Новшество, связанное с празднованием ночи середины месяца Ша`бан (Ночи «Бараат»)

abu Zarr
Сообщений: 371
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Новшество, связанное с празднованием ночи середины месяца Ша`бан (Ночи «Бараат»)

Сообщение abu Zarr » 02 мар 2024, 23:47

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Новшество, связанное с празднованием ночи, которая приходится на середину месяца Ша`бан (ночи «Бараат»)



Всевышний Аллах говорит: إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُّبَارَكَةٍ إِنَّا كُنَّا مُنذِرِينَ ٣ فِيهَا يُفْرَقُ كُلُّ أَمْرٍ حَكِيمٍ
«Мы ниспослали его в Благословенную Ночь, и Мы предостерегаем(1). В (эту Ночь) решаются и разъясняются все мудрые дела» (сура «ад-Духан», 3-4).
Сообщается, что толкуя эти слова Всевышнего, `Икрима(2) (да будет милостив к нему Аллах), сказал, что это ночь, которая приходится на середину Ша`бана, в эту ночь утверждаются все дела будущего года, определяются те, кому суждено жить, и записываются те, кто совершит хадж, затем ничто не прибавляется и не убавляется из этого(3).
Ибн Касир(4) (да будет милостив к нему Аллах) в своём толковании к данному аяту сказал: «Говоря о Великом Коране, Всевышний Аллах сообщил, что Он ниспослал его в Благословенную Ночь, это Ночь Предопределения (Ляйляту-ль-Кадр), как Он сказал об этом в другом аяте:
إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ
«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения» (сура «аль-Къадр», 1).
Эта ночь приходится на месяц Рамадан, как об этом сказал Аллах Всевышний: شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِيَ أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ
«Месяц Рамадан, в который был ниспослан Коран» (сура «аль-Бакъара», 185).
Мы уже упоминали о хадисах на эту тему в толковании к суре аль-Бакъара, что избавляет нас от необходимости повторяться. Из сказанного следует, что утверждающий о том, что в этом аяте якобы говорится о ночи середины Ша`бана (как это передаётся от `Икримы), тот слишком далеко пасёт своих баранов(5), потому, что в Коране прямым текстом говорится, что эта ночь приходится на Рамадан» (конец слов ибн Касира)(6).

Мы видим, что относительно слов Аллаха «в Благословенную Ночь» существует два мнения, которые мы рассмотрим ниже:
Первое мнение – в аяте говорится про Ночь Предопределения, и именно таким является мнение подавляющего большинства учёных.
Второе мнение – в этом аяте говорится про ночь середины Ша`бана. Это мнение `Икримы.

Правильным мнением является точка зрения большинства учёных, что Благословенной Ночью, о которой говорится в аяте, является Ночь Предопределения, а не ночь середины Ша`бана. Аллах Всевышний сказал: «…В благословенную ночь», а затем разъяснил свои слова, сказав: «Месяц Рамадан, в который был ниспослан Коран» и «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения»(7).
Утверждение, что эта ночь приходится на середину Ша`бана, является необоснованным мнением, потому что оно противоречит прямому и ясному кораническому тексту. Все хадисы, приводимые некоторыми людьми в подтверждение того, что Благословенная Ночь приходится на Ша`бан, противоречат прямому тексту Корана и не имеют под собой никакой основы. Ни один из приводимых ими хадисов не имеет достоверного иснада, как об этом сказал Ибн аль-`Араби(8) и многие другие специалисты по хадисоведению (учёные-мухаддисы). При всём этом остаётся только грустно удивляться, когда видишь мусульманина, который идёт наперекор ясным аятам Корана, не имея никакой основы ни в Книге Аллаха, ни в достоверной Сунне(9).
Аль-Хафиз ибн Раджаб(10) писал: «Некоторые таби’уны(11), жившие в Шаме(12), возвеличивали ночь середины Ша`бана и усердствовали, совершая поклонение в эту ночь. Это такие таби’уны, как Халид ибн Ма`дан(13), Макхуль(14), Лукман ибн `Амир(15) и некоторые другие. Люди взяли от них почитание и возвеличивание этой ночи. Говорят, что они (эти три таби’ина) взяли это из некоторых дошедших до них иудейских преданий (исраилият)(16). Когда же вести о них распространились по разным странам, возникло разногласие. Некоторые приняли это и согласились с ними в почитании этой ночи (это в основном люди, посвятившие себя поклонению, из Басры и других городов). Другие же отвергли это, к ним относятся учёные Хиджаза, такие как `Ата(17), Ибн Аби Мулейка(18), и ‘АбдуРррахман ибн Зэйд ибн Аслям передал это мнение от учёных Медины(19), таким же было убеждение учеников имама Малика(20) и других учёных. Все они сказали, что возвеличивание ночи середины Ша`бана – новшество в религии.
Учёные из Шама [которые поддерживали отмечание этой ночи] стали разногласить по поводу того, каким образом следует её проводить. Их разногласие заключалось в двух [основных] подходах:
Первый – проводить ночь середины Ша`бана желательно массово собираясь в мечетях. Халид ибн Ма`дан, Лукман ибн `Амир и некоторые другие одевали в эту ночь лучшую одежду, умащались благовониями, наносили сурьму и выстаивали эту ночь в молитвах, находясь в мечети. Своё согласие с ними выражал и Исхакъ ибн Рахуйа(21). Сообщается, что он (Исхакъ) сказал относительно проведения этой ночи в мечети: «Это не нововведение», эти слова передал от него Харбу аль-Кирмани(22) в книге «Масаъиль».
Второй – является нежелательным (макрух) в эту ночь собираться в мечетях, читать там молитвы (намаз), рассказывать истории и обращаться к Аллаху с мольбами (ду’а), однако делать то же самое дома не является нежелательным. Этого мнения придерживался аль-Ауза`и(23) – имам жителей Шама, знаток фикъха и их большой учёный. Это мнение более верное, если пожелает Аллах»
(Конец слов ибн Раджаба)(24).

Из всего этого видно, что подавляющее большинство учёных говорят о том, что проводить ежегодные собрания в мечетях в честь середины месяца Ша`бан не следует(25). Это является ересью и нововведением в религии.
