«аль-Исти’ана» (просьба о помощи) - смысл и виды

abu Zarr
Сообщений: 370
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

«аль-Исти’ана» (просьба о помощи) - смысл и виды

Сообщение abu Zarr » 20 апр 2021, 07:34

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

«аль-Исти’ана» (просьба о помощи)



В суре «аль-Фатиха», которую мы читаем минимум 17 раз в молитвах (намазах) ежедневно, Всевышний Аллах призывает нас, обязывает нас говорить: [/align] إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ
«Тебе Одному мы только поклоняемся, и к Тебе Одному только взываем о помощи» (сура «аль-Фатиха», 5).

Взываем о помощи, обращаемся за помощью, просим – это и есть «аль-исти’ана», поклонение, которое может быть обращено только к Всевышнему Аллаху, так как только Он один достоин того, чтобы Его творения Ему поклонялись. Это и есть чистое единобожие, о котором Всевышний сказал: فَاعْبُدِ اللَّهَ مُخْلِصًا لَهُ الدِّينَ ١ أَلَا لِلَّهِ الدِّينُ الْخَالِصُ ۚ وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِنْ دُونِهِ أَوْلِيَاءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَىٰ إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ بَيْنَهُمْ فِي مَا هُمْ فِيهِ يَخْتَلِفُونَ ۗ إِنَّ اللَّهَ لَا يَهْدِي مَنْ هُوَ كَاذِبٌ كَفَّارٌ
«Поклоняйся же Аллаху, очищая перед Ним свою религию. Воистину, чистая религия (чистое поклонение) может посвящаться только Одному Аллаху. Те же, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Воистину Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Воистину, Аллах не ведёт прямым путём неверных лжецов» (сура «аз-Зумар», 2-3).

То, что противоречит понятию «единобожие» (таухид) – это «многобожие» (ширк), придание Аллаху сотоварищей и соучастников. Аллах не прощает многобожие, каким бы оно ни было и как бы оно не оправдывалось. Всевышний Аллах говорит: إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَٰلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ ۚ وَمَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدِ افْتَرَىٰ إِثْمًا عَظِيمًا
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает менее тяжкие грехи, кому пожелает. А кто же приобщает сотоварищей Аллаху, тот измышляет (совершает) великий грех» (сура «ан-Ниса», 48).
«аль-Исти’ана» - это поклонение, и право Всевышнего Аллаха, которое нам, как рабам Его, необходимо выполнить. Всевышний Аллах упоминает слово «исти’ана» (прибегать за помощью, молить о помощи) с его значениями в Коране. Из них следующие формы этого слова: نَسْتَعِينُ [наста’ийну], اِسْتَعِينُوا [иста’ийнуу], المُسْتَعَانُ [аль-Муста’ан].
1 - نَسْتَعِينُ [наста’ийну] – т.е. «мы просим о помощи». Всевышний Аллах говорит и повелевает нам говорить так:
إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ
«Тебе Одному мы только поклоняемся, и к Тебе Одному только взываем о помощи» (сура «аль-Фатиха», 5).


2 - اِسْتَعِينُوا [иста’ийнуу] – т.е. «просите о помощи» (в форме приказа). Всевышний Аллах говорит: قَالَ مُوسَىٰ لِقَوْمِهِ ٱسْتَعِينُوا بِٱللَّهِ وَٱصْبِرُوٓا
«Муса сказал своему народу: «Просите помощи у Аллаха и терпите...»» (сура «аль-А’раф», 128).

Также Всевышний указал нам на причины, которые помогают, на поклонения, которыми приближаются к Нему, ища Его довольства и награды. Всевышний сказал: وَٱسْتَعِينُوا بِٱلصَّبْرِ وَٱلصَّلَوٰةِ
«Обратитесь за помощью к терпению и молитве…» (сура «аль-Бакъара», 45).


Также Всевышний сказал: يَـٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوا ٱسْتَعِينُوا بِٱلصَّبْرِ وَٱلصَّلَوٰةِ
«О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и молитве…» (сура «аль-Бакъара», 153).

3 - المُسْتَعَانُ [аль-Муста’ан] – т.е. «Тот, к кому всегда обращаются за помощью». Это качество из качеств Всевышнего, так как Он тот, к Кому рабы Его должны прибегать за помощью и Он тот, Кто может удовлетворить их нужды.
Всевышний говорит:
فَصَبْرٌ جَمِيلٌ ۖ وَٱللَّهُ ٱلْمُسْتَعَانُ عَلَىٰ مَا تَصِفُونَ
«И как прекрасно терпение. Только Аллаха следует просить о помощи против того, что вы измышляете» (сура «Юсуф», 18).

