Основные заблуждения секты му’тазилитов

abu Zarr
Сообщений: 370
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Основные заблуждения секты му’тазилитов

Сообщение abu Zarr » 01 ноя 2022, 20:03

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Основные заблуждения секты му’тазилитов,
основателями которых являются Уасыль ибн ‘Ата и ‘Амр ибн ‘Убэйд



1. Убеждение о существования степени между 2-мя степенями (между верой и неверием). И то, что нечестивец (фасикъ) из Общины (мусульман) не является ни верующим, ни неверующим. И то, что нечестие (фискъ) – это степень между 2-мя степенями: неверием и верой.
2. Убеждение о том, что у Всевышнего Создателя нет таких качеств, как: Знание (аль-‘ильм), Могущество (аль-къудра), Желание (аль-ирада), Жизнь (аль-хаяту).
3. Убеждение подобное убеждению Ма’бада аль-Джухани(1) и Гъийляна ад-Димашкъый(2) относительно Предопределения (т.е. отрицания Предопределения, отрицания того, что Всевышний знал обо всём, что происходило и происходит). Отличие воззрения му’тазилитов от воззрений къадаритов лишь в том, что они не отрицали то, что Всевышний знал обо всём, что происходит. Однако они говорили, что деяния злые (греховные) не происходят по воли Всевышнего и Его желанию, и не входят в Его сотворение(3).
4. Убеждение о том, что одна из сторон в конфликте между сподвижниками (сахабами) являются однозначно нечестивцами (фасикъами), без конкретизации, все, и их свидетельства (суждения, подтверждения того или иного в суде, или где-то ещё) не принимаются(4).



Эти упомянутые заблуждения входят в 5 Основ му’тазилитов (аль-Усуль аль-хъамса ли аль-му’тазиля). Ещё раз о них вкратце:
Первая основа: Единобожие (ат-таухид): под этим му’тазилиты понимают отрицание Качеств Всевышнего, якобы так они очищают его от уподобления творениям.
Вторая основа: Справедливость (аль-‘адль): под этим они подразумевают то, что Всевышний знал и знает о том, что происходит в мироздании, НО деяния творений происходят без воли Всевышнего. Они ставят разум выше Закона Аллаха (Шариата). Они утверждают что то, что разум считает хорошим – есть хорошее и за это будет награда от Аллаха, а то, что разум считает плохим – плохое и за это последует наказание. Они отказываются принимать то, что в сотворение Всевышнем могут входить скверные деяния Его рабов. И считают, что рабы сами творят их, а Всевышний не является творцом этого.
Третья основа: Степень между 2-мя степенями: под этим они подразумевают то, что грешник не может называться верующим, но также не может называться и неверующим. Он у них находится на степени между верой и неверием. Однако, если такой умрёт на своём грехе, не покаявшись, то место его будет вечный Ад. В последнем они схожи с хариджитами.
Четвёртая основа: Обещание награды и свершение наказания (аль-уа’д уа аль-уа’ийд): под этим они подразумевают то, что подчиняющийся Аллаху непременно получит вознаграждение, а ослушник – непременно будет наказан. И, по их мнению, Аллах не может не наказать грешника, вопреки Своим угрозам, не может простить его без покаяния. Это великая ложь на Аллаха! Его творения – в Его власти. Если человек был верующим, но совершал какие-то грехи, то в Судный День его положение будет зависит от решения Господа, если Он пожелает, то накажет его, если пожелает – простит. Об этом Всевышний сказал в Коране:
لِلَّهِ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ ۗ وَإِنْ تُبْدُوا مَا فِي أَنْفُسِكُمْ أَوْ تُخْفُوهُ يُحَاسِبْكُمْ بِهِ اللَّهُ ۖ فَيَغْفِرُ لِمَنْ يَشَاءُ وَيُعَذِّبُ مَنْ يَشَاءُ ۗ وَاللَّهُ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
«Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Обнаружите ли вы то, что в ваших душах (выявите это), или утаите, Аллах представит вам расчёт за это. Он прощает, кого пожелает, и наказывает, кого пожелает. Аллах над всякой вещью мощен» (сура «аль-Бакъара», 284).
إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَٰلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ ۚ وَمَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدِ افْتَرَىٰ إِثْمًا عَظِيمًا
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает менее тяжкие грехи, кому пожелает. А кто же приобщает сотоварищей Аллаху, тот измышляет (совершает) великий грех» (сура «ан-Ниса», 48).

Пятая основа: Призыв к одобряемому и запрет порицаемого (аль-Амр би аль-ма’руф уа ан-нахью ‘ан аль-мункар): под этим они подразумевают то, что необходимо обязывать всем тем, чем они обязаны, что необходимо повелевать всем то, что велено им. И для них не имеет значения как это воплощать: с помощью доводов и убеждения, или с помощью силы и оружия. И в эту основу у них входит восстание против правителя, если тот является грешником. Здесь они также схожи с хариджитами, которые дозволяют восстание против правителя-грешника, что противоречит убеждением Приверженцев Сунны(5).
Собрал и перевёл: Марат абу Зарр
7-го числа месяца Раби’ аль-Ауаль, 1444 г.х.

ds_2957.jpg
ds_2957.jpg (64.97 KiB) 2996 просмотра
Врата Кийсан в Дамаске (Сирия)
_______________________________ (1) - Ма’бад аль-Джухани аль-Басрий – къадарит, сектант (нововведенец), первый, кто стал распространять убеждения отрицания Предопределения в аль-Басре. Затем он отправился в Медину и стал портить убеждения людей там. Он взял эти заблудшие воззрения от некого человека из Ирака, которого звали Сусан и который был вначале христианином, затем принял Ислам, но затем вновь вернулся в христианство. И Ма’бад взял свои (заблудшие) воззрения от него, а от Ма’бада их перенял Гъийлян. В 80 г.х. ‘Абдуль-Малик ибн Маруан – правитель Ирака (5-ый Халифа Бану Умэйя) казнил Ма’бада (см.: «Тахзийб ат-тахзийб» 10/204, также «Такърийб ат-тахзийб», стр.539).
(2) - Гъийлян ибн Муслим ад-Димашкъый, Абу Маруан – он был писателем, филологом арабского языка, вторым, кто стал призывать к пути къадаритов (отрицающих Предопределение). Его в этом опередил только Ма’бад аль-Джухани. (Гъийляну) относят себя последователи секты «Гъийляния». Во время правления Хишама ибн ‘Абдиль-Малика (10-го Халифа Бану Умэйя) о необходимости казнить Гъийляна вынес решение (фетву) Имам аль-Ауза’ий (да будет милостив к нему Аллах). И этого Гъийляна распяли на вратах Кийсан в Дамаске в 105 г.х. (см.: «аль-Миляль уа ан-нихаль», 1/140 и «аль-А’лям», 5/124).
(3) - Это также является заблуждением, хотя и наполовину они схожи с правильным убеждением относительно Предопределения (Къадара). Схожесть заключается в том, что они (му‘тазилиты) считают, что Всевышний знал обо всём что было, что есть и что будет. Но заблуждение их в том, что они деяния злые, греховные выводят из под воли Творца. В этом они схожи с маджусами, которые считали что у этого мироздания 2 творца: свет и тьма. Хорошие деяния – это порождения света, а плохие – тьмы. «Маджусы» – идолопоклонники, прародители къадаритов, а также шиитов, «Братьев Чистоты» («ихуану ас-Сафа» - Исмаилитское течение, философская секта, имеющая убеждения как шиитов, так и суфиев), таких сект как: бахаъииты, нусайриты-батыниты (см.: «аль-Миляль уа ан-нихаль», 2/257, «И’тикъадат фиракъ аль-муслимиин уа аль-мушрикиин» шейха ар-Рази, стр.134, «аль-Бурхан фи ма’рифати ‘акъаид ахли аль-адьян», стр.57).
Му’тазилиты считают, что деяния плохие происходят без воли Всевышнего, они говорят: «Зло происходит не по воли Аллаха, они не входит в то, что называется Его сотворённым». Это неправильное суждение и заблудшее убеждение. Правильным убеждением Ислама является то, что все деяния, дела и мысли, желания и намерения – это сотворённое Всевышнем. Он знал и знает обо всём и ничто не выходит из под власти Его. Однако добрые (благие) деяния – они любимы Аллахом, а дурные (скверные, греховные) – нелюбимы. Но всё случается и происходит по воле Его, согласно мудрости Его. Об этом говорят все труды имамом Ислама, учёных Сунны, как первых так и последних поколений. Это основа Религии, это то, что соответствует убеждению Корана и Сунны.
(4) - См.: «Дирасат фи аль-бид’а уа аль-мубтади’ийн» шейха Расляна, стр. 175.
(5) - См.: «Дирасат фи аль-бид’а уа аль-мубтади’ийн» шейха Расляна, стр. 239.

alveo

Вернуться в «МУ'ТАЗИЛИТЫ»