Вера в предопределение Аллаха - Шейх Мухаммад Солих аль-‘Усеймин

minhadj
Сообщений: 584
Зарегистрирован: 20 мар 2020, 17:20

Вера в предопределение Аллаха - Шейх Мухаммад Солих аль-‘Усеймин

Сообщение minhadj » 28 дек 2019, 19:53


________________



Шейх Мухаммад Солих аль-‘Усеймин



Вера в предопределение Аллаха




ЧТО ТАКОЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛЛАХА?

Шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: Вера в предопределение - это определение Всевышним Аллахом судьбы всех Своих творений в соответствии со Своим изначальным знанием и мудростью.

СТУПЕНИ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ АЛЛАХА

Вера в предопределение включает в себя четыре степени:
Первая степень: вера в то, что Всевышний Аллах всегда и извечно знает обо всем, в общем и в подробностях, независимо от того, касается ли это Его действий или поступков Его рабов [1].
Вторая степень: вера в то, что Аллах записал все это в Хранимой Скрижали. Об этих двух степенях Всевышний Аллах сказал: «Разве ты не знаешь, что Аллах (абсолютно) знает то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в Писании. Воистину, это для Аллаха легко» (аль-Хадж,70).
В сахихе Муслима приводится хадис от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах, который рассказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Аллах записал судьбы всех творений за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли»»(Муслим, 2653).
Третья степень: вера в то, что все происходящее случается лишь по желанию Всевышнего Аллаха независимо от того, касается ли это Его действий или поступков Его рабов [2]. Всевышний Аллах относительно Своих действий сказал: «Твой Господь создает, что пожелает и избирает» (аль-Касас,68).
Также сказал: «Аллах совершает то, что пожелает» (Ибрахим,27).
Всевышний Аллах также сказал: «Он – Тот, Кто придает вам в утробах такой облик, какой пожелает» (Али ‘Имран,6).
Касательно поступков людей Всевышний Аллах сказал: «Если бы Аллах пожелал, то позволил бы им одержать верх над вами, и тогда они непременно сразились бы с вами» (ан-Ниса,90).
Также Всевышний Аллах сказал: «Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так. Оставь же их вместе с их измышлениями» (аль-Ан’ам,112).
Четвертая степень: вера в то, что все творения со своими сущностями, атрибутами и действиями являются сотворенными Аллахом.
Всевышний Аллах сказал: «Аллах – Творец всякой вещи. Он – Попечитель и Хранитель всякой вещи» (аз-Зумар,62).
Также Всевышний сказал: «Он сотворил всякую вещь и придал ей соразмерную меру» (аль-Фуркан,2).
Также Аллах поведал о том, что пророк Ибрахим (ﷺ) сказал своему народу: «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (ас-Саффат,96) [3].
Таким образом, вера в предопределение, как мы упомянули выше, не противоречит тому, чтобы раб (человек) имел желание и возможность совершить деяния по собственному выбору, поскольку доводы (из Корана и Сунны) и происходящие события подтверждают это.
Что касается довода (из Корана), то относительно того, что человек обладает желанием, Всевышний Аллах сказал: «…и всякий, кто пожелает (спасание от ужаса Судного дня, пусть посредством праведных деяний) возвращается к своему Господу» (ан-Наба,39).
Также Всевышний Аллах сказал: «Приходите же на вашу пашню, когда и как пожелаете» (аль-Бакара,223).
А относительно того, что человек обладает и возможностью, Всевышний Аллах сказал: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь» (ат-Тагабун,16).
Всевышний Аллах также сказал: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел» (аль-Бакара,286).
Что касается происходящего события, то каждый человек знает, что он обладает желанием и возможностью, и по причине этих качеств он может делать что-либо и оставлять. Каждый человек способен различить между поступками, которые совершаются добровольно, например, ходьбой, и между поступками, которые совершаются под принуждением, как, например, дрожью, однако желание и возможность человека зависят от воли и могущества Всевышнего Аллаха, исходя из Его слов: «…тем из вас, кто желает следовать прямым путем. Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» (ат-Таквир,28-29).
Это потому, что вся вселенная является владением Всевышнего Аллаха, посему в Его владении не происходит ничего без Его знания и желания [4].


ОТВЕТ ТЕМ, КТО В ПОЛЬЗУ НЕВЫПОЛНЕНИЯ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ИЛИ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕГРЕШЕНИЙ ОПРАВДЫВАЕТСЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕМ АЛЛАХА

Вера в предопределение согласно тому, как мы описали, не является доводом для человека в пользу неисполнения своих обязанностей (возложенных Аллахом) или совершения прегрешений. Приведение подобного в качестве довода является недействительным, и этому есть несколько объяснений:
ВО-ПЕРВЫХ, Всевышний Аллах сказал: «Многобожники скажут: «Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего». Таким же образом считали лжецами посланников те, кто были до них, пока они не вкусили Наше наказание. Скажи: «Есть ли у вас какое-либо знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям и лжете»» (аль-Ан’ам, 148).
Если бы они имели право оправдываться предопределением Аллаха и приводить это в качестве довода, то Аллах не наслал бы на них наказание.
ВО-ВТОРЫХ, Всевышний Аллах сказал: «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Аллах – Могущественный, Мудрый» (ан-Ниса,165).
Если бы предопределение было оправданием для противоречащих, то это оправдание осталось бы и после прихода посланников, ибо противоречие после их прихода происходит также по предопределению Всевышнего Аллаха [5].
В-ТРЕТЬИХ, имамы аль-Бухари и Муслим привели хадис от ‘Али ибн Абу Толиба, да будет доволен им Аллах, что Пророк (ﷺ) сказал: «Каждому из вас уже предписано место в раю и место в аду». Тогда его спросили: «О, посланник Аллаха! Не стоит ли нам тогда отказаться от совершения праведных дел и положиться на предопределение? Пророк (ﷺ) сказал: «Нет, совершайте благие дела, ибо каждому человеку облегчается путь к тому, для чего он создан». Затем Пророк (ﷺ) прочел слова Всевышнего: «Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто верил в наилучшее (в свидетельство единобожия и в то, что в Судный день будет расчет и воздаяние за совершенные им деяния), Мы облегчим путь к легчайшему (к добру и праведным деяниям). А тому, кто был скуп и полагал, что не нуждается (в Аллахе и Его награде), кто счел ложью наилучшее (свидетельство единобожия и то, что в Судный день состоится расчет и воздаяние), Мы облегчим путь к тягчайшему (к злу и несчастью)» (сура «аль-Лейл», 5-9 аят)». (аль-Бухари, 4945; Муслим, 2647).
Итак, Пророк (ﷺ) велел совершать дела и запретил полагаться на предопределение [6]!
В-ЧЕТВЕРТЫХ, поистине, Всевышний Аллах приказывает рабу (человеку) и запрещает ему, причем Аллах возлагает на человека лишь то, что в его возможностях. Всевышний Аллах сказал: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (ат-Тагабун,16).
Всевышний Аллах также сказал: «Аллах возлагает на человека лишь только то, что в его силах» (аль-Бакара,286).
Если бы раб был принужден к делам, то (это означает), что на него было возложено то, чего он не в состоянии избежать, однако такое суждение является неправильным. И поэтому если человек совершит какое-либо греховное деяние по невежеству, забывчивости или принуждению, то на нем нет греха, так как он имеет оправдание [7].
В-ПЯТЫХ, предопределение Всевышнего Аллаха является сокровенной тайной, о котором никто не в состоянии узнать, человек может знать о нем только после того, как случится предопределенное. Прежде, чем совершить какое-либо действие, человек желает это сделать, но его желание совершить это дело не основано на знании о предопределении Аллаха. Поэтому это опровергает оправдание человека предопределением, так как он не может приводить в качестве довода то, о чем ему неизвестно [8].
В-ШЕСТЫХ, поистине, мы являемся свидетелями того, что человек изо всех сил стремится к мирским делам, которые желает приобрести, пока не получит их, при этом он не отказывается от своей цели, склоняясь к тому, чего не желает, и причем в пользу своего отказа он не оправдывается предопределением. Отчего же тогда он отказывается от того, что принесет ему пользу в делах его религии и стремится к тому, что ему навредит, затем оправдывается предопределением?! Разве эти два случая не связаны между собой?![9]
Приведем тебе примеры, которые внесут ясность в этом вопросе:
Если перед человеком будут две дороги: одна ведет к городу, в котором распространены анархия, убийство, грабежи, насилие, страх и голод, а вторая дорога приводит в город, в котором порядок, безопасность, богатство и почтение людей, их чести и имущества, то по какой дороге он пойдет? Разумеется, он пойдет по второй дороге, которая ведет в город, в котором порядок и безопасность. И разумный человек никогда не пойдет по дороге, ведущей к городу, в котором анархия и страх, и не будет, при этом, оправдываться предопределением. Так почему же, когда касается будущей жизни, человек предпочитает дорогу, которая ведет в огонь, а не в рай, и при этом оправдывается предопределением?!
Другой пример: мы видим, когда больному человеку прописывают лекарство, то он принимает его, несмотря на то, что его душа не хочет этого. Когда же врачи запрещают ему есть что-то, что может ему навредить, то он отказывается от этого, хотя жаждет употребить это в пищу. Причем, он делает все это для того, чтобы излечиться, и невозможно, чтобы он отказался от приема лекарства или позволил себе съесть вредное, и при этом оправдывался предопределением. Отчего же тогда человек не выполняет веление Аллаха и Его посланника (ﷺ) или совершает запрещенное Аллахом и Его посланником (ﷺ), оправдываясь предопределением?!
В-СЕДЬМЫХ, если на человека, который не выполняет свои обязанности (возложенные Аллахом) или совершает грехи, оправдываясь предопределением, посягнет мужчина: присвоит его имущество или изнасилует его жену [10], затем будет оправдываться предопределением, говоря: «Не порицай меня, ведь мое преступление совершилось по предопределению Аллаха», - то потерпевший, конечно же, не примет подобное оправдание. Отчего же он не принимает оправдание предопределением, когда на него посягают, но в то же время оправдывается им, когда сам нарушает право Всевышнего Аллаха?![11]
Рассказывают, что однажды к повелителю правоверных ‘Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, привели вора, который заслуживал отсечение кисти руки, когда же он приказал отсечь ему кисть руки, то этот вор сказал: «Подожди, о повелитель правоверных! Ведь я украл по предопределению Аллаха!». Тогда ‘Умар сказал: «Мы отсекаем тебе кисть руки по предопределению Аллаха! [12]


ПЛОДЫ ВЕРЫ В ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛЛАХА

Вере в предопределение принадлежат великие плоды, из которых:
ВО-ПЕРВЫХ, упование на Аллаха Всевышнего во время совершения причины, так что человек не полагается на саму причину, поскольку все происходит по предопределению Аллаха Всевышнего.
ВО-ВТОРЫХ, когда человек достигает желаемого, он не восхищается собой, так как его достижение – это милость Аллаха Всевышнего, Который предопределил ее вследствие причин блага и успеха. А восхищение собой заставляет забыть благодарить Аллаха за эту милость,
В-ТРЕТЬИХ, человек будет чувствовать спокойствие и душевный покой, когда случается с ним что-либо по предопределению Аллаха. Он не будет печалиться по причине того, что его миновало желаемое или постигло его нечто неприятное, так как все это происходит по предопределению Аллаха Всевышнего, Которому принадлежит все то, что на небесах и на земле, а человек - Его творение. По этому поводу Аллах Всевышний сказал: «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко. Мы поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал. Аллах не любит всяких надменных бахвалов» (Аль-Хадид,22-23).
Пророк (ﷺ) говорит: «Сколь удивительно положение верующего! Воистину, любое дело для него благо, и не дано это никому, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает несчастье, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим, 2998).


ОТНОСИТЕЛЬНО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ АЛЛАХА ВПАЛИ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ДВЕ ГРУППЫ

В вопросе предопределения заблудились две группы людей:
Первая группа – это джабриты, которые считают, что человек совершает действия под принуждением и не имеет ни желания, ни способности.
Вторая группа – кадариты, которые утверждают, что человек абсолютно независим в своих возможностях и желаниях для совершения действия, при этом воля Аллаха Всевышнего и Его могущество не влияют на это.
Ответ джабритам (на их заблуждение) находится в шариатских текстах (Корана и Сунны) и в происходящих событиях.
Что касается шариатского текста, то Аллах Всевышний подтвердил у человека наличие желания и возможности, и при этом отнес действие к нему (человеку).
Аллах Всевышний сказал: «Среди вас есть такие, которые желают этот мир, и такие, которые желают Последнюю жизнь» (Али ‘Имран, 152).
Также сказал: «Скажи: «Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует». Мы приготовили для беззаконников Огонь, стены которого будут окружать их со всех сторон» (Аль-Кахф, 29).
Всевышний Аллах также сказал: «Кто совершает праведные дела, тот поступает во благо себе. А кто творит зло, тот поступает во вред себе. Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами» (Фуссылат,46).
А что касается происходящих событий, то любой человек знает разницу между тем, что он делает по собственной воле, например, когда принимает пишу, пьет, продает и покупает, и тем, что он делает не по своему желанию, например, когда происходит дрожь из-за лихорадки, или когда человек падает с крыши. Когда человек кушает, пьет, продает и покупает по доброй воле, то понимает, что делает это сам по своему выбору и желанию без всякого принуждения. Если же он дрожит по причине лихорадки или внезапно поскользнулся и упал с крыши, то понимает, что он лишен выбора и желания в этом.
Ответ же кадаритам (на их заблуждение) будет исходить из шариатского текста и разума:
Что касается шариатского текста, то Всевышний Аллах является Творцом всякой вещи и все происходящее случается лишь по Его воле. Аллах Всевышний разъяснил в Своей Книге, что действия людей происходят по Его воле. Всевышний Аллах сказал: «Если бы Аллах пожелал, то следующие за ними поколения не сражались бы друг с другом после того, как к ним явились ясные знамения. Однако они разошлись во мнениях, одни из них уверовали, а другие не уверовали. Если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы друг с другом, но Аллах вершит то, что пожелает» (Аль-Бакара,253).
Всевышний также сказал: «Если бы Мы пожелали, то наставили бы на прямой путь каждого человека (многобожника, неверующего), однако исполнится Слово Мое: «Я непременно заполню Геенну (неверующими и грешниками) из числа джиннов и людей (потому что они предпочли заблуждение прямому пути)!»» (Ас-Саджда,13).
А что касается довода разума, то вся вселенная является владением Всевышнего Аллаха, человек же является частью вселенной, поэтому он также является владением Аллаха Всевышнего, и тот, кто находится во владении, не может распоряжаться владением Владыки, кроме как с Его позволения и желания.


Источник: «Шарх Саляса аль-Усуль» стр. 76-79 _________________________

Примечания:



[1] - Имам Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если кое-кто скажет: «Нам не ясны подобные слова Всевышнего Аллаха: «Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести» (Мухаммад, 31). А также Его слова «…чтобы Аллах узнал тех, кто боится Его, не видя Его втайне от людей» (аль — Маида, 94).
И эти слова «Или вы полагали, что войдете в Рай, пока Аллах не узнал тех из вас, кто сражался и кто был терпелив?» (Али ‘Имран, 142).
Эти и им подобные коранические аяты нам неясны, так как внешне они указывают на то, что знание Аллаха, Всемогущего и Великого, возобновляется после того, как произойдет действие».
Ответ этой непонятности заключается в двух объяснениях:
Во-первых, знание Аллаха после произошедшего не подобно знанию до случившегося, так как знание Его о нем до того, как оно произойдет, является знанием о том, что оно скоро случится, а знание Его о нем после произошедшего является знанием о том, что уже произошло. Это схоже в каком-то смысле с желанием Аллаха: Аллах, Всемогущ Он и Велик, желает все, даже будущее, у которого нет конца, в чем нет сомнения. Однако сочетаемое желание бывает при действии, как Аллах Всевышний сказал: «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается» (Йа син, 82). Поэтому здесь есть два желания: Предшествующее желание и сочетаемое желание (непосредственно) при совершении самого действия. Если Аллах Всевышний пожелал создать что-либо, то Он желает это и при его (непосредственном) создании, это и есть сочетаемое желание (т.е. при совершении действия). Однако желание того, что Он создаст в будущем, не подобно сочетаемому желанию.
Во-вторых, в словах Аллаха «до тех пор, пока не узнаем» подразумевается, что пока не узнаем таким знанием, за которым последует награда (в случае совершения благодеяний) и наказание (в случае совершения грехов). Потому что извечное знание Аллаха (которое предшествовало совершению деяния) не связано ни с наградой, ни с наказанием, а награда и наказание будет после испытания, о чем сказал Всевышний: «Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение» (Мухаммад, 31)»
(см.: «Шарх аль — Арба’ин ан — Науауийа» стр. 53 — 54).
[2] - Имам Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если кое—кто спросит: «Очевидно, что Аллах предопределил во вселенной то, что Ему не любимо, как может Аллах предопределять то, что Он не любит?», то ответ будет таков:
«Любимое делится на две части:
Первая: любимое само по себе.
Вторая: любимое по причине иного.
Любимое по причине иного может быть нехорошим само по себе, однако оно может быть любимым из—за того, что в нем содержится мудрость и польза. В таком случае с одной стороны оно является любимым, а с другой нехорошим.
Приведу пример этого:
Зло на земле, исходящее от израильтян, является само по себе нелюбимым для Аллаха, потому что Всевышний Господь не любит ни зло, ни злодеев, но это зло, с другой стороны, по причине мудрости, которую оно содержит в себе, является любимым для Аллаха, Всемогущего и Великого. Аллах не любит засуху, бесплодную землю, болезнь, бедность (и прочее), так как Он — Дарующий милость, Который не любит причинять страдание своим рабам чем—то из этого, однако Он предопределяет это по причине мудрости, которая следует из этого, поэтому это с одной стороны является любимым для Аллаха, а с другой стороны — нет…
Если кто—нибудь спросит: «Как может быть вещь любимой с одной стороны, а с другой неприятной?», то ответим ему следующим образом: когда человек болеет, то ему прописывают лекарство, которое является на вкус горьким и имеет неприятный запах и вид. Этот человек принимает его, хотя оно ему неприятно по причине его горькости и неприятного запаха и вида, но он любит его из—за того, что в нем содержится исцеление. Также врач прижигает больного горячим железом, от которого больной испытывает боль. Эта боль является для него неприятной с одной стороны, а с другой — любимой (так как после такой процедуры лечения больной ожидает выздоровления)»
(см.: «аль — Коулюль- Муфид» стр.16 — 17).
Имам Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «В предопределении Аллаха нет зла, однако зло может быть в предопределенном, и это объясняется тем, что в предопределении со стороны действия Аллаха — все благо, и на это указывают слова Пророка (ﷺ), сказавшего: «Зло не от Тебя (о Аллах!)» (Муслим 771). То есть к Нему не приписывается зло, так как в самом предопределении Аллаха отнюдь нет зла, поскольку оно исходит из милости и мудрости Аллаха. Ведь чистое зло исходит лишь от зловредного, а от Аллаха Всевышнего исходит лишь добро.
Если это так, то как мы ответим на то, как верующий — мусульманин обязан уверовать в предопределение Аллаха с его добром и злом?
Ответ:
«Мы говорим, что зло и добро может быть в отношении творений, а что касается основы действия Аллаха Всевышнего, что называется предопределением, то в нем нет зла. Пример этому: Всевышний Аллах сказал: «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки (из грехов), чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они (покаялись Аллаху) и вернулись (от своих грехов, чтобы улучшилось их положение и упорядочились их дела)» (сура «ар — Рум» аят 41).
В словах Аллаха «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки (из грехов)» содержится объяснение причины зла на земле, а что касается мудрости этого, то она заключается в следующих словах Всевышнего: «Чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они (покаялись Аллаху) и вернулись (от своих грехов, чтобы улучшилось их положение и упорядочились их дела)». Итак, засуха, болезнь, бедность и прочее являются невзгодами, но их результат является хорошим. Посему зло не относят к Господу, однако его приписывают к творениям, но с одной стороны это для них зло, а с другой — благо. Таким образом, это будет злом с точки зрения страданий, а добром со стороны похвального результата. (Всевышний Аллах сказал) «…чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они (покаялись Аллаху) и вернулись (от своих грехов, чтобы улучшилось их положение и упорядочились их дела)».
Одной из мудростей того, что среди творений имеет место добро и зло, является то, что если бы не было зла, то не знали бы добра, как было сказано: «По причине противоположности проясняются дела». Если бы все люди пребывали в добре, то мы не узнали бы зла, точно также, если бы все люди пребывали во зле, то мы не познали бы добра. Тоже самое говорится в отношении красоты, которая познается по причине существования безобразия. Если бы все вещи были прекрасными, то мы не узнали бы некрасивое.
