Молитва о ниспослании дождя («Саляту аль-Истискъа»)

abu Zarr
Сообщений: 233
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Молитва о ниспослании дождя («Саляту аль-Истискъа»)

Сообщение abu Zarr » 25 июн 2021, 13:18

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Молитва о ниспослании дождя
«Саляту аль-Истискъа»

Хвала Аллаху Господу Миров, Его восхваления и наши приветствия пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам, а также всем, кто строго последовал за ними, вплоть до Судного Дня.
А затем:
Молитва о ниспослании дождя («Саляту аль-Истискъа») иногда бывает крайне необходимой для общины мусульман, особенно когда их постигают засушливые времена. И поэтому я вкратце хотел разъяснить данный вопрос, дабы мусульмане могли воплотить этот обычай нашего Пророка ﷺ, притворить его в жизнь, оживить его, во время необходимости.
В данной работе я буду опираться на книгу шейха Мухаммада Базмуля (да хранит его Аллах) под названием «Бугъяту аль-мутатауи’ фи саляти ат-татауи’» («Стремление добровольца(1) в совершение добровольных молитв»), в которой он собрал описание дополнительных молитв.
Итак:

Молитва о ниспослании дождя
Всевышний Аллах узаконил для мусульман, предписал им, при длительном отсутствии дождя, когда земля высохла от жары, чтобы они устремились к Нему с покаянием, вернулись к Нему в своих делах(2), просили Его о прощении и взывали к Нему о ниспослании дождя(3).
Шариатское положение (хукм) молитвы «аль-Истискъа»
Эта молитва является желательной (мустахабба). Узаконил её Посланник ﷺ таковой, и нет доказательств на обязательность (ууджуб) этой молитвы(4).


Время совершения молитвы аль-Истискъа Для молитвы аль-Истискъа не было установлено определённого времени, определённого дня. Хотя большинство её законоположений (ахкамов) подобны законоположениям Праздничной молитвы.
Молитва аль-Истискъа, как говорил Ибн Къудама в «аль-Мугъни» (2/432), не совершается в порицаемые времена(5), а более предпочтительное время для её совершения – это время совершения молитвы аль-‘Ийд. (То есть во время «ад-Духа», когда солнце поднимется над горизонтом на высоту копья и до момента, когда оно станет подходить к пику зенита, за 15-20 мин.).
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что: «Однажды люди стали жаловаться Посланнику Аллаха ﷺ на долгое отсутствие дождя. Тогда (Он ﷺ) приказал поставить минбар на открытое место (за пределами мечети), и назначил людям день сбора, чтобы они вышли к этому месту». Далее ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Посланник Аллаха ﷺ вышел (в назначенный день), когда солнце стало показываться на горизонте. Затем он сел на минбар, возвеличил Аллаха, (сказав: Аллаху Акбар), восхвалил Его, (сказав: аль-хамду ли-Ллях). Затем сказал:
إِنَّكم شَكَوتُمْ جَدْبَ ديارِكم، واستئخَارَ المطَرِ عنْ إبَّانِ زمانِهِ عنكم، وقدْ أمرَكُمْ اللهُ عزَّ وجلَّ وَوَعَدَكُم أنْ يستجيبَ لكم – ثم قال: - الْحَمْدُ للَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ، الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ، مَلِكِ يَوْمِ الدِّينِ، لَا إلَهَ إلَّا اللهُ يفعلُ ما يُريدُ، اللَّهمَّ أنتَ الله لَا إلَهَ إلَّا أنتَ الغنيُّ ونحنُ الفقراءُ، أنزِلْ علينا الغيثَ، واجعلْ ما أنزلْتَ لنا قوةً وبلاغًا إلى حينٍ «Вы жалуетесь на засушливость ваших земель и на то, что дождя не было уже длительное время. А ведь Всевышний Аллах приказал вам взывать к Нему с мольбой и Он обещал вам, что ответит вам (на них)!» Затем он сказал: «Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому и Дарующему милость, Царю в день Суда, Нет истинного божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и Он делает что пожелает. О Аллах! Ты Аллах, кроме Которого нет другого истинного божества! Ты - Богатый, а мы - бедные! Так ниспошли же нам дождь, и пусть то, что Ты ниспошлёшь нам, принесёт нам силы (в служение, поклонение и подчинение Тебе) и пребудет с ним достаточно времени!»Затем Он (ﷺ) поднял руки и не опускал их, (взывая к Аллаху), до тех пор, пока не стала видна белизна его подмышек(6). Затем он повернулся спиной к людям и вывернул наизнанку (или одел наоборот) свою накидку (рида) и продолжал взывать к Аллаху с поднятыми руками. Затем он повернулся к людям, сошёл с минбара и совершил с ними 2 рака’ата молитвы.
После чего Аллах согнал облака, раздался гром и засверкала молния. Вскоре полил дождь с дозволения Аллаха. И Он (ﷺ) не успел дойти до мечети, как по земле уже текли ручьи. И когда он увидел торопящихся к своим укрытиям людей, то засмеялся так, что были видны его задние коренные зубы. И он сказал:
أَشْهَدُ أَنَّ اللهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ، وَأَنِّي عَبْدُ اللهِ وَرَسُولُهُ «Я свидетельствую о том, что Аллах над всякой вещью мощен, и что я – раб Аллаха и Его посланник»»(7).
Также нет запрета на совершения её в ночное время, как об этом писал Ибн Хаджар (да будет милостив к нему Аллах) в «Фатху аль-Барий» (2/449).


У молитвы аль-Истискъа нет азана и икамата Не узаконено Шариатом произнесение слова азана или икамата для молитвы аль-Истискъа. Дозволено лишь сообщить имаму или тому, кто собирается проводить эту молитву, людям о времени и месте её совершения.
Доводом на это служит упомянутый выше Хадис от ‘Аишы (да будет доволен ею Аллах), где было сказано: «Однажды люди стали жаловаться Посланнику Аллаха ﷺ на долгое отсутствие дождя. Тогда (Он ﷺ) приказал поставить минбар на открытое место (за пределами мечети), и назначил людям день сбора, чтобы они вышли к этому месту…».
Имам Ибн Батталь (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «(Учёные) единогласны в том, что молитвы аль-Истискъа нет азана и нет икамата»(8).
Имам Ибн Къудама (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Не установлено в Сунне (в Шариате) для этой молитвы ни азана, ни икамата, и мы не знаем разногласия в этом (среди учёных)»(9).
Это также установлено и передаётся от сподвижников (да будет доволен ими Аллах).
Абу Исхакъ (да будет милостив к нему Аллах) рассказывал, что: «’АбдуЛлах ибн Язийд аль-Ансарий вышел для совершения молитвы аль-Истискъа. С ним также вышил аль-Бараъу ибн ‘Азиб и Зэйд ибн Аркъам (да будет доволен ими Аллах). И он (‘АбдуЛлах ибн Язийд) совершил молитву стоя на ногах, не на минбаре. Сначала он попросил прощения (у Аллаха), а затем совершил 2 рака’ата молитвы, читая Коран вслух, не произнося ни азан, ни икамат (перед молитвой)»
Абу Исхакъ говорил: «’АбдуЛлах ибн Язийд видел Пророка ﷺ» - (то есть передал это от него).(10)


Молитва аль-Истискъа совершается подобно Праздничной молитве (аль-‘Ийд) Молитва аль-Истискъа совершается подобно тому, как совершается молитва аль-‘Ийд. Также произносятся 7 такбиров (слова «Аллаху Акбар») в первом рака’ате и 5 такбиров – во втором, перед чтением Корана.
Она совершается в 2 рака’ата и Коран в них читается вслух (громко).
Доводом этому является то, что передаётся от Абу Исхакъа ибн ‘АбдиЛлях ибн Кинана, который сказал: «Однажды аль-Уалид ибн ‘Утба, который был наместником Медины, отправил меня к Ибн ‘Аббасу, чтобы я спросил у него о том, как совершал молитву аль-Истискъа Посланник Аллаха ﷺ. И он (Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах) сказал мне: «Посланник Аллаха ﷺ вышел к месту совершения молитвы и шёл к ней спешно (в чём был, не наряжаясь и не умащаясь благовониями), смиренно и покорно, пока не достиг назначенного места. Он взошёл на минбар, но не произнёс проповеди, однако продолжал молить (Всевышнего) со смиренностью и покорностью, произнося при этом слова такбира («Аллаху Акбар»). Затем он совершил молитву в 2 рака’ата подобно молитве аль-‘Ийд»»(11).


Молитва аль-Истискъа совершается вне мечети, на открытой местности Сунной является совершать молитву аль-Истискъа вне мечети, на открытой местности, как на это указывают ранее приведённые хадисы. Исключением являются только жители Мекки. Они совершают молитву аль-Истискъа в мечети аль-Харам, как на это указывают действия праведных предшественников (саляфов)(12).
Из доводов на то, что молитва аль-Истискъа совершается вне мечети, на открытой местности:
1 – Хадис от ‘Аишы (да будет доволен ею Аллах), который был приведён выше, в котором говорилось: «Однажды люди стали жаловаться Посланнику Аллаха ﷺ на долгое отсутствие дождя. Тогда (Он ﷺ) приказал поставить минбар на открытое место (за пределами мечети), и назначил людям день сбора, чтобы они вышли к этому месту…».
2 – Хадис от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), который также был приведён выше, в котором говорилось: «Посланник Аллаха ﷺ вышел к месту совершения молитвы и шёл к ней спешно (в чём был), смиренно и покорно, пока не достиг назначенного места. Он взошёл на минбар…»
3 – Хадис от ‘АбдуЛлах ибн Зэйда, который передал, что: «Пророк ﷺ вышел на открытую местность и совершил молитву…»(13).


Описание того, как следует выходит для совершения молитвы аль-Истискъа на открытую местность, как произносить мольбу и проповедь до молитвы Сунной является выходить для совершения молитвы аль-Истискъа в обычной одежде, не наряжаясь, не умащаясь благовониями, смиренно и покорно, устремляясь в своих мольбах и желаниях к Аллаху, ощущая и признавая себя нуждающимся (мискином), который ищет прощения Господа, Его милость и щедрость.
Необходимо обращаться к Аллаху с мольбами, просить у Него прощения, испрашивать дождь, возвеличивать Его (произносить слова такбира – Аллаху Акбар), восхвалять Его (произносить слова тахмида – аль-хамду ли-Ллях).
Имам и люди во время мольбы (ду’а) о ниспослании дождя поднимают свои руки к небу. А имаму и вовсе дозволено поднять руки так высоко, чтобы были видны его подмышки.
Также имаму дозволено обращаться к людям с проповедью, наставлениями, напоминать им о необходимости этой молитвы, о том, что все они нуждаются в дожде, осадках, побуждать их как можно больше взывать к Аллаху, обращаясь в сторону Ка’бы (на киблу).
Однако не дозволено произносить проповедь каким-то другим, отличным от вышеуказанного, способом.

