Принятие дискредитации (джарха) или рекомендации (та'диля) от ученого не является слепым следованием

minhadj
Сообщений: 584
Зарегистрирован: 20 мар 2020, 17:20

Принятие дискредитации (джарха) или рекомендации (та'диля) от ученого не является слепым следованием

Сообщение minhadj » 28 дек 2019, 19:52


О том, что принятие дискредитации (джарха) или рекомендации (та'диля) от ученого не является слепым следованием за ним



Имам ас-Сан’ани (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Та’диль (рекомендация) и джарх (дискредитация) относятся к разделу сообщения. Смысл слов делающего та’диль: «такой-то праведный» указывает на то, что он выполняет обязательные дела, оставляет запретное и соблюдает мужскую доблесть. Делающий джарх говорит: «такой-то является нечестивцем», например, по причине его распивания опьяняющих напитков. Любое сообщение праведного и надежного принять является обязательным из-за наличия доводов на совершение дела согласно сообщению праведного (и надежного). И это не считается слепым следованием (таклидом) за ним» (см.: «Таудих аль-афкар ли ма’ани танкъих аль-анзар» 2\118-119).
Имам ас-Сан’ани (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Кто (из муджтахидов) считает хадис достоверным или слабым, тот не считает так на основании своих мнений и выводов, как это не является неизвестным (ни для кого), напротив, тот поступает так согласно сообщению. И любой муджтахид, который считает хадис слабым или достоверным, поступает согласно сообщению праведного (и надежного). Посему ты познал, что разногласие в этом не происходит на основании суждений (мнений)!» (см.: «Иршад ан-нукъад иля тайсийри аль-иджтихад» стр. 108-115).
Когда имам аль-Хатыб аль-Багдади (да смилуется над ним Аллах) в «аль-Кифайа фи ‘ильми ар-риуайа» стр.31 цитировал несколько доводов относительно обязанности принятия сообщения надежных, то сказал: «Совершение дела согласно сообщению одного (надежного) человека было достаточным для таби’инов и тех, которые пришли после них, из числа факихов во всех странах мусульман вплоть до наших времен. До нас не дошло то, что кто-то из них порицал это и противоречил этому. Было утверждено из религии их - обязательность совершения дела согласно сообщению одного надежного человека. Если бы среди них был тот, кто не считал обязательным совершать дела согласно сообщению одного (надежного) человека, то непременно передали бы нам эту весть от него… А Аллаху ведомо лучше!».
Был спрошен шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах): «Некий призывающий обвиняет другого призывающего. Если спросят его об этом, то он говорит: «Сообщил мне об этом мужчина, который известен своим знанием и своей праведностью». Но если скажут ему: «Удостоверься в правдивости его сообщений!», он говорит: «Удостовериться нужно тогда, когда сообщающий является нечестивцем». Каково ваше мнение относительно этого вопроса?
Он ответил: «Это верно, когда сообщает тебе надежный мужчина, то нет нужды в разузнавании, поскольку Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте» («аль-Худжурат», 6).
Однако, быть может так, что человек является надежным, но ему принадлежат страсти, в таком случае с этой стороны его надежность ослабевает»
(см.: «Сыяна», стр.281).
Шейх Ахмад ибн Яахйа ан-Наджми (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Обязательным является разузнавать сообщение нечестивца. Что касается сообщения праведного (надежного), то это сообщение принимают. Если это так, то что можно сказать о том, когда сообщают группа людей, которые являются лучшими, знающими и праведными?! Поистине, сообщение подобных людей принять является обязательным. Тот же, кто отвергает, отвергает из-за своей страсти, поэтому он является низким и порицаемым человеком. И по причине отвергания он считается хизбитом. Он относится к ним и является одним из них. Помощь только от Аллаха» (см.: «аль-Фатауа аль-джалийа» 2\33).
Шейх ан-Наджми (да смилуется над ним Аллах), опровергая ложь Абу Хасана, что шейх ссылается на слова шейха Раби’ в его джархе, сказал: «Я принимаю от шейха Рабиа’ по причине того, что он является надежным. И невозможно, чтобы он обвинял тебя в чем-либо, о чем ты не говорил или не писал. Мы не следуем по манхаджу приверженцев лжи в отвергании сообщения надежных и принятии сообщения лжецов и неизвестных» (см.: «аль-Фатауа аль-джалийа» 2\225).
Шейх Мукбиль ибн Хади аль-Уади’ (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если какой-либо из ученых этого века предоставит доводы на заблуждения Мухаммада аль-Газали, или Юсуфа аль-Кардави или манхаджа ихуанов-муфлисиин, то мы должны принять. Является обязательным принять это. (Всевышний Аллах сказал:) «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» («аль-Худжурат», 6).
Да, если принесет нам весть праведный (и надежный), то мы должны принять ее, как понимается это из аята. Если принесет нам весть праведный (и надежный), то мы должны принять ее. Так где ваше (следование) аяту, который указывает на то, что если принесет нам весть праведный (и надежный), то мы должны принять, а если нечестивец принесет нам весть, то мы должны разузнать?!»
(см.: «аль-Аджуиба ан-надиийа ‘аля аль-асйляти аль-хуландийа»).
Шейх Раби' (да хранит его Аллах) сказал: «Наша религия основывается на сообщениях праведных. Одно из правил религии является - принятие сообщения праведных. Поэтому если праведный человек передаст тебе какие-либо слова, то основа в этом является то, что это передача является достоверной, и является обязательным строить на этом постановления. Всевышний Аллах предостерегает от сообщения нечестивца. Если человек известен нечестием и сообщит тебе о чем-либо, то ты не должен считать его сообщение ложным, а должен удостовериться. Ибо быть может, этот нечестивец был правдив в своем сообщении, поэтому нет проблем, если ты удостоверишься в этом.
Что касается того, когда праведный передает, пишет и свидетельствует, после чего не принимают его слова, или он передает заблудшие высказывания дословно и не принимают его свидетельство, говоря про него, что он просто проявляет ненависть, то это является из методов приверженцев нововведений и смуты нынешних времен. Просим Аллаха благополучия! О подобных методах не знали ни хариджиты, ни рафидиты, ни другие приверженцы нововведений в предыдущие времена. В наше время пришли приверженцы нововведений к этой общине с различными методами, правилами, манхаджами и проблемами, которые если объединятся, то клянусь Аллахом, от религии не останется ничего. Если объединятся их методы и правила, то ничего не останется от ислама, кроме того, что пожелает Аллах. Из этих методов является то, что они хотят уронить сообщения праведных. Они манхадж саляфов относительно критики приверженцев нововведений умаляют с помощью скверных методов и называют это справедливостью и муазанатом между дурными деяниями и хорошими и т.п. Если ты примешь этот манхадж, то получается на основании этого скверного манхаджа наши имамы все являлись нечестивцами, неправедными, несправедливыми и грешниками»
(см.: «Маукиф ас-сахих мин ахли аль-бид’а’»).
Шейх Раби’ относительно вопроса излишества в применении правила «разузнавания» в манхадже хизбитов, которые не желают защитить Сунну и разоблачить приверженцев нововведений, желающих уничтожить слова относительно джарха и та’диля, ответил: «Эти люди являются приверженцами нововведений, которые желают сделать недействительными сообщения надежных и сообщения ученых. И постановление приверженцев нововведений относительно этого правила, которое они признают, является истинным, однако они подразумевают под этим ложь. Их положение подобно положению хариджитов, которые повторяли слово: «Хукм принадлежит Аллаху». Когда ‘Али, да будет доволен им Аллах, услышал это, то сказал: «Это слово является истинным, посредством которого они желают лжи».
Разузнавание является требуемым, однако разве надо разузнавать, когда сообщают надежные? Разузнавать надо тогда, когда сообщают нечестивцы, о чем было сказано в Коране: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте» («аль-Худжурат», 6). ..
Поэтому удостовериться в правдивости сообщения следует тогда, когда сообщают нечестивцы. Что касается праведных (и надежных), то их сообщения принимать является обязательным. Иногда надежный забывает что-то и допускает ошибку, однако мы это не воспринимаем как общее правило во всем. Сегодня же когда ученый пишет книгу и передает в ней слова приверженцев заблуждений и критикует их по причине этого, то они говорят: «Надо удостовериться в правдивости этого сообщения». Подобные люди является лжецами, нечестивцами и воющими против ахлю-Сунны»
(см.: «Радд шубухат аль-маъи’ийн уа аль-забб ‘анис-саляфийн» 4).
Шейх Мухаммад Базмуль (да хранит его Аллах) сказал: «Знай, да приведет меня и тебя Аллах к Его довольству, что слова ученых относительно предостережения от приверженцев нововведений являются из раздела сообщения, а не из раздела иджтихада. Поэтому является обязательным принять сообщение надежного (заслуживающего доверия) и не отвергать его» (см.: ‘Ибарат Мухима).
Шейх Мухаммад Базьмуль (да хранит его Аллах) сказал: «Принятие сообщения заслуживающего доверия является следованием ему, и не является это из раздела слепого следования (таклида). Смешение этих двух разделов приводит к неясности, в которою не подобает впадать требующему знания. Поистине, таклид – это когда ты принимаешь мнения (или слова) кого-либо и делаешь его подобно ожерелью, которое охватывает твою шею, и тот (мнение и слово которого ты придерживаешься) тебя направляет в любую сторону. В отличие от следования, ибо это принятие довода, который был предоставлен тебе кем-либо. Что касается сообщения заслуживающего доверия, то ты следуешь ему и не делаешь за ним таклид. Для большей ясности скажу следующее: Если дойдет до тебя сообщения от какого-либо имама относительно передатчика из передатчиков, что он сказал то-то и то из высказывания приверженцев нововведений, то принятие этих слов от этого имама относительно того передатчика является ли это таклидом или это следование? Ответ: это является из раздела следования, а не из раздела таклида» (см.:‘Ибарат Мухима).
Шейх Мухаммад Базмуль (да хранит его Аллах) сказал: «Научила меня религия моя, чтобы я принимал сообщение ученого без приостановки (или колебания) и без выяснения, пока не выявится для меня противоречие этому.
Довод этому является то, что Всевышний Аллах приказал мне разузнавать сообщение нечестивца в Своих словах: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» («аль-Худжурат», 6).
Посредством противоположного понимания этот аят разъясняет, что сообщение надежного принимается без выяснения. Тем более оно принимается, если это сообщение передает надежный ученый.
Отсюда пришло правило, что основа - это принятие сообщения надежного без разузнавания»
(http://www.bazmool.com/node/355 ).

alveo

Вернуться в «НАУКА О ДИСКРЕДИТАЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ («аль-джарху уа ат-та'диль»)»