بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Воздействие плохого окружения...
Сказал Всевышний Аллах: «О вы, которые уверовали! Не берите себе в окружение тех, кто не из вас. Они не упустят случая навредить вам и радуются вашим трудностям. Уже выявилась ненависть из их уст, а то, что скрывают их груди (т.е. что внутри них) больше (хуже своим положением)» (Коран 3:118)
Сказал аль-Хафиз ибн Касир (да помилует его Аллах), в тафсире этого аята: “Окружение человека – это именно те, кто вмешивается в его внутренние дела”.
Передаёт аль-Бухари и ан-Насаи и другие хадис, в котором Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: “Не послал Аллах пророка и не сделал на земле наместника (халифа), кроме как было у него два окружения: окружение, советующее ему благо и побуждающее его к этому и окружение, советующее ему зло и побуждающее его к этому. А защищённый тот, кого защитил Аллах”.
Сказал Ибн Хаджар (в своей книге “Фатху аль-Бари”): “Возможно сложно (понять) эти два вида (окружения) относительно пророка (ﷺ). Если и возможно разумом вообразить, что были те, кто вмешивался в его дела из обладателей зла, но никак не представить, что он к кому-то прислушивался и ведь он не поступал согласно чьим-то словам при наличии непогрешимости. Я отвечаю на это тем, что в конце хадиса есть указание на безопасность (от зла) пророка (ﷺ) в словах “А защищённый тот, кого защитил Аллах”. Поэтому никак не понимается, что если и был тот, кто указывал пророку (ﷺ) на зло, то он (ﷺ) принимал это (указание) от него. Также сказали, что смысл слов “два окружения” относительно пророка – это ангел и шайтан. А относительно этого есть слова Пророка (ﷺ): “… но Аллах помогает мне против него (шайтана) и (поэтому) я нахожусь в безопасности…””.
Поэтому из выше приведённых слов можно понять, что вокруг человека может быть хорошее или плохое окружение, которое влияет на него, влияет на то, как человек понимает те или иные вопросы.