Доводом на все вышесказанное являются следующие хадисы:
1 – Вышеупомянутый хадис от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), в котором говорилось: «Посланник Аллаха ﷺ вышел к месту совершения молитвы и шёл к ней спешно (в чём был, не наряжаясь и не умащаясь благовониями), смиренно и покорно, пока не достиг назначенного места. Он взошёл на минбар, но не произнёс проповеди, однако продолжал молить (Всевышнего) со смиренностью и покорностью, произнося при этом слова такбира («Аллаху Акбар»). Затем он совершил молитву в 2 рака’ата…»
2 – Также вышеупомянутый хадис матери правоверных ‘Аишы (да будет доволен ею Аллах), в котором говорилось: «Посланник Аллаха ﷺ вышел (в назначенный день), когда солнце стало показываться на горизонте. Затем он сел на минбар, возвеличил Аллаха (сказав: Аллаху Акбар), восхвалил Его (сказав: аль-хамду ли-Ллях). Затем сказал: «Вы жалуетесь на засушливость ваших земель и на то, что дождя не было уже длительное время. А ведь Всевышний Аллах приказал вам взывать к Нему с мольбой и Он обещал вам, что ответит вам (на них)!» Затем он сказал: «Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому и Дарующему милость, Царю в день Суда, Нет истинного божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и Он делает что пожелает. О Аллах! Ты Аллах, кроме Которого нет другого истинного божества! Ты - Богатый, а мы - бедные! Так ниспошли же нам дождь, и пусть то, что Ты ниспошлёшь нам, принесёт нам силы (в служение, поклонение и подчинение Тебе) и пребудет с ним достаточно времени!» Затем Он (ﷺ) поднял руки и не опускал их (взывая к Аллаху) до тех пор, пока не стала видна белизна его подмышек. Затем он повернулся спиной к людям …»
3 – Также хадис от ‘АбдуЛлах ибн Зэйда (аль-Мазиний), который передал, что: «Пророк ﷺ вышел с людьми для совершения молитвы аль-Истискъа. Он встал и стал обращаться с мольбой к Аллаху стоя. Затем он повернулся на киблу (в сторону Ка’бы), перевернул свою накидку (рида) и они совершили молитву аль-Истискъа…»(14)
4 – Хадис от Анаса (да будет доволен им Аллах), который передал, что: «Пророк ﷺ не поднимал рук в своих мольбах, кроме как в мольбе о ниспослании дождя. И он поднимал в этой мольбе так, что была видна белизна его подмышек»(15).
5 – Имам аль-Бухари (да будет милостив к нему Аллах) назвал одну из глав своего сборника «ас-Сахих»: «Глава о поднятии рук людьми вместе с имамом в мольбе о ниспослании дождя». И в этой главе, в примечаниях, имам аль-Бухари привёл хадис от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), который сообщил, что: «Однажды, в пятницу (джум’а), один бедуин пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ и обратился (к Пророку), сказав: «О Посланник Аллаха! Погибает наш скот, погибает наше потомство, погибают люди(16)Тогда Посланник Аллаха ﷺ поднял руки и стал обращаться (к Аллаху) с мольбой (о дожде). И люди подняли вместе с ним руки и стали обращаться с мольбой к Аллаху…»»(17).


О дозволенности имаму одеть одежду наизнанку или наоборот во время обращения к Аллаху с мольбой о ниспослании дождя Является узаконенным для имама одеть свою одежду наоборот или наизнанку во время обращения к Аллаху с мольбой о ниспослании дождя. Однако для остальных, для тех, кто вместе с ним совершает эту молитву, это действие НЕ узаконено.
Доводы на это следующее:
1 – То, что передаётся в вышеупомянутом хадисе ‘Аишы (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала, что: «…Затем Он (ﷺ) поднял руки и не опускал их (взывая к Аллаху) до тех пор, пока не стала видна белизна его подмышек. Затем он повернулся спиной к людям и вывернул наизнанку (или одел наоборот) свою накидку (рида) и продолжал взывать к Аллаху с поднятыми руками. Затем он повернулся к людям, сошёл с минбара и совершил с ними 2 рака’ата молитвы…»
2 – То, что передаётся в версии хадиса, приведённой у Абу Дауда в «Сунан», от ‘Абдуллах ибн Зэйда аль-Мазиний, который сказал: «Вышел Посланник Аллаха ﷺ для совершения молитвы аль-Истискъа. Он повернулся к людям спиной и стал взывать к Аллаху с мольбой. Затем он направился с сторону Ка’бы (на киблу), перевернул (одел наоборот) свою накидку (рида)…»
В другой версии этого хадиса говорится: «Он (ﷺ) перевернул свою накидку (рида), одев правую сторону на левое плечо, а левую сторону – на правое. Затем обратился к Аллаху с мольбой…»
В другой версии говорится: «Посланник Аллаха ﷺ вышел, чтобы обратиться к Аллаху с мольбой о ниспослании дождя, и на нём была черная накидка (хъамисату сауда). Он (ﷺ) хотел взять за её подол и накинуть его наверх, но испытал трудность с этим. Тогда он просто одел её наоборот, поменяв стороны её плеч местами (или вывернув её)»(18).
3 – Нет ничего достоверного относительно того, что люди также должны вывернуть или одеть наоборот свои одежды вместе с имамом(19).


الْحَمْدُ للَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ، الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ، مَلِكِ يَوْمِ الدِّينِ، لَا إلَهَ إلَّا اللهُ يفعلُ ما يُريدُ، اللَّهمَّ أنتَ الله لَا إلَهَ إلَّا أنتَ الغنيُّ ونحنُ الفقراءُ، أنزِلْ علينا الغيثَ، واجعلْ ما أنزلْتَ لنا قوةً وبلاغًا إلى حينٍ
«Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому и Дарующему милость, Царю в день Суда, Нет истинного божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и Он делает что пожелает. О Аллах! Ты Аллах, кроме Которого нет другого истинного божества! Ты - Богатый, а мы - бедные! Так ниспошли же нам дождь, и пусть то, что Ты ниспошлёшь нам, принесёт нам силы (в служение, поклонение и подчинение Тебе) и пребудет с ним достаточно времени!»

Марат абу Зарр
Засушливые дни первой половины месяца Зуль-Къа’да – 1442 г.х.
_____________________________ (1) - Аль-мутатауи’ – доброволец, человек, который совершает дополнительные, добровольные поклонения
(2) - То есть вернулись к богобоязненности – к выполнение установлений Аллаха, Его приказов.
(3) - Имам Ибн аль-Къайим (да будет милостив к нему Аллах) в своей книге «Зааду аль-ма’ад» (1/456-458) писал: «Установлено, что Пророк ﷺ испрашивал (у Аллаха) дождь следующими способами:
Первый: В пятничный день (джум’а), во время проповеди. Он (ﷺ) говорил:
اللَّهُمَّ أَغِثْنَا، اللَّهُمَّ أَغِثْنَا، اللَّهُمَّ أَغِثْنَا، اللَّهُمَّ اسْقِنَا، اللَّهُمَّ اسْقِنَا، اللَّهُمَّ اسْقِنَا [Аллахумма агъисна, Аллахумма агъисна, Аллахумма агъисна, Аллахумма искъына, Аллахумма искъына, Аллахумма искъына] «О Аллах помоги нам! О Аллах помоги нам! О Аллах помоги нам! О Аллах ниспошли нам дождь! О Аллах ниспошли нам дождь! О Аллах ниспошли нам дождь!»
Второй: Когда Он ﷺ призвал людей выйти в один из дней для совершения молитвы в открытую местность (в поле), и там совершил с ними молитву о ниспослании дождя.
Третий: Когда Он ﷺ испрашивал дождь с минбара Медины не в пятничный день, и не известно, чтобы Он (ﷺ) совершил при этом молитву.
Четвёртый: Когда Он ﷺ испрашивал дождь, сидя в мечети, подняв руки, прося Всевышнего и Великого Аллаха.
Пятый: Когда Он ﷺ испрашивал дождь возле места под названием «Ахджару аз-зэйт», который находится рядом с местом под названием «Аз-Заура» (в Медине). Это место расположено вне мечети (Пророка), если выйти из ворот, которые сегодня известны как «Бабу ас-Салям», примерно на расстояние брошенного камня, вправо от этих ворот. (Это место также известно как место, в котором Посланник Аллаха ﷺ совершал молитву о ниспослании дождя).
Шестой: Когда Он ﷺ испрашивал у Аллаха дождь в некоторых своих военных походах, после того, как язычники опережали их и занимали колодцы или водоёмы…»