Таким образом, по причине существования зла мы знаем добро, однако то, что Аллах создал это зло, не является злом, поскольку есть разница между действием (делающего) и тем, на кого пало это действие (делающего). В действии Аллаха, которое является Его предопределением, нет зла, однако то, на кого пало действие, делится на добро и зло, а это зло, которое существует среди творений, происходит для великой мудрости.
Если кое—кто спросит: «Почему Аллах предопределил зло?», то ответом будет следующее:
во — первых, для того, чтобы по причине зла знали и ценили добро;
во — вторых, чтобы обращались к Аллаху, Всемогущему и Великому;
в — третьих, чтобы каялись Аллаху за свои грехи.
Сколько из людей стараются поминать Аллаха днями и ночами, опасаясь зла творений! Ты видишь, как они стараются соблюдать эти поминания Аллаха для того, чтобы это стало причиной защиты их от зла. Это зло среди творений побуждает человека к соблюдению поминаний Аллаха, и в нем добро для него.
Приведем пример мужчины, имеющего сына, по отношению к которому он испытывает сильное сострадание. Его сына постигла болезнь и ему назначили лечение путем прижигания огнем. Нет сомнения, что огонь является причиняющим боль, однако отец прижигает своего сына в надежде принести ему пользу. Прижигание является злом, однако его результат– благой.
Если ты будешь знать, что во всех действиях Аллаха (во всех Его решениях) лишь добро, то ты обретешь спокойствие в предопределенном Аллахом и покоришься полностью, и твое положение будет таким, как Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал: «Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он направит (к покорности распоряжением своего Господа и довольству Его предопределением)» (сура «ат — Тагабун» аят 11).
‘Алькама (относительно этого аята) сказал: «Это такой человек, который во время постигшей его беды знает, что это происходит по воле Аллаха, и поэтому проявляет довольство и покоряется».
Если человек действительно станет довольным предопределением Аллаха, то он обретет спокойствие во время печали и беспокойства»
(см.: «Шарх аль — Арба’ин ан — Науауийа» стр.60 — 61).
[3] - Шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Всевышний создал все, что в небесах и на земле, и их Создателем является только лишь Всевышний и Благословенный Аллах. Все мы знаем, что все, что происходит в результате действия Пречистого и Всевышнего Аллаха, является созданием Аллаха. Небеса, земля, горы, реки, солнце, луна, звезды, ветра, человек, животные — все они творения Аллаха. Качества этих творений, их перемены и состояния также являются созданиями Великого и Могучего Аллаха.
Однако возможно человек по причине неясности задаст вопрос: «Как могут быть творениями Великого и Могучего Аллаха наши деяния и слова, совершаемые нами по собственному выбору?».
Ответим: Да, будет правильным сказать подобное, поскольку наши дела и слова являются результатом двух качеств:
Первое: способность.
Второе: желание.
Если деяние раба является результатом его желания и способности, то создателем этого желания и возможности в нем является Великий и Могучий Аллах. Он создает совершенную причину, от которой происходит результат. Мы говорим, что Тот, Кто создает совершенную причину, является Создателем результата. В связи с тем, что Всевышний Аллах является Создателем деяния раба, мы говорим: Поистине, деяние раба (человека) и его слова – это результат двух описаний:
Первое: желание.
Второе: способность.
Если у человека не будет желания, то он не сможет совершить что — либо, и если он лишится способности, то также ничего не сможет сделать, так как если он захочет совершить что — либо в то время, когда у него нет способности, то он не сможет сделать это из — за отсутствия возможности. И если у него будет способность сделать нечто, тогда как он не хочет, то он также не сделает это. Посему если деяние является результатом твердого желания и полной способности, то создателем твердого желания и полной возможности является Аллах.
Из вышесказанного мы узнали, почему возможно сказать, что Всевышний Аллах является Творцом человеческих деяний. Хотя человек в действительности является делающим. Он совершает омовение, молится, выплачивает закят, постится, совершает хадж и ‘умру, грешит и повинуется Своему Господу, однако все эти деяния совершаются по причине желания и способности человека, которые являются творениями Великого и Могучего Аллаха. Этот вопрос является предельно ясным, хвала Аллаху!
Нужно обязательно утвердить в отношении Аллаха эти вышеупомянутые степени (предопределения), но это не противоречит тому, чтобы приписывать действие к человеку, который обладает желанием.
Например, мы говорим, что огонь сжигает, а создателем горения, несомненно, является Всевышний Аллах. Огонь не является сжигающим сам по себе, а сжигает потому, что Аллах наделил его этим качеством. По этой причине огонь, в который язычники бросили пророка Ибрахима, не был сжигающим, так как Аллах повелел ему, сказав: «Стань для Ибрахима прохладой и безопасным!» (аль — Анбийа, 69).
И огонь стал прохладой и безопасным для Ибрахима. Поэтому огонь не сжигает сам по себе, однако Всевышний создал в нем способность гореть, а эта способность сжигания подобна желанию и возможности человека, ведь человек по причине своего желания и способности совершает действие, огонь же по причине горючего вещества сжигает. Однако в связи с тем, что человек обладает желанием, восприятием и правом выбора, совершаемое им деяние приписывается к нему самому, и он заслуживает наказания за свои прегрешения, поскольку совершает и оставляет по собственному выбору»
(см.: «аль — Када уа аль — Кадар» стр.26 — 29).
Имам Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Все, что во вселенной, является созданием Аллаха, Всемогущего и Великого. Все, что Аллах создает из своего действия, как ниспослание дождя, выращивание растений и прочее, является сотворенным Аллахом.
Однако является ли действие человека творением Аллаха или нет?
Ответ: да, является созданием Аллаха. Движение человека и его неподвижность — все это является сотворенным Аллахом. Этому есть два объяснения:
Во — первых, Всевышний Аллах создал человека и наделил его желанием и способностью, благодаря которым он совершает действие. Человек совершает действие по причине твердого желания и полной способности, а эти два качества являются творениями Аллаха. Тот, Кто создает причину, является Создателем результата.
Во — вторых, человек состоит из тела и качества, поэтому как он является созданием Аллаха вместе со своим телом, точно также он является Его творением вместе со своими качествами, посему его действия также являются сотворенными Аллахом. Как длинный, короткий, белый, черный, полный, худой — все это является созданным Аллахом, точно так же действия человека являются сотворенными Аллахом, поскольку они являются одним из его качеств. Создатель основы является Создателем качеств»
(см.: «Шарх аль — Арба’ин ан — Науауийа» стр. 59 — 60).
[4] - Если человек утверждает, что совершает все свои деяния под принуждением, то у него недостаток разума и он впал в глубокое заблуждение, ибо религия, здравый рассудок и реальность свидетельствуют о том, что человек различает между тем, что совершается по доброй воле, и тем, что совершается по принуждению.
Шейх Са’ди, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Всевышний Аллах не принуждает людей совершать поступки, которые они совершают. Напротив, поступки рабов определяются их желаниями. При желании они могут совершить поступок или воздержаться от него. Убедиться в этом можно безо всякого труда, и отрицают это только надменные гордецы, которые готовы отрицать даже видимые и осязаемые предметы. Каждый человек способен различить между поступками, которые совершаются добровольно, и поступками, которые совершаются под принуждением, хотя все эти поступки зависят от воли Аллаха и происходят с Его дозволения» (см.: «Тайсир аль — Карим ар — Рахман» 1\371).
Шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Точно так же человек понимает, что если он болеет недержанием мочи, то моча выходит из него без его выбора. Если же он здоров, то справляет малую нужду по собственному выбору, причем, он видит разницу между этим и тем, и никто не может отрицать эту разницу. И таким образом, человек во всех своих деяниях видит разницу между тем, что он совершает по доброй воле, и что он совершает по принуждению. Более того, по милости Великого и Могучего Аллаха, некоторые деяния человек совершает по собственному выбору, однако эти действия не приписываются к нему, как, например, если человек совершает что — либо по забывчивости или во сне. В истории о людях пещеры Всевышний Аллах сказал: «Мы переворачивали их то на правый бок, то на левый» (аль — Кахф»,18).
Они переворачивались с бока на бок, однако Аллах приписал это действие к Себе, поскольку спящий не имеет выбора и не будет спрошен за свое действие (которое он делал, когда спал). Поэтому Великий и Могучий Аллах и приписал это действие к Себе Самому. Пророк (ﷺ) сказал: «Если кто — то поел или выпил, забыв, что он постится, то пусть продолжит свой пост, ибо его накормил и напоил Сам Аллах» (Муслим, 1155).
Пророк (ﷺ) отнес это кормление и поение к Великому и Могучему Аллаху, так как такой человек съел или выпил по забывчивости, и поэтому словно стал тем, у которого нет права на выбор. Кроме того, каждый человек видит разницу между болью или радостью, которые появляются не по своему выбору, когда он даже не ведает о причине их появления, и между болью или радостью, которые вызваны им самим. И этот вопрос, хвала Аллаху, предельно ясен и не вызывает сомнение»
(см.: «аль — Кадау уа аль — Кадар» стр.9,10,11).
[5] - Шейх Са’ди, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Аллах самым убедительным образом довел истину до сведения людей и лишил их возможности оправдать свое неповиновение. Аллах привел доказательство, которое единодушно проповедовали все пророки и посланники. Оно подтверждается всеми Небесными Писаниями и пророческими преданиями, а также здравым рассудком и непорочным естеством. Из этого следует, что все, противоречащее этому неопровержимому знамению, является ложью, поскольку только ложь может противоречить истине» (см.: «Тайсир аль — Карим ар — Рахман» 1\371).
Шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «О братья! Если мы будем утверждать то, что говорит первая группа людей, которые проявляют чрезмерность в подтверждении предопределения, то тем самым полностью делаем недействительным шариат Аллаха, поскольку из слов, что человек при совершении не имеет права на выбор, следует то, что человек не поощряется за благие деяния и не порицается за совершение грехов, ибо человек, в действительности, лишился возможности выбора и воли. Вывод (из этих порочных слов) таков, что Великий и Благословенный Аллах является несправедливым, если Он наказывает грешников за грех, который они совершили без выбора и воли. Пречист и бесконечно далек Всевышний Аллах от этого!
Вне всякого сомнения, это явно противоречит Корану.
Всевышний Аллах сказал: «Его товарищ (т. е. ангел) скажет: «Вот то, что подготовлено у меня». Вдвоем бросайте в Геенну каждого упрямого неверующего, который отказывал в добре, совершал преступления и терзался сомнениями, который признавал наряду с Аллахом другого бога. Бросайте их в тяжкие мучения!». Его товарищ (дьявол) скажет: «Господь наш! Я не сбивал его с пути. Он сам находился в глубоком заблуждении». Он скажет: «Не препирайтесь предо Мной. Я предупреждал вас заранее. Мое Слово неизменно, и Я не поступаю несправедливо с рабами» (Каф, 23 — 29).
Пречистый Всевышний Аллах разъяснил, что наказание рабов не является несправедливостью, напротив, — это совершенная справедливость, так как Он предостерег Своих рабов заранее и разъяснил им дорогу истины и заблуждения, однако они предпочли пойти по дороге лжи и заблуждения, поэтому у них нет оправдания перед Великим и Могучим Аллахом.
Если мы станем утверждать эту ложь, (о которой говорит первая группа людей, которые проявляют чрезмерность в подтверждении предопределения), то тем самым делаем недействительным слова Всевышнего Аллаха: «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха» (ан — Ниса, 165).
Поистине, Великий и Благословенный Аллах сообщил, что у людей не будет довода и оправдания после прихода к ним Божьих посланников, поскольку этим самым им был предоставлен довод. Если бы предопределение было оправданием, то это оправдание осталось бы и после прихода посланников, поскольку предопределение Всевышнего Аллаха не переставало и не перестает существовать как до отправления посланников, так и после. Поэтому подобные ложные слова людей делают недействительным тексты Корана и происходящие события, как мы ранее разъяснили это на примерах»
