بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Однако Аллах накажет тебя за противоречие Сунне (Пророка ﷺ)
Автор, достопочтенный шейх
Мухаммад Са’ид Раслян حَفِظَهُ الله تَعَالَى
~~~~~~~~~~~~~~~~<>~<>~<>~<>~<>~~~~~~~~~~~~~~~~
Вступление
Хвала Аллаху - Господу Миров, Его восхваления и наши приветствия последнему пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам, а также всем тем, кто строго последовал за ними, вплоть до Судного Дня.
А затем:
Воистину, Великая Религия Ислам строится на двух основах:
(1) - чтобы поклонение не было посвящено никому, кроме Аллаха,
(2) - чтобы поклонение Аллаху не совершалось, кроме как согласно Шариату(1).
То есть первое – это очищение единобожия (поклонения)(2) ради (Аллаха) Достохвального, Величественного.
А второе – это очищение следования(3) защищённому (Пророку) ﷺ.
И не будет принято (Аллахом) ни одно деяние, пока оно не будет построено на этих двух основах и пока не будут в нём осуществлены эти два условия: «Поклонение не должно быть посвящено никому, кроме Аллаха, и поклонение Аллаху не должно совершаться, кроме как согласно Шариату». (То есть): очищение единобожия (поклонения) ради (Аллаха) Достохвального, Величественного и очищение следования защищённому (Пророку) ﷺ.
Всевышний Аллах сказал:
فَمَنْ كَانَ يَرْجُو لِقَاءَ رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلًا صَالِحًا وَلَا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا
«И тот, кто надеется на встречу со своим Господом, то пусть совершает праведные деяния и не приобщает никого в поклонении своему Господу» (сура «аль-Кяхф», 110).
Имам Ибн Кясир (رحمه الله) писал: ««И тот, кто надеется на встречу со своим Господом» - то есть: надеется на Его награду, Его благое воздаяние, «то пусть совершает праведные деяния» - это такие деяния, которые соответствуют Шариату Аллаха (узаконены Им). «И пусть не приобщает никого в поклонении своему Господу» - то есть этим поклонением не должно быть приближение ни к кому, кроме одного Единственного Аллаха, у Которого нет сотоварища.
Это и есть два столпа принятого (Аллахом) деяния. То есть оно должно быть искренне только ради одного Аллаха и должно быть соответствующим тому Шариату, с которым пришёл Посланник Аллаха ﷺ».
Это есть два столпа принятого (Аллахом) деяния. Две основы, два условия, которые должны осуществиться в нём (в этом деянии) дабы оно было принято Аллахом Всевышним: оно должно быть искренним и должно быть правильным.
Что касается искренности, то деяние должно быть только ради Аллаха. А что касается правильности, то оно должно соответствовать Шариату Посланника Аллаха ﷺ. «То пусть совершает праведные деяния» - это правильность деяния. «И пусть не приобщает никого в поклонении своему Господу» - это искренность деяния, совершение его ради Аллаха – Господа миров.
Всевышний Аллах указал на эти два условия принятия дел в этом священном аяте. Итак, эти два условия: искренность и следование.
Что касается первого условия, а это искренность - т.е. искреннее очищение деяний ради одного лишь Аллаха Всевышний - то, как установлено Шариатом, Всевышний Аллах не принимает деяния, кроме как если оно будет совершено искренне (ради Него), желая только Его Лика.
Аллах – Господь миров не принимает деяния, кроме как если оно будет искренним и устремлённым только к Лику Его. И доводов из Корана и Сунны на это огромное количество.
Из доводов Корана, слова Всевышнего:
وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ
«А ведь им было велено лишь поклоняться одному Аллаху, (искренне) очищая перед Ним свою религию(4)…» (сура «аль-Бэйина», 5).
Также слова Всевышнего:
لَنْ يَنَالَ اللَّهَ لُحُومُهَا وَلَا دِمَاؤُهَا وَلَٰكِنْ يَنَالُهُ التَّقْوَىٰ مِنْكُمْ
«Ни мясо, ни кровь [этих жертвенных животных] не доходят до Аллаха, но до Него доходит ваша богобоязненность…» (сура «аль-Хадж», 37).
Из доводов Сунны, слова Посланника Аллаха ﷺ, который сказал:
إِنَّمَا الأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ وَإِنَّمَا لِكُلِّ امْرِئٍ مَا نَوَى فَمَنْ كَانَتْ هِجْرَتُهُ إِلَى اللهِ وَرَسُولِهِ فَهِجْرَتُهُ إِلَى اللهِ وَرَسُولِهِ وَمَنْ كَانَتْ هِجْرَتُهُ لِدُنْيَا يُصِيبُهَا أَوْ امْرَأَةٍ يَنْكِحُهَا فَهِجْرَتُهُ إِلَى مَا هَاجَرَ إِلَيْهِ
«Поистине дела оцениваются по намерениям, и каждому человеку достанется то, что он намеревался (обрести). Тот, кто совершил переселение ради Аллаха, следуя Его Посланнику, то его переселение будет ради Аллаха, следуя Его Посланнику. А тот, кто совершил переселение ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, то его переселение будет (лишь) к тому, к чему он намеревался переселиться»». Этот хадис одинаково приводится в сборниках «ас-Сахих» имамов аль-Бухари и Муслима(5).