قَـٰلَ رَبِّ ٱحْكُم بِٱلْحَقِّ ۗ وَرَبُّنَا ٱلرَّحْمَـٰنُ ٱلْمُسْتَعَانُ عَلَىٰ مَا تَصِفُونَ
«(Пророк Мухаммад) сказал: «Господи! Рассуди по справедливости. Ведь Господь наш Милостивый, Которого следует просить помощи против того, что вы приписываете (измышляете)» (сура «аль-Анбийа», 112).

Посланник Аллаха ﷺ, обращаясь к своему сподвижнику и делая наставление ему, а, следовательно, и всей своей общине, призывал обращаться за помощью только к Всевышнему Аллаху. В хадисе от Абу аль-‘Аббаса ‘АбдуЛлаха ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), который сказал: «В один из дней я находился позади Посланника Аллаха ﷺ, и он сказал мне: يَا غُلاَمُ، إِنِّي أُعَلِّمُكَ كَلِمَاتٍ: احْفَظِ اللهَ يَحْفَظْكَ، احْفَظِ اللهَ تَجِدْهُ تُجَاهَكَ، إِذَا سَأَلْتَ فَاسْألِ اللهَ، وَإِذَا اسْتَعِنْتَ فَاسْتَعِنْ بِاللهِ، وَاعْلَمْ أَنَّ الأُمَّةَ لَوْ اجْتَمَعَتْ عَلَى أَنْ يَنْفَعُوكَ بِشَيْءٍ، لَمْ يَنْفَعُوكَ إِلاَ بِشَيْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللهُ لَكَ، وَإِنِ اجْتَمَعُوا عَلَى أَنْ يَضُرُّوكَ بِشَيْءٍ لَمْ يَضُرُّوكَ إِلَا بِشَيْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللهُ عَلَيْكَ، رُفِعَتِ الأَقْلَامُ وَجَفَّتِ الصُّحُفَ «О мальчик! Поистине я научу тебя некоторым словам (и деяниям): Храни память об Аллахе - и Он будет хранить тебя; помни об Аллахе – и ты обнаружишь Его перед собой! И если ты просишь о чём-либо, то проси Аллаха, а если ты собираешься обратиться за помощью, то обратись за ней к Аллаху! И знай, что если вся община (все люди) соберутся вместе, чтобы принести тебе пользу, то они не принесут тебе пользы, кроме той, которая уже была предписана тебе Аллахом! И если они соберутся все вместе, дабы причинить тебе вред, то они не смогут причинить тебе вреда, кроме того вреда, который уже был предопределён тебе Аллахом! Ибо перья уже подняты, а свитки высохли»» (Хадис приводит ат-Тирмизи в «ас-Сунан», 2516. Достоверную степень этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих аль-Джами’», 7957).
Согласно этим доводами из Книги Аллаха и Сунны Его Посланника ﷺ мы понимаем, что во всех своих делах, в трудностях и тягостях, в любых положениях, следует обращаться за помощью к Всевышнему Аллаху.
А обращаться к творениям можно только при ясных, не противоречащих Шариату и здравому смыслу, условиях. А именно, чтобы попросить (например) у человека помощи, этот человек должен быть:
1 - живой,
2 - слышащий, (понимающий обращение к нему),
3 - способный помочь в том, о чём его просят.
Иначе, обращение к тому, кто не может помочь даже самому себе (т.е. мёртвому) будет пустым, не имеющим никакой пользы. И, хуже того, может быть проявлением многобожия или тем, что ведёт к этому самому страшному греху!
Ведь Посланник Аллаха ﷺ сообщил нам, что деяния раба заканчиваются с его смертью, и после этого он не владеет ничем. От Абу Хурэйры (да будет доволен им Аллах) передаётся хадис, в котором Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Когда человек умирает, то все его дела прекращаются, кроме трёх: непрерывная садакъа, знание, которое приносит пользу людям, и его праведный ребёнок, который совершает мольбу за него» (Хадис приводит Муслим, 1631, Абу Дауд, 2880 и др.).
Также, если же обращаться к тому, кто не понимает обращения, не слышит, не может помочь, то такое обращение, как говорят учёные, есть ни что иное как издевательство, насмехательство, глупость.
Поэтому обращаться следует только к Всевышнему Аллаху, а затем уже к тому, кто живой, понимает обращение и способен помочь с дозволения Господа миров.

alveo

Вернуться в «2 — ЕДИНОБОЖИЕ В ПОКЛОНЕНИИ («таухид аль-улюхийа»)»