Подтверждается ли в отношении Аллаха «сторона», «место», «тело» и прочие слова

minhadj
Сообщений: 584
Зарегистрирован: 20 мар 2020, 17:20

Подтверждается ли в отношении Аллаха «сторона», «место», «тело» и прочие слова

Сообщение minhadj » 27 июн 2017, 23:45


______________



Подтверждается ли в отношении Аллаха «сторона», «место», «тело» и прочие слова, которые часто произносят приверженцы матурудии и аш'аризма в пользу отрицания возвышенных атрибутов Аллаха?



Истину сказал шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, ибо в наши дни аш'ариты с помощью отрицания «тела» от Аллаха приходят к отрицанию атрибутов Аллаха, которыми Аллах описал Себя. Например, они говорят: «Если мы скажем, что у Аллаха есть Рука или Лик, то это будет равнозначным говорить, что Аллах обладает телом (джисмом), так как любые вещи, описанные атрибутами, имеют тела, поэтому если вы отрицаете от Аллаха тело, то из этого следует, что нельзя подтверждать и эти атрибуты в отношении Аллаха».
Хотя правильнее будет не отрицать слово «тело (джисм)» и не подтверждать его в отношении Аллаха, так как если какой-либо атрибут Аллаха не утверждается, и не отвергается Кораном и Сунной, то мусульмане обязаны воздержаться от произношения его в отношении Аллаха. Они не подтверждают это и не отвергают, потому что ни в Коране, ни в Сунне не подтверждается и не отрицается этот атрибут в отношении Всевышнего Аллаха. Ибо, как это было упомянуто ранее, утверждение о том, что Аллах обладает каким-либо атрибутом или не обладает им, является частью сокровенного знания, которое человек не в состоянии постичь своим разумом. Все это обязывает нас обращаться за достоверными сведениями к Корану и Сунне.
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если кто-нибудь скажет, что Аллах находится в какой-либо стороне (аль-джиха), а другой скажет, что Аллах не пребывает в какой-либо стороне, то мы скажем: «Что касается этого слова «аль-джиха» (сторона), то мы не подтверждаем это слово и не отрицаем. А что касается смысла, то сначала разузнаем, что подразумевает человек под этим словом, поскольку те, кто отрицает (аль-джиха), утверждают, что саляфиты, приверженцы Сунны, признают, что Аллах находится в стороне (аль-джиха), которая объемлет Его. В результате чего они посредством отрицании «аль-джиха» приходят к отрицанию возвышенности Аллаха на Трон. По этой причине мы нуждаемся в разузнавании того, что же подразумевает человек под словом «аль-джиха».
Если кто-то скажет, что Аллах не является телом (джисмом), другой скажет, что Аллах является джисмом, потому что Он вознесся на Трон, спускается на нижнее небо, придет в Судный День, чтобы рассудить между Его рабами, берет садакъа и выращивает ее Своей Рукой и т.д., то здесь один говорит, что Аллах не является джисмом, второй говорит, что Он является им. Поэтому здесь необходимо разузнать (что под этим словом подразумевает каждый из них), поскольку те, кто отрицает «джисм», утверждают, что признание любых божественных атрибутов обязывает придать им тело, а тела похожи друг на друга. Следовательно, они и говорят, что Аллах не вознесся на Трон, поскольку если ты скажешь, что Аллах вознесся на Трон, то это значит, что Аллах является джисмом. Они говорят, что Аллах не спускается на нижнее небо, потому что если ты признаешь это, то это означает, что Аллах является джисмом. Они также говорят, что Аллах не придет, чтобы рассудить между людьми, поскольку если это так, то это значит, что Аллах является джисмом. Также говорят, что у Аллаха в действительности нет Руки, а иначе Аллах был бы джисмом и прочие их слова. После чего они с подобным подходом отрицают все божественные атрибуты.
Где же у них довод из Корана и Сунны на отрицание «аль-джисм». Если кто-нибудь скажет, что Аллах является «джисмом», то если бы мы потребовали бы от него, чтобы он предоставил довод на то, что Аллах не является «аль-джисмом», то он никогда ни смог бы этого сделать, также как если бы мы потребовали бы от него, чтобы он предоставил нам довод на то, что Аллах является «джисмом», то он не нашел бы довода.
Поэтому мы говорим: «Не подтверждай, что Аллах является «джисмом», и не отрицай, однако разузнай смысл того, что же подразумевает человек под этим словом. Подтверди истинный смысл и отвергни ложный смысл, что касается самого слова «джисм», то оставь его, не говори, что Аллах не является «джисмом» и не говори, что Аллах является «джисмом». Оставь это слово, поскольку это слово не произнес ни Коран, ни Сунна, ни сподвижники в отношении Аллаха».
Мы разузнаем то, какой смысл подразумевает человек под словом «джисм».
Если он скажет, что я подразумеваю под «джисмом» тело, которое состоит из органов и частей и прочих, то мы ему скажем, что подобное невозможно в отношении Аллаха. Поэтому отрицание джисма с таким смыслом будет правильно…».

Некоторые ученые из числа саляфов, приверженцев Сунны, отрицая джисм в отношении Аллаха, отрицали именно тот смысл, который невозможен в отношении Аллаха, и они не желали этим отрицать божественные качества. Но в наше время аш'ариты и им подобные, прикрываясь подобными словами саляфитских ученых, приверженцев Сунны, делая тальбисаты (подлоги), используют эти высказывания ученых в своих порочных целях, дабы отвергнуть и исказить божественные атрибуты! В основном аш'ариты и им подобные в своих препирательствах в качестве аргументации своих порочных взглядов, касающихся божественных качеств, применяют свои философские методы, получившее название калям, от которого мусульман предостерегали все ученые и имамы четырех мазхабов, которые единогласно пришли к тому, что калям является запретным.
Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Да проклянет Аллах ‘Амра ибн ‘Убейда! Ибо он открыл людям дверь к каляму, в котором нет пользы для них в религии» (Аль-Харауи, «Замм аль-Калям» 1020).
Когда же некий человек спросил имама Абу Ханифу: «Что скажешь о том, что люди стали говорить про «’арад», «джаухар» и прочие?», - он ответил: «Это – речи философов. Придерживайся пути саляфов из числа сподвижников и тех, кто строго последовал за ними, и остерегайся новшеств, ибо - это ересь» (см: Аль-Харауи, «Замм аль-Калям», 1006).
В действительности ‘акыйда (вероубеждения) матурудитов и им подобных сложна, непонятна и весьма запутана, что даже многие из ранних ученых приверженцев каляма отказались от этой ‘акиды и мечтали уйти из жизни на убеждении простых старух из числа мусульман, сердце которых сердце не испорчено этой порочной философией, знанием каляма, и которые по естеству своему (фитре) признавали все прекрасные атрибуты Всевышнего Аллаха, которые были упомянуты в Коране и пречистой Сунне, не искажая их и не отрицая, не придавая им образа и не уподобляя их атрибутам творений!
Ашариты и им подобные с помощью этих философских терминов, таких как «’арад», «джаухар», «джисм», «аль-джиха (сторона)», «макан (место)» и прочее, стараются отвергнуть и исказить божественные качества. Тогда как некоторые саляфитские ученые, ученые Сунны, при своем отрицании слов «’арад», «джаухар» «джисм» и прочее в отношении Аллаха, отрицали именно тот смысл, который неприменим в отношении Аллаха, не желая этим отвергнуть и исказить божественные качества. Однако аш'ариты, прикрываясь этими словами ученых Сунны, делая тальбисаты (подлоги), используют эти высказывания ученых в своих порочных целях, дабы отвергнуть и исказить божественные качества. Особенно они применяют подобный метод, когда хотят отстоять свои порочные взгляды в отношении божественных качеств.
Да наставит их Аллах на прямой путь, а иначе пусть избавит мусульман от их вреда!
Шейх Ахмад Базмуль,да хранит его Аллах, сказал: «Одной из хитростей, к которой прибегают некоторые, является то, как они распоряжаются словами ученых, искажая их истинный смысл, или же удаляя из них то, что будет противоречить пониманию их (т.е. тех, кто цитируют слова ученых). И даже может случиться так, что этот довод будет против них, а не за них» (см: «Сыяна ас-саляфийа», стр. 45).
Вернемся к словам шейха ибн Усаймина, да смилуется над ним Аллах:
Далее шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если же он скажет: «Я, отрицая джисм, хочу отвергнуть божественные атрибуты, которые подобает Аллаху, то мы ему скажем: «Отрицание джисма с таким смыслом будет неправильно, напротив этот смысл утвержден в отношении Аллаха, то есть, что Он описан атрибутами, которые соответствуют Его совершенству, из возвышения на Трон, снисхождения на нижнее небо и прочих атрибутов».
Итак, подтверждать абсолютно слово «джисм» будет ошибкой, так же как абсолютно отрицать это слово будет тоже неправильным. А разузнавание смысла этого слова - обязательно.
