لَيْسَ لَكَ مِنَ الْأَمْرِ شَيءٌ
«Во время битвы (у горы) Ухуд была рассечена голова Пророка ﷺ и был сломан его зуб-резец, и тогда он воскликнул: «Как же преуспеет народ, который рассёк голову своему Пророку?!» И был ниспослан аят: «Тебе не принадлежит решение (относительно них)» (сура «Али ‘Имран», 128)» (Хадис приводят имам аль-Бухари, 21, имам Муслим, 1791, ат-Тирмизи, 3002-3003, Ибн Маджа, 4027, имам Ахмад и другие).
Также от Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал как Посланник Аллаха ﷺ говорил, поднимая голову после поясного поклона (руку’), в последнем рака’ате утренней молитвы (фаджр):
:اللَّهُمَّ اِلْعَنْ فُلَانًا وَفُلَانًا وَفُلَانًا بَعْدَ مَا يَقُولُ: سَمِعَ اللهُ لِمَنْ حَمِدَهُ، رَبَّنَا وَلَكَ الحَمْدُ. فَأَنْزَلَ اللهُ
لَيْسَ لَكَ مِنَ الأَمْرِ شَيْءٌ)... الأية)
«О Аллах прокляни такого-то и такого!» После того как говорил слова: «Да услышит Аллах того, кто восхвалил Его». Тогда Аллах ниспослал аят: «Тебе не принадлежит решение (относительно них)» - и до конца аята».
В другой версии хадиса говорится, что он (Пророк ﷺ) делал ду’а против Сафуана ибн Умайи, Сухайля ибн ‘Амра и аль-Хариса ибн Хишама. Тогда был ниспослан аят: «Тебе не принадлежит решение (относительно них)» (Хадис приводят имам аль-Бухари, 4559-4069, ан-Насаи, 669, имам Ахмад, 2/93, 147, и ат-Тирмизи, 3004).


Девятый Хадис

От Анаса (да будет доволен им Аллах), который передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: لا يُؤمِنُ أحدُكم حتى أكونَ أحبَّ إليهِ من ولدِه ووالدِه والناسِ أجمعينَ «Не уверует из вас никто, пока я не стану для него любимее, чем его дети, родители и все люди вместе взятые» (Хадис приводят имам аль-Бухари, 15 и имам Муслим, 44).

Десятый Хадис

От Абу Наджийха ‘Ирбада ибн Сария (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: وَعَظَنَا رَسُولُ اللَّهِ ﷺ مَوْعِظَةً بَلِيغَةً وَجِلَتْ مِنْهَا القُلُوبُ وَذَرَفَتْ مِنْهَا العُيُونُ فَقُلْنَا: يَا رَسُولَ اللَّهِ كَأَنَّهَا مَوْعِظَةُ مُوَدِّعٍ فَأَوْصِنَا قَالَ: أُوصِيكُمْ بِتَقْوَى اللَّهِ، وَالسَّمْعِ وَالطَّاعَةِ وَإِنْ تَأَمَّرَ عَلَيْكُمْ عَبْدٌ، فَإِنَّهُ مَنْ يَعِشْ مِنْكُمْ فَسَيَرَى اخْتِلَافًا كَثِيرًا فَعَلَيْكُمْ بِسُنَّتِي وَسُنَّةِ الخُلَفَاءِ الرَّاشِدِينَ المَهْدِيِّينَ مِنْ بَعْدِي، عَضُّوا عَلَيْهَا بِالنَّوَاجِذِ وَإِيَّاكُمْ وَمُحْدَثَاتِ الأُمُورِ، فَإِنَّ كُلَّ بِدْعَةٍ ضَلَالَةٌ «Однажды Посланник Аллаха ﷺ обратился к нам с трогательным назиданием, от которого сжались (наши) сердца и навернулись на (наших) глазах слёзы. И тогда мы сказали: «О Посланник Аллаха, это похоже на прощальное наставление, так оставь же нам своё завещание! И он (ﷺ) сказал: «Я завещаю вам бояться Аллаха, слушаться и подчиняться, даже если повелевать вами будет раб! Ибо поистине, тот из вас, кто проживет долго (после моей смерти), увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. И держитесь за это коренными зубами! И избегайте новшеств (в религии), ибо каждое нововведение есть заблуждение!»» (Хадис приводят Абу Дауд, 4609, ат-Тирмизи, 2676, сказав: «Это хадис хасан сахих». Также имам Ахмад, 4/126, 127, Ибн Маджа, 42, 43, ад-Дарими и другие).

