Шейх Раби' о слепом следовании и фанатизме в вопросах «джарха и та'диля»

abu Zarr
Сообщений: 370
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Шейх Раби' о слепом следовании и фанатизме в вопросах «джарха и та'диля»

Сообщение abu Zarr » 28 дек 2019, 19:53

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Шейх Раби' о слепом следовании и фанатизме в вопросах «джарха и та'диля»



Шейх Раби' (да хранит его Аллах) говорил: «Моё вам наставление - изучать (положение человека), о котором были высказаны опровержения, и если приходит высказывание в отношении какой-либо личности, изучайте ее. И принимайте высказывания критикующей стороны с пониманием (этих высказываний), и (обязательно) убедившись в их достоверности. И если для вас станет ясным, (что критика верна), тогда надлежит выносить суждение исходя из ясного понимания (данной критики) и умеренности, справедливости; и никак (не судите о ком-либо) слепо следуя за тем или иным человеком или фанатично подражая тому или иному (критикующему)! И оставьте личностей, того или иного (— т.е. слепое подражание им).
Возьмите же это правилом для себя, и передайте его тем самым, которые противоречат этому принципу, дабы они осознали действительность (суть вещей), и узнали истину, и дабы сумели они вытащить себя из компании несуразных (нелепых) фанатиков. И я никогда не доволен тем, чтобы кто-либо фанатично следовал за мной, и пусть осведомившийся о моей ошибке скажет мне - «ты ошибся».
Да ниспошлет Аллах на вас свою благодать. Не дозволена фанатичная приверженность к кому-либо (этому или тому), нету никакого фанатичного следования ошибкам ни Ибн Таймийи, ни Ибн 'Абдиль-Уаххаба, ни Ахмада ибн Ханбаля, ни аш-Шафи'ий, ни кого либо другого! Напротив, вся храбрость, стойкость и воодушевление должно быть за истину, и весь почёт и уважение должно быть направлено истине. И является обязательным (уаджибом) питать неприязнь к ошибкам, питать отвращение к несправедливости (лжи, вздору)»
(сл.: «Хутурату аль-кязиб уа асаруху ас-сайиа уа маукъыфу аль-Ислями минху», 56:44 сек.).

Также шейх Раби' (да хранит его Аллах) говорил: «Любимо для меня, когда читатель беспристрастен ради Аллаха и искренен к Нему. И когда он, изучая истину, следует ей беспристрастно, не привязывая себя ни ко мне, ни к кому-либо другому» (см.: «Минхаджу Муслим», в сноске, стр. 91).

Также шейх Раби' (да хранит его Аллах) говорил: «Ахмад ибн Ханбаль дискредитировал и также отзывался с похвалой (рекомендовал), но были и те, кто противоречил ему в (его) рекомендации и дискредитации. Почему? Потому, что у них (саляфов) был манхадж. Манхадж (у них) не являлся той или иной личностью, напротив же, каждый из учёных является ответственным, на которого возложена обязанность следовать этому манхаджу. И если он ошибся и противоречит этому манхаджу, то является обязательным осудить его высказывания, согласно этому манхаджу» (из примечаний к книге «аль-джауаб аль- кяфий», запись №2).

Также шейх Раби' (да хранит его Аллах) говорил: «Мы не говорим: «Следуйте за нами закрыв глаза»!! Напротив, мы говорим: «Обучайтесь, с правильным пониманием, осознанием, будучи разумными и будучи правдивыми в этом и искренними»» (см.: «ат-Тахзир мин аль-фитн», стр. 45).

Также шейх Раби' (да хранит его Аллах) говорил: «Если же относительно вопросов религии расходятся во мнениях два учёных из числа учёных «джарха и та'диля» или даже другой науки, то за решением этого вопроса нужно возвращаться к Аллаху, а не к страстям и не приверженцам этих страстей, которые берут слова ошибающегося, отвергая слова того, кто был прав.
И является обязательным (уаджибом), в вопросах религии, относительно которых стали разногласить, возвращаться к Аллаху и Его Посланнику, как об этом сказал Всевышний:
«Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу (по вознаграждению)» (сура «ан-Ниса», 59).
И посему, на слова припирающихся сторон надлежит смотреть в свете (пречистого) шариата и его правил, которые извлекаются из него же (шариата), а не (в свете поддельных, фальшивых) правил (приписываемых к шариату). И когда в чьих-либо словах обнаруживается соответствие Шари'ату Аллаха, является обязательным принятие его слов, а слова того, кто противоречит (Шари'ату), со всем уважением к нему (ошибающемуся), является обязательным отвергать, будучи убежденным, что он муджтахид (ученый, выносящий решение прилагая усердия в исследовании) и ему полагается награда ошибающегося муджтахида. И не дозволено для мусульманина следующего (верным путем) занимать позицию приверженцев страстей и (после проявления истины) говорить: «Ведь учёные разногласят, и ничто меня не обязывает принимать слова того-то или того-то»... и начинать играть умами людей. Поистине, подобные высказывания приводят людей к отвержению истины и к оставлению приверженцев этой истины (и их положения). Поистине, является обязательным принимать слова обладателя довода, следуя шари'ату Аллаха и его доказательству, и никак не подражая самой личности (имеющей довод) и не следуя ему по причине красоты его глаз» (см.: «Аль-маджму' аль-уадых фи радди манхаджи уа усули Фалих», стр. 51).

Также шейх Раби' (да хранит его Аллах), относительно некоторых личностей, которых он ранее рекомендовал, говорил: «Я, клянусь Аллахом, с похвалой отзывался о некоторых личностях, рекомендуя их в этом году, и я клянусь Аллахом, они неразлучно сопутствовали мне, и так пожелал Аллах, и набожно поклонялись, и тому подобное. Затем, я обнаружил дискредитацию в их адрес, и я (ведь) не знаю сокровенного. Что касается меня, то если человек совершает молитву со мной, выплачивает закят и тд. и поминает Аллаха, отправляется со мной в сафар, я свидетельствую (в отношении него) согласно тому, что увидел в нём и я не восхваляю перед Аллахом никого.
Однако, приходит человек, который знает его больше чем я, для которого обнаружились его ошибки, обнаружились для него те (порочные) вещи, которые умаляют его качества благочестия (справедливости), и он дискредитирует его (того, кого я хвалил) на основе знаний и аргументирует свою дискредитацию доводами и разъясняет свою дискредитацию. В таком случае отдается предпочтение его дискредитации, и она становится выше моей рекомендации (относительно личности). Что касается меня, то я принял (удовлетворился) этим. Он представил доказательства на свою дискредитацию в отношении этого человека, и по факту истина с ним (с дискридетирующим)»
(см.: «Маджму'у расаиль аш-Шейх Раби'», 14/250-252).

Подготовил и перевёл: Абу 'Аббас

alveo

Вернуться в «ОТНОШЕНИЕ К УЧЕНЫМ»

cron