Если же люди будут совершать молитву каждый индивидуально у себя дома или за пределами мечети небольшой группой, то относительно такого действия у учёных имеется два разных мнения:
Первое мнение – это является нововведением. Таково убеждение учёных Хиджаза, таких как `Ата и Ибн Аби Мулейка, учёных Медины, учеников Малика и других учёных.
Второе мнение – не является порицаемым, если в честь срединной ночи Ша`бана человек будет совершать молитву (намаз) у себя дома в одиночестве или с группой близких людей. Этого мнения придерживался аль-Ауза`и, на нём остановил свой выбор также Ибн Раджаб, и Ибн Тэймия(26).(27)
Более правильным из двух мнений всё же является первое, то есть мнение о том, что любое проведение срединной ночи Ша`бана является нововведением. Что же касается второго мнения, то его можно опровергнуть несколькими доводами:
Первый довод:
Он состоит в том, что нет никакой достоверной информации о том, что Посланник Аллаха (ﷺ) отмечал эту ночь. Неизвестно также, чтобы хоть один из сподвижников(28) (да будет доволен ими Аллах) отмечал её. От таби’унов это также неизвестно, кроме тех трёх, о которых упомянул Ибн Раджаб, и от которых в итоге и распространилось данное явление. Если бы другие таби’уны ежегодно отмечали и как-то по-особому выделяли эту ночь, то это было бы широко известно и не ограничилось бы только тремя таби’унами(29). Поэтому можно сказать, что отмечание этой ночи является нововведением и ересью, и на допустимость этого нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне, и нет единого мнения учёных (иджма`), на которое можно было бы опираться.
Абу Шама(30) сказал: «Великий учёный аль-Хафиз Абу аль-Хаттаб ибн Дихья в книге «Хадисы о месяце Ша`бан»(31) сказал: «Ученые-специалисты по анализу хадисов на предмет пригодности и непригодности (джарх уа та`диль) сказали: «О достоинстве ночи середины Ша`бана нет ни одного достоверного хадиса»(32).
Сам Ибн Раджаб также сказал: «Относительно достоинства ночи середины Ша`бана нет ничего достоверного ни от Пророка (ﷺ), ни от сподвижников. Достоверно известно только от группы таби’инов из числа известных учёных Шама»(33).
Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз(34) сказал: «Относительно достоинства этой ночи (т.е. ночи середины Ша`бана) имеются слабые хадисы, на которые нельзя опираться. Что же касается хадисов, в которых говорится о предпочтительности чтения в эту ночь молитв (намазов), то все эти хадисы являются вымышленными, как об этом сказали многие обладатели знаний»(35).
Второй довод:
Ибн Раджаб привёл имена тех таби’унов, которые почитали эту ночь и отмечали её, совершая определенные обряды поклонения в мечети, и затем сам упомянул, что их источником являлись дошедшие до них иудейские предания (исраилият). Спрашивается – с каких пор иудейские предания стали использоваться как один из аргументов Шариата?!
Также он упомянул, что люди переняли от этих трёх таби’инов практику почитания ночи средины Ша`бана. В связи с этим появляется другой вопрос: «С каких пор какие-либо действия таби’унов стали использоваться как один из аргументов Шариата?!»
Ни иудейские предания, ни даже дела таби’унов не являются шариатскими аргументами и источниками, из которых мы можем черпать законы своей религии.
Третий довод:
Учёные, являвшиеся современниками тех таби’унов, которые стали впервые говорить о достоинстве срединной ночи Ша`бана, высказали им своё порицание за это, но никто из почитателей этой ночи не привёл никакого аргумента в своё оправдание и не смог опровергнуть тех, кто их порицал. И что говорить, если в числе тех, кто высказал им своё порицание, был сам `Ата ибн Аби Рабаха, который был известен как муфтий(36) своей эпохи и о котором сподвижник Ибн Умар(37) сказал: «Вы собираете вопросы, чтобы задать их мне, в то время как среди вас Ибн Аби Рабаха?!»(38).
Четвёртый довод:
Хадис:
إِنَّ اللَّهَ لَيَطَّلِعُ فِي لَيْلَةِ النِّصْفِ مِنْ شَعْبَانَ فَيَغْفِرُ لِجَمِيعِ خَلْقِهِ إِلَّا لِمُشْرِكٍ أَوْ مُشَاحِنٍ «Аллах является в ночь, которая приходится на середину Ша`бана, Он прощает все свои создания, кроме многобожника и завистливого злодея»(39).
В этом хадисе, как мы поясняли (в статье по ссылке в конце поста) отсутствует какое-либо указание на то, что ночь середины Ша`бана надо как-то отмечать и выделять среди других ночей поклонением или особыми делами.
В достоверном хадисе, который приводится у имамов аль-Бухари и Муслима, говорится, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
يَنْزِلُ رَبُّنَا تَبَارَكَ وَتَعَالَى كُلَّ لَيْلَةٍ إِلَى السَّمَاءِ الدُّنْيَا حِينَ يَبْقَى ثُلُثُ اللَّيْلِ الْآخِرُ يَقُولُ مَنْ يَدْعُونِي فَأَسْتَجِيبَ لَهُ مَنْ يَسْأَلُنِي فَأُعْطِيَهُ مَنْ يَسْتَغْفِرُنِي فَأَغْفِرَ لَهُ «Наш Благодатный и Возвышенный Господь в каждую ночь нисходит на ближайшее небо, когда остаётся последняя треть ночи, и говорит: «Кто воззовёт ко Мне, Я отвечу ему! Кто попросит Меня, тому Я дам! Кто испрашивает у Меня прощения, тому Я прощу»(40).
Поэтому снисхождение Всевышнего Аллаха (Свят Он и Возвышен) и прощение созданий не ограничивается лишь одной или несколькими ночами в году.
Пятый довод:
Те учёные, которые утверждали, что совершение человеком молитвы в эту ночь индивидуально или в узком кругу не является порицаемым действием, не подкрепили своё мнение никакими шариатскими доводами, а если бы у них имелись такие доводы, то они непременно привели бы их.
Те же, кто порицает отмечание срединной ночи Ша`бана, руководствуются хадисами о запрете вводить в религию новшества. Например, об этом говорят следующие слова Посланника Аллаха (ﷺ):
مَنْ عَمِلَ عَمَلاً لَيْسَ عَلَيْهِ أَمْرُنا فَهُوَ رَدّ «Если кто-то станет совершать деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто»(41).
Множество достоверных хадисов пророка (ﷺ) и преданий сподвижников говорят о запретности нововведений в религии и остерегают от этого.
Шейх Ибн Баз сказал: «Что касается мнения аль-Ауза`и (да будет милостив к нему Аллах) о желательности индивидуального выстаивания этой ночи в молитвах (т.е. не в мечети) и мнения, на котором остановил свой выбор Ибн Раджаб, то у них странное и слабое обоснование. Ведь известно, что если какое-либо дело не утверждено как элемент Шариата посредством шариатских доводов, то мусульманам недозволенно совершать его, вводя тем самым новшества в религию Аллаха. Не имеет значения, делают ли они это по отдельности или массово, скрытно или публично, потому что следующий хадис охватывает собой всё: «Если кто-то станет совершать деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто». Об этом говорят и другие доводы, указывающие на запретность и опасность нововведений»(42).
После того, как шейх привёл аяты, хадисы и высказывания больших учёных относительно преданий, дошедших до нас на тему срединной ночи Ша`бана, он сказал: «Из аятов, хадисов и высказываний учёных, приведённых выше, становится ясно для тех, кто ищет Истину, что проведение ночи, приходящейся на середину Ша`бана, в молитвах и других делах поклонения, соблюдение поста в следующий за этой ночью день является скверным нововведением по мнению подавляющего большинства учёных. У этого дела нет никакой основы в пречистом Шариате. Это новшество стало практиковаться только после сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Для того, кто ищет Истину, будет достаточно слов Аллаха Всевышний:
الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ
«Сегодня Я сделал полной (завершил) для вас вашу религию…» (сура аль-Маида, 3)(43),
А также других аятов с подобным смыслом. Пророк (ﷺ) сказал:
مَنْ أَحْدَثَ فِي أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ، فَهُوَ رَدٌّ «Если кто-то внесёт в (нашу религию), в наше дело то, что к нему не относится, то это будет отвергнуто»(44).
Также есть много других хадисов с подобным смыслом.
В достоверном хадисе, который передаётся в сборнике хадисов «ас-Сахих» имама Муслима со слов Абу Хурэйры, говорится, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
لاَ تَخْتَصُّوا لَيْلَةَ الْجُمُعَةِ بِقِيَامٍ مِنْ بَيْنِ اللَّيَالِى وَلاَ تَخُصُّوا يَوْمَ الْجُمُعَةِ بِصِيَامٍ مِنْ بَيْنِ الأَيَّامِ إِلاَّ أَنْ يَكُونَ فِى صَوْمٍ يَصُومُهُ أَحَدُكُمْ «Не выделяйте ночь на пятницу среди других ночей для выстаивания [дополнительных ночных молитв], и не выделяйте этот день среди других дней для соблюдения в нём поста, кроме того поста, который кто-либо из вас соблюдает [регулярно(45)(46).
И если бы выделение какой-либо определённой ночи среди других ночей с целью поклонения было дозволено, то ночь на пятницу была бы достойнее, чем другие ночи, потому что, как известно из достоверного пророческого хадиса, пятница – это лучший из дней, над которыми восходило солнце(47).
Когда Пророк (ﷺ) запретил выделять пятничную ночь для дел поклонения, то тем самым он указал, что другие ночи тем более нельзя каким-то образом выделять и особо отмечать их какими-либо видами поклонения. Исключение может быть только в том случае, если есть достоверный довод, указывающий на допустимость таких действий. Например, все ночи месяца Рамадан и в особенности Ночь Предопределения разрешается и даже поощряется отмечать особым усердием и старанием в делах поклонения и молитвах, потому что это веление исходит непосредственно от самого Пророка (ﷺ). Он побудил мусульман прилагать больше усилий в этот месяц и как можно больше поклоняться Аллаху, так поступал и сам Пророк (ﷺ). В достоверном хадисе говорится:
مَنْ قَامَ رَمَضَانَ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا، غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ، «Кто выстаивал месяц Рамадан с верой (искренне) и надеждой (на награду), тому будут прощены его прежние грехи» (48), وَمَنْ قَامَ لَيْلَةَ الْقَدْرِ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا، غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ «А кто выстаивал [в молитвах] Ночь Предопределения с верой (искренне) и надеждой (на награду), тому будут прощены его прежние грехи»(49).
Если бы «Ночь середины Ша`бана» или «Ночь на первую пятницу месяца Раджаб»(50) или «Ночь перенесения и вознесения»(51) было бы дозволено отмечать совершением поклонения, то Пророк (ﷺ) указал бы нам на это, разъяснил бы это своей общине и сам бы поступал так. Если бы что-либо подобное имело место в действительности, то сподвижники (да будет доволен ими Аллах) донесли бы это до нас и не стали ничего скрывать. Сподвижники были самыми лучшими и самыми чистосердечными из людей после пророков (мир им). Однако как мы уже узнали из вышеприведённых высказываний учёных, ни от Посланника Аллаха (ﷺ), ни от сподвижников нет никаких достоверных хадисов, указывающих на достоинство «ночи первой пятницы Раджаба» или «срединной ночи месяца Ша`бан». И становится ясным, что проведение этих двух ночей является нововведением в Исламе, и, соответственно, выделение их какими-либо видами поклонения также является порочным нововведением»(52).
Аллах же знает обо всём этом лучше(53).

Некоторые хадисы, в которых упоминаются достоинства месяца Ша`бан
viewtopic.php?f=24&t=1197

Выдуманные хадисы о месяце Ша’бан
viewtopic.php?f=17&t=1204

_____________________________________ (1) - «И Мы предостерегаем» - т.е. «Мы - говорит Всевышний - предостерегаем людей, повелевая им то, что принесёт им пользу и запрещая то, что навредит им. И для этого Мы отправили посланников и ниспослали Писания, дабы это стало доводом для людей» (см.: «ат-Тафсир аль-Муяссар»).
(2) - Абу ‘Абдилля `Икрима аль-Барбари аль-Мадани аль-Хашими, вольноотпущенник Ибн `Аббаса, большой учёный, толкователь Корана, передавал хадисы от нескольких сподвижников. Он жил в Медине, но позднее поселился в Мекке, и очень много путешествовал. Ибн `Аббас говорил: «Верьте тому, что он (`Икрима) передаст вам от меня, он никогда не возводил на меня ложь». `Икрима был одним из самых знающих людей своего времени в науке толкования Корана. Аль-`Иджли говорил: «Он является надёжным передатчиком (сика) и он совершенно не имеет отношения к тому, в чем его обвиняют люди, а именно в харуризме (хариджизме), и он таби’ин». Имама Ахмада спросили о качестве хадисов, передаваемых `Икримой, на что он сказал: «Да. То, что он передал, можно использовать как довод, если от него передают надежные передатчики (сикъат)». Яхья ибн Ма`ин сказал: «Он надёжный передатчик (сикъа)». Умер `Икрима (да будет милостив к нему Аллах) в 107 г.х.
Прочитать более подробную биографию `Икримы (да будет милостив к нему Аллах) можно в следующих трудах: «ат-Табакъат» (5/287-293); «Тарихъу ас-сикъат», стр. 339, биография №1160; «аль-Джарху уа ат-Та`диль» (7/7-9); «Табакъату аль-фукъаха», аш-Ширази, стр. 70; «Тазкирату аль-хуффаз» (1/95, 96).
(3) - См.: «аль-Джами`», аль-Къуртуби (16/126).
(4) - Исма’иль ибн ‘Умар ибн Касир ибн Дау’и ибн Касир аль-Басрий ад-Димашкъый – великий учёный, толкователь Корана, большой специалист, факъыйх шафи’итского мазхаба. Родился в 700 г.х. или чуть позже. Его отец умер в 703 г.х. Когда в 706 г.х. он с братом прибыл в Дамаск для получения знаний от учёных, ему было примерно семь лет. Он составил свою известную книгу толкования Корана, также он является автором известного и большого трактата по истории «аль-Бидаяту ва ан-нихая». Длительное время он сопровождал аль-Миззи и породнился с ним, женившись на его родственнице. Также он сопровождал Ибн Тэймию (да будет милостив к нему Аллах), очень сильно его любил и уважал, за что в итоге и подвергся гонениям. Ибн Касир обладал отличной памятью и умел красиво выражать свои мысли как в речи, так и при составлении своих трудов. Уже при жизни, составленные им труды, разошлись по городам и странам, и люди получили от них много пользы. Незадолго до смерти он потерял зрение. Умер Ибн Касир в 774 г.х.
Прочитать более подробную биографию ибн Касира (да будет милостив к нему Аллах) можно в следующих трудах: «ад-Дурару аль-камина» (1/373, 374), биография №944; «Шазарату аз-захаб» (6/ 231, 232).
(5) - «…Слишком далеко пасёт своих баранов» – т.е. глубоко заблуждается, ищет истину не там, где она находится, несмотря на то, что она у него под носом, уводит толкование или объяснение в сторону, хотя толкование находится тут же, рядом.
(6) - См.: «Тафсир ибн Касир» (4/137).
(7) - См.: «Фатху аль-Къадир» (4/570).
(8) - Имам Абу Бакр Мухаммад ибн ‘Абдилля ибн Мухаммад ибн ‘Абдилля ибн аль-`Араби аль-Андалуси аль-Ишбили аль-Малики – большой учёный, автор многих трудов. Родился в 468 г.х. Путешествовал в поисках знаний вместе с отцом. Получал знания от учёных Багдада, Дамаска, Бейту аль-Макдиса (Иерусалим, Палестина), Мекки, а также у некоторых учёных Египта. Затем в 491 г.х. он вернулся к себе на родину в Андалусию (современная Испания). Умер Ибн аль-`Араби (да будет милостив к нему Аллах) в 543 г.х. и был похоронен в городе Фес (ныне город в центре Марокко). Он являлся автором следующих трудов: «`Аридату аль-ахуази фи шарх Джами` ат-Тирмизи», «Ахкам аль-Къуран», «аль-Масалик фи шарх Муатта Малик», «аль-`Ауасым мин аль-Къауасым», «аль-Махсулю фи усули аль-фикх». Также он составил ещё серию из тысячи небольших книг, которую назвал «Ануар аль-фаджри фи тафсири аль-Куран». Он составлял её на протяжении двадцати лет, полностью она состояла из 80 000 листов (т.е. из 160 000 страниц). Затем эта книга фрагментарно сохранилась в личных библиотеках у разных людей. Также у него ещё много других трудов помимо тех, что уже были упомянуты. Ибн Аль-`Араби был известен своим проницательным умом, мудростью, обладал благородным нравом. Занимал должность шариатского судьи в Ишбильи (Севилья - один из районов нынешней Испании), и его очень хвалили за то, как он выполнял свою работу. Он был принципиален и совершенно непреклонен. Затем он покинул должность судьи и посвятил себя распространению знаний и написанию научных трудов. На свои собственные деньги он отстроил защитные стены Ишбильи.
Прочитать более подробную биографию ибн аль-`Араби можно в следующих трудах: «Бугьяту аль-мультамас», стр. 92-99, биография №179; «Уафаяту аль-Аа`ян» (4/296, 297); «Тазкирату аль-Хуффаз» (4/1294-1296); «ад-Дибаджу аль-музаххаб», стр. 281-284.
(9) - См.: «Адуаъу ’аль-баян» (7/319).
(10) - ‘Абдуррахман ибн Ахмад ибн Раджаб ас-Салями аль-Багъдади ад-Димашкъи, Абу аль-Фарадж – выдающийся учёный, специалист по хадисам и связанным с ними наукам. Родился в Багдаде в 736 г.х, умер в Дамаске в 795 г.х.
Он является автором таких известных книг, как: «Шарху Джами` ат-Тирмизи», «Джами`у аль-`улюм уа аль-хикам», «аль-Кауа`иду аль-фикъхийя», «Лятаифу аль-ма`арифи».
Прочитать более подробную биографию Ибн Раджаба можно в следующих трудах: «ад-Дурару аль-камина» (2/321), «Шазарату аз-захаб» (6/339), «аль-А`лям» (3/295).
(11) - Таби’ун (تَابِعٌ) – ученик (последователь) сподвижников. Это те, кто встречался со сподвижниками Посланника Аллаха (ﷺ).
(12) - Шам – историческая территория, включающая в себя такие современные государства как Сирия, Иордания, Палестина, все земли, оккупированные сионистами, и отдельные земли близлежащих государств, таких как Ирак и Саудовская Аравия.
(13) - Халид ибн Ма`дан ибн Аби Курейб, Абу ‘Абдулла аль-Кулля`ий аль-Химсый – шейх жителей Шама, относится к третьему периоду (табакату) учёных фикха в Шаме после сподвижников (таби'ун). Аль-`Иджли сказал: «Учёный из Шама, таби’ун, надёжный передатчик (сикъа). Я`куб ибн Шейба, ибн Саад, ибн Харраш и ан-Насаи, все они сказали: «Он надёжный передатчик, застал семьдесят сподвижников»». Умер Халид ибн Ма`дан во время поста в 103 г.х., но называются также и другие даты его кончины.
Прочитать более подробную биографию Халида ибн Ма`дана (да будет милостив к нему Аллах) можно в следующих трудах: «Табакъат», ибн Саад (7/455); «Тариху ас-сикъат», стр. 142, биография №370; «аль-Джарху уа ат-та`диль» (3/351); «Тахзибу ат-тахзиб» (3/118-130).
(14) - Макхуль ибн Абдилля ад-Димашкъый – учёный, специалист по фикъху. Восхваляя его, современники говорили: «Есть только четверо учёных, один из них – это Макхуль из Шама». Абу Хатим говорил: «Я не знаю в Шаме никого, кто разбирался бы в фикъхе лучше, чем он». Аль-`Иджли сказал про Макхуля: «Он – таби’ун, надёжный передатчик (сикъа). Каждый раз, когда он отвечал, то непременно говорил: «Нет мощи и силы, кроме как от Аллаха, а это лишь моё мнение, а мнение бывает как ошибочным, так и правильным»». Его обвиняли в къадаризме (течение, исповедующее абсолютную свободу воли человека, которая не зависит от воли Всевышнего, что является ошибкой в вопросе предопределения!!), однако также сообщается, что впоследствии он вернулся к правильным убеждениям в вопросе предопределения. Относительно его смерти существует разногласие, говорят, что он умер в 113 г.х., другие говорят, что в 116 г.х., третьи говорят, что в 118 г.х.
Прочитать более подробную биографию Макхуля можно в следующих трудах: «Табакъат», ибн Саад (7/453, 454); «Тарихъ ас-сикъат», стр. 439, биография №1628; «аль-Джарх уа ат-та`диль» (8/407, 408); «Табакъат аль-фукаха», аш-Ширази (8/455, 456).
(15) - Лукман ибн `Амир аль-Уассаби, ‘Абу `Амир аль-Химсый. Аль-`Иджли сказал про него: «Учёный из Шама, таби’ун, надёжный передатчик (сикъа)». Абу Хатим сказал: «Его хадисы можно записывать (как источник)». Ибн Хаджар сказал: «Ибн Хиббан назвал его в числе надёжных передатчиков (сикъат)».
Прочитать более подробную биографию Лукмана ибн `Амира можно в следующих трудах: «Тарих ас-сикъат», стр. 399, биография №1429; «аль-Джарх уа ат-та`диль» (7/182); «Тахзиб ат-тахзиб» (8/455, 456).
(16) - Под термином «иудейские предания» (исраилият) подразумеваются не только иудейские, но и христианские предания, которые использовались некоторыми людьми как попытка дать толкование аятам Корана через призму сложившейся иудейской и христианской традиций в толковании событий, описанных как в Коране, так и в Библии. Исраилияты были распространены в основном через бывших иудеев и христиан, которые приняли Ислам, но имея глубокие знания в своих бывших религиях, они толковали некоторые события, оперируя своим старым багажом знаний. Самыми известными учёными, которые использовали исраилияты в толковании Корана, были Абдулла ибн Салям, Каа’бу аль-Ахбар, Уахб ибн Мунаббих и ‘Абдуль-Малик ибн ‘Абдиль-’Азиз ибн Джурейдж.
(17) - `Ата ибн Аслям аль-Къураши (вольноотпущенник курайшитов) аль-Макки, известный также как `Ата ибн Аби Рабаха – родился во времена правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба в селении аль-Джунду, в Йемене, таби'ун. Он был очень красноречивым, обладал большими знаниями и много времени проводил в молитвах. Ибн `Аббас (один из самых знающих сподвижников!) говорил: «Вы собираете вопросы, чтобы задать их мне, в то время как среди вас Ибн Аби Рабаха?!» (См.: «аль-Джарх уа ат-та`диль», 6/330). Также Ибн `Умар говорил, что `Ата является самым знающим человеком в вопросе обрядов хаджа (паломничества). Учёные по анализу иснадов хадиса на предмет пригодности и непригодности (джарх уа та`диль) назвали `Ата ибн Аби Рабаха в числе надёжных передатчиков. Некоторые хадисоведы сказали, что `Ата, часто делал «ирсаль», то есть не упоминал имя самого первого передатчика (сподвижника) в иснаде (цепочке) хадиса, некоторые сказали, что в конце жизни он уже утратил необходимую степень надёжности, однако при изучении становится ясно, что эти обвинения беспочвенные. Умер `Ата ибн Аби Рабаха в Мекке, в 114 г.х, но некоторые говорят, что в 115 г.х.
Прочитать более подробную биографию `Ата ибн Аби Рабаха (да будет милостив к нему Аллах) можно в следующих трудах: «аль-Джарх уа ат-та`диль» (6/330-332), биография №1839; «Тазкират аль-хуффаз» (1/98), хадис №90; «Такриб ат-тахзиб» (2/22), биография №190.