Также Его ﷺ слова:
بَشِّرْ هَذِهِ الأُمَّةَ بالتَّيْسِيرِ، والسَّناءِ والرِّفْعَةِ بِالدِّينِ، والتَّمْكِينِ فِي البِلَادِ، والنَّصْرِ، فَمَنْ عَمِلَ مِنْهُمْ بِعَمَلِ الآخِرَةِ لِلدُّنيا، فَلَيْسَ لَهُ فِي الآخِرَةِ مِنْ نَصِيبٍ
«Обрадуй эту Общину облегчением (от Аллаха) и величием, и достоинством для тех, кто будет придерживаться религии. А также властью на землях (мира) и великой поддержкой (победой)(6). Однако тому, кто будет совершать религиозные обряды (поклонения) ради достижения мирской доли, то не будет такому в вечной жизни никакого удела!» Этот хадис достоверный. Его приводят имам Ахмад, Ибн Хиббан и аль-Хаким в «аль-Мустадрак»(7).
«Тому, кто будет совершать религиозные обряды (поклонения) ради достижения мирской доли, то не будет такому в вечной жизни никакого удела!»
Также слова Пророка ﷺ:
قَال اللهُ عَزَّ وَجَلَّ: أَنَا أَغْنَى الشُرَكاءِ عَنِ الشِّرْكِ فَمَنْ عَمِلَ لِي عَمَلًا أَشْرَكَ فِيهِ غَيْرِي فَأَنا مِنْهُ بَرِيءٌ وَهُوَ لِلَّذِي أَشْرَكَ
«Аллах Всевышний сказал: «Я единственный не нуждающийся в многобожии (в сотовариществе) в отличие от приписываемых Мне сотоварищей. Поэтому, если кто-то совершит ради Меня какое-либо дело, придав Мне в нём сотоварища, то Я не буду причастен к этому, а дело его (и он сам) пусть будут для того, кого он придал мне в сотоварищи»». Этот хадис достоверный, приводит его Ибн Маджа в своём сборнике «ас-Сунан»(8).
Абу Умама (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
جاءَ رجلٌ إلى النَّبيِّ ﷺ، فقالَ: أرأيتَ رجلًا غزا يلتمسُ الأجرَ والذِّكرَ، ما لَهُ؟ فقالَ رسولُ اللَّهِ ﷺ: لا شيءَ لَهُ. فأعادَها ثلاثَ مرَّاتٍ، يقولُ لَهُ رسولُ اللَّهِ: لا شيءَ لَهُ. ثمَّ قالَ: إنَّ اللَّهَ لا يقبلُ منَ العملِ إلَّا ما كانَ لَهُ خالصًا، وابتغيَ بِهِ وجهُهُ
«Пришёл как-то один человек к Пророку ﷺ и спросил его: «Что ты скажешь о человеке, который сражался на пути Аллаха, желая награды (Аллаха) и славы (мирской)? Что достанется ему?» И тогда Пророк ﷺ ответил: «Ему ничего не достанется». Человек повторил свой вопрос несколько раз, но каждый раз Посланник Аллаха ﷺ отвечал: «Ему ничего не достанется». И после последнего ответа Он ﷺ сказал: «Поистине Аллах не принимает деяния, кроме как если оно было искренним, и им он желал только Лика Его»». Этот хадис приводит ан-Насаи с хорошей (джейид) цепочкой передатчиков(9).
Итак, упомянутые священные аяты и благородные хадисы являются подтверждающими постановление о том, что деяние не будет принято, пока не будет искренним только ради Аллаха.
Что касается второго условия, а это – очищение следования за защищённым (хранимым Пророком) ﷺ, то существует (также множество) аятов и хадисов указывающих на обязательность подчинения Посланнику Аллаха ﷺ и следования ему.
Всевышний сказал:
وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا
«…Берите же то, что дал (принёс) вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам…» (сура «аль-Хашр», 7).
Также Он Пречистый сказал:
مَنْ يُطِعِ الرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ اللَّهَ
«Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху…» (сура «ан-Ниса», 80).
Также Всевышний сказал:
فَلْيَحْذَرِ الَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنْ أَمْرِهِ أَنْ تُصِيبَهُمْ فِتْنَةٌ أَوْ يُصِيبَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ
«Пусть же остерегаются те, которые противятся его (Пророка) воле, как бы их не постигло испытание и зло или не постигли их мучительные страдания (в следующей жизни)» (сура «ан-Нур», 63).
Также Он Пречистый сказал:
فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنْفُسِهِمْ حَرَجًا مِمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا
«Но нет - клянусь твоим Господом! - они не уверуют, пока не изберут тебя судьей во всех разногласиях, которые происходят между ними(10), и не перестанут испытывать в душе стеснения относительно твоего решения, и не повинуются ему полностью» (сура «ан-Ниса», 65).
Также наш Господь Всевышний сказал:
قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ ۗ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ
«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах полюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах - Прощающий, Милостивый»» (сура «Али ‘Имран», 31).
Все эти аяты указывают на обязательность подчинения господину всех созданий – (пророку Мухаммаду) ﷺ.
Что касается хадисов, в качестве доводов, то их огромное множество. Из них:
Хадис, который приводит имам аль-Бухари от Абу Хурэйры (да будет доволен им Аллах), который сообщил о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
كُلُّ أُمَّتي يَدْخُلُونَ الجَنَّةَ إِلَّا مَنْ أَبَى، قَالُوا: يا رَسُولَ اللَّهِ، وَمَن يَأْبَى؟ قَالَ: مَنْ أَطَاعَنِي دَخَلَ الجَنَّةَ، وَمَن عَصَانِي فَقَدْ أَبَى
«Вся моя община зайдёт в Рай, кроме тех, кто отказался»(11) - «отказался»: воспротивился, отверг – «Тогда его спросили: «Кто же откажется от такого, о Посланник Аллаха?» На что он ответил: «Кто подчинится мне, тот войдёт в Рай, а кто ослушается, тот отказался» .
Из них также: Хадис ‘Аишы (да будет доволен ею Аллах), который приводят аль-Бухари и Муслим, где она сообщила, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ أَحْدَثَ فِي أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ، فَهُوَ رَدٌّ
«Если кто-то внесёт в (нашу религию), в наше дело то, что к нему не относится, то это будет отвергнуто»(12) - то есть, кто внедрит в Ислам деяние, которое к нему не относится, которое не подтверждено основами (устоями) религии Аллаха, такое деяние будет отвергнуто и на него не будет обращено внимания.
В версии у имама Муслима говорится:
مَنْ عَمِلَ عَمَلاً لَيْسَ عَلَيْهِ أَمْرُنَا فَهُوَ رَدٌّ
«Если кто-то станет совершать деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто»(13). В этом есть неоспоримый (категоричный) довод на то, что если деяние не будет правильным, соответствующим Шариату Посланника Аллаха ﷺ, оно не будет принято.
Итак, мы имеем два столпа, которые необходимы для того, чтобы деяние было принято Аллахом Всевышним. Эти две основы, два условия: чтобы деяние было искренним только ради Лика Аллаха Всевышнего и чтобы оно соответствовало тому, с чем пришёл Пророк Благородный ﷺ(14).
Следовательно, не достаточно того, чтобы деяние было искренним ради одного лишь Аллаха. Вместе с этим необходимо, чтобы оно соответствовало тому, с чем пришёл Посланник Аллаха ﷺ, чтобы не было выдуманным в Религии. И ведь в следование Пророку ﷺ, его Сунне есть для людей облегчение (лёгкость), и есть в этом спасение от наказания Аллаха. Ибо Аллах Всевышний накажет человека за деяние, которые хоть и было совершено ради Него одного, но соответствовало Сунне Его Пророка ﷺ.
И здесь я хочу перейти к некоторым примерам относительно вышесказанного, которые привёл Шейх Мухаммад Са’ид Раслян (да хранит его Аллах) в своём послании под названием: Однако Аллах накажет тебя за противоречие Сунне (Пророка ﷺ)
_____________________________
(1) - То есть согласно Законам, которые были установлены Всевышним Аллахом и которые были доведены до людей Его Пророком ﷺ.
(2) - Очищение от всевозможных примесей многобожия, как большого, так и малого.
(3) - Очищения от всевозможных примесей новшеств (бид’а).
(4) - «А ведь им было велено лишь поклоняться одному Аллаху, - желая этим поклонением только Лика Его, - (искренне) очищая перед Ним свою религию», - устремляясь от многобожия к чистой вере (см.: «ат-Тафсир аль-Муяссар»).
(5) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (1) и Муслим (1907).
(6) - Когда люди будут заходить в религию Аллаха толпами.
(7) - Хадис приводят имам Ахмад (21258), аль-Хаким (7862), аль-Бэйхакъый в «Шу’абу аль-Иман», (6833). Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих ат-таргъийб» (23, 1332).
(8) - Хадис приводит Ибн Маджа (3406). Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.
(9) - Хадис приводит ан-Насаи (3140). Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.
(10) - «А после смерти возьмут твою Сунну в качестве судьи между ними» (см.: «ат-Тафсир аль-Муяссар»).
(11) - Хадис приводит имам аль-Бухари (7280).
(12) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (2697) и Муслим (1718).
(13) - Хадис приводит имам Муслим (1718).
(14) - Слова этого вступления взяты из послания Шейха Расляна (да хранит его Аллах) под названием: «Празднование дня рождения Пророка (ﷺ)» - الإِحْتِفَالُ بِالْمَوْلِدِ النَّبَوِيِّ.