Что касается самого слова, то мы не говорим, что Аллах является джисмом, и не говорим, что Аллах не является джисмом. По этой причине ученые критиковали имама ас-Сафарини, да смилуется над ним Аллах, за его слова: «Наш Господь не является ни джаухаром, ни джисмом, ни ‘арадом. Возвышенный Он, Обладатель высот». Поэтому наш шейх ‘Абд ар-Рахмах ас-Са’ди заменил его слова на следующие: «Не является Аллах подобным Своим рабам в атрибутах, несмотря на множество Его имен».
Это в действительности верно. Однако говорить: «Наш Господь не является ни джаухаром», - то кто это знает? Говорить: «Ни джисмом», - то кому это известно? Говорить: «Ни ‘арадом», - то кто ведает об этом? Лучше будет не говорить то, что не говорил Аллах и Его Посланник ﷺ. В Коране не подтверждается, что Аллах является джисмом, и не отрицается, что Он не является джисмом. Также это не пришло и от сподвижников.
Однако приверженцы каляма и нововведений поднимают этот вопрос для того, чтобы посредством этого добраться до лжи. Затем внушают ложную мысль простолюдинам и тем, у которых нет основательных знаний, что то, что они говорят это и есть истина, и что это и есть предел очищения (ат-танзих) Аллаха, Всемогущ Он и Велик. В результате чего они этими методами начинают отрицать божественные атрибуты.
Одним словом, это важное правило следует применять во время своего спора с кем-нибудь, который отрицает и подтверждает что-либо в отношении Аллаха. Тогда ты ему скажешь: «Предоставь довод, в противном случае замолчи. Не подтверждай и не отрицай. Что касается истинного смысла, то это утверждено в отношении Аллаха, а если это ложный смысл, то это отвергается»
(см: «Шарх аль-Къауа’ид аль- Мусля фи сыфатиЛляхи та’аля уа асмаъихи аль-хусна» стр. 97-99).
Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал: «У нас есть правило. А это: что бы ни приписывали к Аллаху, относительно чего не пришло (указания) в Коране и в Сунне Посланника Аллаха ﷺ мы не подтверждаем это и не отрицаем. Однако (сначала) разузнаем о значении этого: если смысл этого подобает Аллаху, то подтверждаем это в соответствии с тем, на что указывает Коран и Сунна. Того, кто под словами «аль-джиха» (сторона) подразумевает «аль-‘улюу» (возвышенность), мы спросим: «Почему ты не употребляешь (само) слово «аль-‘улюу» (возвышенность), тогда как на это слово пришло (указание) в Коране и в Сунне Посланника Аллаха ﷺ?».
Если кто-нибудь применит слово «аль-джиха» (в отношении Аллаха), то мы это слово не будем отрицать и не будем (также и) подтверждать, однако разузнаем (что подразумевает человек под этим словом)».
Мы спросим его: «Что ты подразумеваешь под (словом) «аль-джиха»?»
Он ответит: «Возвышенность (Аллаха)».
Мы же скажем ему: «Так почему ты употребляешь слово, которое не пришло ни в Коране, ни в Сунне, тогда как у нас (т.е. в Коране и в Сунне) есть слово, заменяющее это, а это аль-‘улюу (возвышенность)?!».
Мы подтверждаем в отношении Аллаха атрибут «возвышенность», как подтвердил это Аллах в отношении Себя в Своей Книге и на устах Своего Пророка ﷺ. Точно также мы поступаем в отношении всего того, что произносят приверженцы каляма из области произношений, которые не пришли ни в Коране, ни в Сунне, как слова «хаййз», «аль-джисм» и прочие.
Мы же, разузнавая, спрашиваем: «Что ты подразумеваешь под этим словом?».
Если же смысл его подобает Аллаху, то мы подтверждаем это, однако согласно произношению Корана и Сунны, которое пришло от Посланника Аллаха ﷺ»
(см: «Шарх Усуль ас-Сунна ли имам Ахмад» шейха Са’ида Расляна» 1\465).
То же самое касается применения слова «место» в отношении Аллаха! Этот вопрос также поднимают приверженцы каляма и нововведений для того, чтобы посредством этого добраться до лжи, отвергнуть такой атрибут Аллаха, как Вознесение на Трон, Возвышенность над всеми творениями, нахождение вверху над небесами, как на это указывают множество коранических аятов и хадисов Пророка ﷺ. Причем эти малоразумные люди приходят к отрицанию того, что Аллах подтвердил в отношении Себя, также подтвердила Сунна, потому, что эти люди изначально уподобляют каждый атрибут Аллаха творениям, так как их слабый разум требует лишь уподобления. Их разум не может принять то, что каждое существо обладает соответствующими ему качествами. Качества Аллаха соответствуют Его сущности, а качества творений соответствуют их сущности, о чем свидетельствуют различия, которые существуют между различными творениями. Человек, например, не похож на слона, хотя оба они обладают слухом, зрением, ногами, ушами. Теперь разве можно сказать, что уши слона подобны ушам человека, его слух подобен слуху человека, его ноги подобны ногам человека?! Если качества творений, которые существуют в одинаковых условиях и имеют схожие возможности, различаются, то различия между качествами Творца и творений еще более очевидны и велики!