(18) - ‘Абдулла ибн `Убэйдилля ибн Аби Мулейка аль-Къураши ат-Таймий аль-Макки – Большой учёный и знаток хадиса, передатчик высочайшей степени надёжности, входит в один уровень с `Ата ибн Аби Рабахой - (таби’ун). Надежным передатчиком его назвали Абу Зур`а и Абу Хатим. Он передавал хадисы от ‘Аишы (да будет доволен ею Аллах) и от её сестры Асма, от Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, и других сподвижников - (да будет доволен ими Аллах). Он занимал должность шариатского судьи в Мекке во время правления Ибн аз-Зубэйра, а также был муаззином в Заповедной Мечети (аль-Масджид аль-Харам). Затем занимал должность судьи в Таифе и обращался за консультациями к Ибн ‘Аббасу. Умер ибн Аби Мулейка в 117 г.х.
Прочитать более подробную биографию Ибн Аби Мулейки (да будет милостив к нему Аллах) можно в следующих трудах: «Табакъат» (5/472, 473); «аль-Ма`ариф», Ибн Къутэйбы, стр.475; «аль-Джархث уа ат-та`диль» (5/99, 100), биография №461; «Тазкирату аль-хуффаз» (1/101, 102), биография №94.
(19) - От Ибн Зэйда это мнение передал в свою очередь Ибн Уаддах в книге «аль-Бида`у уа ан-нахью `анха», стр. 46, где он сказал: «Ибн Аби Зайд, один из великих маликитских учёных, сказал: «Учёные фикъха никогда не делали этого (т.е. никогда не отмечали середину Ша`бана)»».
(20) - Имам Малик ибн Анас ибн Малик ибн Аби `Амир ибн `Амр ибн аль-Харис аль-Асбахи, Абу ‘Абдилля аль-Мадани – известный учёный, имам Медины, пример богобоязненности и точности в науках. Имам аль-Бухари сказал: «Самый достоверный из всех существующих иснадов – это иснад «Малик от Нафи`а, от Ибн `Умара»». Имам Малик являлся одним из величайших учеников таби’инов (ученики таби’инов – это те, кто встречался с таби’инами, но не встречался со сподвижниками), одним из самых выдающихся знатоков фикъха и примером праведности. Наряду с фикъхом он уделял большое внимание науке хадисоведения и Сунне. Его самой известной книгой является сборник хадисов «аль-Муатта». Родился имам Малик в 93 г.х, а умер в 179 г.х.
Прочитать более подробную биографию имама Малика (да будет милостив к нему Аллах) можно в следующих трудах: «Машахиру `уляма аль-амсар», стр.140, биография №1110; «Тартибу аль-мадарик» (1/102-246); «Тахзибу ат-тахзиб» (10/5-9).
(21) - Исхакъ ибн Ибрахим ибн Махляд ибн Ибрахим ибн Матар аль-Ханзали, Абу Йа`куб аль-Маруази, больше известен как Ибн Рахуйа – один из выдающихся и известных учёных Ислама, объединил в себе фикъх, хадис, набожность, богобоязненность. Родился он в 166 г.х., а некоторые говорят в 161 г.х. Жил в Найсабуре и был самым сильным учёным этого города. Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Исхакъа мы считаем одним из имамов мусульман, и никто не проходил мост [этой жизни], более разборчивый в вопросах фикъха, чем он». Сам Исхакъ говорил: «Я помню наизусть семьдесят тысяч хадисов и регулярно повторяю ещё сто тысяч, и что бы я ни слышал, я заучиваю это наизусть, и если я что-то выучил, то никогда этого не забываю». От него передавали хадисы многие передатчики, одними из самых значимых передатчиков были такие имамы Сунны, как Ахмад ибн Ханбаль, аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Яхья ибн Ма`ин и многие другие. Умер Исхакъ ибн Рахуйа в 238 г.х., и, как сказал аль-Бухари, на момент смерти ему было 77 лет. Аль-Хатыб аль-Багъдади сказал: «Это значит, что он родился в 61 году (т.е. в 61 году второго столетия по хиджре, иначе говоря, в 161 г.х.)».
Прочитать более подробную биографию Исхакъа ибн Рахуйа (да будет милостив к нему Аллах) можно в следующих трудах: «аль-Джарху уа ат-та`диль» (2/209-210), биография №714; «Табакъат аль-ханабиля», Ибн Аби Я`аля (1/109), биография №122; «Уафаяту аль-а`ян» (1/199-201), биография №85; «Табакъату аш-шафи`ийя», ас-Субки (2/83-93), биография №19.
(22) - Харбу ибн Исма’иль ибн Халяф аль-Ханзали аль-Кирмани, Абу Мухаммад. Абу Бакр аль-Хъалляль сказал о нём: «Это великий человек, он собственноручно записывал ответы на вопросы, которые слышал от имама Ахмада ибн Ханбаля». Сам Харб говорил: «Это четыре тысячи хадисов от Абу ‘Абдилли (т.е. от имама Ахмада) и от Исхакъа ибн Рахуйа». Это был один из самых больших специалистов по вопросам фикъха в своей стране. Правитель назначил его главным судьёй города. Умер в 280 г.х.
Прочитать более подробную биографию Харба аль-Кирмани можно в следующих трудах: «Табакъату аль-ханабиля» (1/145, 146), биография №189; «Тазкирату аль-хуффаз» (2/613); «аль-Манхаджу аль-ахмад» (1/ 394, 395), биография №375.
(23) - ‘АбдуРрахман ибн `Амр ибн Юхмад ибн ‘Абди`амр аль-Ауза`и, Абу `Амр – большой учёный, имам мусульман в фикъхе, в знаниях и набожности. Он был из числа последователей таби’унов и обладал необыкновенной памятью, очень много поклонялся, вел очень аскетичный и неприхотливый образ жизни, отличался точностью в своих передачах хадисов. Родился в 80 г.х., происходил из аль-Ауза`а, деревни неподалёку от Дамаска. Умер в 157 году в Бейруте, несмотря на возраст, он нёс пограничную службу, находясь в одном из гарнизонов и охраняя границы халифата вместе с другими воинами Ислама. Причиной же его смерти стало то, что он поскользнулся в бане, упал и потерял сознание, после чего умер, не приходя в сознание, в возрасте 70-ти лет.
Прочитать более подробную биографию имама аль-Ауза`и (да будет милостив к нему Аллах) можно в следующих трудах: «Табакъату» (7/488); «аль-Джарху уа ат-та`диль» (5/266, 267), биография №1257; «Машахиру ‘уляма аль-амсар», стр 180, биография №1425; «аль-Фахрасату», стр. 284.
(24) - См.: «Лятаиф аль-ма`ариф», стр. 144.
(25) - Автор сказал «большинство учёных», потому что если смотреть в общем, то подавляющее большинство учёных ахлис-Сунна полностью запрещают отмечание этой ночи как в мечети, так и вне её, и наряду с этим, часть тех, кто разрешает отмечать эту ночь, считают порицаемым проводить её при массовых собраниях в мечетях.
(26) - Такъыюддин Абу аль-‘Аббас Ахмад сын великого учёного шейха ‘Абдуль-Халима, который в свою очередь был сыном великого учёного шейха Абу Бараката ‘АбдуСсаляма ибн ‘Абдилля ибн Аби Къасима ибн Тэймии ан-Нумэйри аль-Харрани ад-Димашки, более известен как Шейхуль-Ислам ибн Тэймия. Это один из самых выдающихся учёных Ислама, он был известен своими обширными и глубокими познаниями во всех без исключения сферах исламского Шариата, он был непревзойдённым знатоком фикъха, хадиса и других наук, также он прекрасно разбирался в убеждениях сектантов, относящих себя к Исламу и в убеждениях других религий. Вместе с этим он был известен своей набожностью, строгим аскетизмом, неприхотливостью, много поклоняющимся Аллаху. Также он был муджахидом и принимал личное участие в сражениях против монгольских захватчиков. Родился в Харране в 661 г.х. Он начал преподавать, давать фетвы и участвовать в научных дискуссиях на уровне с большими учёными, еще не достигнув и двадцати лет. Умер в заточении в тюрьме, расположенной в крепости Дамаска в 728 г.х. Все его труды занимают 4000 книжных тетрадей. Все они прекрасно известны и не нуждаются в перечислении, самыми известными из них являются такие труды, как «Маджму`у аль-фатауа» (Сброник фетв), «аль-Иман», «Даръу та`аруды аль-`акли уа ан-накль», «Минхаджу ас-Сунна».
Прочитать более подробную биографию Шейху-ль-Ислама ибн Тэймийи (да будет милостив к нему Аллах) можно в следующих трудах: «ад-Дурару аль-Камина» (1/144-160), «Зайлю табакъат аль-ханабиля» (2/387-408), «Фауату аль-уафаят» (1/74-80), «аль-Бидаяту уа ан-нихая» (14/117-121).
(27) - См.: «Икътида ас-сырат аль-мустакъыйм (3/626, 627); «Маджму` аль-фатауа (23/123); «Ихътиярату аль-фикъхийя», стр. 65.
(28) - Сподвижник (Сахаби/صحابي) – это тот, кто встречался с Пророком (ﷺ) будучи мусульманином, и умер на Исламе, даже если произошла между этим ридда (отступление от религии).
(29) - То есть это был иджтихад (вывод на основе исследования) этих трёх имамов. И мы надеемся на то, что Аллах вознаградит их за это. Однако следовать необходимо за доводом!
(30) - ‘АбдуРрахман ибн Исма’иль ибн Ибрахим ибн ‘Усман ибн Аби Бакр аль-Макъдиси, больше известный как Абу Шама – великий учёный, выдающийся хадисовед, собиратель хадисов, знаток фикъха и истории. Автор множества трудов, таких как: «Мухтасару тарих Димашкъ», «Шарху аш-Шатыбийя», «аль-Ба`ыс», «ар-Радду иля аль-амр аль-аууаль», «ар-Раудатайни фи ахбари ад-даулятэйни» и многих других. Родился он в 599 г.х. Умер Абу Шама (да будет милостив к нему Аллах) в результате смуты, от рук подосланного к нему наёмного убийцы в 665 г.х.
Прочитать более подробную биографию Абу Шамы можно в следующих трудах: «Фауату аль-уафаят» (2/269-271), «аль-Бидаяту уа ан-нихая» (13/237, 238).
(31) - На арабском: «Ма джаа фи шахри Ша`бан».
(32) - См.: «аль-Ба`ыс», стр.33.
(33) - См.: «Лятаифу аль-ма`ариф», стр. 145.
(34) - ‘Абдуль-‘Азиз ибн ‘Абдилля ибн ‘АбдиРрахман ибн Баз. Родился в 1330 г.х. в городе Эр-Рияд, в юном возрасте потерял зрение. Выучил Коран ещё до совершеннолетия. Получал знания от известных учёных, таких как: Мухаммад ибн ‘Абди-Ллятыф, Салих ибн ‘Абдиль-’Азиз ибн ‘АбдиРрахман ибн Хасан, Мухаммад ибн Ибрахим, Са’д ибн Хамبд ибн `Атик, Хамад ибн Фарис. Но больше всего он обучался у шейха Мухаммада ибн Ибрахима. Ибн Баз учился у него около десяти лет. В 1357 г.х. занял должность судьи города Хардж, где проработал до 1371 г.х., затем он покинул эту должность, чтобы всецело посвятить себя преподаванию. После этого он занимал еще много разных должностей в сфере образования, науки и призыва. Он был человеком очень спокойным по характеру, своим видом он вызывал почтение. Он был очень уравновешенным и рассудительным. Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз был известен своей заботой о бедных и обездоленных и отличался большой щедростью. Очень редко он принимал пищу в своём доме так, чтобы за столом не было никаких гостей. Некоторые люди останавливались у него дома на довольно долгое время, и казалось, что они словно живут у него. Сам же он был совсем непривередливым и совершенно не интересовался усладами этого мира. До самой смерти он постоянно ежедневно давал уроки своим студентам, а также выступал с лекциями на различных собраниях, на радио. Умер шейх Ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах) в 1420 г.х.
(35) - См.: «ат-Тахзиру мин аль-бида`», стр. 11.
(36) - Муфтий – большой учёный, обладающий очень большими познаниями в разных сферах Ислама, к которому люди обращаются со своими вопросами в делах, касающихся религии.
(37) - ‘Абдулла ибн ‘Умар ибн аль-Хаттаб аль-`Адауи, Абу ‘АбдиРрахман – сподвижник, сын второго праведного халифа ‘Умара, был известен своим усердием в знаниях и храбростью на поле боя. Вырос в Исламе. Пророк (ﷺ) позволил ему участвовать в «Битве у рва», когда ему было только пятнадцать лет. Он переселился из Мекки в Медину вместе со своим отцом, участвовал в освобождении Мекки. Он давал людям фетвы (религиозные ответы) на протяжении шестидесяти лет. Дважды он участвовал в двух военных экспедициях в Африку. В конце жизни он потерял зрение. Он умер в Мекке в 72 г.х. или 73 г.х., и был последним из сподвижников, умерших в Мекке. В сборниках хадисов от него передаётся 2630 хадисов. Он очень много молился по ночам, и тщательно следовал Сунне Пророка (ﷺ) во всех делах. Несмотря на то, что его отец в Исламской Умме считается наилучшим человеком после Абу Бакра, тем не менее, когда люди затрагивали тему достоинств Ибн ‘Умара, говорили: «Во времена его отца были те, кто был ровней его отцу, а во времена Ибн ‘Умара равных ему не было».
Прочитать более подробную биографию Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) можно в следующих трудах: «ат-Табакъат», Ибн Саад (4/142-188); «аль-Исаба» (2/338-341), биография №4834.
(38) - См.: «аль-Джарху уа ат-та`диль» (6/330).
(39) - Источники хадиса были указаны выше (или в статьях по ссылкам в конц поста).
(40) - Хадис привели: аль-Бухари в своём сборнике хадисов «ас-Сахих», издание сопровождённое комментариями «Фатху аль-Бари» (3/29), хадис №1145, и Муслим в своём сборнике хадисов «ас-Сахих» (1/521), хадис №758.
(41) - Хадис привёл Муслим в своём сборнике «ас-Сахих» (3/1343,1344), глава «О судействе» (аль-Акъдыйа), хадис №1718.
Также в другой версии хадиса говорится:
مَنْ أَحْدَثَ فِي أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ، فَهُوَ رَدٌّ «Если кто-то внесёт в (нашу религию), в наше дело то, что к нему не относится, то это будет отвергнуто» (Хадис приводят имамы аль-Бухари, 2697, и Муслим, 1718).
(42) - См.: «ат-Тахзиру мин аль-бида`», стр. 13
Так же шейх Мухаммад аль-‘Усэймин в своей хутбе посвященной бид'атам вокруг месяца ша'бан, говорил: «Некоторые из людей возвеличивают ночь из середины месяца Ша'бан, и выделяют её (их) для поклонения, для выстаивания молитв... И так же выделяют эти дни для поста. Однако этому нет никакой достоверной основы в Сунне Пророка ﷺ. И не пришло от Пророка ﷺ, что он выделял эти дни для выстаивания молитв ночью. Однако все эти хадисы выдуманные (мауду'), ложь на Пророка ﷺ, как об этом передали многие мухаддисы.
И также дни в середину этого месяца, не выделял их Пророк ﷺ, для поста. Да Пророк ﷺ держал в этот месяц много пост. Но не выделял конкретные дни для этого. И нужен довод из Корана или из Сунны для того, чтобы ограничивать или выделять для поклонения место или определенный день. А на это нет довода не из Корана не из Сунны..!»
(Сл. «Сильсиляту аль-баби аль-муфтух», запись 222 (б), 23:20).
(43) - Всевышний сказал:
الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الْإِسْلَامَ دِينًا
«Сегодня Я сделал полной (завершил) для вас вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и доволен для вас Исламом в качестве религии» (сура «аль-Маида», 3).
(44) - Источник хадиса был указан выше.
(45) - Например, если человек соблюдает пост Дауда (день постится, день не постится), то тогда каждую вторую неделю его пост будет приходиться на пятницу, а четверг и суббота в эту неделю будет без поста, в таком случае держать пост в пятницу разрешается, именно о такого рода исключении и говорится в хадисе. Или если человек постился в четверг, то ему дозволено продолжить поститься в пятницу, когда например эти дни выпадают на середину месяца (13, 14, 15 числа по календарю Хиджры). Или если этот пост обязательный, как например, тому, кто восполняет пропущенные посты месяца Рамадан. Или же если человек дал обет, и исполнение этого обета пришлось на пятницу. И Аллаху обо всём этом ведомо лучше.
(46) - Хадис привели имам Ахмад в сборнике «аль-Муснад» (6/444), и имам Муслим в сборнике «ас-Сахих» (2/801), хадис №1141 и №1148.
(47) - Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
خَيْرُ يَوْمٍ طَلَعَتْ عَلَيْهِ الشَّمْسُ يَوْمُ الْجُمُعَةِ… «Лучший день, над которым восходило солнце, – день пятницы (джум’а)…». Хадис привели: Ахмад в сборнике «аль-Муснад» (2/512); Муслим в сборнике «ас-Сахих» (2/585), хадис №584; Абу Дауд в сборнике «ас-Сунан» (1/634), хадис №1046; ат-Тирмизи в сборнике «ас-Сунан» (1/305), ан-Насаи в сборнике «ас-Сунан» (3/89, 90), хадис №4.
(48) - Хадис приводят аль-Бухари в своём сборнике «ас-Сахих», издание сопровождённое комментариями «Фатху аль-Бари» (1/ 91, 92) хадис №35 и №37, и Муслим в своём сборнике хадисов «ас-Сахих» (1/523, 524), хадис №759 и №760.
(49) - Хадис приводят аль-Бухари (1802), Муслим (760), ат-Тирмизи (683), ан-Насаи, абу Дауд и другие.
(50) - «Ночь на первую пятницу месяца Раджаб» – также одно из нововведений, известное как «Ночь рагъаиб».
(51) - «Ночь перенесения и вознесения» (аль-Исра уа аль-Ми`радж) – празднование в честь ночи перенесения Пророка (ﷺ) из Мекки в аль-Кудс (Иерусалим) и вознесения из аль-Кудса на седьмое небо.
(52) - См.: «ат-Тахзиру мин аль-бида`», стр. 15-16.
(53) - Из книги: «аль-Бида`у аль-хаулийя», шейха ‘Абдулла ат-Туэйджири.

alveo

Вернуться в «РАЗНОЕ»