Путь саляфов в выборе учителя

abu Zarr
Сообщений: 370
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Путь саляфов в выборе учителя

Сообщение abu Zarr » 20 апр 2016, 14:48


بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Путь саляфов в выборе учителя

Знание приобретается из уст учёных. И чтобы человек в своём требовании знании опирался на правильные основы, он должен находиться рядом с учёными, присутствовать на их уроках, перенимать знание от них. Тогда его требование знаний будет опираться на правильные основы (и правила). Он будет правильно читать Коран, хадисы, без ошибок и искажений, будет правильно понимать их, знать точно, что в них имеется в виду в том или ином месте. Более того, требующий знания рядом с учёным получит также пользу, видя каким должны быть нравы, этикет, богобоязненность и набожность. Поэтому требующий знания должен сторониться того, чтобы его шейхом, его учителем была его книга, ведь поистине тот, чьим шейхом была его книга, ошибок у того будет больше, а правильного – меньше!
Так продолжается в этой общине до сегодняшних дней. Человек не достигнет успеха в знании, кроме как если воспитается, изучая его и постигая это знание (религию) у колен учёного.

Таков был путь саляфов! Начиная от первых поколений, от сахабов, которые переняли знание у Посланника Аллаха ﷺ, затем таби’ины, которые переняли знание от сахабов, и т.д., до наших дней.
В книге «Адаб талиби аль-‘ильм» (стр.68) шейха Расляна (да хранит его Аллах) в главе «О выборе знаний и шейха», говорится: «Ищущий знания должен проявить усердие в выборе шейха (учителя). «Необходимо выбрать более знающего, более богобоязненного, более старшего (по возрасту). Так (например) поступил имам Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) когда выбрал (себе учителем) Хаммада ибн Сулеймана (да будет милостив к нему Аллах). Он (Абу Ханифа), после тщательных размышлений и раздумий, сказал: «Я нашёл шейха степенного, серьёзного, кроткого (мягкого), терпеливого…» И сказал: «Я остался с Хаммадом ибн Сулейманом (стал учиться у него) и окреп, созрел (приобрёл нужные знания)»» (этот асар от Абу Ханифы приводится в книге «Та’лим уа аль-мута’аллим», стр.12).
Далее шейх Раслян приводит очень важное правило, важный принцип, которым должен руководствоваться каждый требующий знания в частности и все мусульмане – в общем. Шейх писал: «Имам Муслим в «Мукаддима» привёл слова от Мухаммада ибн Сийрина, который говорил: «Поистине это знание – это религия! Так смотрите же от кого вы принимаете вашу религию!»»
Также Шейх привёл далее (на стр.69) слова имама аш-Шафи’ий (да будет милостив к нему Аллах), который говорил: «Кто взял понимание (только) из книг, тот потерял правильное понимание законоположений религии! А некоторые (саляфы) говорили: «Самое большая беда – это когда шейхом (учителем) избираются свитки – то есть, когда знание берётся из книг!»»
(см.: «Тазкирату ас-сами’ уа аль-мутакаллим», стр. 85).
«Аль-Хатыйб аль-Багдади (да будет милостив к нему Аллах) приводит сообщение от Мугъыйры, от Ибрахима (ан-Наха’ий), который говорил: «Когда они (то есть саляфы) приходили к человеку, чтобы взять у него знание, то смотрели на его вид, на его молитву и на его положение! Затем только изучали у него (религию)».
Под словом «вид» имеется в виду вид внешний, который указывал на порядочность и аккуратность человека, его бережливость и т.п. Это было обычаем учёных, которые выглядели опрятно и аккуратно во все времена.
Под словом «положение» имеется в виду его убеждение и манхадж, положение в религии, достоин ли он доверия, надёжен ли он, не причастен ли к каким-нибудь сектам и течениям.
Далее шейх Раслян приводит асар от имама ас-Саурий (да будет милостив к нему Аллах), который говорил: «Тот, кто взял знание у нововведенца (слушал его), тому Аллах не даст пользу в том, что он изучил от него. А тот, кто поздоровался с ним (пожал ему руку), тот шаг за шагом начал разрушать (свой) Ислам!»
Также (на стр. 70) Шейх привел слова имама Малика (да будет милостив к нему Аллах), который говорил: «Знание не берётся от четырёх …» - и среди этих четырёх назвал: «Приверженца страстям (нововведенца), который призывает к своему новшеству»! (См.: «аль-Джами’ ли ахлякъ ар-рауий уа адаб ас-сами’», 1/139).
Шейх аль-'Усэймин (да будет милостив к нему Аллах) писал: «Изучающий религию обязан прибегать за помощью к Всевышнему Аллаху, затем обращаться к обладающим знанием, также пользоваться тем, что они написали в своих трудах. Так как просто чтение и поиск знаний из книг нуждается во времени, в отличие от нахождения рядом с учёным, который всё разъяснит, растолкует, осветит человеку путь. И я не говорю, что знание невозможно получить, кроме как от учёных (шейхов). Так случается, что человек приобретает знание, читая книги и изучая их. Однако, в большинстве случаев, если даже человек полностью склонит свою голову (сгорбится) читая книги, посвятит этому день и ночь, и (Аллах) одарит его неким пониманием, то ошибок у него будет больше чем правильного!
Поэтому говориться: «Тот, чьим наставником была книга, ошибок у него больше чем правильного!» Однако это конечно же не абсолютное утверждение...»
(см.: «Китаб аль-'ильм», стр. 48).

alveo

Вернуться в «ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ»