بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Действия, которые делают недействительным(1) свидетельство
«Нет истинного божества, кроме Аллаха»
Учёные, да будет милостив к ним Аллах, в главе «О положении вероотступника» упоминали, что мусульманин по причине (совершения им) различных действий, нарушающих (Ислам), может стать вероотступником. В следствии этого становятся дозволенными кровь (т.е. жизнь) человека, его имущество, а сам он считается вышедшим из религии Ислам.
Самыми опасными действиями, которые нарушают Ислам и в которые больше всего попадают (люди), считаются десять из них:
Первое: Многобожие(2) (придание сотоварищей) в поклонении Аллаху. Пречистый (Аллах) сказал:
إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَٰلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ ۚ وَمَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدِ افْتَرَىٰ إِثْمًا عَظِيمًا
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает менее тяжкие грехи, кому пожелает» (сура «ан-Ниса», 48).
Также Он сказал:
إِنَّهُ مَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ وَمَأْوَاهُ النَّارُ ۖ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنْصَارٍ
«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Огонь, и у беззаконников не будет помощников(3) » (сура «аль-Маида», 72).
Так же к многобожию, которое нарушает завет Ислама и выводит (человека) из религии, относится мольба, обращённая к мертвым, прошение у них помощи, посвящение им обетов, совершение жертвоприношения ради них. Всё это считается действиями, выводящими (человека) из Великой религии Ислам.
Второе: Когда кто-либо берёт себе посредников между ним и Аллахом, взывает к ним с мольбами, просит у них заступничества, полагается на них. Такой (человек) становится неверным согласно единогласному мнению мусульманских ученых (иджма’).
(Говорит Всевышний):
قُلِ ادْعُوا الَّذِينَ زَعَمْتُمْ مِنْ دُونِ اللَّهِ ۖ لَا يَمْلِكُونَ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ فِي السَّمَاوَاتِ وَلَا فِي الْأَرْضِ وَمَا لَهُمْ فِيهِمَا مِنْ شِرْكٍ وَمَا لَهُ مِنْهُمْ مِنْ ظَهِيرٍ * وَلَا تَنْفَعُ الشَّفَاعَةُ عِنْدَهُ إِلَّا لِمَنْ أَذِنَ لَهُ
«Скажи: «Призовите тех, кого вы считали божествами наряду с Аллахом (Его сотоварищами)(4)». Они не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле и не являются совладельцами чего-либо на них, и нет у Него среди них помощников. И ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому оно будет дозволено» (сура «Саба», 22-23).
Пречистый (Аллах также) сказал:
وَلَا تَدْعُ مِنْ دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَنْفَعُكَ وَلَا يَضُرُّكَ ۖ فَإِنْ فَعَلْتَ فَإِنَّكَ إِذًا مِنَ الظَّالِمِينَ
وَإِنْ يَمْسَسْكَ اللَّهُ بِضُرٍّ فَلَا كَاشِفَ لَهُ إِلَّا هُوَ ۖ وَإِنْ يُرِدْكَ بِخَيْرٍ فَلَا رَادَّ لِفَضْلِهِ ۚ يُصِيبُ بِهِ مَنْ يَشَاءُ مِنْ عِبَادِهِ ۚ وَهُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ
«Не взывай помимо Аллаха к тому, что не может принести тебе пользы и не может причинить тебе вред. Если же ты поступишь так, то непременно окажешься в числе беззаконников. Если Аллах коснется тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милости. Он одаряет ею того из Своих рабов, кого пожелает. Он - Прощающий, Дарующий Милость» (сура «Юнус», 106-107).
Тот же, кто возьмёт посредников(5) между собой и Аллахом, и будет взывать к ним(6), просить у них заступничества(7), полагаться на них, бояться их скрытым страхом(8), впадёт в неверие согласно единогласному мнению учёных мусульман (иджма’).
Третье действие: Тот, кто не считает неверными многобожников, или же сомневается в их неверии, или оправдывает их учение (путь, мазхаб), считая его правильным, становится неверным.
(Говорит Всевышний):
قَدْ كَانَتْ لَكُمْ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ فِي إِبْرَاهِيمَ وَالَّذِينَ مَعَهُ إِذْ قَالُوا لِقَوْمِهِمْ إِنَّا بُرَآءُ مِنْكُمْ وَمِمَّا تَعْبُدُونَ مِنْ دُونِ اللَّهِ كَفَرْنَا بِكُمْ وَبَدَا بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةُ وَالْبَغْضَاءُ أَبَدًا حَتَّىٰ تُؤْمِنُوا بِاللَّهِ وَحْدَهُ
«Прекрасным примером для вас были Ибрахим и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: «Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в Единственного Аллаха(9)» (сура «аль-Мумтахана», 4).
Также Пречистый (Аллах) сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَتَّخِذُوا الْيَهُودَ وَالنَّصَارَىٰ أَوْلِيَاءَ ۘ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاءُ بَعْضٍ ۚ وَمَنْ يَتَوَلَّهُمْ مِنْكُمْ فَإِنَّهُ مِنْهُمْ ۗ إِنَّ اللَّهَ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ
«О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они являются помощниками лишь друг другу. Если же кто-либо станет считать их своими помощниками и друзьями, то станет одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем людей несправедливых» (сура «аль-Маида», 51).
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
مَنْ قَالَ (لَا إلَهَ إلَّا اللهُ)، وَكَفرَ بِمَا يُعبدُ مِنْ دُونِ اللهِ؛ حَرُمَ مَالُهُ وَدَمُهُ وَحِسَابُهُ علَى اللهِ
«Имущество и кровь (жизнь) того, кто засвидетельствовал о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха и отверг всё, чему поклоняются помимо Него, становятся запретными (неприкосновенными), а расчёт его (будет) у Аллаха».(10) Хадис приводит имам Муслим.
Четвёртое из действий, которые нарушают Ислам, – это когда кто-либо убеждён в том, что есть путь более совершенный (более правильный), чем путь Посланника Аллаха (ﷺ), или же в том, что чьё-либо постановление (или закон) лучше, чем его (шариат). Такой человек становится неверным.
Как те, которые предпочитают постановления (законы) тагъутов(11) над его постановлениями (шариатом). Также (неверным становится) и тот, кто убеждён, что система законов, придуманная людьми, лучше, чем законы Ислама (шариат), или что эти законы подобны законам шариата, или что разрешается судить по ним, даже если он будет убеждён в превосходстве шариата. Или что Ислам не подходит для того, чтобы судить по нему в двадцать первом веке, или что Ислам является причиной отсталости мусульман, или же что Ислам ограничивает связь раба и Господа только лишь стенами мечети, без вмешательства во все остальные сферы жизни.
Под это также подпадает и тот, кто считает, что исполнение наказаний Аллаха в виде отрубании руки вора, или в виде побивания камнями прелюбодея, состоявшего хоть раз в законном браке, не подходят в наше время, и что они являются дикостью, от которой нужно избавить людей.
Под это подпадает каждый, кто убеждён, что дозволено судить не по тому, что ниспослал Аллах, в делах, касающихся взаимоотношений (таких как торговля, наследство и т.п.), также в делах, касающихся наказаний и т.д. Даже если при этом этот человек не убеждён в том, что это лучше, чем суд по законам шариата, так как по причине того, что он считает это дозволенным, он становится тем, кто дозволил то, что запретил Аллах из того, что является общеизвестным в религии, как например, прелюбодеяние, употребление спиртного, ростовщичество (риба), также и суд не на основании законов Аллаха. И тот, кто сделает дозволенным что-то из этого, станет неверующим, согласно единогласному мнению учёных Ислама (иджма’).
Что же касается того, кто судит не по тому, что ниспослал Аллах, следуя своим страстям, из-за мирской выгоды, или не зная законов Аллаха, однако при этом убеждён, что суд по закону Аллаха – это истина, и что судить по нему является обязательным, то он совершает один из больших грехов, впадает в малое неверие, не выводящее из Ислама(12).
Что касается пятого действия, нарушающего Ислам (человека), то оно заключается в следующем: тот, кто ненавидит что-либо из того, с чем пришёл Посланник Аллаха (ﷺ), даже выполняя это, будет считаться неверным. Всевышний сказал:
ذَٰلِكَ بِأَنَّهُمْ كَرِهُوا مَا أَنْزَلَ اللَّهُ فَأَحْبَطَ أَعْمَالَهُمْ
«Это потому, что они возненавидели ниспосланное Аллахом, и Он сделал тщетными их деяния» (сура «Мухаммад», 9)(13).
____________________________________________________________
(1) - То есть действия, в которые входят как деяния, так слова и убеждения, нарушающие свидетельство человека о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха.
(2) - Как известно, многобожие (ширк) бывает двух видов: большой и малый.
Большое многобожие – это многобожие, которое нарушает основу единобожия и выводит человека, совершившего его, из религии, а так же является причиной вечного пребывания его в Аду. И Всевышний Аллах не простит ему это многобожие, пока он не покается от него.
Малое многобожие – это многобожие, которое нарушает полноту единобожия, но не выводит человека, совершившего его, из Ислама (см.: «Шарх науакъыд аль-Ислам» шейха Расляна, стр. 28). К малому многобожию также относятся действия, которые могут привести к большому. Как, например, клятва не Аллахом, если только человек не намеревается этим возвеличить то, чем клянется, или приравнять это к Аллаху, также слова «пожелал Аллах и ты». Или, например, пребывание у могил уважаемых, почтенных личностей, с целью приблизиться этим к Аллаху, полагая, что это место обладает таким отличительным свойством, и т.п. (см.: «Шарх науакъыд аль-Ислям» шейха аль-Джабири, стр.17).
(3) - Которые помогли бы им выбраться оттуда (см.: «ат-Тафсир аль-Муйассар»).
(4) - «Сотоварищами» - т.е. из числа идолов, ангелов, людей, которым вы поклонялись помимо Аллаха, и у которых просили помощи в ваших нуждах (см.: «ат-Тафсир аль-Муйассар»).
(5) - Посредник – это то, посредством чего (кого) приближаются к кому или к чему-либо или к какой-либо цели. Многобожники, которых так назвал Всевышний Аллах, и которых Он навечно заведёт в Ад, никогда не говорили, что их божества – божества самостоятельные, независимые, ни в ком и ни в чём не нуждающиеся. Более того, они говорили: «Это посредники, через которых мы приближаемся к Аллаху, и которые связывают нас с Ним». Многобожники поклонялись своим божествам с целью приблизиться к Аллаху, или же чтобы снискать их заступничество перед Ним. Они говорили:
مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَىٰ
«Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» (сура «аз-Зумар», 3).
Они заявляли, что их идолы и божества приближают их к Аллаху, и возносят к Нему их нужды, и что они лишь посредники между ними и Аллахом. Поэтому они поклонялись им и приносили им жертвоприношения, любили их, боялись их и т.д. (см.: «Шарх науакъыд аль-Ислам» шейха Расляна, стр. 40).
(6) - Взывать к ним – просить их, направлять к ним свои мольбы (ду’а).
Мольба (просьба) живого к мёртвому бывает нескольких видов:
1 – Мольба к мёртвому, просьба к нему относительно того, что под силу и подвластно только Аллаху. Как например, слова: «прости меня», «помилуй меня», «излечи меня». Такой вид просьб является большим многобожием, выводящим из религии.
2 – Мольба к мёртвому с просьбой, чтобы он был посредником между просящим и Аллахом и заступником за него перед Ним. И если при этом человек полагается на этого мёртвого, надеется и уповает на него, боится его, то это также является большим многобожием, выводящим из Ислама, о котором Всевышний сказал:
وَيَعْبُدُونَ مِنْ دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَضُرُّهُمْ وَلَا يَنْفَعُهُمْ وَيَقُولُونَ هَٰؤُلَاءِ شُفَعَاؤُنَا عِنْدَ اللَّهِ
«Они поклоняются помимо Аллаха тому, что не может причинить им вреда и не может принести пользы, говоря при этом: «Они наши заступники перед Аллахом»» (сура «Юнус», 18).
3 – Просьба к мёртвому возле его могилы, чтобы тот попросил за него у Аллаха, которое осуществляется подобно обращению к кому-либо живому, без каких-либо поклонений ему и т.п. Такая мольба считается нововведением, запретным видом приближения к Аллаху (бид’а мухаррама). Однако, если просящий добавит к этой просьбе что-то из поклонения, как например, жертвоприношение этому мёртвому или же станет просить то, над чем мощен только лишь Аллах, или станет бояться этого мёртвого, надеяться и уповать на него, или будет взывать к нему на расстоянии, тогда это станет многобожием как в первых двух случаях и подобно первому действию, нарушающему Ислам (см.: «Шарх науакъыд аль-Ислам» шейха М. Базмуля, стр. 88-89 – изд. «Адуау ас-Саляф»). См. Разъяснение относительно данного примечания
(7) - Заступничество бывает двух видов: дозволенное и запретное.
Запретное заступничество – это заступничество, которое запрещено Кораном, которое совершается без дозволения Аллаха, и за того, кто был многобожником (неверным).
Дозволенное заступничество - это заступничество, которое утверждено Кораном, которое совершается с дозволения Аллаха, и за того, кто был единобожником.
Условий заступничества три:
1 – дозволение Аллаха,
2 – довольство Аллаха и Его удовлетворение тем, кто будет заступаться,
3 – довольство Аллаха и Его удовлетворение тем, за кого будут заступаться (см.: «Шарх науакъыд аль-Ислам» шейха Расляна, стр. 47-48).
Просьба заступничества, которая является многобожием – это просьба заступничества не у Аллаха, а ведь лишь Он обладает и распоряжается им как пожелает. Всевышний говорит:
قُلْ لِلَّهِ الشَّفَاعَةُ جَمِيعًا
«Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество целиком»» (сура «аз-Зумар», 44).
То есть Он является обладателем этого заступничества, и оно не принадлежит тому, у кого они его просят, однако просить его следует только у Того, Кому оно принадлежит. Так как эта просьба заступничества является поклонением, а поклонение не посвящается никому, кроме Аллаха (см.: «Шарх науакъыд аль-Ислам» шейха Расляна, стр. 49).
Также просьба заступничества, которая является многобожием, сопровождается поклонением тому, у кого оно испрашивается. Всё это нарушает свидетельство «Нет истинного божества, кроме Аллаха» и выводит человека из Ислама.
(8) - Тайный страх (خوف السر) – страх от того, что может произойти с человеком, и причины чего он не знает. Как, например, смерть или болезнь, или несчастье, или вред и т.п. Таким страхом человек должен бояться только Аллаха, так как только в Его Руках судьбы всего сущего, только Он Один знает когда закончится жизнь человека, только Он Один знает какие болезни и несчастья постигнут его, и только в Его Руках исцеление от них.
Многобожники же бояться этим страхом своих идолов. Они полагают, что их идолы, их мёртвые, знают, что таится в их душах, могут повлиять на их судьбы, на их веру. Они бояться, что эти их божества могут ниспослать на них беды и болезни. Поэтому они поклоняются им, надеются на них, любят их и трепещут перед ними. Всё это является большим многобожием, которое выводит из Ислама.
Что касается страха естественного (природного, врождённого), когда человек боится видимого врага, боится вора, боится хищного зверя, то в нём нет проблем. Более того, этот страх является милостью Аллаха и средством защиты от того, что может навредить человеку.
Одной из разновидностей страха также является страх, который становится причиной оставления обязательных предписаний, то есть когда человек боясь людей, их мнений и упрёков, оставляет то, чем обязал его шариат. Такой страх делает единобожие человека неполноценным (неполным) и является запретным.
Итак, три вида страха, которые были упомянуты, следующие:
1 – скрытый страх, который является проявлением единобожия, и нельзя бояться им кого-либо помимо Аллаха,
2 – страх врождённый (естественный),
3 – страх мешающий выполнять обязанности возложенные шариатом (см.: «Шарх салясату аль-Усуль» шейха Ибн База (да будет милостив над ним Аллах), шейха аль-‘Усэймина (да будет милостив над ним Аллах), шейха аль-Джабири, и др.).
(9) - То есть «пока не станете поклоняться только Ему Одному, оставив своё неверие и ложное поклонение своим идолам» (см.: «Тафсир Ибн Касир»).
(10) - Хадис от Тарика ибн Ашьяма (да будет доволен им Аллах) приводит имам Муслим (23).
(11) - Тагъут – это имя присущее тому, кому поклоняются помимо Аллаха и кто этим доволен. Или, как сказал Ибн аль-Къайим (да будет милостив к нему Аллах): «Тагъут – это то, в отношении чего раб перешёл границы, как в поклонении, так в следовании и подчинении» (см.: «И’лям аль-муаккъы’ин»). Следовательно, законы или постановления тагъута – это любые законы, которые противоречат шариату Ислама, которые выдумали люди и предпочли законам Аллаха.
(12) - Шейх Ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Тот, кто судит не по тому, что ниспослал Аллах, не выходит за рамки четырёх категорий:
1 – Кто говорит: «Я сужу по этим (установленным людьми законам) потому что они лучше законов Ислама (шариата)», - тот неверный, впавший в большое неверие.
2 - Кто говорит: «Я сужу по этим (установленным людьми законам) потому что они подобны законам Ислама (шариата), и суд по ним дозволен», - тот неверный, впавший в большое неверие.
3 - Кто говорит: «Я сужу по этим (установленным людьми законам), однако законы Ислама (шариата) лучше, но и суд не по тому, что ниспослал Аллах, также является дозволенным», - тот неверный, впавший в большое неверие.
4 - Кто говорит: «Я сужу по этим (установленным людьми законам)», - но считает, что суд по ним не дозволен, т.е. говорит: «Суд по тому, что ниспослал Аллах лучше, и не дозволено судить согласно чему-то другому», - однако допускает при этом послабление, или же судит по этим (вымышленным) законам, следуя приказу своих правителей, тот считается тем, кто впал в малое неверие, которое не выводит из религии, но тяжелее чем большой грех» (см.: «Къадыяту ат-такфир бейна ахлис-Сунна уа фирак ад-даляли», стр. 72).
(13) - Ненависть к тому, с чем пришёл Посланник Аллаха, к тому, что было ниспослано с ним – это вероотступничество, даже если человек будет выполнять то, что ненавидит. Такой человек становится неверным, его ненависть в сердце – неверие, даже если он внешне поступает согласно тому, что ниспослано через Пророка (ﷺ).
Как, например, тот, кто не принимает (сердцем), ненавидит обязательность молитвы, даже если сам совершает её. Или не принимает, ненавидит запрет употребления опьяняющего, хотя сам оставляет это и т.д. (см.: «Шарх науакъыд аль-Ислам» шейха Расляна, стр. 76-77).