بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
О мольбе (ду'а) Кунут в молитвах
(Некоторые фетвы и разъяснения)
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-'Усэймин (رحمه الله) на вопрос:
«Какого положение в шариате совершения ду'а Кунут в обязательных молитвах (фарааид)? И какого положение этого ду'а, если случилось несчастье или беда с мусульманами?»
Ответил: «Ду'а аль-Кунут в обязательных молитвах не узаконено и выполнение его нежелательно. Однако если совершает его имам, то следуйте за ним, так как противоречие имаму - зло.
А если случилось с мусульманами несчастье, постигла их беда, то разрешается иногда взывать к Аллаху при помощи этого ду'а, чтобы Он избавил от беды». (Из сборника фетв "Фатауа ахкаму аль-Ислам", вопрос № 278).
Шейха аль-Фаузана (да хранит его Аллах) спросили:
Какой хукм ду'а аль-Кунут в рака'ате молитвы витр, после выпрямления с руку' ? А так же в молитве фаджр, во втором рака'ате, после поднятие с руку' ? И какое положение для ду'а лучше ?
Шейх ответил: «Что касается ду'а аль-Кунут в молитве Уитр, то это сунна, и выполняется это ду'а перед руку'. И так же не желательным является постоянство в этом. Однако нужно совершать его иногда, а иногда оставлять.
А что касается ду'а аль-Кунут после руку', в молитве Фаджр, то, как говорят большинство учёных, делать этого нельзя, кроме как в случаях когда мусульмане испытывают трудность и находятся в беде. И если случилась некая беда с мусульманами, то разрешено имамам мечетей взывать к Аллаху, делая это ду'а, чтобы Он устранил беду.
А без такой необходимости делать это ду'а нельзя, так как на это нет указаний в шариате. И Пророк ﷺ не делал это постоянно, и не делали это халифы после него (да будет доволен ими Аллах).
А хадис, который указывает на то, что Посланник Аллаха (ﷺ) совершал это ду'а в молитве фаджр до того, как покинул этот мир, то этот хадис не подходит в качестве довода. Объяснение этому вы найдёте, вернувшись к словам имама Ибн аль-Къайима, в книге "Замду аль-ма'аад", вопрос №11». (Из сборника фетв Шейха, фетва № 45).
Шейха аль-'Усэймина спросили: "Есть ли для ду'а Кунут определенное форма?»
На что он ответил: «Ду'а кунут - это то мольба, которой обучал Посланник Аллаха ﷺ Хасана ибну 'Али ибн Аби Талиба:
"...االهم اهدني فيمن هديت و عافني فيمن عافيت " (Аллахумма ихдиний фийма хадайта...) и до конца этого известного ду'а. Имам обращаясь с этим ду'а говорит, применяя местоимение множественного числа, т.к. он просит и за себя и за тех, кто находится за ним в молитве. И если требуется добавить что-то соответствующие, подходящее и уместное в это ду'а, то нет в этом проблем. Однако не желательно удлинять его, т.к. Посланник ﷺ сердился на Му'аза, когда он удлинял молитву». (конец ответа)
Хадис о ду'а Кунут приводит имам ат-Тирмизи в сборнике "Сунан" (464). Там же в комментарии говорится: «...Мы не знаем от Пророка ﷺ мольбы Кунут в молите аль-Уитр лучше чем эта...»
Аль-Хасан ибн ‘Али рассказывал: «Посланник Аллаха (ﷺ) научил меня следующей мольбе Кунут:
اللًَّهُمَّ اهْدِنِي فِيمَنْ هَدَيْتَ، وَعَافِنِي فِيمَنْ عَافَيْتَ،وَتَوَلَّنِي فِيمَنْ تَولَّيْتَ، وَبَارِِِكْ لِي فِيمَا أعْطَيْتَ، وَقِنِي شَرَّمَا قَضَيْتَ، فَإنَّكَ تَقْضِي وَلاَيُقْضَى عَلَيْكَ، إنَّهُ لاَيَذِلُّّ مَنْ وَالَيْتَ وَلاَيَعِزٌّ مَنْ عَادَيْتَ، تَبَارَكْتَ رَبَّنَا وَتَعَالَيْتَ
[Аллахумма-хдини фи ман хадайт, уа’афини фиман ’афайт, уатауалляни фиман тауалляйт, уабарикли фима а’тайт, уакъини шарра ма къадайт, фаиннака такъды уаля юкъда ’аляйк, иннаху, ля йазиллю ман уаляйт, уаля я’иззу ман ’адайт,
Табаракта Раббана уата’аляйт]
«О Аллах, веди меня прямым путем, подобно тем, кого Ты ведешь прямым путем, и избавь меня (от всего дурного), в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекал, и благослови меня в том, что Ты даровал, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты решаешь, а о Тебе решений не принимают, и, поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал, как не познает славы тот, с кем Ты стал враждовать! Благословенный Ты Господь наш и Возвышенный!»» (Хадис приводят Абу Дауд, 1425, ан-Насаи, 3/248. Хадис достоверный. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу 'Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани).
И известно, что сподвижники произносили и другие мольбы во время Кунута в Уитре, как например мольба Кунут ‘Умара ибн аль-Хатаба, который говорил:
اللَّهُمَّ إيَّاكَ نَعْبُدُ، وَلَكَ نُصَلِّي وَنَسْجُدُ، وَإلَيْكَ نَسْعَى وَ نَحْفِدُ، نَرْجُورَحْمَتَكَ، وَنَخْْشَى عَذَابَكَ، إنَّ عذَابَكَ بِالْكَافِرِينَ مُلْحَقُ. اللَّهُمَّ إنَّا نَسْتَعِينُكَ، وَ نَسْتَغْفِرُكَ، وَنُثْنِي عَلَيْكَ الْخَيْرَ، وَلاَ نَكْفُرُكَ، وَنُؤْمِنُ بِكَ، وَ نَخْضَعُ لَكَ، وَنَخْلَعُ مَنْ يَكْفُرُكَ
[Аллахумма, ийака на’буд, уаляка нусалли уа насджуд, уа илейка нас’а уанахфид, нарджу рахматак, уанахша ’азабак, инна ’азабака биль-кяфирина мульхак. Аллахумма, инна наста’инука, уа настагъфирук, уанусни ’аляйкя-льхайра, уаля накфурук, уа ну’мину бика, уанахда’уляк, уанахля’у ман йакфурук]
«О Аллах, Тебе мы поклоняемся. Тебе молимся и пред Тобой совершаем земные поклоны, к Тебе устремляемся и спешим, о Твоём милосердии просим и Твоего наказания страшимся, поистине, наказание Твоё постигнет неверных! О Аллах, поистине, мы просим Тебя о помощи, и просим Тебя о прощении, и благодарим Тебя за благо, и не являемся неверующими в Тебя, и веруем в Тебя, и покоряемся Тебе и отрекаемся от тех, кто в Тебя не верует». (Асар приволдит аль-Бэйхакъый, 2/211. Иснад его достоверный).
Марат абу Зарр (2008 г.)