Сообщение abu Zarr » 11 июл 2015, 15:54
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Обвинение в неверии мусульман без условий и довода - это ложь на Всевышнего Аллаха
Мусульманин должен остерегаться применять (спускать) эти общие положения на конкретные личности, без наличия условий, отсутствия препятствий и предоставления довода, чтобы тем самым не обвинять мусульман в неверии без права на это, и чтобы не попасть под слова Порока (ﷺ), который сказал:
مَن قَالَ لأَخِيهِ يَا كَافِرٌ، فَإِنْ كَانَ كَمَا قَالَ وَإِلَّا حَارَتْ عَلَيهِ
«Кто скажет своему брату: «О неверный». (И) это (либо на самом деле) является таковым, (либо) в противном случае это слово вернётся к сказавшему его!» (Хадис приводит имам Муслим, 1/79).
Обвинение мусульманина в неверии без права на это, страшнее (хуже) чем его убийство.
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усэймин (да будет милостив к нему Аллах) в толковании на книгу «Кашфу аш-шубухат» (стр. 55-57) говорил: «Основа в отношении того, кто причисляет себя к Исламу – сохранность его Ислама, пока не станет ясным, исходя из шариатских доводов, обратное. И не дозволено попустительство в вопросе обвинения в неверии. Так как в этом есть две большие опасности:
Первая: измышление лжи на Всевышнего Аллаха в вынесении постановления, а также на того, о ком выносится постановление, описывая его этим (то есть неверием).
Что касается первой (лжи), то тут всё ясно, ведь он выносит суждение о неверии в отношении того, о ком не вынес суждения сам Всевышний Аллах. И (выносящий такое суждение) подобен тому, кто сделал запретным то, что дозволил Аллах. Так как постановление о неверии или же его отсутствии – это право одного лишь Аллаха, также как и постановление о запрете чего-либо или дозволенности».
Постановление о неверии – это право Аллаха, и никому не дозволено соперничать с Ним в этом (т.е. опережать Его), ибо тот, кто станет это делать без знания, будет подобен тому, кто запретил то, что дозволил Аллах.
(Далее шейх продолжил:) «Что касается второй (лжи), то она заключается в описании мусульманина противоположным ему качеством, (говоря ему: «О неверный!») тогда как тот таковым не является. И обвиняющий больше заслуживает того, чтобы это описание («неверный») вернулось к нему. Как сказано это в достоверном хадисе, который приводит имам Муслим от ‘АбдуЛлаха ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), который сообщил, что Пророк (ﷺ) сказал: «Если человек обвинит в неверии своего брата, то это обязательно вернётся к одному из них!» (хадис приводит Муслим, 60).
В другой версии хадиса говорится: «(И) это (либо на самом деле) является таковым, (либо,) в противном случае это слово вернётся к сказавшему его».
Также в хадисе от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (ﷺ) сказал: «Кто скажет своему брату: «О неверный», - или: «Враг Аллаха», - тогда как он таковым не является, то сказанное вернется к сказавшему это!»
Слова Пророка (ﷺ) «(И) это (либо на самом деле) является таковым» в хадисе Ибн ‘Умара означают - «согласно постановлению Всевышнего Аллаха». Также как и в хадисе Абу Зарра (слова Пророка ﷺ): «тогда как он таковым не является» означают – «согласно постановлению Всевышнего Аллаха».
Теперь относительно второй опасности, я имею в виду здесь возвращение описания («неверный») к сказавшему. Ибо если его брат далёк от того, чем он его описал, то существует большая опасность того, что (сказавший это) сам попадёт в неверие. Так как в большинстве случаев тот, кто торопится с обвинением мусульманина в неверии (и описанием его этим качеством), бывает обольщён своим положением и небрежен (неуважителен) по отношению к другим. Получается, что он объединяет в себе такие качества, как обольщение собой и своим положением, которое неизбежно приводит к неудаче, и высокомерию, которые (также) неизбежно приводят к наказанию от Всевышнего Аллаха в Аду, как передаётся это в хадисе, который приводит имам Ахмад (7335), Абу Дауд (4090), от Абу Хурэйры (да будет доволен им Аллах), который сообщил, что Пророк (ﷺ) сказал:
قال الله ﷻ الكبرياءُ رِدائي ، والعظمةُ إِزاري ، فمن نازعَني واحدًا منهما ، قذفْتُه في النارِ
«Сказал Великий и Всемогущий Аллах: «Гордость - это Моя накидка, а Величие - Мой изар, и Я брошу в Огонь того, кто будет соперничать со Мной в этом» (то есть в этих качествах)» (см.: «Дауабит ат-такфир аль-му’айин» шейха Расляна, стр. 58-60).