بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Отношение мусульманина к праздникам (неверующих)
Предисловие
Хвала Аллаху Господу Миров, Его восхваления и наши приветствия пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам, а также всем, кто строго последовал за ними, вплоть до Судного Дня.
А затем:
Многие несведущие мусульмане, те, кто попал под сомнения, распространяемые друзьями Иблиса (да проклянёт его Аллах), часто задаются вопросом: «Дозволено ли тем, кто придерживается истинной религии Аллаха, то есть мусульманам, справлять праздники неверующих и принимать участие в таких мероприятиях?»
И хвала Всевышнему Аллаху, по милости и щедрости Которого, были собраны и переведены доказательства из Книги Аллаха, также хадисов Его Пророка ﷺ, слов учёных этой общины в отношении данного вопроса. И я, с дозволения Аллаха, хотел бы вкратце привести это в данной статье, дабы напомнить всем, и себе в первую очередь, о запрете уподобления неверующим, в частности в том, что касается их праздников и обрядов, связанных с ними.
И я прошу у Всевышнего Аллаха помощи в написании этой работы, и надеюсь, что она принесёт пользу как мне, так и моим братьям и сёстрам по религии.
Марат абу Зарр
11-го числа месяца Сафар 1434 г.х.
(24 Декабря 2012)
Вступление
Поистине, вся хвала принадлежит Аллаху. Его мы восхваляем, к Нему взываем, у Него просим помощи и прощения, прибегаем к Нему от зла наших душ и от наших дурных дел. Того, кого Аллах наставит на прямой путь, никто не введёт в заблуждение, а того, кого Аллах введёт в заблуждение, никто не наставит на прямой путь.
Я свидетельствую что нет истинного божества кроме Аллаха, Единственного, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник.
А затем:
Знайте, да будет милостив к вам Всевышний Аллах, что Он сотворил нас согласно Своей великой мудрости, и вменил нам в обязанность поклонение Ему Одному, сказав:
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я не сотворил ни джиннов, ни людей (ни для чего), кроме как для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура «аз-Зарийат», 56).
Он послал ко всем народам Своих посланников, чтобы они призвали людей к истине и запретили им все мерзости и злодеяния. Первым из этих посланников был Нух (мир ему), последним – Мухаммад ﷺ. Кто бы из посланников Аллаха не приходил в этот мир, он обязательно призывал, говоря:
يَا قَوْمِ اعْبُدُوا اللَّهَ مَا لَكُمْ مِنْ إِلَٰهٍ غَيْرُهُ
«О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого истинного божества, достойного поклонения, кроме Него» (сура «аль-А’раф», 59, 65, 73, 85).
Это и есть основа религии, это и есть единобожие (таухид) - поклонение Одному лишь Аллаху, и отдаление, оставление того, что этому противоречит, того, что нарушает его – а это многобожие (ширк). Также отдаление от того, что делает единобожие неполноценным, как например, малое многобожие (показуха) и различные религиозные нововведения (бид’а).
Также призыв Ислама, как призыв добра, чистоты и милости, направлен на очищение души человека, его слов и дел от мерзких деяний, грехов и ослушаний.
И из того, что противоречит единобожию, из того, что является грехом в религии – уподобление неверующим, тем, которые забыли Господа и измышляют на Него ложь, тем, кто поклоняются не Аллаху, или придают Ему сотоварищей, делая Ему равных в поклонение.
Поэтому религия Ислам побуждает нас проявлять непричастность ко всему, что противоречит истине, ко всему, что подрывает его устои и принципы, ко всему, что не имеет отношения к религии.
И одним из видов уподобления неверующим является согласие, помощь и участие в их праздниках!
Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Кто уподобляется какому-то народу, тот сам является из них»(1).
Шейх Салих аль-Фаузан, да сохранит его Аллах, приведя этот хадис, говорил: «Является запретным уподобляться неверующим в том, что является их отличительной особенностью, их обычаем, их поклонением, их отличительными признаками и их нравами. Как, например, бритье бороды, отращивание усов, общение на их языке, если только язык не используется в необходимых случаях, так же, уподобление им в их одежде, в их еде и питье, и т.д.»(2).
Что же касается их праздников, то они вбирают в себя все вышеперечисленные виды уподоблений, которые мусульманин должен всячески стремиться избегать.
Но прежде чем разъяснить более подробно этот момент необходимо понять что такое праздник (аль-‘ийд), и что такое праздник в Исламе.
______________________________________
(1) - Хадис приводят имам Абу Дауд, в «Сунан» (4031), аль-Баззар в «Муснад» (2966), ат-Табарани и другие, хадис достоверный, достоверность его подтвердил шейх Альбани.
(2) - См.: «аль-Уаля уа аль-Бараа фи аль-Ислям».