(см.: «аль — Кадау уа аль — Кадар» стр.11 — 13).
[6] - Обратите внимание, Пророк (ﷺ) не сказал, что вы правы в своих заявлениях и что вы лишены права выбора, так как для каждого уже предписано место в Раю и место в Аду. Нет, напротив, Он (ﷺ) сказал: «Совершайте благие дела, ибо каждому человеку облегчается путь к тому, для чего он создан». Это указывает на то, что человек самостоятельно выбирает, как ему поступать и какой путь ему выбрать, он не делает это под принуждением. А причина того, что он попадает в заблуждение, заключена именно в нем самом, ибо Всевышний и Благословенный Аллах наставляет на прямой путь тех, кто достоин этого, и вводит в заблуждение тех, кто заслуживает этого. Всезнающий и Премудрый Аллах сказал: «А когда они уклонились, Аллах отклонил сердца их» (сура «ас — Саффа», 5 — аят). Тем самым разъяснил, что причина того, что раб Божий попадает в заблуждение, заключена в самом человеке.
Посему совершайте благие деяния и сторонитесь запретов, как это было приказано Пророком, да восхвалит его Аллах и избавит от всякого зла. Ведь человеку облегчается путь к тому, для чего он создан!
[7] - Шейх Са’ди, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Всевышний Аллах наделил творения волей и способностями, по причине которых они могут выполнять свои обязанности. Аллах не обязал Своих рабов совершать то, что они не способны совершить, и не запретил им то, чего они не способны избежать. Если же после этого люди пытаются оправдаться предопределением Аллаха и судьбой, то они поступают совершенно несправедливо и проявляют очевидное упрямство» (см.: «Тайсир аль — Карим ар — Рахман» 1\371).
[8] - Да, Всезнающий и Премудрый Аллах уже предписал человеку, по какому пути он пойдет, однако предопределение является сокровенной тайной, которую никто не в состоянии узнать. Человек не ведает о том, что предопределил для него Господь, и он узнает об этом только после того, как это произойдет. Он узнает свое предопределение только тогда, когда совершит тот или иной поступок, а до этого ему неизвестно его будущее. Он не знает, предписал ли Аллах ему быть заблудшим или же Он предписал ему идти прямым путем. Поэтому очень глупо заявлять, исповедуя иной путь, кроме ислама, или же совершая предосудительные поступки, что это ему было предопределено Всевышним Господом, тогда как Он наделил его разумом, разъяснил ему дорогу истины и заблуждения.
Всевышний Аллах сказал: «Разве мы не разъяснили ему две дороги (дорогу добра и зла)?» (аль — Баляд, 10).
Также Всевышний Аллах сказал: «И внушили (разъяснили) ей (путь) зла и (путь) богобоязненности (добра)» (аш — Шамс, 8).
Всевышний Аллах предоставил человеку свободу выбора, как ему поступать и какой путь ему выбрать, и человек не делает это под принуждением. Отчего же тогда он идет по пути заблуждения, а затем оправдывается тем, что этого пожелал для него Всевышний Аллах? Разве не лучше было бы следовать пути истины, чтобы затем сказать, что Всевышний Аллах наставил меня на прямой путь?
Шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Человек, как мы об этом ранее говорили, не знает о том, что предопределил для него Всевышний Аллах, и он может знать о нем только лишь после того, как случится предопределенное. Он не знает, предопределено ли ему быть заблудшим или же Аллах предписал ему идти прямым путем. Так почему же он идет по пути заблуждения, а затем оправдывается тем, что этого пожелал ему Всевышний Аллах? Разве не лучше было бы ему следовать по прямому пути, чтобы затем сказать, что Всевышний Аллах наставил меня на прямой путь?» (см.: «аль — Кода уа аль — Кадар» стр.15).
[9] Шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Известно, что удел (ризк) человека и его пропитание уже предписаны для него, тем не менее, он трудится в поисках своего удела (не сидя в своем доме, говоря: «Мой удел предопределен, и я получу его). Также ребенок предписан, но, несмотря на это, мужчина вступает в половую близость со своей женой, чтобы впоследствии родился ребенок. Он же не говорит: «Останусь-ка я в постели, и если Аллах предписал мне ребенка, то он родится». Если кто-нибудь скажет подобное, то они его назовут сумасшедшим.
Точно так же это касается и праведных дел: совершай праведные деяния, чтобы войти в Рай, ведь никто тебе не препятствует повиноваться Аллаху и не принуждает тебя к совершению греха»
(см.: «Шарх аль — Арба’иин ан — Науауи» стр.56 — 57).
Шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «Когда ты болеешь, то обходишь весь мир в поисках опытного врача, который сможет вылечить твою болезнь. Несмотря на то, что срок твоей жизни предопределен, не увеличится и не укоротится, ты не полагаешься на это, говоря: «Останусь-ка я дома больным, и если Аллах предписал мне, чтобы продлился срок моей жизни, то он продлится». Напротив, мы находим, как ты изо всех сил стараешься найти лучшего врача, по причине которого Аллах, возможно, предопределит исцеление. Отчего же тогда ты не прокладываешь свой путь к будущей жизни и благочестию, как ты стараешься ради этого мира?!» (см.: «аль — Кода уа аль — Кадар» стр.17 — 18).
Также шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Из этого нам становится ясно, что человек совершает дела по собственному выбору, а не по принуждению. В мирских делах он имеет право на выбор: если захочет, приобретет этот товар, а если пожелает, заключит ту сделку, точно также и дела, касающиеся будущей жизни, он совершает по собственному выбору. Более того, путь будущей жизни намного яснее мирских путей, так как путь к будущей жизни разъяснил Сам Всевышний Аллах в Своей Книге и на устах Своего посланника (ﷺ). Поэтому путь (к успеху или убытку) в будущей жизни должен быть намного яснее мирских путей, но, тем не менее, человек шагает по мирским путям, результаты которого (отнюдь) не гарантированы, и не трудится ради будущей жизни, результаты которой гарантированы и известны. Ведь они подкреплены обещанием Аллаха, а Всевышний и Благословенный Аллах не нарушает Своего обещания!» (см.: «аль — Кода уа аль — Кадар» стр.19 — 20).
