Правильное вероубеждение относительно судьбы и предопределения

abu Zarr
Сообщений: 370
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Правильное вероубеждение относительно судьбы и предопределения

Сообщение abu Zarr » 01 дек 2015, 19:31


بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Правильное вероубеждение относительно судьбы и предопределения



Вопрос: Какой должна быть вера в Судьбу и Предопределение?
Ответ: Она должна быть с подтверждением того, что Аллах предопределил судьбу всех Своих творений, и то, что пожелал Аллах, произойдёт, а что не пожелал – не произойдёт, и полной уверенностью в этом.
Сказал Всевышний:

إِنَّا كُلَّ شَيْءٍ خَلَقْنَاهُ بِقَدَرٍ
«Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» (сура «аль-Къамар», 49).


Вопрос: Сколько существует ступеней предопределения?
Ответ: Ступеней (степеней) предопределения четыре:
Первая ступень – «знание». Мы верим в то, что Всевышний Аллах знает о каждой вещи. Он знает то, что было и что происходит сейчас, и что будет и как оно будет(1). И знание Его является совершенным (полным) и охватывающим всё. Не происходит для Него ничего нового, и нет того, чего бы Он не знал. И не постигает Его забывчивость.
Вторая ступень – «запись». Мы верим в то, что Аллах записал в Хранимой Скрижали всё, что будет до Судного Дня.
Сказал Всевышний:

قَالَ فَمَا بَالُ الْقُرُونِ الْأُولَىٰ ٥١ قَالَ عِلْمُهَا عِنْدَ رَبِّي فِي كِتَابٍ ۖ لَا يَضِلُّ رَبِّي وَلَا يَنْسَى ٥٢
«(Фараон) сказал: «А что будет с первыми поколениями?»
(Муса) ответил: «Знание об этом - у моего Господа в Писании. Мой Господь не ошибается и не забывает»»
(сура «ТаХа», 51-52).

Третья ступень – «желание» (воля). Мы верим в то, что Всевышний Аллах пожелал быть всему тому, что в небесах и на земле. Ничего не происходит кроме как по Его желанию. То, что Он пожелает, происходит, а что не пожелает – тому не бывать.
Сказал Всевышний:

إِنَّمَا أَمْرُهُ إِذَا أَرَادَ شَيْئًا أَنْ يَقُولَ لَهُ كُنْ فَيَكُونُ
«Поистине дело Его такое, когда Он пожелает что-либо, то говорит этой вещи: «Будь» - и оно сбывается» (сура «Йа Син», 82).

Четвёртая ступень – «создание». Он Всевышний есть Создатель всего сущего и Он есть Создатель их дел. Создатель каждого совершающего движения (в этом мире) и Создатель самих их движений. Создатель находящихся в состояние покоя и Создатель их неподвижного (спокойного) состояния. Сказал Всевышний:
وَاللَّهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ
«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете (совершаете)» (сура «ас-Саффат», 96).


Вопрос: Каково оно правильное (истинное) вероубеждение относительно действий рабов (Аллаха)?
Ответ: Мы убеждены (верим), что у рабов (Аллаха) есть способность на совершение действий, так же они обладают желанием и волей. И Аллах есть их Создатель, и Создатель их желаний и способностей, их слов и дел. Вместе с тем, что их слова и дела исходят от них самих (от рабов) и в действительности они будут либо вознаграждены, либо наказаны (Аллахом) за них. И у них (рабов) нет из сил и способностей ничего, кроме того чем наделил их Всевышний Аллах, и они не могут совершить что-либо, кроме как если этого не пожелает Аллах(2). Сказал Всевышний:

إِنَّ هَٰذِهِ تَذْكِرَةٌ ۖ فَمَنْ شَاءَ اتَّخَذَ إِلَىٰ رَبِّهِ سَبِيلًا
وَمَا تَشَاءُونَ إِلَّا أَنْ يَشَاءَ اللَّهُ ۚ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيمًا حَكِيمًا

«Воистину, это есть назидание. И кто желает, тот направится по пути, ведущему к его Господу. Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах. Воистину, Аллах - Знающий, Мудрый» (сура «аль-Инсан», 29-30).


Вопрос: Является ли предопределение причиной для оставления дел и самоуспокоения (пассивности)?
Ответ: Мы верим, что знание предопределения, его существования не является причиной для оставления дел, так же, как это не даёт повода для самоуспокоения.
Ведь когда Пророк ﷺ сообщил своим сподвижникам о том, что всё происходящее предопределено, и что высохли уже перья(3), они спросили его: «Не положиться ли нам на то, что предписано, и оставить дела?» На что (посланник Аллаха) ответил:


لا، اعْمَلُوا، فَكُلٌّ مُيَسِّرٌ «Нет! Совершайте деяния, ибо каждому будет облегчено(4)», а затем прочитал аяты:

فَأَمَّا مَنْ أَعْطَىٰ وَاتَّقَىٰ ٥ وَصَدَّقَ بِالْحُسْنَىٰ ٦ فَسَنُيَسِّرُهُ لِلْيُسْرَىٰ ٧
وَأَمَّا مَنْ بَخِلَ وَاسْتَغْنَىٰ ٨ وَكَذَّبَ بِالْحُسْنَىٰ ٩ فَسَنُيَسِّرُهُ لِلْعُسْرَىٰ

«Тому, кто отдавал должное (или раздавал милостыню) и был богобоязнен,
кто признавал наилучшее (свидетельство единобожия),
Мы облегчим путь к легчайшему (к праведным деяниям).
А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается,
кто счел ложью наилучшее (свидетельство единобожия),
Мы облегчим путь к тягчайшему (к злу и наказанию)»
(сура «аль-Лейль», 5-10).

У предопределенного (предначертанного) есть свои причины, которые приводят к нему. Как, например, женитьба (никах) – это причина к появлению ребёнка, посев – это причина к появлению урожая, так же и благие дела – это причина вхождения в Рай, а скверные, дурные деяния – причина вхождения в Огонь.

(Из книги "Правильные убеждения" шейха Барджиса - в вопросах и ответах.
Перевод Марата абу Зарра)
_______________________________
(1) - Как говорят учёные:

هو يعلم ما كان وما يكون وما سيكون وما لم يكن ولو كان كيف كان يكون
«Аллах знает всё что было, что есть и что будет и то, чего не было, но если бы было, то как бы оно было» (см.: «Фикху аль-Асма», 33).
(2) - То есть любое действие творений зависит от желания Творца. Если они пожелают что-то сказать или сделать, то свершится это только тогда, когда это пожелает Всевышний. И Он знает о том, что будет, а рабы Его узнают о предопределении только после того, как оно случается.
(3) - То есть всё уже записано.
(4) - То есть облегчено то, что он делает или к чему стремится.

alveo

Вернуться в «ВЕРА В СУДЬБУ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ»