Дозволено ли читать Коран на могилах и для того, чтобы награда досталась покойным?

abu Zarr
Сообщений: 370
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Дозволено ли читать Коран на могилах и для того, чтобы награда досталась покойным?

Сообщение abu Zarr » 24 дек 2016, 14:35


بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Дозволено ли читать Коран на могилах, и для того, чтобы награда за чтение досталась покойным?



Хвала Аллаху Господу Миров, Его восхваления и наши приветствия пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам, а также всем, кто строго последовал за ними, вплоть до Судного Дня.
В этой теме, с дозволения Аллаха, мы постараемся подробно разъяснить вопрос о недозволенности чтения Корана, а также совершения различных, неузаконенных в шариате поминаний на могилах и возле умерших. Так как эти новоявленные дела, эти нововведения получили в Исламской общине больше распространение, и многие невежественные мусульмане стали думать, что именно на этом строится их религия, религия Ислам. Однако, религия Аллаха - это то, на чём были сподвижники Посланника Аллаха ﷺ, это правильное понимание Книги Аллаха и Сунны Его Пророка ﷺ. Это и есть наше вероубеждение, как сказал об этом Имам приверженцев Сунны, имам Ахмад ибн Ханбаль (да будет милостив к нему Аллах): «Основы Сунны в нашем понимании это: приверженность тому, на чём были сподвижники Посланника Аллаха ﷺ, следование за ними и оставление нововведений (в религии), так как каждое нововведение является заблуждением. А также оставление споров и оставление общения с теми, кто следует страстям. (А также): оставление споров и препирательств относительно религии. И Сунна в нашем понимании – это то, что пришло от Пророка ﷺ, и Сунна разъясняет Коран и является толкованием Корана...».


И от Аллаха помощь и содействие!

_____________________

abu Zarr
Сообщений: 370
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Правильное понимание Хадиса 'Амра и слов аш-Шафи'и из «Рияду ас-Салихиин»

Сообщение abu Zarr » 24 дек 2016, 14:37


بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Правильное понимание Хадиса ‘Амра (да будет доволен им Аллах) и слов имама аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах), которые привёл ан-Науауи в «Рияду ас-салихиин».



Хвала Аллаху Господу Миров, Его восхваления и наши приветствия пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам, а также всем, кто строго последовал за ними, вплоть до Судного Дня.
А затем:
Всевышний Аллах ниспослал Своему Посланнику верное руководство и наставил его на прямой путь. Это руководство и этот путь переняли от него его верные сподвижники, которые воплотили Книгу Аллаха и Сунну Его Пророка в жизнь наилучшим образом. Затем это ясное учение взяли последующие поколения, из числа таби’инов, затем те, кто пришёл после них и так далее, до наших дней.
Поэтому Всевышний Аллах приказал Своим рабам обращаться к учёным этой общины, если они не смогут найти ответ, или же будут затрудняться в понимании того или иного шариатского постановления. Всевышний сказал:

فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ
«Спрашивайте у обладающих знанием, если вы сами не знаете» (сура «аль-Анбийа», 7).

И когда мусульманин сталкивается с неясностью, он обязан последовать приказу Господа миров, и обратиться за разъяснением к тем, кто обладает знанием и разбирается в религии. И хвала Аллаху за то, что Его религия совершенна, Его приказы истинны и справедливы, Его откровения не имеют противоречий! И хвала Аллаху за то, что Он пообещал сохранить Своё Откровение, которое даровал Своему Посланнику! И хвала Ему за то, что Он сотворил в каждом поколение тех, кто через знание Корана и Сунны, защищает религию Его, разъясняет истину, и помогает нам отличить её от лжи и заблуждений!
И такая неясность произошла с тем, что привёл имам ан-Науауи (да будет милостив к нему Аллах) в своём сборники «Рияду ас-Салихиин» (Сады Праведных), а именно сообщение от ‘Амра ибн аль-‘Ааса (да будет доволен им Аллах), а также слова имама аш-Шафи’ий (да будет милостив к нему Аллах), относительно желательности чтения Корана на могиле умершего. И это, конечно же, вызвало вопрос: А не противоречит ли это тому, что мы знаем из контекстов Корана и Сунны относительно недозволенности подобного действия?!
И чтобы лучше понять и ответить на этот вопрос, мы, следуя приказу Аллаха, должны вернуться к пониманию учёных и их объяснениям данному вопросу.

Итак, приведём слова имама ан-Науаи из книги «Рияду ас-Салихиин»:
Имам ан-Науауи (да будет милостив к нему Аллах) писал:

«Глава 161: О том, что после погребения (желательно) обратиться к Аллаху с мольбами за покойного и посидеть некоторое время у его могилы для обращения (к Аллаху) за него, также для просьб о прощение ему и для чтения Корана».
Хадис 953 - Сообщается, что Абу ‘Амр (говорят также, что его кунья была Абу ‘АбдуиЛлях, и говорят также - Абу Лейля) ‘Усман ибн ‘Аффан (да будет доволен им Аллах) сказал: «После того, как Пророк ﷺ завершал погребение покойного, он вставал у его (могилы) и говорил: «Просите прощение (у Аллаха) для вашего брата и просите, чтобы (Он) укрепил его, ведь поистине, сейчас он спрашивается (в могиле)»». Хадис привёл Абу Дауд.
Хадис 954 - Сообщается, что ‘Амр ибн аль-‘Аас (да будет доволен им Аллах) сказал: «...Когда же вы положите меня в могилу (и закопаете её), то постойте вокруг неё столько времени, сколько потребуется для того, чтобы заколоть верблюда и разделить его мясо, чтобы я мог порадоваться вам и посмотреть, что мне отвечать посланцам моего Господа». Ранее этот хадис уже приводился полностью. Хадис привёл имам Муслим(1), и этот хадис уже приводился полностью. Аш-Шафи'и (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Желательно также, чтобы возле (его могилы) было прочтено что-нибудь из Корана, а если же Коран будет прочтён полностью, то будет лучше».


Что касается первого хадиса, который привёл в этой главе имам ан-Науауи (да будет милостив к нему Аллах), а именно слова сподвижника ‘Амра ибн аль-‘Ааса (да будет доволен им Аллах), то он достоверный. Приводит его также имам Муслим в своём сборнике «ас-Сахих». Однако, как объяснил шейх Ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах), в этом хадисе нет указания на чтение Корана. Единственное на что указывают слова этого сподвижника, так это его просьба остаться возле его могилы, после погребения, и обратиться с просьбами к Аллаху за него.
Шейх Ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Когда же смерть приблизилась к ‘Амру ибн аль-‘Аасу (да будет доволен им Аллах), он сделал завещание своим детям и тем, кто посетит его похороны (его могилу), чтобы они остались возле неё столько времени, сколько потребуется для закалывания верблюда и раздела его мяса. Это для того, чтобы он мог порадоваться им и увидеть, что есть между ним и его Господом (т.е. что ответить ему). Он (‘Амр, да будет доволен им Аллах) сказал это, следуя своему иджтихаду(2), однако в его словах нет указания на дозволенность чтения Корана. Его целью было то, чтобы сделали мольбу за него, попросили для него милости (у Аллаха). И Сунна Посланника ﷺ в этом вопросе ясно указывает на то, что он (ﷺ) совершал мольбу за покойного, просил прощения ему и просил укрепить его.
А что касается того, чтобы находиться возле могилы после похорон, столько времени, сколько нужно для того, чтобы зарезать верблюда и разделить его мяса, то это из иджтихада ‘Амра (да будет доволен им Аллах), и нет на это доказательства (из Корана и Сунны). Узаконенным является только лишь, чтобы после погребения присутствующие обратились с мольбой о прощении за покойного мусульманина. Это узаконено. А что касается чтения Корана возле могилы, будь это сура или несколько сур, или же Коран целиков, то нет на это никого довода, и обязательно оставить подобное деяние!»
(3)
Также шейх аль-‘Усэймин (да будет милостив к нему Аллах) в толкование к этой главе писал: «Сказал автор в своей книге «Рияду ас-Салихиин», в главе «О том, что после погребения (желательно) обратиться к Аллаху с мольбами за покойного и посидеть некоторое время у его могилы для обращения (к Аллаху) за него, также для просьб о прощение ему и для чтения Корана». Так как после захоронения к (умершему) приходят два ангела и спрашивают его: Кто его Господь? Какая его религия? И кто его Пророк? И Пророк ﷺ, после того, как завершал погребение покойного, он вставал у его (могилы) и говорил: «Просите прощение (у Аллаха) для вашего брата и просите, чтобы (Он) укрепил его, ведь поистине, сейчас он спрашивается (в могиле)». Поэтому является желательным для человека, после того, как завершится погребение, встать около могилы и трижды сказать: «О Аллах прости ему»(4), затем трижды сказать: «О Аллах укрепи его!». Так как Пророк ﷺ в основном, если взывал к Аллаху, то произносил мольбу трижды(5). Затем человеку следует покинуть место погребения, и не дозволено оставаться возле него, ни для поминаний, ни для чтения Корана, ни для испрашивания прощения. Так пришло в Сунне, а то, что автор (да будет милостив к нему Аллах) привёл от ‘Амра ибн аль-‘Ааса (да будет доволен им Аллах), который завещал своим родным остаться у его могилы после погребения ровно столько времени, сколько хватит, чтобы зарезать верблюда, сказав: чтобы я мог порадоваться вам и посмотреть, что мне отвечать посланцам моего Господа» - то есть ангелы. Это его иджтихад (самостоятельное решение),да будет доволен им Аллах, однако мы не последуем его иджтихаду, так как путь Пророка ﷺ лучше и правильнее, чем путь кого бы то ни было. А Пророк ﷺ не оставался возле могилы после погребения и не сидел возле неё столько времени, сколько нужно, чтобы заколоть верблюда и разделить его мясо. И он не побуждал к этому своих сподвижников. Максимум, что мы знаем из его приказов (ﷺ), так это то, что он велел остаться возле могилы и попросить прощения у Аллаха за покойного, а также попросить, чтобы Он укрепил его. И всё. Затем людям следует расходиться.
А что касается чтения Корана, то более правильным мнением является то, что это деяние порицаемо (макрух). Является порицаемым отправляться к могиле, затем встать там или сесть и читать Коран. Это как минимум порицаемо! И Аллаху ведомо обо всём лучше»
.
Итак, исходя из пояснения учёных, становится ясным, что в хадисе ‘Амра (да будет доволен им Аллах):
Во-первых: нет указаний на чтение Корана, есть лишь только завещание остаться возле его могилы для обращения к Аллаху за него.
Во-вторых: просьбы сподвижника (да будет доволен им Аллах) оставаться возле могилы столько времени, сколько потребуется для того, чтобы заколоть верблюда и разделать его, то это иджтихад, но ни в коем случае не шариатское постановление.

Что касается слов имама аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах), то, как писал шейх аль-Альбани (да будет милостив к нему Аллах), их достоверность не установлена. Шейх аль-Альбани (да будет милостив к нему Аллах) в примечаниях к книге «Рияд ас-Салихиин», во вступлении, писал: «Имам ан-Науауи после того, как привёл хадис (‘Амра) написал: «Аш-Шафи'и (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Желательно также, чтобы возле (его могилы) было прочтено что-нибудь из Корана, а если же Коран будет прочтён полностью, то будет лучше».
Я отвечаю: Я не знаю, где об этом сказал аш-Шафаи’и (да будет милостив к нему Аллах), и относительно того, что это высказывание принадлежит ему, у меня есть большое сомнение! Как же может быть иначе?! Ведь его мазхаб(6) таков, что: «Награда за чтение Корана не доходит до покойного», как это передал от него (аш-Шафи’и) аль-Хафиз ибн Касир в своём тафсире, в толковании к словам Всевышнего:

وَأَنْ لَيْسَ لِلْإِنْسَانِ إِلَّا مَا سَعَىٰ
«Человек получит только то, к чему он стремился» (сура «ан-Наджм», 39)(7).

И Шейхуль-Ислам ибн Тэймия указал на то, что это высказывание не принадлежит имаму аш-Шафи’и, написал в «аль-Иктида»: «От аш-Шафи’и относительно этого вопроса (т.е. дозволенности чтения Корана на могилах) ничего не передаётся. Так как это им расценивалось как нововведение (бид’а). Сказал Малик: «Мы не знаем, чтобы кто-то поступал так!» И было известно (им), что ни сподвижники, ни таби’ины не поступали подобным образом» - (т.е. не читали Коран на могилах).
Я скажу также, что это было и мазхабом имама Ахмада. А именно, что не дозволено читать Коран на могилах. Как я об этом писал в своё книге «Китаб аль-Джанаиз» (стр. 192-193). И это было тем мнением, на котором остановился Шейхуль-Ислам ибн Тэймия (да будет милостив к нему Аллах), как я указал на это в вышеупомянутой книге (стр. 173-176)»
.
Что касается слов имама ан-Науауи (да будет милостив к нему Аллах), который привёл слова имама аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах), а также указал в названии главы на чтение Корана, то ведь известно от него же самого совсем другое мнение! Как, например, в толковании к хадису:

إذا مات ابنُ آدمَ انقطع عملُه إلا من ثلاثٍ: صدقةٍ جاريةٍ، وعلمٍ ينتفعُ به، وولدٍ صالحٍ يدعو له
«Со смертью сына Адама (человека) все дела его прекращаются (и награда не достаётся ему), кроме как за три дела: текущее пожертвование(8), знание, которым пользуются другие, и праведный ребёнок, который взывает к Аллаху за него»(9).
Ан-Науауи говорил: «Известным является в нашем мазхабе – т.е. мазхабе аш-Шафи’и – что награда за чтение Корана не доходит до покойного» Затем он (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Что касается молитвы, а также других видов поклонения, то награда за них не доходит до покойного, как об этом известно в нашем мазхабе – мазхабе аш-Шафи’и – также как известно об этом от большинства учёных».(10)
Также ан-Науауи в толкование к сборнику «Сахих» имама Муслима приводил слова Ибн ан-Нахуия из его пояснений к книге «аль-Минхадж», который писал: «До покойного не доходит награда от чтения Корана, как об этом известно в нашем мазхабе!»
Это было мнением имама ан-Науауи (да будет милостив к нему Аллах).


И хвала принадлежит только Одному лишь Аллаху, Господу миров!

Марат абу Зарр, 22-го числа месяца Раби' аль-Ауаль, 1438 г.х. _______________________________________

(1) - Хадис приводит имам Муслим (121).
(2) - Иджтихад – это решение, основанное на старании и упорстве на пути постижения шариатского постановления, которое выводит учёный, опираясь на знание, имеющий право на это.
(3) - Ссылка на фетву шейха Ибн База (да будет милостив к нему Аллах): https://www.binbaz.org.sa/noor/1095
(4) - Хадис приводит имам Муслим (963).
(5) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (240) и Муслим (1794).
(6) - Махзаб – религиозно-правовая школа какого-либо ученого. Взято это понятие от слова отправляться, направляться, идти – с араб.ذَهَبَ (захаба). Поэтому любое направление, течение, любой путь в религии, основанные на мнении авторитетного учёного, имама, стало называться «мазхаб».
(7) - «Человек получит только то, к чему он стремился» - т.е. «душа не возьмет на себя чужой грех, а её грех не понесёт никто, кроме неё самой. Также и награда будет дана человеку только за то, к чему он стремился» (см.: «ат-Тафсир аль-муяссар»), и за те дела, которые он совершал при жизни.
(8) - «Текущее пожертвование» – действующая садакъа, то, которое было сделано им при жизни, и люди продолжают пользоваться им. Как например, построенная им школа, напечатанные им благие книги, вырытый им колодец и т.п.
(9) - Хадис приводит имам Муслим (1631).
(10) - См.: Толкование ан-Науауи к «Сахих» имама Муслима (7/90).

abu Zarr
Сообщений: 370
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Высказывания имамов четырех мазхабов

Сообщение abu Zarr » 05 фев 2017, 13:43


بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Высказывания имамов четырех мазхабов(1) о запрете чтения Корана на могилах, а также посвящения награды за чтения кому-либо из умерших

Мазхаб имама Абу Ханифы:
Шейх Мулла ‘Али аль-Къари аль-Ханафи в толковании к книге «аль-Фикху аль-Акбар» писал: «Затем, что касается чтения Корана возле могил, то это считается порицаемым у Абу Ханифы, Малика и Ахмада, в одной из версии - да будет милостив к ним Аллах. Так как это действие является новоявленным (мухдас), которое не приводится в Сунне». Имеется в виду чтение Корана возле могил, как сказано в мазхабе Абу Ханифы, так как это новоявленное дело, нет на него указаний в Сунне.
Также об этом сказал и толкователь книги «аль-Ихья»
.
Фетва ханафитского мазхаба, как об этом сказано в книге «ат-Тарикъату аль-Мухаммадия», в 3-ей части: «К делам новоявленным (в религии – к бид’атам), в которые погрузились и которым предались люди, считая, что эти дела приближают их к Аллаху…», затем, перечисляя их, автор пишет: «Из них: Завещание, оставленное оставляет покойным, в котором содержится призыв накрыть стол, пригласить гостей в день его смерти или же в последующие дни. А также заплатить тому, кто будет читать Коран за (спокойствие) его души, или же будет произносить слова «СубханаЛлах» (тасбих), или же слова «Ля иляха илля Аллах» (тахлиль) за умершего, в честь его - всё это является порицаемым нововведением, ложным, недействительным (поклонением). И запрещёно как платить за это, так и получать за это плату! А тот, кто читает Коран или совершает поминания (зикр) взамен мирского, является грешником (перед Аллахом)!»
Большой учёный, имам аль-‘Айний (да будет милостив к нему Аллах), который был ханафитом, также из тех, кто сделал толкование на «Сахих» аль-Бухари, писал: «Запрещённым является чтение ради мирского, и не дозволено получать за это плату, а также давать такому».
«Запрещённым является чтение (Корана) ради мирского» - то есть не дозволено брать плату за чтение Корана, а также «не дозволено получать за это плату, а также давать такому».
Таджу аш-Шарий’а(2) в «Шарх аль-хидая», которая считается одной из значимых книг у ханафитов, писал: «Поистине чтение (Корана с намерением награды покойному) совершаемое за плату, не доходит ни самому покойному, как не будет её и самому чтецу! Это потому, что те люди, которые нанимают (чтецов) за еду, взамен какого-то имущества, за золото или серебро, ибо даже если они сделают это за еду, желая, чтобы награда за чтение досталась покойному, то ведь тот, кто нанимается их за это, ест их еду, берёт их вознаграждение, является грешником! И они (нанимающие, дающие) также являются грешниками! И нет награды ни тому, кто берёт (плату за такое чтение), ни тому, кто даёт! Что же тогда останется из награды, которою они хотят посвятить покойному?! Нет ничего из награды!»
То есть: Если тот, кто читает Коран за плату, не получается никакой награды (более того, считается грешником), то тогда какая награда должна достаться покойному, или тому, кто нуждается в этой награде?! Поистине, это из деяний удивительных!

Мазхаб имама аш-Шафи’ий:
Имам аш-Шафи’и в довод на то, что награда за чтение Корана не доходит до покойного, приводил аят:

وَأَنْ لَيْسَ لِلْإِنْسَانِ إِلَّا مَا سَعَىٰ
«Человек получит только то, к чему он стремился» (сура «ан-Наджм», 39).
Также он (да будет милостив к нему Аллах) приводил хадис:

إذا مات ابنُ آدمَ انقطع عملُه إلا من ثلاثٍ...


«Со смертью сына Адама (человека) все дела его прекращаются (и награда не достаётся ему), кроме как за три дела…»(3).
Имам Ан-Науауи в толкованию к этому хадису писал: «Известным является в нашем мазхабе – т.е. мазхабе аш-Шафи’и – что награда за чтение Корана не доходит до покойного» Затем он сказал (да будет милостив к нему Аллах): «Что касается молитвы, а также других видов поклонения, то награда за них не доходит до покойного, как об этом известно в нашем мазхабе – мазхабе аш-Шафи’и – также как известно об этом от большинства учёных»(4).
Также об этом много раз имам ан-Науауи упоминал в толкование к сборнику «Сахих» имама Муслима. Он писал: «В толковании к книге «аль-Минхадж» Ибн ан-Нахуия говорится: «До покойного не доходит награда от чтения Корана, как об этом известно в нашем мазхабе!»
Также был спрошен аль-’Изз ибн ‘Абдис-Салям(5) о награде за чтение Корана, которое посвящается покойному: Доходит она (эта награда) до него или же нет?
На что он ответил, сказав: «Награда за чтение (Корана) достаётся лишь тому, кто его читает! И не переходит к кому-то другому, помимо него. И удивительно положение людей, которые утверждают об этом, следуя тому, что приходит к ним во сне. А ведь сны не являются доказательством (в Исламе). И они не могут подтвердить свои утверждения, опираясь на Коран и Сунну! Опираясь на слова имамаов, из числа сподвижников и таби’инов (последующего поколения). Однако они утверждают (что награда доходит до покойного), опираясь на сны, а ведь сны не являются доводом! Даже если человек увидит во сне того, кто скажет ему: «Я Посланник Аллаха ﷺ и я приказываю тебе то-то и то», что в действительности противоречит ясным приказам Шариата. То поистине этому нельзя подчиняться и следовать! Даже если тот, кто пришёл к нему во сне, будет заявлять о том, что он Посланник Аллаха ﷺ. Ибо невозможно, чтобы Посланник Аллаха  изменил что-то из Шариата, после того, как он был установлен и обрёл свою полноту (и совершенство).
Всё это, (то есть то, что им сниться или приходит во сне) – всё это из проделок шайтана, который поступает так с теми, кто прислушивается к нему и следует ему! Как же те, которые не могут привести доказательства своим заявлениям из Корана, из Сунны или из преданий праведных учёных (из числа предшественников – саляфов), приводят в качестве доказательства то, что является им во сне, то, что есть не что иное, как наущение и проделки шайтана?!»


Мазхаб имама Малика:
Как говорил Шейх Ибн Аби Джамра(6): «Поистине чтение Корана возле могил является нововведением, и не является Сунной». Так сказано в «аль-Мадхаль»(7).
Также шейх ад-Дардир(8), в своей книге «аш-Шарх ас-сагъыйр», которая является книгой, утверждённой для преподавания в школах аль-Азхара, порицал подобное деяние, говоря: «Является порицаемым чтение Корана во время захоронения, а также после этого, а также возле могил. Так как подобное действие не является действием саляфов (праведных предшественников). А их действием по отношению к покойному (умершему) было испрашивание (у Аллаха) для него прощения и милости, а также извлечение урока из этого и назидания».
То же самое приводится в книге «Хашия» шейха аль-‘Адауий (шейха Ахмада ад-Дардира), в толковании Абу аль-Хасана, из книг маликитского мазхаба.

То есть маликитский, шафиитский мазхабы, а также мазхаб ханафитов считают, что чтения Корана для того, чтобы награда за это чтение досталась умершему, является порочным нововведением (бид’а). И что награда (за чтение Корана, посвящаемое умершему), не доходит до него.
Что касается ханбалитского мазхаба, то он следующий:

Мазхаб имама Ахмада:
Имам Ахмад, обращаясь к тому, кто читал Коран возле могилы, сказал: «Эй ты! Поистине чтение Корана возле могилы (умершему) является нововведением!»
И это мнение огромного количества саляфов, на котором были и приверженцы мазхаба Ахмада (да будет милостив к нему Аллах).
Также Имам Ахмад говорил: «Чтение Корана умершему, после его смерти, является нововведением».
Также он говорил: «Не было из обычая саляфов, чтобы они, совершая дополнительную молитву, или же соблюдая дополнительный пост, или же совершая дополнительный Хадж, или же читая Коран, посвящали награду умершим мусульманам! И поэтому не дозволено отходить от их пути ни на шаг!»
И как сообщил Абу аль-Хасан аль-Ба’лий в книге «аль-Ихтиярат»(9) относительно ханбалитского мазхаба в этом вопросе, сказав: «Не дозволено нанимать кого-то для чтения Корана, чтобы посвятить награду с этого чтения умершему. Так как никто из учёных не дозволял этого. И какаю награду читающий может передать покойному, если он сам еще не приобрёл никакой наград за своё чтение!?
Поистине награда до умершего доходит с его благих дел!
Что касается оплаты чтения Корана (аренды того, кто читает Коран), то о дозволенности этого не говорил никто из имамов. Разногласие же было в дозволенности оплачивать обучение Корану. Именно в этом и было разногласие среди учёных. А что касается оплаты самого чтения Корана, то об этом и речи не было, не было разногласий, (напротив), было единогласное мнение в том, что такое действие является нововведением! А именно нанимать того, кто будет читать Коран, для того, чтобы посвятить награду за его чтение умершему (покойному). В (недозволенности) этого не разногласили учёные. Они разногласили в том, дозволено ли брать плату за обучение Корану. Дозволено или же нет?
Из учёных были те, кто дозволял брать плату за обучение Корана, и были те, кто не дозволял это»
.
В книге «Шарх аль-Икна’»(10) говорится: «Большинство – то есть ханбалитских учёных – считали, что награда за чтение Корана, посвящённая умершему, не доходит до него. То есть, награда достаётся лишь тому, кто читал Коран, и ничего из этой награды не переходит к покойному».

Это было мнение учёных четырёх мазхабов. Все они считали, что награда за чтение Корана, которую посвящают умершему, не доходит до него. Этого же мнения придерживались учёные-мухаддисы, толкователи Корана (муфассиры), да пребудет с ними милость Аллаха.


Марат Абу Зарр, 1438 г.х. __________________________________

(1) - Из книги «Хукм къыраати аль-Куръан лиль-маута» шейха Расляна (да хранит его Аллах), стр. 32-39.
(2) - Таджу аш-Шарий’а – Мухмуд ибн ‘УбэйдиЛлях ибн Махмуд аль-Махбулий, ханафитский факъых.
(3) - Хадис приводит имам Муслим (1631).
(4) - См.: Толкование ан-Науауи к «Сахих» имама Муслима (7/90).
(5) - ‘Абдуль-‘Азиз ибн ‘Абдис-Салям ибн Аби аль-Къасим ибн аль-Хасан ас-Сулямий ад-Димашкъый, ‘Иззуддин известный по прозвищу Султан Учёных (его времени). Шафиитский имам, факъых, муфассир (толкователь Корана) (см.: «Табакат аш-Шафи’ийя» ас-Субки, 5/80-107).
(6) - Ибн аби Джамра – шейх, имам Абу Бакр Мухаммад ибн Ахмад ибн ‘Абдиль-Малик ибн Муса ибн ‘Абдиль-Малик ибн Уалид ибн Аби Джамра аль-Умауий аль-Андалусий, факъых маликитского мазхаба, къадый. Умер 599 г.х. (см.: «Сияр», 21/398).
(7) - Книга «аль-Мадхаль» известного маликитского имама Ибн аль-Хаджа Аби ‘АбдилЛях Мухаммада ибн Мухаммада ибн аль-‘Абдарий аль-Фаасий.
(8) - Шейх ад-Дардир – Ахмад ибн Мухаммад ибн Ахмад аль-‘Адауий, Абу аль-Баракат, из маликитских факъыхов. Родился в Мисре (Египте), был одним из учёных аль-Азхара, умер в Каире в 1201 г.х. (см.: «аль-А’лям ли Хайриддин аз-Заркали»,1/244).
(9) - Кинга «аль-Ихтиярат» Шейхуль-Ислама ибн Тэймии, которую собрал Абу аль-Хасан аль-Ба’лий. Она напечатана под названием: «аль-Ахбар аль-‘ильмия мин аль-ихтиярат аль-фикъхыя».
(10) -Книга «аль-Икна’ фи фикъх аль-Имам Ахмад ибн Ханбаль» шейха Шарафутдина Мусы ибн Ахмада ибн Мусы. Ханабалитский имам – Абу ан-Наджа аль-Хаджауи, который умер в 960 г.х.


alveo

Вернуться в «РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С КОРАНОМ»