Что касается нашей темы, то это второй способ, приведённый имамом Ибн аль-Къайимом (да будет милостив к нему Аллах).

(4) - Имам Ибн Къудама (да будет милостив к нему Аллах) в книге «аль-Мугъни» (2/430) писал: «Молитва аль-Истискъа является твёрдо установленной сунной (сунна муъаккяда), которую совершал Посланник Аллаха ﷺ и его (праведные) халифы (да будет доволен ими Аллах)».
(5) - Порицаемое время для совершения добровольных молитв:
- время восхода солнца, то есть его появления на горизонте до момента, когда оно поднимается на высоту копья,
- время нахождения солнца в зените, за 15-20 мин. до восхождения солнца в пик зенита до момента, когда тень предмета от солнца начнёт свой рост в другую сторону,
- время перед закатом солнца, то есть за 15-20 мин. до заката солнца за горизонт до момента, когда диск солнца полностью скроется за ним.
(6) - «Белизна подмышек» - Что это значит? Шейх аль-‘Усэймин (да будет милостив к нему Аллах) в толковании к данному хадису из книги «Булугъ аль-марам» говорил: «Постоянно спрашивают: Что значит белизна подмышек? А это потому, что подмышки они скрыты, закрыты от попадания на них солнечных лучей, от воздействия ветра (воздуха), и поэтому они сохраняют свою белизну. И это не значит, что у Посланника (ﷺ) была на теле какая-то неестественная, необычная белизна». То есть, некоторые могут полагать, что у Пророка ﷺ была какая-то особенная белизна подмышек. Однако речь здесь идёт о том, что эта часть его тела была менее подвержена воздействию внешних факторов, и сохранила цвет кожи, который был более светлым, чем остальное тело.
(7) - Хадис приводят Абу Дауд в «Сунан» (1173), аль-Хаким в «аль-Мустадрак» (1/328), Ибн Хиббан и другие. Хорошую (хасан) степень этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «Ируа аль-гъалиль» (3/135).
(8) - См.: «Фатху аль-Барий» (2/514).
(9) - См.: «аль-Мугъни» (2/432).
(10) - Хадис приводит имам аль-Бухари (1022).
(11) - Хадис приводят имам Ахмад в «аль-Муснад» (1/230,269,355), Абу Дауд в «Сунан» (1165), ат-Тирмизи (558), ан-Насаи и другие. Хорошую (хасан) степень хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «аль-Ируа» (3/133).
(12) - Об этом сообщил имам аш-Шафи’и в своей книге «аль-Умм» (1/234), написав: «…Кроме жителей Мекки. Так как ни от одного из саляфов не передаётся, чтобы они совершали молитву аль-‘Ийд, кроме как в мечети аль-Харам… И не известно, чтобы они совершаил молитву аль-’Ийд или молитву аль-Истискъа, кроме, как в мечети аль-Харам».
(13) - Это хадис приводят имамы аль-Бухари и Муслим.
(14) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (1022, 1027) и Муслим (894).
(15) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (1031) и Муслим (895).
(16) - То есть: без дождя.
(17) - Хадис приводит имамы аль-Бухари (1029).
(18) - Хадис приводит Абу Дауд в «Сунан» (1162-1164). Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих сунан Аби Дауд» (1/215).
(19) - См.: «Тамаму аль-минна» стр.264.

alveo

Вернуться в «МОЛИТВА - НАМАЗ (ас-салят)»

cron