[10] Этот момент напоминает мне один случай, который часто рассказывал шейх Раслян, когда разъяснял заблуждение секты джабритов, которые считают, что они совершают действия под принуждением и не имеют ни желания, ни свободы выбора. Однажды один из таких людей, вернувшись домой, застал свою жену с чужим мужчиной, совершающей прелюбодеяние, тогда он вытащил свой меч и погнался за ним, но тому удалось убежать, после чего муж вернулся и хотел наказать мечом жену. В этот момент жена воскликнула: «Повремени, что с тобой? Неужели ты стал придерживаться мнения ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса и оставил сунну? Ведь я совершила это не по собственному желанию и выбору!!». Тогда он сказал ей: «Да воздаст тебе Аллах благом, я чуть не заблудился!».
То есть, по их мнению, убеждение джабритов – это сунна, а убеждение сподвижников Пророка (ﷺ), в числе которых и ‘Абдулла ибн ‘Аббас, неправильное. Тогда как убеждение суннитов, в действительности, заключается в том, что человек совершает дела по собственному желанию и выбору, и никто его не принуждает к этому! Каждый человек способен различить между поступками, которые совершаются добровольно, например, ходьбой, и между поступками, которые совершаются не по своей воле, как, например, дрожью (при лихорадке). Однако желание и возможность человека зависят от воли Всевышнего Аллаха и происходят с Его дозволения в соответствии с Его знанием и совершенной мудростью, ибо вся вселенная является владением Всевышнего Аллаха, поэтому в Его владении не происходит ничего без Его знания и желания, причем Всевышний Господь ничего не желает просто так, а воля Его соответствует Его совершенной мудрости, ибо одним из имен Аллаха является аль — Хаким (Премудрый).
[11] - Шейх Са’ди, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если люди оправдывают свое ослушание предопределением Аллаха и судьбой, то их поступки непременно оказываются противоречивыми, и они не способны избежать этого. Если кто-либо причинит им зло, ударит их или присвоит их имущество, оправдывая свои действия предопределением и судьбой, то они не примут подобное оправдание и даже придут от этого в ярость. И удивительно, как такие люди смеют оправдывать свои грехи и поступки, вызывающие гнев Аллаха, опираясь на доводы, которые они никогда не согласятся принять, если люди прогневят их?!!» (см.: «Тайсир аль — Карим ар — Рахман» 1\371).
[12] - Шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, относительно этого предания от ‘Умара, сказал: «Мы (по приказу правителя-мусульманина) отсекаем кисть руки у вора по предопределению Аллаха и согласно Его шариату. Что касается вора, то он украл по предопределению Аллаха, однако не по шариату Аллаха, мы же отсекаем его кисть руки по предопределению Аллаха и по Его шариату. Однако ‘Умар ибн аль-Хаттаб не упомянул о вопросе шариата, потому что он хотел ответить вору тем же доводом, которым оправдывался вор» (см.: «Шарх аль — Арба’иин ан — Науауи» стр.59).
Имам Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если кое-кто спросит: «Мы имеем хадис, в котором Пророк (ﷺ) подтвердил оправдание предопределением. Так вот, в этом хадисе рассказывается диалог между пророком Адамом и Мусой. Муса сказал Адаму: «Ты вывел нас и себя самого из рая», так как причина выхода пророка Адама из рая заключалась в том, что он вкусил дерево, которое было запретно ему. Тогда Адам ответил Мусе: «Ты упрекаешь меня за дело, которое Аллах предопределил мне до того, как Он сотворил меня?» Пророк (ﷺ) сказал: «Адам победил аргументом Мусу».
За этот хадис цепляются те, кто оправдывается предопределением в пользу совершения грехов.
Как нам ответить на этот хадис, который приводится в двух самых достоверных сборниках хадисах в «Сахихе» аль — Бухари и Муслима?».
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, ответил: «Поистине, Адам, совершил ошибку, которая стала причиной выхода его из рая. Однако он покаялся и Аллах принял его покаяние и повел его прямым путем. Кающийся от греха подобен тому, у кого нет греха. Поэтому невозможно, что пророк Муса, являющийся одним из лучших посланников, упрекнул своего праотца Адама за ослушание, за которое он уже покаялся и Аллах принял его покаяние и повел его прямым путем. Однако упрек был за постигшее несчастье, которое произошло в результате его действия, а это несчастье было в виде изгнания людей и его самого из рая, и причиной этого явилось ослушание Адама. Нет сомнения, что пророк Адам не сделал этого для того, чтобы быть изгнанным из рая, дабы впоследствии его упрекали! Поэтому очевидно, что пророк Муса не хотел упрекнуть его за совершенную ошибку, однако он упрекнул его за постигшее несчастье, которое является предопределением Аллаха.
Теперь стало ясно, что нет довода в хадисе для тех, кто приводит его в качестве совершения грехов, так как в нем довод на постигшее несчастье, которое было в виде изгнания из рая, поэтому пророк Муса сказал Адаму: «Ты вывел нас и себя самого из рая». Он ведь не сказал ему: «Ты ослушался своего Господа». Поэтому диалог между Мусой и его праотцом Адамом был касательно постигшего несчастья, которое выразилось в изгнании из рая, даже если причиной этого стал поступок Адама. Человек заслуживает упрека за пороки, если он продолжает совершать их».
Ученик Ибн Таймии – Ибн Кайим, да смилуется над ним Аллах, дал другое объяснение этому хадису, сказав: «Поистине, будет ошибкой упрекать за совершение греха после покаяния. Оправдание человека предопределением после покаяния является правильным. Поэтому если человек употреблял опьяняющие напитки, после чего искренне покаялся и его начали упрекать за прошлый грех, а он, оправдываясь, говорит: «Это было мне предопределено, и я ныне не являюсь из тех, кто пьет спиртное», при этом по нему видна печаль и сожаление за прошлый грех, то в подобном оправдании нет никаких проблем. Однако запретным оправданием предопределением является то, когда человек оправдывается предопределением для того, чтобы продолжать совершать грех, как совершали подобное многобожники (которые приводили в качестве довода своего язычества предопределение). Что касается человека, оправдывающегося предопределением после своего искреннего покаяния, дабы отвести от себя упрек, (хотя попрек устранился после покаяния), то в этом нет никаких проблем»»
(см.: «Шарх аль — Арба’ин ан — Науауийа» стр. 57 — 58).

alveo

Вернуться в «ВЕРА В СУДЬБУ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ»