Если встретятся джарх (дискредитация) и та’диль (похвала), то какое из этих двух оценок занимает первостепенное место?

minhadj
Сообщений: 584
Зарегистрирован: 20 мар 2020, 17:20

Если встретятся джарх (дискредитация) и та’диль (похвала), то какое из этих двух оценок занимает первостепенное место?

Сообщение minhadj » 26 фев 2017, 20:30

بسم الله الرحمن الرحيم
Если встретятся джарх (дискредитация) и та’диль (похвала), то какое из этих двух оценок занимает первостепенное место?

Сказал аль-Хатыб аль-Багдадий: «Глава: Если встретятся джарх (дискредитация) и та’диль (похвала), то какое из этих двух оценок занимает первостепенное место? Ученые единогласны в том, что если какую-то личность дискредитировали один или два человека и вместе с этим его похвалило такое же количество, то дискредитации этой личности отводится первое место. Причина этого в том, что дискредитирующий сообщает о тайных деяниях личности, которые ему довелось узнать. Он считает правдивыми слова хвалящего и говорит ему: “Я знаю внешнее положение это человека также, как знаешь его и ты. Однако на основании проведенных исследований я располагаю такими сведениями об этой личности, которыми ты не располагаешь”. Сообщение хвалящего о внешнем благочестии (‘адаля) какой-либо личности не отрицает правдивости слов того, кто подверг эту личность дискредитации. Таким образом является обязательным отводить джарху (дискредитации) первостепенное место нежели та’дилю (похвале)… Тот, кто поступает в соответствии со словами дискредитирующего, не обвиняет тем самым хвалящего (во лжи) и не выводит его из разряда благочестивых. Если же мы не будем поступать в соответствии со словами дискредитирующего, то этим самым мы сочтем его слова ложью и аннулируем его благочестие (‘адаля), несмотря на то, что о нем известно, как о надежном, достойном доверия человеке…». («аль-Кифая»: 1\274-276).
قَالَ الْخَطِيبُ الْبَغْدَادِيُّ فِي «الْكِفَايَةِ» (1/ 274 - 276): «بَابُ الْقَوْلِ فِي الْجَرْحِ وَالتَّعْدِيلِ إِذَا اجْتَمَعَا، أَيُّهُمَا أَوْلَى اتَّفَقَ أَهْلُ الْعِلْمِ عَلَى أَنَّ مَنْ جَرَحَهُ الْوَاحِدُ وَالِاثْنَانِ، وَعَدَّ لَهُ مِثْلُ عَدَدِ مَنْ جَرَحَهُ، فَإِنَّ الْجَرْحَ بِهِ أَوْلَى، وَالْعِلَّةُ فِي ذَلِكَ أَنَّ الْجَارِحَ يُخْبِرُ عَنْ أَمْرٍ بَاطِنٍ قَدْ عَلِمَهُ، وَيُصَدِّقُ الْمُعَدِّلَ وَيَقُولُ لَهُ: قَدْ عَلِمْتُ مِنْ حَالِهِ الظَّاهِرَةِ مَا عَلِمْتَهَا، وَتَفَرَّدْتُ بِعِلْمٍ لَمْ تَعْلَمْهُ مِنَ اخْتِبَارِ أَمْرِهِ، وَأَخْبَارُ الْمُعَدِّلِ عَنِ الْعَدَالَةِ الظَّاهِرَةِ لَا يَنْفِي صِدْقَ قَوْلِ الْجَارِحِ فِيمَا أَخْبَرَ بِهِ، فَوَجَبَ لِذَلِكَ أَنْ
يَكُونَ الْجَرْحُ أَوْلَى مِنَ التَّعْدِيلِ... وَلِأَنَّ مَنْ عَمِلَ بِقَوْلِ الْجَارِحِ لَمْ يَتَّهِمِ الْمُزَكِّي وَلَمْ يُخْرِجْهُ بِذَلِكَ عَنْ كَوْنِهِ عَدْلًا، وَمَتَى لَمْ نَعْمَلْ بِقَوْلِ الْجَارِحِ كَانَ فِي ذَلِكَ تَكْذِيبٌ لَهُ وَنَقْضٌ لِعَدَالَتِهِ ، وَقَدْ عُلِمَ أَنَّ حَالَهُ فِي الْأَمَانَةِ مُخَالِفَةٌ لِذَلِكَ». اهـ

alveo

Вернуться в «НАУКА О ДИСКРЕДИТАЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ («аль-джарху уа ат-та'диль»)»

cron