Одиннадцатый Хадис

От Абу Хурэйры (да будет доволен им Аллах), который передал, что Посланник Аллаха ﷺ говорил: إنَّ اللهَ يَرْضَى لَكُمْ ثَلَاثًا، وَيَسْخَطُ لَكُمْ ثَلَاثًا، يَرْضَى لَكُمْ: أَنْ تَعْبُدُوهُ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا، وَأَنْ تَعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللهِ جَمْيعًا وَلَا تَفَرَّقُوا، وَأَنْ تُنَاصِحُوا مَنْ وَلَّاهُ اللهُ أَمْرَكُمْ، وَيَسْخَطُ لَكُمْ ثَلَاثًا: قِيلَ وَقَالَ، وَكَثْرَةَ السُّؤَالِ وَإِضَاعَةَ المَالِ «Поистине Аллах доволен для вас тремя вещами и не доволен другими тремя! Он доволен для вас: когда вы поклоняетесь Ему и не приобщаете Ему ничего в сотоварищи, когда вы держитесь за вервь Аллаха (за Его путь) все вместе и не разделяетесь и когда вы делаете наставление тем, кому Аллах вверил управление вами. И он не доволен для вас тремя вещами: лживыми разговорами и пустословием, множеством вопросов и неоправданной растратой имущества!» (Хадис приводят имамы Муслим, 1715, Малик, 20 и Ахмад, 2/367).

Двенадцатый Хадис

От ‘АбдуЛлах ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), который передал, что Посланник Аллаха ﷺ говорил: مَا مِنْ نَبِيٍّ بَعَثَهُ اللهُ فِي أُمَّةٍ قَبْلِي، إِلَّا كَانَ لَهُ مِنْ أُمَّتِهِ حَوَارِيُّونَ وَأَصْحَابٌ. يَأْخُذُونَ بِسُنَّتِهِ وَيَقْتَدُونَ بِأَمْرِهِ. ثُمَّ إِنَّهَا تَخْلُفُ مِنْ بَعْدِهِمْ خُلُوفٌ. يَقُولُونَ مَا لَا يَفْعَلُونَ. وَيَفْعَلُونَ مَا لَا يُؤْمَرُونَ. فَمَنْ جَاهَدَهُمْ بِيَدِهِ فَهُوَ مُؤْمِنٌ وَمَنْ جَاهَدَهُمْ بِلِسَانِهِ فَهُوَ مُؤْمِنٌ وَمَنْ جَاهَدَهُمْ بِقَلْبِهِ فَهُوَ مُؤْمِنٌ. وَلَيْسَ وَرَاءَ ذَلِكَ مِنَ الإِيْمَانِ حَبَّةُ خَرْدَلٍ «Кто бы из пророков не был послан Аллахом к народам до меня, с ним обязательно были сподвижники (ученики) и последователи, которые следовали его пути и выполняли его веления. После них пришли следующие поколения (исказившие путь), которые стали говорить, то чего сами не делали, и делать то, что им не было приказано. И тот, кто станет сражаться с ними (исправлять их) своими руками, будет считаться верующим. И тот, кто станет сражаться с ними (исправлять их) своим языком, будет считаться верующим. И тот, кто станет сражаться с ними (исправлять их) своим сердцем, будет считаться верующим. И нет помимо этого веры, даже на вес в горчичное зерно» (Хадис приводят имамы Муслим, 80 и Ахмад, 1/458, 461).

Тринадцатый Хадис

От Тамима ад-Дарий (да будет доволен им Аллах), который передал, что Посланник Аллаха ﷺ говорил: الدِّينُ النَّصِيحَةُ – ثَلَاثًا - قَالُوا: لِمَنْ؟ قَالَ: للهِ وَلِكِتَابِهِ وَلِرَسُولِهِ وَلِأَئِمَّةِ المُسْلِمِينَ وَعَامَّتِهِمْ «Религия – это искреннее отношение» – трижды. - Затем мы спросили: «По отношении к кому?» На что он (ﷺ) ответил: «По отношению к Аллаху, Его Книге, Его Посланнику, правителям мусульман и к простым людям» (Хадис приводит имам Муслим, 55, Абу Дауд, 4944, имам Ахмад, 4/102-103, и ан-Насаи, 7/40).

