Хадис об отдалении от губительных грехов - шейх Раби'

abu Zarr
Сообщений: 370
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Хадис об отдалении от губительных грехов - шейх Раби'

Сообщение abu Zarr » 28 дек 2019, 19:52


بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хадис об отдалении от губительных грехов




От Абу Хурэйры (да будет доволен им Аллах) приводится хадис, в котором Пророк ﷺ сказал:
اِجْتَنِبُوا السَّبْعَ المُوبِقَاتِ! قَالُوا: يَا رَسُولَ اللهِ! وَمَا هُنَّ؟ قَالَ: الشِّرْكُ بِاللهِ، وَالسِّحْرُ، وَقَتْلُ النَّفْسِ الَّتِي حَرَّمَ اللهُ إِلَّا بِالحَقِّ، وَأَكْلُ الرِّبَا، وَأَكْلُ مَالِ اليَتِيمِ، وَالتَّوَلِّي يَوْمَ الزَّحْفِ، وَقَذْفُ المُحْصَنَاتِ الغَافلِاَتِ المُؤْمِنَاتِ

«Сторонитесь (избегайте) семь губительных грехов!» (Люди) спросили: «О Посланник Аллаха! Что это за грехи?» На что он (ﷺ) ответил: «Придание Аллаху сотоварищей (многобожие), колдовство, убийство души, которую Аллах запретил убивать, кроме как по праву (Ислама), ростовщичество (риба), пожирание имущества сирот, бегство во время боя и обвинение в прелюбодеянии целомудренных, верующих женщин, которые даже не помышляли об этом!» (Хадис передали имамы аль-Бухари, 2766, 2857, Муслим, 145, Абу Дауд, 2874, ан-Насаи, 6/215).


Передатчик хадиса:
Абу Хурэйра ад-Дусий (да будет доволен им Аллах)– великий сподвижник, хранитель (хадисов) среди них (то есть тот, кто больше всего передал хадисов от Посланника Аллаха ﷺ). Учёные разногласили в его имени, некоторые из них передали, что его звали ‘АбдурРахман ибн Сахр, некоторые говорили – Ибн Гъанам. Говорили также и другие имена. Однако большинство учёных склонились к первому варианту. Умер этот великий сподвижник в 59 г.х..

Пояснение отдельных слов:
«Сторонитесь» - отдаляйтесь, избегайте.
«Губительных грехов» - смертельных грехов.
«Придание Аллаху сотоварищей» - это придание Аллаха подобного (сотоварища, соучастника), к которому взывают подобно тому, как взывают к Аллаху, или боятся его, или надеются на него, или любят, как любят Аллаха, или посвящают ему какой-либо из видов поклонения. Это и есть многобожие, которое ничего не оставляет от единобожия в человеке.
«Колдовство» - это различные заговоры, заклинания и узлы (которые используют колдуны для того), чтобы повлиять на сердца и тела других, после чего те либо заболевают, либо умирают, либо происходит разрыв отношений между мужем и женой, если этого пожелает Аллах.
«Ростовщичество» - в языковом значение: добавка. Говорится «раба – йарбу – рубууан» (رَبا – يَرْبُو – رُبُوًّا) – его смысл: увеличить, преумножить, взрастить.
В шариатском значении: это прибавка к основной сумме (данной в займы, например) запретным путём. Это ростовщичество было известно в период невежества (в джахилии), когда говорил дающий в долг тому, кто занимал: «Когда закончится год (срок займа) ты либо отдаёшь мне данную сумму, либо к ней идёт прирост (добавка)».
«Сирота» - среди людей – это тот, кто потерял отца. Что же касается животных – это тот, кто потерял мать(1).
«Бегство во время боя» - бегство с поля боя во время сражения.
«Обвинение в прелюбодеянии целомудренных женщин» - чистых, скромных.
«Которые даже не помышляли об этом» - которые не думали о совершении ничего дурного, по причине чистоты их сердец. То есть они рассеяны, даже не замечают и не обращают внимание на порицаемые вещи (на эти грехи).

Общий смысл хадиса:
В этом хадисе Посланник ﷺ предостерёг эту общину от совершения (и попадания) в эти губительные грехи. Каждый из этих семи грехов является жалким и приводит совершающего его к гибели, смерти, несчастью.

Самый первый из них и самых опасный, самый губительный – это придание Аллаху сотоварищей, которое никогда не прощается, и с которым не принимаются никакие благие дела! (Всевышний говорит):

إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَٰلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает менее тяжкие грехи, кому пожелает» (сура «ан-Ниса», 48).