На этом естестве (фитре) все те, кто обладает имеющимися на земле языками. Согласно этому естеству люди понимают, что любое описание соответствует тому, что описывают. Если описанные объекты различаются по их описанию по причине различия их сущности, как подобное имеет место у сотворенных, то что можно сказать о Великом Творце?!
Даже ребенок понимает, что любое качество соответствует тому, кто наделен этим качеством. Ребенок понимает, что рука муравья не такая, как у человека или у слона. Он понимает, что каждое описание соответствует тому, кого описывают. Даже ребенок такую разницу понимает, но матурудиты, аш'риты и им подобные не понимают и не различают этого!
А иначе выходит, что на основании логики матурудитов, аш’аритов и прочих человек невольно задастся вопросом: значит матурудиты, аш‘ариты и им подобные, по сущности своей и образу похожи на ослов?!
Как говорил шейх Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, «что почему вы (матрудиты, аш'ариты и им подобные) не описываете Аллаха теми качествами, которыми Аллах описал Себя Сам и о которых сообщил Его Пророк ﷺ?! Они ответят: «Если мы сделаем так, то значит, мы уподобим Аллаха человеку!» Мы же спросим: «У осла есть лицо?» Они ответят: «Да». Мы тогда спросим: «У осла есть лицо, также как и у вас есть лицо, значит (исходя из вашей логики) лицо осла подобно вашим лицам?! И получается, что вы ослы?!».
В действительности аш'ариты, матурудиты и им подобные достойны того, чтобы их обвинили в том, что они уподобляют атрибуты Аллаха творениям, поскольку всякий, кто искажает смысл божественных атрибутов или вообще отрицает их, фактически уподобляет атрибуты Аллаха атрибутам творений. А иначе, почему они искажают очевидный смысл божественных атрибутов или вообще отрицают? Потому что они убеждены в том, что вера в очевидный смысл атрибутов подразумевает уподобление Аллаха творениям. Они вначале уподобляют атрибуты Аллаха атрибутам творений, а затем отвергают их, и начинают прибегать к искажению этих атрибутов Аллаха без всякого довода, называя это «толкованием», хотя в действительности это называется искажением.
Да поведет их Аллах по прямому пути, а иначе пусть поступит с ними так, как они того заслуживают!
Истину сказал шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах: «Всякий, кто искажает очевидный смысл божественных атрибутов, уподобляет атрибуты Аллаха атрибутам творений» (см: «Шарх аль-Къауа’ид аль- Мусля фи сыфатиЛляхи та’аля уа асмаъихи аль-хусна» стр. 148).
Например, аш'ариты и им подобные отрицают, что Аллах вверху над небесами, вознесся на Трон, потому, что они полагают, что подтверждение этого обязывает уподобить Аллаха творениям; придать Ему тело; приписать Ему пространственные ограничения в виде стороны и места.
Читатель заметил, что все это результат их уподобления атрибутов Аллаха атрибутам творений. И все их суждения и доказательства основываются лишь на этом методе - методе уподобления, затем либо абсолютного отрицания, либо искажения, дабы избежать то, что им внушается дьяволом.
В наши дни аш'ариты и им подобные отрицают атрибуты Аллаха, которые были упомянуты в Коране и Сунне, утверждая, что если мы подтвердим эти атрибуты, то значит, мы придали Аллаху тело, так как любая вещь, описанная атрибутом, по их мнению, имеет тело. Обратите внимание, сначала они уподобили Аллаха с творениями, затем исказили эти Его атрибуты.