Четырнадцатый Хадис

От ‘АбдуЛлах ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: سَأَلْتُ رَسُولَ اللهِ ﷺ: أَيُّ الأَعْمَالِ أَحَبُّ إِلَى اللهِ؟ قَالَ: الصَّلَاةُ عَلَى وَقْتِهَا قُلْتُ: ثُمَّ أَيٌّ؟ قَالَ: ثُمَّ بِرُّ الوَالِدَيْنِ قُلْتُ: ثُمَّ أَيٌّ؟ قَالَ: ثُمَّ الجِهَادُ فِي سَبِيلِ اللهِ «Я спросил Посланника Аллаха ﷺ: Какое деяние является наиболее любимым у Аллаха? И он ответил: «Молитва, совершённая во время (или - в начале её времени)». После чего я спросил: Затем какое? Он (ﷺ) ответил: «Затем благочестие к родителям». После чего я спросил: Затем какое? И он ответил: «Затем сражение на пути Аллаха» (Хадис приводит имам Муслим, 55, Абу Дауд, 4944, имам Ахмад, 4/102-103, и ан-Насаи, 7/40).

Пятнадцатый Хадис

От Абу Хурэйры (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: سَمِعْتُ رَسُولَ الله يَقُولُ: إِنَّ أَوَّلَ النَّاسِ يُقْضَى يَوْمَ القِيَامَةِ عَلَيْهِ، رَجُلٌ اِسْتُشْهِدَ. فَأُتِيَ بِهِ فَعَرَّفَهُ نِعَمَهُ فَعَرَفَهَا. قَالَ: فَمَا عَمِلْتَ فِيهَا؟ قَالَ: قَاتَلْتُ فِيكَ حَتَّى اِسْتُشْهِدْتُ. قَالَ: كَذَبْتَ. وَلَكِنَّكَ قَاتَلْتَ لِأَنْ يُقَالَ جَرِيءٌ. فَقَدْ قِيلَ. ثُمَّ أُمِرَ بِهِ فَسُحِبَ عَلَى وَجْهِهِ حَتَّى أُلْقِيَ فِي النَّارِ.
وَرَجُلٌ تَعَلَّمَ العِلْمَ وَعَلَّمَهُ وَقَرَأَ القُرْآنَ. فَأُتِيَ بِهِ. فَعَرَّفَهُ نِعَمَهُ فَعَرَفَهَا. قَالَ: فَمَا عَمِلْتَ فِيهَا؟ قَالَ: تَعَلَّمْتُ العِلْمَ وَعَلَّمْتُهُ وَقَرَأْتُ فِيكَ القُرْآنَ. قَالَ: كَذَبْتَ وَلَكِنَّكَ تَعَلَّمْتَ العِلْمَ لِيُقَالَ عَالِمٌ. وَقَرَأْتُ القُرْآنَ لِيُقَالَ هُوَ قَارِئٌ. فَقَدْ قِيلَ. ثُمَّ أُمِرَ بِهِ فَسُحِبَ عَلَى وَجْهِهِ حَتَّى أُلْقِيَ فِي النَّارِ.
وَرَجُلٌ وَسَّعَ اللهُ عَلَيْهِ وَأَعْطَاهُ مِنْ أَصْنَافِ المَالِ كُلِّهِ. فَأُتِيَ بِهِ فَعَرَّفَهُ نِعَمَهُ فَعَرَفَهَا. قَالَ: فَمَا عَمِلْتَ فِيهَا ؟ قَالَ: مَا تَرَكْتُ مِنْ سَبِيلٍ تُحِبُّ أَنْ يُنْفَقَ فِيهَا إِلَّا أَنْفَقْتُ فِيهَا لَكَ. قَالَ: كَذَبْتَ. وَلَكِنَّكَ فَعَلْتَ لِيُقَالَ هُوَ جَوَادٌ. فَقَدْ قِيلَ. ثُمَّ أُمِرَ بِهِ فَسُحِبَ عَلَى وَجْهِهِ. ثُمَّ أُلْقِيَ فِي النَّارِ
«Я слышал, как Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Первый из людей, кто будет вызван для расчёта в Судный День – это человек, который умер смертью мученика. Его приведут и покажут ему ту милость, которая была оказана ему, и он признает её. Затем его спросят: «Как ты поступил с ней?» Он ответит: «Я сражался ради Тебя и погиб мучеником!» Тогда (Он – Аллах) скажет: «Ты солгал! Ты сражался для того, чтобы говорили о тебе: храбрец. Так и говорили» Затем будет приказано (ангелам), и они поволокут его лицом по земле и бросят в Огонь.
Также человек, который приобрёл знания (обучился), обучал ему и читал Коран. Его приведут и покажут ему ту милость, которая была оказана ему, и он признает её. Затем его спросят: «Как ты поступил с ней?» Он ответит: «Я приобрёл знания ради Тебя, затем обучал ему и читал (людям) Коран ради Тебя». Тогда (Он – Аллах) скажет: «Ты солгал! Ты приобрёл знания, обучал ему для того, чтобы говорили о тебе: учёный. И ты читал Коран для того, чтобы говорили о тебе: чтец. Так и говорили» Затем будет приказано (ангелам), и они поволокут его лицом по земле и бросят в Огонь.
Также человек, которому Аллах даровал много богатства, и он расходовал из всех видов своего имущества. Его приведут и покажут ему ту милость, которая была оказана ему, и он признает её. Затем его спросят: «Как ты поступил с ней?» Он ответит: «Я не оставил такого дела, на которое Ты любишь чтобы расходовали, кроме как расходовал на него ради Тебя». Тогда (Он – Аллах) скажет: «Ты солгал! Ты поступал так для того, чтобы говорили о тебе: щедрый, великодушный. Так и говорили» Затем будет приказано (ангелам), и они поволокут его лицом по земле и бросят в Огонь»
»
(Хадис приводит имам Муслим, 1905, имам Ахмад, 2/322, ан-Насаи, 3137 и другие)(*).