Тот, кто сделает жертвоприношение или пострижёт свои волосы, или укоротит их(2), или даст обет, или сделает поясной поклон (руку’), или земной не Аллаху (не ради Него), придаст Аллаху сотоварища, совершит многобожие! Или же поклянётся творением, возвеличивая его, или прося у него исполнение своих нужд, как например, если попросит ребёнка, или будет взывать к нему, призывать его, просить у него убежища, помощи в том, что может только Аллах, то придаст Аллаху сотоварища, совершит многобожие!
Многобожие бывает малым (скрытым) и большим (великим):
К малому (или скрытому) многобожию относится: показуха, а также, когда человек оставляет совершения благого дела ради людей (их мнения или их упрёка, и т.п.)
К большому многобожию относится: то, что происходит около могил пророков и праведников, по причине невежд из числа мусульман и им подобных, как например, обход вокруг этих могил (или мест – тауаф), взывание к тем, кто находится в них, с просьбой избавить их от трудностей и сложностей, а также неотлучное пребывание около этих могил (и’тикаф), с целью получить от них благодать (баракат).
Второй грех – колдовство, в котором собирается как неверие, так и вред людям, когда простолюд и невежды начинают полагать, что колдун обладает способностями и силой, которые позволяют ему делать то, что он пожелает и распоряжаться во власти Всевышнего без Его воли и желания:

وَمَا هُمْ بِضَارِّينَ بِهِ مِنْ أَحَدٍ إِلَّا بِإِذْنِ اللَّهِ
«Но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха» (сура «аль-Бакъара», 102).

Учёные единогласны в том, что запрещено обучаться колдовству, обучать ему и практиковать его.
Передаётся от имама Малик, имама Ахмад, а также это от группы сподвижников и их последователей (таби’унов), что они говорили: «Занятие колдовством – это неверие, которое требует смертной казни».
Другие сказали: «Это нечестие, которое требует наказания через отрубание головы». И они не говорили о выходе из Ислама тех, кто занимался этим, как об этом известно в мазхабе аш-Шафи’ий, кроме как, если (колдун) скажет что-то или сделает из видов колдовства, которые являются неверием. Как, например, если будет утверждать, что у него есть способность повлиять на сотворение (или изменить что-то в этом), или же, что может творить наряду с Ним, или если он полагает, что может причинять вред и доставлять пользу своим колдовством, как известно об этом из практики колдунов, во все времена.
Приказал повелитель правоверных ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) убить колдуна(3).
Также мать правоверных Хафса да будет доволен еюАллах) убила свою служанку, которая занималась колдовством(4).
Также Джундуб ибн ‘АбдилЛях убил колдуна, который забавлялся перед Уалидом ибн ‘Укба отрезая голову человека, затем подзывая его, на что тот откликался уже, будучи целым и невредимым(5).

Третий из грехов: убийство невинной души и пролитие крови невиновного.
Этот грех приводит к устрашению людей, подрывает их безопасный уклад жизни, губит общину, разрывает братские отношения, приводит к распространению враждебности и зависти среди людей. Какой грех может быть опаснее и отвратительнее этого! Всевышний Аллах сказал о нём:

مَنْ قَتَلَ نَفْسًا بِغَيْرِ نَفْسٍ أَوْ فَسَادٍ فِي الْأَرْضِ فَكَأَنَّمَا قَتَلَ النَّاسَ جَمِيعًا
«Кто убьет человека без права на то(6) или распространит нечестия на земле, тот словно убил всех людей» (сура «аль-Маида», 32).


Четвертый грех: ростовщичество. Ростовщичество – это использование людей, поглощение их стараний, пожирание их имущества ложными путями, не прилагая никаких усилий к тому, что добыть это имущество (честным, дозволенным путём).
Ростовщичество – это сражение против Аллаха и Его Посланника в этом мире, что неизбежно приводит к занимающихся этим к Огню. Как же может быть иначе, если те, кто занимается ростовщичеством (риба) самые чёрствые из людей и самые далёкие от милости по отношении к людям, так как они только ищут возможности для того, чтобы воспользоваться трудным положением людей, чтобы ещё больше усугубить его. Они пользуются их беднотой, их нуждами, давая деньги им в долг под проценты (под 10% и т.д.). А если те не отдают им долг в положенный срок, то они добавляют к нему еще больше процентов, что становится причиной причинения вреда людям, их состоянию, приводит к гибели, разорению, о котором знает только Аллах. Поэтому тому, кто занимается ростовщичеством, даёт или берёт деньги под проценты, записывает эти договора, выступает свидетелем в них, предписано проклятие Аллаха и Его ненависть, да упасёт нас Аллах от этого.

Пятый из губительных грехов: пожирание имущества сироты. Так как из прав сирот, чтобы люди позаботились о них, занимались их воспитанием, защищали их, увеличивали (имеющиеся) у них имущество, помогали им пока те, не достигнут совершеннолетия и не станут сознательными, зрелыми.
Всевышний Аллах пригрозил в Своей Книге тем, кто пожирает имущество сирот, наисуровейшим наказанием, сказав:

إِنَّ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَالَ الْيَتَامَىٰ ظُلْمًا إِنَّمَا يَأْكُلُونَ فِي بُطُونِهِمْ نَارًا ۖ وَسَيَصْلَوْنَ سَعِيرًا
«Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будет им воздаянием Ад, в котором они будут гореть пламенем» (сура «ан-Ниса», 10).

Он предостерёг от того, что использовать имущество сироты, кроме как на благие нужды, из которых: то, что принесёт пользу и увеличение этому имущество, торговля, покупка и продажа, которая в конечном итоге обернётся прибылью. Такое использование имущества сироты является дозволенным (мубах).

Шестой из грехов: бегство с поля боя во время сражения с врагом. Это трусость, которая уменьшает величие и могущество мусульман, является причиной их поражения, утраты религии, убийства неверными мусульман, захвата их имущества и их женщин. Поэтому недозволенно мусульманину покидать сражение, ведь ему в нём обещано либо победа, трофеи, либо мученическая смерть (шахада) на пути Аллаха.

Седьмой из губительных грехов: обвинение в прелюбодеянии и в других порочных делах, целомудренных, верующих женщин, которые даже не помышляли об этом. Это великий грех, когда обвиняется в прелюбодеянии целомудренная женщина, не помышлявшая в своём сердце об этом, далёкая от этих мерзостей.
А тот, кто сделает это, обязан явиться с четырьмя свидетелями, (которые видели всё своими глазами), иначе он будет у Аллаха записан среди нечестивых лжецов, и его свидетельство никогда больше не будет принято, и он должен будет подвергнуться наказанию – 80-ти ударам плетью, и это его наказание лишь в этом мире. А в мире вечном его наказание будет таким, какое уготовал ему за этот грех Аллах:

إِنَّ الَّذِينَ يَرْمُونَ الْمُحْصَنَاتِ الْغَافِلَاتِ الْمُؤْمِنَاتِ لُعِنُوا فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ ٢٣ يَوْمَ تَشْهَدُ عَلَيْهِمْ أَلْسِنَتُهُمْ وَأَيْدِيهِمْ وَأَرْجُلُهُمْ بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ
«Воистину, те, которые обвиняют целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих о грехе, будут прокляты в этом мире и в Последней жизни! Им уготованы великие мучения, в тот день, когда их языки, руки и ноги будут свидетельствовать против них о том, что они совершили» (сура «ан-Нур», 23-24).


О мусульманин, остерегайся этих губительных грехов, не марай (не пачкай) себя чем-либо из этого, ибо это является причиной ненависти Аллаха и Его гнева, наряду с ненавистью людей, гневом и презрением!
И знай, что больших грехов много. Как говорил Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах): «Их приблизительно около семидесяти».
Они были собраны и записаны в книги, такие как «аль-Кябаир» имама аз-Захаби, которая издана. Также – «аз-Зауаджир ‘ан икътираб аль-Кябаир» Ибн Хаджара аль-Хайтами. Поэтому знай эти большие грехи и сторонись их! И Аллах простит тебе малые грехи (и прегрешения). Всевышний сказал:

إِنْ تَجْتَنِبُوا كَبَائِرَ مَا تُنْهَوْنَ عَنْهُ نُكَفِّرْ عَنْكُمْ سَيِّئَاتِكُمْ وَنُدْخِلْكُمْ مُدْخَلًا كَرِيمًا
«Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния (малые грехи) и введем вас в почётный вход (в Рай)» (сура «ан-Ниса», 31).


Пользы, извлекаемые из хадиса:
1 – Сострадание и милость Посланника ﷺ по отношении к его общине, который указал им на благое и запретил им скверное, поведав им об этом.
2 – Обязательность отдаление от этих губительных грехов, которые запретил Посланник Аллаха ﷺ. Также обязательность отдаления от других больших грехов, на которые было указано в Коране и Сунне.
3 – Самый великий из этих грехов – это многобожие, придание Аллаху сотоварищей, так как этот грех не простит Всевышний Аллах (тому, кто придёт с ним в Судный День).


Шейх Раби' ибн Хади аль-Мадхали (да хранит его Аллах)
Из книги: "Комментарии к некоторым пророческим Хадисам"


Перевод: Марат абу Зарр, 1437 г.х. - 2016 г.

Прослушать аудиозапись можно по ссылке:
https://t.me/Hadisi_21_sheih_Rabi/48
________________________

(1) - Есть ещё такое понятие как круглый сирота, то есть тот, кто потерял и отца и мать. В арабском языке он называется – латыйм (لطيم).
(2) - Как делают во время Хаджа.
(3) - Хадис приводит имам Ахмад в «аль-Муснад» (1/190), Абу Дауд (3043), (3/341), ‘АбдуРраззак в «аль-Мусуннаф» (10/179), аль-Бэйхакый в «ас-Сунан» (8/136). Иснад этого хадиса достоверный.
(4) - Хадис приводит имам Малик в «аль-Муатта» (14), также ‘АбдуЛлах ибн Ахмад в «Масаиль ли имам Ахмад» (1043), аль-Бэйхакый в «ас-Сунан» (8/136).
(5) - Хадис приводит имам аль-Бухари в «ат-Тарих аль-Кябир» (2/222), аль-Бэйхакый в «ас-Сунан» (8/136). Некоторые пути передачи этого сообщения являются достоверными, а некоторые имеют разрыв в цепи передатчиков (аль-инкъыта’).
(6) - То есть без шариатской причины

alveo

Вернуться в «ТОЛКОВАНИЕ ХАДИСОВ (шарх)»