______________________
Определение богобоязненности (ат-Такъуа)
Всевышний Аллах сказал: «Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных» (Али 'Имран:133).
Всевышний Аллах сказал, что Он приготовил Рай для своих богобоязненных рабов. А кто такие «богобоязненные» и каков смысл слова «богобоязненность» (ат-Такъуа)?
Сказал Му'аз ибн Джабаль: «Богобоязненные – люди, которые остерегаются ширка (многобожия) и полностью посвящают поклонение только одному Аллаху» (Тафсир Ибн Аби Хатим: 61).
Сказал Ибн Мас’уд, в отношении слов Всевышнего Аллаха: «Бойтесь Аллаха истинной богобоязненностью» (Али Имран 3: 102): “Бояться истинной богобоязненностью означает: повиноваться и не ослушиваться, поминать и не забывать, благодарить и не проявлять неблагодарность” (Тафсир Ибн Аби Хатим: 3908).
Сказал Хасан аль-Басрий: «Богобоязненными являются те, кто остерегается того, что ему запрещено и выполняет то, что вменено ему в обязанность» (Джами'уль-улюм уаль-хикам: 380).
Сказал 'Умар ибн 'абдуль-'Азиз: «Не является богобоязненностью перед Аллахом держание поста каждый день, выстаивание молитвы каждую ночь, и совмещение между этим, но богобоязненность перед Аллахом – это оставление того, что запретил Аллах и совершение того, что вменил Аллах в обязанность, а кто будет совершать сверх этого из добровольных деяний, то это будет только благом для него» (Джами'уль-улюм уаль-хикам: 380).
Толькъ ибн Хабиб сказал: “Богобоязненность – это покорность Аллаху, на основании света исходящего от Аллаха, надеясь на награду от Аллаха, и это оставление непокорности Аллаху, на основании света исходящего от Аллаха, боясь наказанием Аллаха!" (Аз-зухд - Ибн аль-Мубарак: 1054, Ас-сияр - Аз-Захабий: 4/601).
Сказал Ибн Роджаб: «Основа богобоязненности – это когда раб Аллаха делает между собой и тем, чего он боится и остерегается защиту, которая защищает его. И богобоязненность раба перед своим Господом – это когда он делает между собой и тем, чего он боится от своего Господа, как гнев и наказание Его, защиту, которая защищает его от этого, а это подчинение Ему и избегание ослушания Ему. И входит в полную богобоязненность совершение того, что вменено в обязанность и оставление того, что запрещено и то, что вызывает сомнение. А иногда в богобоязненность помимо этого входит совершение желательного и оставление нежелательного, а это наивысшая степень богобоязненности» (Джами'уль-улюм уаль-хикам: 378-379).