Шестнадцатый Хадис

От Абу Мусы аль-Аш’арий (да будет доволен им Аллах), который передал от Пророка ﷺ, который сказал: مَثَلُ مَا بَعَثَنِي اللهُ بِهِ مِنَ الهُدَى وَالعِلْمِ، كَمَثَلِ الغَيْثِ الكَثِيرِ أَصَابَ أَرْضًا، فَكَانَ مِنْهَا نَقِيَّةٌ، قَبِلَتِ المَاءَ، فَأَنْبَتَتْ الكَلَأَ والعُشْبَ الكَثِيرَ. وَكَانَ مِنْهَا أَجَادِبُ، أَمْسَكَتِ المَاءَ، فَنَفَعَ اللهُ بِهَا النَّاسَ، فَشَرِبُوا وَسَقَوْا وَزَرَعُوا
وَأَصَابَتْ مِنْهَا طَائِفَةً أُخْرَى، إِنَّمَا هِيَ قِيعَانٌ لَا تُمْسِكُ مَاءً وَلَا تُنْبِتُ كَلَأً
فَذَلِكَ مَثَلُ مَنْ فَقُهَ فِي دِيْنِ اللهِ، وَنَفَعَهَ مَا بَعَثَنِي اللهُ بِهِ فَعَلِمَ وَعَلَّمَ، وَمَثَلُ مَنْ لَمْ يَرْفَعْ بِذَلِكَ رَأْسًا، وَلَمْ يَقْبَلْ هُدَي اللهِ الَّذِي أُرْسِلْتُ بِهِ
«Поистине, руководство и знание, с которым Аллах послал меня (к людям), подобно выпавшему на землю обильному дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и трав. (Другая часть) её была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил её на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать её для орошения.
(Дождь) выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло.
(Эти части земли) подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководство Аллаха, с которым я был (направлен) к людям»
(Хадис приводят имамы аль-Бухари, 79, Муслим, 2282, и Ахмад, 4/399).


Семнадцатый Хадис

От ‘АбдуЛлах ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), который передал, что Посланник Аллаха ﷺ говорил: عَلَيْكُمْ بِالصِّدْقِ. فَإِنَّ الصِّدْقَ يَهْدِي إِلَى البِرِّ. وَإِنَّ البِرَّ يَهْدِي إِلَى الجَنَّةِ. وَمَا يَزَالُ الرَّجُلُ يَصْدُقُ وَيَتَحَرَّى الصِّدْقَ حَتَّى يُكْتَبَ عِنْدَ اللهِ صِدِّيقًا
وَإِيَّاكُمْ وَالكَذِبَ. فَإِنَّ الكَذِبَ يَهْدِي إِلَى الفُجُورِ. وَإِنَّ الفُجُورَ يَهْدِي إِلَى النَّارِ. وَمَا يَزَالُ الرَّجُلُ يَكْذِبُ وَيَتَحَرَّى الكَذِبَ حَتَّى يُكْتَبَ عِنْدَ اللهِ كَذَّابًا
«Будьте правдивыми! Ибо поистине правдивость ведёт к благочестию, а благочестие, поистине, ведёт к Раю. И будет человек говорить правду и придерживаться правдивости (во всех своих делах), пока не запишет его Аллах правдивейшим!
И сторонитесь лжи! Ибо поистине ложь приводит к нечестию (и распутству), а нечестие, поистине, ведёт к Огню. И будет человек лгать и придерживаться лжи (во всех своих делах), пока не запишет его Аллах лжецом!»
(Хадис приводят имамы аль-Бухари, 6094, Муслим, 2607, Ахмад, 1/8, Абу Дауд, 4989, Малик, 16, ат-Тирмизи, 1971, Ибн Маджа, 46, ад-Дарими, 2718. Текст, приведённого хадиса, от имама Муслима).


