______________________
Об опасности необоснованного такфира
Шейх Мухаммад Солих аль-‘Усеймин
Содержание
- От переводчика
- Правильное понимание слов шейха Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба
- О том, на каких людей распространяются постановления Ислама, а на каких нет
- Опасность необоснованного такфира
- Условия и препятствия такфира
С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего
От переводчика
Вся хвала принадлежит только одному Аллаху. Да восхвалит и избавит Аллах Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех тех, кто последовал по его пути са-мым наилучшим следованием от всякого зла и бедствия!
А затем:
В связи с тем, что некоторые невежды и заблудшие люди халатно относятся к вопросу такфира, легкомысленно и необоснованно обвиняют в неверии конкретных личностей, причисляющих себя к Исламу, я, с соизволения Аллаха и с Его помощью, хочу процитировать некоторые мудрые высказывания ученых относительно такфира (обвинения в неверии).
Шейх 'АбдуЛлах ибн 'АбдурРахман Абу Батын (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Одним из удивительных вещей является то, что если одного из них спросят относительно омовения (ат-тахара), торговли или прочего, то он не вынесет решение (фетву) просто на основании своего понимания и умозаключения, напротив, он будет искать слова ученых, после чего вынесет решение на основании их слов. Но как же теперь он в этом серьезном вопросе (как такфир), который является великим и опасным вопросом религии, может руководствоваться своим пониманием и умозаключением?!» (см.: «Минхадж ахли аль-Хакъ уаль-Иттиба'» стр.77).
Шейх Мухаммад Са'ид Раслян (да хранит его Аллах) сказал: «Большинство из тех, кто легкомысленно делает такфир, не имеет знания о многих положениях шари'ата, которые были вменены в обязанность ему в течении дня и ночи. Но, тем не менее, он погружается в пучину такфира, не обращая внимание (на последствия)» (см.: «Хутурату такфир аль-муслимин» стр.24).
Шейх аль-Фаузан (да хранит его Аллах) сказал: «Поистине, именно невежды выносят такфир (обвиняют в неверии) легкомысленно,полагая, что они ученые, тогда как они не разбираются в религии Всемогущего и Великого Аллаха. Они читают книги, ищут в них ошибки и находят в них то, что было названо нечестием (фиском) и применяют его, без всякого знания, в отношении того, кто этого не заслуживает, поскольку они не умеют ставить эти вопросы на свои места, так как они не понимают религию Аллаха. Они в этом вопросе подобны тому человеку, который поднял оружие и не знает, как применять его. Такой человек вот-вот может убить самого себя, свою семью и родственников, поскольку он не умеет хорошо пользоваться этим орудием. Поэтому является обязательным для тех, которые берут то, что было названо «нововведением», «нечестием» и «неверием», тогда как они не понимают смысла их, чтобы они обучались, прежде чем будут говорить, и побоялись Всемогущего и Великого Аллаха. Ибо слова без знания, особенно в этих вопросах, являются великим злом. Также говорить без знания является наговариванием на Аллаха, что является великим грехом, исходя из слов Всевышнего: «Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать без всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете» (аль-Араф,33).
Всевышний Аллах также сказал: «Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено, а то – запрещено, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят ложь на Аллаха» (ан-Нахль, 116).
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, ложь измышляют те, которые не веруют в знамения Аллаха. Они и есть лжецы» (ан-Нахль, 105).
Всевышний также сказал: «Кто же может быть несправедливее того, кто измышляет ложь об Аллахе, когда его призывают к исламу? Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (ас-Саффа,7).
Поэтому является обязательным для молодых мусульман и требующих знания обучаться полезным знаниям из достоверных источников и приобретать знания от тех, кто ими обладает. После этого они узнают, как говорить и как ставить вопросы на свое место, поскольку приверженцы Сунны и Единой Общины (ахлю ас-Сунна уаль-Джама'а) первых и последующих поколений оберегали свои языки и не говорили, кроме как со знанием» (см.: «Захират ат-табди' уа ат-тафсикъ уа ат-такфир уа дауабитуха» стр.37).
