بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Выдуманные хадисы о месяце Ша’бан
О достоинствах месяца Ша`бан и о совершении особых молитв также существуют хадисы, которые были определены учёными-мухаддисами (хадисоведами) как вымышленные и сфабрикованные. Например, пророку Мухаммаду (ﷺ) приписываются следующие хадисы:
رَجَب شَهْرُ اللهِ، وَشَعْبَانُ شَهْرِي و رَمَضَانَ شَهْرُ أُمَّتِي
«Раджаб – месяц Аллаха, Ша`бан – мой месяц, а Рамадан – месяц моей Уммы (общины)»(1) (Выдуманный хадис)(2).
В одном из таких хадисов говорится, что обращаясь к ‘Али ибн Абу Талибу, Gророк (ﷺ), якобы, сказал:
يا علي من صلى مائة ركعة في ليلة النصف من شعبان، يقرأ في كل ركعة بفاتحة الكتاب و (قل هو الله أحد) عشر مرات . قال النبي ﷺ: يا علي ما من عبد يصلي هذه الصلوات إلا قضى عز وجل له كل حاجة طلبها تلك الليلة
«О 'Али, кто совершит сто рака’атов(3) в ночь на середину Ша`бана, и в каждом рака’ате будет читать суру «Открывающая Книгу»(4) и суру «Скажи: Он Аллах Один»(5) десять раз, то любому рабу божьему, который совершит эти молитвы, Аллах (Велик Он и Возвышен) непременно исполнит все его нужды, о которых он будет просить в ту ночь»(6) (Выдуманный хадис).
В другом хадисе говорится:
من صلى ليلة النصف من شعبان ثنتي عشرة ركعة، يقرأ في كل ركعة (قل هو الله أحد) ثلاثين مرة ، لم يخرج حتى يرى مقعده من الجنة
«Кто в ночь на середину Ша`бана совершит молитву в двенадцать рака’атов, и в каждом рака’ате будет читать «Скажи: Он Аллах Единственный» тридцать раз, тот не покинет [своего места], не увидев своего места в Раю»(7). (Выдуманный хадис).
Так же к выдуманным хадисам в этой главе можно отнести следующий:
إذا كانت ليلة النصف من شعبان فقوموا ليلها وصوموا نهارها
«Когда наступит ночь середины месяца Ша’бана, то выстаивайте его ночь в молитве, а день поститесь». (Хадис недостоверный)(8)
_____________________________________
(1) - Ибн Хаджар сказал: «Этот хадис привел толкователь Абу Бакр ан-Наккаш, также его привёл учёный Абу аль-Фадль Мухаммад ибн Насыр в своей книге «Амали» от ан-Наккаша во всю длину (в этом хадисе упоминаются достоинства поста в каждом из дней месяца Раджаб в отдельности), а затем сказал: «Ан-Наккаш – фальсификатор и шарлатан». Ибн Дихья сказал: «Этот хадис выдуманный». (См.: «Табьйин аль-`аджаб», стр. 13-15). Также этот хадис назвали вымышленным: Ибн аль-Джаузи в книге «аль-Мауду`ат» (2/205, 206); ас-Сагани в книге «аль-Мауду`ат», стр. 61, хадис №129; ас-Суюты в книге «аль-Ляали аль-масну`а» (2/114).
(2) - «Хадис мавду`/выдуманный хадис» (حَدِيثٌ مَوْضُوعٌ) – это лживый, сфальсифицированный хадис, то есть это слова, придуманные неким лживым передатчиком и приписанные посланнику Аллаха (ﷺ).
(3) - Рака’ат (رَكْعَةٌ) – молитвенный цикл, каждая молитва состоит из нескольких рака’атов, обязательные молитвы состоят из двух, трёх или четырёх рака’атов. Каждый рака’ат включает в себя одинаковой набор основных действий молитвы: чтение Корана стоя, поясной поклон (руку`) и два земных поклона (суджуд).
(4) - «Открывающая Книгу» (فاتحة الكتاب) – это первая сура Корана, которая на арабском языке называется «аль-Фатиха».
(5) - «Скажи: Он Аллах Один» – это 112-ая сура Корана, которая на арабском языке называется «аль-Ихляс» («Искренность» или «Очищение»).
(6) - Ибн аль-Джаузи упомянул этот хадис в справочнике вымышленных хадисов «аль-Мауду`ат» (2/127, 128, 129). Он привёл этот хадис тремя разными путями и сказал: «Мы не сомневаемся в том, что этот хадис вымышленный, почти все (джумхур) передатчики всех трёх иснадов являются совершенно неизвестными личностями (маджахиль), а также среди них есть те, кто известны как чрезвычайно слабые передатчики (ду`афа би-марра). Этот хадис абсолютно невозможен. Мы видим, как много людей читают эту молитву, которая при коротких ночах может продолжаться всю ночь, а потом пропускают утренний намаз (фаджр) и наутро встают ленивыми. Некоторые имамы мечетей наряду с намазом «рагаиб» (в честь перенесения и вознесения) и другими подобными [новшествами], делают эту молитву сетями для заманивания простых людей, для повышения своего авторитета и главенства. Рассказывая всякие истории в собраниях, они часто упоминают об этих молитвах. Всё это не имеет никакого отношения к Истине». Ибн Кайим аль-Джаузий в книге «аль-Манар аль-муниф, стр 98, №175, говорит: «К ним (т.е. к выдуманным хадисам) относятся хадисы про молитву, совершаемую в середине Ша`бана», затем ибн аль-Къайим упомянул данный хадис, после чего сказал: «Поразительно видеть, как человек, который уже вдохнул аромат знания Сунны, обольщается таким бредом и читает его как молитву». Также этот хадис привёл ас-Суютый в книге «аль-Лаали аль-масну`а» (2/57, 58, 59) и назвал его фальшивкой. Такую же оценку дал этому хадису и имам аш-Шаукани в книге «аль-фауаид аль-маджму`а», стр.51, 52.
(7) - Ибн аль-Джаузи упомянул этот хадис в справочнике вымышленных хадисов «аль-Мауду`ат» (2/129) и сказал: «Этот хадис также является вымышленным, в нём целая группа неизвестных передатчиков». Также вымышленным его назвали: ибн Къайим аль-Джаузий в книге «аль-Манар аль-муниф, стр 99, №177 и ас-Суютый в книге «аль-Лаали аль-масну`а» (2/59).
(8) - См. «Сильсиляту аль-ахадис ад-да’ыйфа», 2132.