Восемнадцатый Хадис

От ‘АбдуЛлах ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах), который передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: أَرْبَعٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ كَانَ مُنَافِقًا خَالِصًا. وَمَنْ كَانَتْ فِيهِ خَصْلَةٌ مِنْهُنَّ كَانَتْ فِيهِ خَصْلَةٌ مِنَ النِّفَاقٍ. حَتَّى يَدَعَهَا: إِذَا اؤْتُمِنَ خَانَ، وَإِذَا حَدَّثَ كَذَبَ، وَإِذَا عَاهَدَ غَدَرَ، وَإِذَا خَاصَمَ فَجَرَ «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре качества, а в ком будет одно из этих качеств, то будет в нём одно из качеств лицемерия до тех пор, пока он не избавится от него. (Это тот, который): когда доверяют ему, то он предаёт; когда рассказывает о чем-либо, то лжет; когда заключает договор, то поступает вероломно (нарушает его); когда препирается с кем-либо, то преступает границы дозволенного» (Хадис передали имамы аль-Бухари, 34, Муслим, 57, Абу Дауд, 4688, ат-Тирмизи, 2632, ан-Насаи, 8/102, и Ахмад, 2/189, 198).

Девятнадцатый Хадис

От Абу Хурэйры (да будет доволен им Аллах) приводится хадис, в котором Пророк ﷺ сказал: اِجْتَنِبُوا السَّبْعَ المُوبِقَاتِ! قَالُوا: يَا رَسُولَ اللهِ! وَمَا هُنَّ؟ قَالَ: الشِّرْكُ بِاللهِ، وَالسِّحْرُ، وَقَتْلُ النَّفْسِ الَّتِي حَرَّمَ اللهُ إِلَّا بِالحَقِّ، وَأَكْلُ الرِّبَا، وَأَكْلُ مَالِ اليَتِيمِ، وَالتَّوَلِّي يَوْمَ الزَّحْفِ، وَقَذْفُ المُحْصَنَاتِ الغَافلِاَتِ المُؤْمِنَاتِ «Сторонитесь (избегайте) семь губительных грехов!» (Люди) спросили: «О Посланник Аллаха! Что это за грехи?» На что он (ﷺ) ответил: «Придание Аллаху сотоварищей (многобожие), колдовство, убийство души, которую Аллах запретил убивать, кроме как по праву (Ислама), ростовщичество (риба), пожирание имущества сирот, бегство во время боя и обвинение в прелюбодеянии целомудренных, верующих женщин, которые даже не помышляли об этом!» (Хадис передали имамы аль-Бухари, 2766, 2857, Муслим, 145, Абу Дауд, 2874, ан-Насаи, 6/215).

Двадцатый Хадис

От Абу Мусы аль-Аш’арий (да будет доволен им Аллах), который передал от Пророка ﷺ, который сказал: مَثَلِي وَمَثَلُ مَا بَعَثَنِي اللهُ بِهِ، كَمَثَلِ رَجُلٍ أَتَى قَوْمًا فَقَالَ: يَا قَوْمُ إِنِّي رَأَيْتُ الجَيْشَ بِعَيْنَي، وَإِنِّي أَنَا النَّذِيرُ العُرْيَانُ، فَالنَّجَاءَ، فَأَطَاعَهُ طَائِفَةٌ مِنْ قَوْمِهِ فَأَدْلِجُوا، فَانْطَلِقُوا عَلَى مَهْلِهِمْ فَنَجَوْا، وَكَذَّبَتْهُ طَائِفَةٌ، فَصَبَّحَهُم الجَيْشُ فَأَهْلَكَهُمْ وَاجْتَاحَهُمْ، فَذَلِكَ مَثَلُ مَنْ أَطَاعَنِي فَاتَّبَعَ مَا جِئْتُ بِهِ، وَمَثَلُ مَنْ عَصَانِي وَكَذَّبَ بِمَا جِئْتُ بِهِ مِنَ الحَقِّ «Пример того, с чем отправил меня Всевышний Аллах, подобен примеру человека, который явился к своему народу и воззвал: «О народ мой! Поистине я своими глазами видел армию, (которая направляется к вам)! И поистине я (как тот) нагой увещеватель! Так ищите же спасения!» И последовала ему часть народа, которая стала собираться и вышла в путь до того, как стемнело, и они спаслись. Другая же часть сочла ложью его слова – как говорится в другой версии: они остались на своём месте – и утром вражеская армия настигла их врасплох, и уничтожила их всех! И это пример того, кто подчинился мне и последовал за тем, с чем я был послан, а также того, кто ослушался меня и счёл ложью ту истину, с которой я пришёл!» (Хадис передали имамы аль-Бухари, 7283, Муслим, 16).