Не забуду напомнить также о том, что вынесение решения о неверии какого-нибудь мусульманина не является правом любого желающего. Ибо вред от подобных решений очень велик! Что же сказать, если такие решения, такие суждения принимают невежды в отношении правителя-мусульманина, выводя его из Ислама и лишая его законности правления, не имея на то права?! Все это намного хуже, чем обвинение в неверии рядового мусульманина. Так как вред от подобных действий распространяется не только на правителя, как на личность, но и влечет за собой смуту, которая обрушивается на всех его подданных в общем. А уже за всем этим следует и кровопролитие, и нарушение безопасности, стабильности, и лишение людей спокойствия, и подстрекание к восстаниям, наведение страха на мирных граждан, распространение нечестия на земле и различного рода зла и несправедливости.
Шейх Холид Зуфэйри писал: «Такфир (обвинение в неверии) это право Аллаха и Его Посланника (ﷺ). И именно ученые рассматривают этот вопрос в своих стараниях (иджтихадах), а никак не невежды и разные псевдоученые. Особенно, если за этим постановлением последует кровопролитие, посягательство на честь и имущество, как подобное происходит, когда (не по праву) выносят такфир (обвиняют в неверии) правителей» (см: «Дауабиту му’амалятиль-Хаким» стр. 608).
Шейх Мухаммад Са’ид Раслян (да хранит его Аллах) сказал: «Не является правом (обязанностью) каждого человека выносить решение о вероотступничестве кого-либо. Ибо такое решение выносят ученые, поскольку вынесение решения о неверии относится к судопроизводству (судебным постановлениям). Поэтому человек должен остерегаться этого, так как это не является правом любого, то есть вынесения такого постановления серьезное решение. Однако такое решение выносят ученые, соблюдая при этом правила приверженцев Сунны и Единой Общины в этом вопросе.
Всевышний Аллах не предоставил это право каждому, какие бы у него ни были благие намерения, однако такое постановление принадлежит ученым, которые обладают основательными знаниями» (см.: «Шарх усуль ас-Сунна ли имам Ахмад» 2\998).
Шейх Сулейман ар-Рухейли (да хранит его Аллах) сказал: «Теми, к кому возвращаются в вынесении такфира (в обвинении в неверии) в адрес конкретного мусульманина, являются мудрые и богобоязненные ученые, которые известны праведностью, строгим следованием Сунне, внимательным рассмотрением, сильным знанием и пониманием. Не имеют право выносить решение о неверии какого-либо конкретного мусульманина ни юнцы, ни требующие знания, ни имамы мечетей, ни их проповедники, ни проповедники спутниковых телеканалов, и даже не те, кого именуют просто ученым, однако этим правом обладает лишь авторитетный ученый, к которому возвращаются (с серьезными вопросами религии)» (сл.: «Усуль уа дауабит ат-такфир»).
Искренне желаю каждому из тех, кто прочитает эту книгу, извлечь для себя пользу из имеющихся в ней наставлений и найти ответы на интересующие вопросы.
Прошу Живого и Вечносущего Аллаха вознаградить шейха Мухаммада Солих аль-‘Усеймина за весьма полезные его труды и усердия в распространении истины!
Прошу Всевышнего Аллаха помочь нам в поклонении Ему, привести нас к тому, что Он любит и чем Он доволен, и сделать хорошим наш конец.
Прошу Всевышнего Аллаха принять этот труд и сделать его искренним ради Его Прекрасного Лика, благодатным и полезным для каждого, кто его прочтет. Так же прошу Его вознаградить каждого, кто прочтет эту статью, посоветует ее другим и будет принимать участие в распространении этого послания!
Хвала Аллаху, благодаря Милости Которого доводятся до конца благие дела, и да восхвалит и избавит Аллах Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех мусульман, неуклонно следующих Сунне Посланника от всякого зла и бедствия!
Правильное понимание слов шейха Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба
Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Воистину, если ты познал то, что человек становится неверным по причине одного слова, которое выскочило из его уст, и быть может, он произнес его по невежеству, то это невежество не оправдывает его…».
Шейх Ибн ‘Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: Я не думаю, что шейх (да смилуется над ним Аллах) не оправдывает по невежеству, если только он не имел в виду невежество, которое произошло из-за халатности, по причине оставления обучения. Как, например, человек слышит истину, однако не обращает на нее внимания и не обучается ей. Вот такое положение не оправдывает по невежеству, а иначе я не думаю, что шейх не оправдывает по невежеству, поскольку другие слова шейха указывают на то, что он оправдывает по невежеству. Спросили шейха Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба (да смилуется над ним Аллах): «Кто заслуживает того, чтобы на него подняли оружие? Что делает неверующим человека?».
Он ответил следующим образом: «Столпов Ислама пять, первый из которых – это два свидетельства (ля иляха илля-Ллах, Мухаммадур-РасулюЛлах), затем следуют четыре столпа. И если кто-либо оставит что-то из этих четырех столпов, пренебрегая, то мы, если сражаемся с ним, сражаемся только из-за его поступка, а не из-за того, что мы его обвинили в неверии по причине оставления этих столпов. Ученые разошлись во мнениях относительно неверия (куфра) того, кто оставил их по причине лени, при этом не отрицает их. Мы не обвиняем в неверии, кроме как за то, в чем единогласны все ученые, а это два свидетельства (Ля илляха илля Ллах, Мухаммадур РасулюлЛах).
Также мы обвиняем в неверии после того, когда ему дали узнать, он узнал и отказался. Также мы говорим: Наши враги – это те, кто попадает под эти четыре вида:
Первый вид: Тот, кто познал, что единобожие, которое мы разъяснили людям, является религией Аллаха и Его Посланника; признал, что эти убеждения, которые являются религией у большинства людей относительно камней, деревьев и людей, являются многобожием (ширком), из-за которого Аллах послал своего Посланника (ﷺ), чтобы он запрещал это и сражался с теми, кто совершает многобожие, для того, чтобы религия была полностью посвящена Аллаху, но несмотря на это, он не обращает внимания на единобожие, не обучается ему, не заходит в единобожие и не оставляет многобожие, тот является неверующим. Мы сражаемся с ним из-за его неверия, поскольку он узнал религию Посланника и не последовал за ним. Он узнал многобожие и не оставил его, несмотря на то, что он не проявляет ненависти к религии Посланника, не заходит в нее, не хвалит многобожие и не приукрашивает его для людей.
Второй вид: Человек знает обо всем этом, однако стало ясно, что он ругает религию Посланника (ﷺ), несмотря на то, что он утверждает, что он следует за ним. Также стало ясно то, что он хвалит тех, кто поклоняется Юсуфу или Аль-Ашкоре, или тех, кто поклоняется Абу Али, или Хидру, который являлся из жителей Кувейта, и он предпочитает их над теми, кто уединил Аллаха в поклонении и оставил многобожие. Это наиболее великое неверие, чем первый вид. Всевышний Аллах сказал о таком человеке: «Когда же к ним явилось то, что они узнали, они отказались уверовать в него. Да пребудет проклятие Аллаха над неверующими!» (аль-Бакара, 89). Также он является из тех, о ком сказал Всевышний Аллах: «Если же они нарушат свои клятвы после заключения договора и станут посягать на вашу религию, то сражайтесь с предводителями неверия, ибо для них нет клятв. Быть может, тогда они прекратят» (ат-Тауба, 12)».
Третий вид: Человек познал единобожие, полюбил его, последовал за ним и познал многобожие и оставил его. Однако он не любит тех, кто зашел в единобожие, а любит тех, кто остался на многобожии, то он также, является неверующим (кяфиром). Всевышний Аллах сказал о таком человеке: «Это потому что они возненавидели ниспосланное Аллахом, и Он сделал тщетными их деяния!» (Мухаммад, 9).
Четвертый вид: Человек обезопасен от всего этого. Однако жители его города открыто выявляют вражду к единобожникам, следуют за многобожниками и стремятся сражаться с единобожниками. Но он оправдывает себя тем, что для него тяжело покинуть свою родину. Затем он сражается вместе со своим народом против единобожников, воюет (против них) своим имуществом и душой. Такой человек также является неверующим. Если они повелят ему не соблюдать пост в месяц Рамадан и он не сможет поститься, кроме как если не покинет их, то он так и поступит. Если же они прикажут ему жениться на жене своего отца и он не сможет этого избежать, кроме как если он не оставит их, то он так и сделает. Но соглашение с ними на сражение вместе с ними своей душой и имуществом (против единобожников, мусульман), несмотря на то, что они этим желают погасить религию Аллаха и Его Посланника, является намного хуже, (чем он согласился бы с ними на не соблюдение поста в месяц Рамадан или жениться на жене своего отца). Он также является неверующим и он тот, о ком сказал Всевышний Аллах: «Вы обнаружите, что другие хотят получить гарантии безопасности от вас и от своего народа. Всякий раз, когда их возвращают в смуту, они опрокидываются в ней. Если они не отступят от вас, не предложат вам мира и не уберут свои руки, то хватайте их и убивайте, где бы вы их ни обнаружили. Мы предоставили вам очевидный довод против них» (ан-Ниса, 91). Вот это является тем, о чем мы говорим.
А что касается лжи и клеветы на нас, якобы мы обвиняем в неверии всех, обязываем их переселиться к нам, даже если они в состоянии исповедовать открыто религию в своих странах, или мы якобы, обвиняем в неверии тех, кто не обвиняет в неверии того, кого мы обвинили в неверии, и не сражается с теми, с которыми мы сражаемся и подобно этой лжи многое другое, то все это ложь и клевета, посредством которой желают сбить людей с религии Аллаха и Его Посланника. Если же мы: не обвиняем в неверии тех, кто поклоняется идолу, который над Абдуль Кодиром, или идолу, который над могилой Ахмада аль-Бадави и прочих, по причине их невежества и отсутствия того, кто предостерегал бы их от этого, то как теперь мы можем обвинять в неверии тех, кто не приобщает к Аллаху сотоварищей, только из-за того, что он не переселился к нам, или не обвиняет в неверии того, кого мы обвиняем и не сражается с тем, с кем мы сражаемся?! «Пречист Ты: А это - Великая клевета» (ан-Нур,16).
Напротив, мы обвиняем в неверии тех, которые впали в эти четыре вида, по причине их враждебности по отношению к Аллаху и Его Посланнику (ﷺ).
Да помилует Аллах человека, который (в первую очередь) обращает внимание на себя (занимается самим собой) и знает, что он встретится с Аллахом, у Которого Рай и Ад.
Да восхвалит и избавит Аллах Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» Конец слов шейха Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба.
О том, на каких людей распространяются постановления Ислама, а на каких нет
Далее шейх Ибн ‘Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: Разногласие в вопросе оправдания по невежеству является подобно разногласию в вопросах по фикъху, в которых проявляют усердие. Иногда это может быть словесным разногласием по причине применения постановления к определенному человеку. То есть все единогласны в том, что это действие, или слово или оставление какого-либо действия является неверием. Однако распространяется ли это положение на определенного человека из-за наличия требуемых условий по отношению к нему и отсутствия препятствий, или же не применяется в отношении его по причине отсутствия некоторых требуемых условий и существования некоторых препятствий?! Поэтому невежество, по причине которого впадают в неверие, бывает двух видов:
Первый вид: Когда человек исповедует иную религию, кроме Ислама, или вообще никакую религию не исповедует, и даже не помышляет, что он пребывает в заблуждении, то в таком случае в этой жизни на него распространяются постановления на основании его явного положения. Что касается положения его в Судный День, то его дело предоставляют к Всевышнему Аллаху. И, по наиболее правильному мнению, он подвергнется испытанию в Судный День, как будет угодно Всемогущему и Великому Аллаху. И Аллаху ведомо лучше об их деяний, однако мы знаем, что Всевышний Аллах никого не введет в Огонь, кроме как по причине грехов, исходя из слов Всевышнего: «и твой Господь ни с кем не поступит несправедливо» (аль-Кахф,49).
Поэтому, мы говорим, что в этой жизни на него распространяются внешние постановления, а это — неверие, поскольку он не исповедует религию Ислам, и нельзя распространять на него положение Ислама. Однако мы говорим, что более правильное мнение в этом вопросе состоит в том, что он подвергнется испытанию в Судный день, ибо относительно этого пришли много асаров (преданий), о которых упомянул Ибн Каийм (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Тарикъ аль-хиджратайни», когда он в четырнадцатом разделе упоминает о восьмом мазхабе относительно детей многобожников.
Второй вид: Когда человек исповедует религию Ислам, однако живет на этом неверии, не помышляя о том, что это противоречит Исламу, и к тому же никто ему и не указал на это неверие, то на такого человека распространяются внешние постановления Ислама. А что касается Судного дня, то его дело предоставляют к Всемогущему и Великому Аллаху. И на это указывает Коран, Сунна и высказывания ученых [1].
Доводы из Корана: Всевышний Аллах сказал: «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника» (аль-Исра, 15).
Также Всевышний сказал: «Твой Господь не уничтожал селения, пока не отправлял в важнейшее из них посланника, который читал им Наши аяты. Мы не уничтожали селения, если только их жители не были беззаконниками» (аль-Касас, 59).
Всевышний Аллах также сказал: «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Аллах – Могущественный, Мудрый» (ан-Ниса,165).
Всевышний также сказал: «Мы отправляли посланников, которые говорили на языке своего народа, чтобы они давали им разъяснения. Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, и ведет прямым путем, кого пожелает» (Ибрахим»,4).
Также Всевышний Аллах сказал: «Аллах не вводит в заблуждение людей, которым Он указал прямой путь, пока Он не разъяснит им, чего они должны опасаться» (ат-Тауба,115).
Всевышний Аллах также сказал: «Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали. Следуйте же ему и будьте богобоязненны, – быть может, вы будете помилованы. Мы ниспослали его, чтобы вы не говорили:«Писание было ниспослано только двум общинам до нас, и мы ничего не знали о том, что они изучали». Или чтобы вы не говорили: «Если бы нам было ниспослано Писание, то мы придерживались бы прямого пути лучше, чем они» К вам уже явилось ясное знамение от вашего Господа, верное руководство и милость» (аль-Ан'ам,155-157).
Эти и многие другие аяты, которые указывают на то, что довод не предоставляется, кроме как после разъяснения и знания.
Что касается довода из Сунны, то в «Сахихе Муслима» (1/134) приводится хадис от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (ﷺ), сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада! Кто бы ни услышал обо мне из этой общины - то есть община призыва - будь это иудей или христианин, затем умрет, будучи, не уверовав в то, с чем я был послан, тот окажется среди обитателей Огня».
Что касается слов ученых, то автор книги «аль-Мугни» (8/131) сказал: «А если он из тех, кто не знает обязанности Ислама, как недавно принявший Ислам, или вырос не в исламской стране или живет в пустыне, которая расположена далеко от города и от ученых, то такому человеку не выносят суждение о его неверии».
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия в «Маджму’ аль-Фатава» (3/229) сказал: «Каждый, кто присутствует на моих собраниях, знает, что я всегда строжайшим образом запрещал обвинять определенного человека в неверии, нечестии и грехе, кроме как если стало известно, что ему был представлен пророческий довод, противоречие чему человек становится либо неверующим, либо нечестивцем либо грешником. И я признаю, что Всевышний Аллах простил этой общине ошибки, и это распространяется как на слова, так и на деяния. Праведные предшественники (саляфы) разногласили по различным вопросам, однако ни один из них не называл другого неверующим, нечестивцем и грешником».
Далее Ибн Таймия сказал: «Я ранее разъяснял о том, что то, что передают от праведных предшественников и имамов об их обобщенных словах о неверии того, кто скажет так-то и так-то, то это - истина, однако является обязательным различать между общим и частным положением [2]».
Затем он сказал: «Такфир является одним из суровых угроз. Если он своим словом посчитал ложными слова Посланника Аллаха (ﷺ), однако он является недавно принявшим Ислам или вырос в пустыне, которая расположена далеко (от города), то такому человеку не выносится такфир за его отрицание до тех пор, пока ему не предоставят довод. Быть может, этот человек не слышал этих священных текстов или же слышал, однако они не утвердились у него (либо по причине того, что он их посчитал недостоверными либо из-за других причин. — Прим.пер) или кто-то противоречил этим контекстам перед ним, ошибочно истолковывая их». Конец слов шейхуль-Ислама ибн Таймии.
Шейхуль-Ислам Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб в книге «ад-Ддурар ас-Санийа» (1/56) сказал: «Что касается такфира, то я делаю такфир тому, кто познал религию Посланника (ﷺ), после чего стал ее порочить, запрещать людям следовать за этой религией и враждовать с ее последователями. Вот такому человеку я делаю такфир».
На странице (66) шейх ‘Абдулб-Уаххаб говорит: «А что касается лжи и клеветы на нас, что якобы мы обвиняем в неверии всех, обязываем их переселиться к нам, даже если они в состоянии исповедовать религию открыто в своих странах, то все это ложь и клевета, посредством которой желают сбить людей с религии Аллаха и Его Посланника. Если же мы: не обвиняем в неверии тех, кто поклоняется идолу, который над Абдуль Кодиром, или идолу, который над могилой Ахмада аль-Бадави и прочих, по причине их невежества и отсутствия того, кто предостерегал бы их от этого, то как теперь мы можем обвинять в неверии тех, кто не приобщает к Аллаху сотоварищей, только из-за того, что он не переселился к нам, или не обвиняет в неверии того, кого мы обвиняем, и не сражается с тем, с кем мы сражаемся?!». Конец слов шейха.
Если так требует тексты Корана, Сунны и слова ученых, то это значит, что так требует мудрость Аллаха, милость Его и сострадание. Он никого не накажет, пока есть оправдание перед Ним. Разум не в состоянии самостоятельно познать то, что вменил в обязанность Всевышний Аллах. Если это было бы так, то Всевышний не отправлял бы посланников.
_____________________________________
[1] Шейх Ибн ‘Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Что касается того, кто приписывает себя к Исламу, живет в исламской стране, однако по невежеству совершает неверие, то мы обходимся с ним мусульманским обращением, даже если он совершил то, по причине чего становятся неверующими. Ибо он причисляет себя к Исламу и совершил по невежеству то, по причине чего становятся неверующими или нечестивцами.
Пример этому: Если мужчина, причисляющий себя к мусульманам, живет среди тех, кто употребляет сигареты и сбривает бороду, и он не слышал никогда о запретности курения и сбривания бороды, то в отношении его мы не говорим, что он является нечестивцем, поскольку ему не был предоставлен довод.
Другой пример: Если мужчина живет среди людей, которые отправляются к могилам праведников и испрашивают у них свои нужды, и этот мужчина не знал, что подобное является запрещенным в шари’ате и глупостью, то в отношении его мы не выносим решение о его неверии, поскольку он мусульманин и полагал, что то, что он совершает, является разрешенным в шари’ате.
Из этого нам становится ясно, что неверующие или же те, которые совершают неверие, делятся на две категории:
Первая: Если человек совершает неверие не на основании того, что это из религии Ислам, напротив, совершает это на основании того, что это из религии христиан и других, то такой человек является неверующим как внешне, так и в душе.
Вторая: Если человек, который относит себя к Исламу, совершает неверие, полагая, что это дело не является неверием и не выводит его из Ислама, то в отношении его не выносят такфир» (см.: «Шарх аль-къауа’идиль-мусля» стр. 257).
Шейх Ибн ‘Усеймин (да смилуется над ним Аллах) также сказал: «Если встретим простолюдина, проживающего среди людей, которые не знают, что отправление к могилам и взывание к покойникам является неверием, то как мы можем сказать, что такой человек является неверующим, вышедшим из религии Ислам, тогда как он свидетельствует «ля иляха илля лЛах, Мухаммадур-РасулуЛлах», совершает намаз, выплачивает закят, постится в месяц Рамадан и совершает хадж, однако он ошибся в этом вопросе, поскольку он не знал? Если укажут ему простым указанием на запретность этого дело, то он непременно откажется от этого своего деяния. Поэтому нельзя сказать в отношении его, что он является неверующим.
Однако обязательным является для обладателей знания разъяснять людям, что это является неверием, дабы всем людям был предоставлен довод (или; пока всем людям не будет предоставлен довод)» (см.: «Шарх аль-къауа’идиль-мусля» стр. 262).
Шейх Ибн ‘Усеймин (да смилуется над ним Аллах) извлекая пользу из хадиса, где рассказывается о том, что однажды некий бедуин исправил свою малую нужду в мечети, сказал: «Одной из польз этого хадиса является то, что обязательно является спешить устранить порицаемое, поскольку сподвижники быстро устремились к порицанию порицаемого. Однако касательно этого вопроса мы говорим: Если в промедлении порицаемого будет лучше, то следует поступить именно так, поскольку тому бедуину позволили завершить свою малую нужду, ибо так было поступить лучше (для избегания еще большего вреда).
На основании этого, если мы увидим некого человека, который у могилы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, взывает к Пророку, говоря: О Мухаммад, надели меня уделом и т.д., то мы должны ли кричать на него, порицая его? Нет, мы оставляем его. Когда он завершит, то тогда мы подходим к нему и говорим: «О брат мой». Обратите внимание, я сказал: «О брат мой». Поскольку по причине его невежества это действие не делает его неверующим. В противном случае я бы не сказал в его адрес: «О брат мой» тогда как он является многобожником. Итак, мы подходим к нему и говорим: «О брат мой, не будет верным взывать кому-либо или чему–либо помимо Аллаха, так как это является ошибкой». Я не сказал, что это является многобожием (ширком), дабы он почувствовал себя более спокойно. «Посланник ли более способен ответить тебе или Аллах?». Если он скажет Аллах, то тогда мы скажем ему: «Тогда взывай к одному Аллаху и не взывай к Посланнику, мир ему и благословение Аллаха! Взывай к Аллаху, ибо это лучше для тебя, чем взывание к Посланнику, мир ему и благословение Аллаха. Ибо Посланник, мир ему и благословение Аллаха, не властен навредить нам или наставить нас на прямой путь, он не знает сокровенного, и он никогда не говорил, что все это в его власти. Посему взывай одному лишь Аллаху!». Когда этот человек почувствует себя более спокойно, то тогда мы скажем ему, что это действие твое считается многобожием (ширком). И если человек умрет на этом ширке, то он окажется среди обитателей огня» (см.: Шейх Ибн ‘Усеймин «Шарх булуг аль-Марам» 1\71).
Свят Аллах, обратите внимание, как ученые с мудростью призывают людей к единобожию (таухиду)!
Шейха аль-Фаузана (да хранит его Аллах) спросили: «Того, кто совершает дела, которые делают недействительным Ислам, обвиняет ли в неверии каждый, кто видит его неверие или знает о его неверии, или никто не имеет право обвинять его в неверии, кроме как ученые?».
Ответ: «Того, кто совершает дела, которые делают недействительным Ислам, положение следует разузнать. Быть может, он делает это по невежеству или по принуждению. Но если стало ясно, что нет у него никаких оправданий и он не делает это по невежеству, то выносят суждение относительно его, основываясь на том, что от него изошло» (см.: «Науакъидуль-Ислам» 1-кассета от: 01:16:56).
[2] Шейх Холид Зуфэйри сказал: «Поистине, одной из справедливости и мудрости, которой отличаются праведные предшественники, является то, что они различают между неверием (куфром) общего характера (аль-куфром аль-мутлак) и неверием конкретного человека (ал-куфром аль-му’айян). Они не обвиняют в неверии каждого (причисляющего себя к Исламу), если он произнес слово неверия, или совершил неверие, или же того, у кого убеждение является неверием. Однако они установили для этого нормы и условия, при наличии которых они выносят решение о неверии человека (считающего себя мусульманином). А также они установили для этого препятствия, при отсутствии которых они выносят постановление о неверии человека (причисляющего себя к Исламу).
В отличии от пути хариджитов, которые выносят решение о неверии каждого (считающего себя мусульманином), кто впал в неверие, более того, они даже обвиняют в неверии каждого, кто совершил грех. Хариджиты не считаются с условиями (при вынесении такфира) и с его препятствиями» (см: «Дауабиту му’амалятиль-Хаким» стр. 604).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Основа заключается в том, что относительно слов, которое является неверием согласно Корану, Сунне и единогласному мнению ученых Сунны, говорят обобщенно: «Это слово является неверием», как указывают на это шариатские доводы. Поистине, иман является одним из постановлений, взятых от Аллаха и Его Посланника (ﷺ). И это не является тем, о чем выносят решение люди на основании своих предположениях и страстей. И необязательно выносить решение в отношении каждого, кто произнес слово неверия, что он стал неверующим (кафиром, немусульманином), пока не установят в отношении его условия такфира (обвинений в неверии) и отсутствия препятствий для этого» (см.: «Маджму’уль-фатауа» 35/165-166).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Поэтому праведные предшественники говорили: «Тот, кто скажет, что Коран является сотворенным, является неверующим (кафиром, немусульманином). Тот, кто скажет, что Аллаха не увидят в Судный День, является неверующим». Но, несмотря на это, они не обвиняли в неверии конкретную личность, которая так говорила, поскольку постановление о неверии конкретной личности (причисляющей себя к Исламу) зависит от наличия условий и отсутствия препятствий» (см.: «Маджму’уль-фатауа» 3/353).
Шейх Холид Зуфэйри сказал: «Поэтому имам Ахмад и другие праведные предшественники не обвиняли в неверии правителей бану аль-Аббаса, которые говорили, что Коран является сотворенным, и подвергали пыткам людей из-за этого. Но, несмотря на это, имам Ахмад и другие просили у Аллаха милости за них и обращались с мольбами к Нему за них» (см.: «Дауабиту му’амалятиль-Хаким» стр. 606).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: «В то время правители говорили слова джахмитов, что Коран является сотворенным и что Аллаха не увидят в Судный День. Призывали людей к этому неверию, подвергали их испытаниям и мучили, если они не признавали их неверие. Более того, тех, кто отказывался признавать их неверие, они обвиняли в неверии. А если они брали в плен кого-либо, то не отпускали его, пока он не признает слова джахмитов, что Коран является сотворенным и прочее. Не назначали быть управляющим и не давали удел из казначейства, кроме как в отношении тех, кто говорит это ( т.е.что Коран является сотворенным). Но, несмотря на это, имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, просил Аллаха милости и прощения за таких правителей. Поскольку он знал, что им не разъяснили должным образом, что они объявляют ложными (слова) Посланника и отвергают то, с чем он пришел. Однако они неправильно истолковали, ошиблись и слепо последовали за тем, кто их этому научил» (см.: «Маджму’уль-фатауа» 23/348-349).
Шейх Холид Зуфэйри сказал: «Причина такой подробности в этом вопросе, которым отличились приверженцы пути праведных предшественников, заключалась в том, что они знали об опасности вынесения такфира (обвинения в неверии) и о том, что если человек скажет своему брату: «Ты неверующий (кафир, немусульманин), тогда как он не является таковым, то это вернется к нему самому» (см.:«Дауабиту му’амалятиль-Хаким» стр.607).