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, делая опровержение му’тазилитам, сказал: «Их слова, что любая вещь, описанная атрибутами, имеет тело, являются неправильными. Ведь мы встречаем вещи, которых описывают (определенными качествами), но при этом они не имеют тела. Например, говорят: «Длинная ночь», или «короткий день», или «сильный холод», «сильная жара» и прочие. Ведь все это не является тем, что обладает телом! И это несмотря на то, что приписывание слова «тело» к Всевышнему Аллаху, подтверждая или отрицая это, является религиозным нововведением, посредством которого люди, искажающие атрибуты Аллаха, приходят к отрицанию атрибутов Аллаха, которыми Аллах описал Себя Сам» (см: «Такъриб ат-Мурийа», стр. 25).
Таким образом, если же какой-либо атрибут не утверждается и не отвергается Кораном и Сунной, то мусульмане обязаны воздержаться от произношения его в отношении Аллаха. Что касается смысла, то следует разузнать, что подразумевают под этим словом (например, под словом «сторона или место и прочее»). Если имеют в виду то, что было подтверждено Кораном и Сунной (как, например, что Аллах вознесся на Трон, находится вверху над небесами и возвышен над всеми творениями), то такой смысл подтверждается, но само слово отрицается в отношении Аллаха, ввиду отсутствия довода из Корана и Сунны. Но если под этим словом имеют в виду ложное значение, которое неприменимо в отношении Аллаха, то такой смысл этого слово и само слово также отвергается по отношению к Аллаху.
Например, малоразумные, когда отрицают «сторону» или «место» в отношении Аллаха, подразумевают то, что Аллах не нуждается в месте и направлении, и что место не может Его объять, так как все это свойственно творениям. Это верно, Всевышний Аллах ни в чем не нуждается, ибо Он Творец всего сущего, Он абсолютно не нуждается в мирах, напротив, все сотворенное нуждается в своем Создателе и Его ничто не может объять. Но это им не дает права на основании их порочного разума и испорченной логики отрицать то, что было утверждено в многочисленных коранических аятах и хадисах Пророка ﷺ, из прекрасных имен и возвышенных атрибутов Аллаха!
Поистине, Всевышний Аллах находится над Троном и возвысился над всеми творениями. Он не находится ни на земле, ни внутри нее, ни внутри небес. Он вознесся на Свой Трон, Его Знание объемлет всякое место и любое место (ничто) не лишено Его знания о нем. Он ни в чем не похож на Своих творений. Он ни в чем не нуждается, ни в Его Троне, ни в небесах. Напротив небеса, Трон, аль-Курси (Подножие Трона) и все сотворенное нуждаются во Всевышнем Аллахе, и Он держит небеса и землю, Трон, аль-Курси и прочее!
Всевышний Аллах сказал: «Среди Его знамений – то, что небо и земля держатся по Его воле» (ар-Рум, 25).
Также Всевышний сказал: «Воистину, Аллах удерживает небеса и землю, чтобы они не сдвинулись. А если они сдвинутся, то никто другой после Него их уже не удержит. Воистину, Он – Выдержанный, Прощающий» (Фатыр, 41).
Всевышний Аллах также сказал: «Он (Аллах) удерживает небо, чтобы оно не упало на землю без Его соизволения» (аль-Хаджж, 65).
И напоследок, приверженцы Сунны, саляфиты, не основывают свою ‘акиду (свое вероубеждение) на определенной нации и традиции, а основывают ее на истине: на Коране и Сунне в соответствии с пониманием благородных сподвижников Пророка ﷺ, и тех, кто последовал за ними должным образом.
Также они не повышают свои религиозные знания в соответствии с требованиями современного общества, а повышают их опять-таки согласно Корану и Сунне с пониманием великодушных сподвижников Пророка ﷺ, и тех, кто строго последовал за ними, даже если современное общество будет недовольно ими.
Пророк ﷺ сказал: «Кто ищет довольства Аллаха, несмотря на то, что будут недовольны люди, Аллах будет доволен им и удовлетворит для него людей. А кто ищет довольства людей, несмотря на то, что тем самым вызовет гнев Аллаха, Аллах будет гневен на него и пошлет гнев людей против него» (Ибн Маджа, см.: «Сахихе Джами’» 6097).

alveo

Вернуться в «3 — ЕДИНОБОЖИЕ В ИМЕНАХ АЛЛАХА И ЕГО КАЧЕСТВАХ («таухид аль-Асмау уа ас-Сыфат»)»

cron