Двадцатый первый Хадис

От Анаса (да будет доволен им Аллах), который передал, что Пророк ﷺ говорил: ثَلَاثٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ وَجَدَ حَلَاوَةَ الإِيْمَانِ مَنْ كَانَ اللهُ وَرَسُولُهُ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِمَّا سِوَاهُمَا، وَمَنْ أَحَبَّ عَبْدًا لَا يُحِبُّهُ إِلَّا للهِ، وَمَنْ يَكْرَهُ أَنْ يَعُودَ فِي الكُفْرِ، بَعْدَ إِذْ أَنْقَذَهُ اللهُ، كَمَا يَكْرَهُ َأْن يُلْقِىَ فِي النَّارِ «Тот, кто будет обладать тремя качествами, ощутит посредством них сладость веры! Это - любовь к Аллаху и к Его Посланнику, которая будет превыше всего остального; любовь к кому-либо только ради Аллаха; и неприязнь к возвращению в неверие после того, как Аллах спас его от него, подобно неприязни его к тому, чтобы быть брошенным в огонь!» (Хадис приводят имам аль-Бухари, 16, имам Муслим, 67, ат-Тирмизи, 2624, и Ибн Маджа, 4033).

Перевёл хадисы Марат абу Зарр

_________________________ (*) - Имам Ибн аль-Къайим (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Наиважнейший джихад - джахид с нафсом (душой), джихад со страстями, джихад с шайтаном и джихад с дунья (земными, мирскими утехами). И тот кто ведёт джихад с этими четырьмя, ведёт Аллах того дорогой довольства Своего, связанной с Раем (ведущей к Раю). А тот, кто оставил это сражение, тот потерял прямую дорогу, и лишил себя этого (наиважнейшего) джихада» (см. «аль-фауаид», стр. 69).
Шейх ас-Са’ди (да будет милостив к нему Аллах) в комментариях к этому аяту писал: «Джихад - это усердное стремление к достижению поставленной цели. А для того, чтобы усердствовать на пути Аллаха надлежащим образом, мусульмане должны как положено выполнять повеления Аллаха и призывать людей на путь Господа, используя все возможные способы, в том числе искреннее наставление, обучение, сражение, наказание, предостережение, назидание и многое другое…».
Шейх Мухаммад Са’ид Раслан, упоминая хариджитов, их деяния, которые стали причиной нападок на Ислам, говорил: «Поистине эти глупцы, из числа невежд, которые утверждают то, что их действия и есть джихад на пути Аллаха, Великого и Возвышенного! Однако они пришли под именем Ислама с такими деяниями, по причине которых другие общины стали порочить религию Ислам. Но, как же эти общины (народу, страны), эти приверженцы заблуждения (и неверия), из числа последователей проклятого шайтана, забыли о том, что творили ранее?!
Они бросаются с упрёками на Ислам и мусульман, будто весь террор (на земле, и за всю историю) собрался в величайшей религии Ислам!!
Но если ты посмотришь на то, что вытворяли приверженцы других религий (и различных культов), которые день и ночь отчаянно заявляют о свободе воззрений, свободе вероотступничества и т.д…
Если ты посмотришь, то узнаешь, что то, с чем они нападают на Ислам и мусульман, а именно: насилие и произвол, фанатизм и экстремизм, ненависть и злоба – всё это проявляется (с их стороны в адрес мусульман), как только появляется для этого возможность! ......»
(См.: «Ислям рахматун фи ас-сильми уа аль-харб» шейха Расляна).





Прослушать толкование шейха Раби' с переводом на русский можно на канале:

https://t.me/Hadisi_21_sheih_Rabi

alveo

Вернуться в «СМЫСЛОВОЙ ПЕРЕВОД ХАДИСОВ»