О том, как возмещают пропущенные дни поста беременные и кормящие грудью

abu Zarr
Сообщений: 370
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

О том, как возмещают пропущенные дни поста беременные и кормящие грудью

Сообщение abu Zarr » 10 июл 2015, 08:33


بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

О том, как возмещают пропущенные дни поста беременные и кормящие грудью

С именем Аллаха Милостивого и Дарующего милость

Поистине, вся хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, к Нему взываем, Его просим о прощении, к Нему мы прибегаем от зла наших душ и от дурных наших дел. Того, кого наставит Аллах, того никто не введёт в заблуждение, а того, кого Аллах введёт в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь.
И я свидетельствую что нет истинного божества кроме Аллаха, Единственного, у Которого нет сотоварища, и я свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник.

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلَا تَمُوتُنَّ إِلَّا وَأَنْتُمْ مُسْلِمُونَ
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и ни в коем случае не умирайте, кроме как будучи мусульманами!» (сура «Али ‘Имран», 102). А затем:

Поистине самые правдивые слова – это Слова Аллаха, а самый истинный путь – это путь Мухаммада (ﷺ). Самые скверные дела – это дела новоизобретенные, а каждое новоизобретенное (в религии) дело есть нововведение, а каждое нововведение есть заблуждение, а любое заблуждение - в Огне.
А затем:
Всевышний Аллах вменил нам соблюдение поста в месяц Рамадан, чтобы мы могли поклоняться Ему Одному, очищать свои души от грехов и прегрешений и благодарить Его за те милости, которые Он оказал нам и оказывает.
Каждый, кто в состоянии соблюдать пост в этот месяц, должен это делать. Тем же, кто по шариатским причинам не может соблюдать его, для них в религии Великим и Мудрым Аллахом предусмотрены исключения (послабления).
Например, беременные женщины и кормящие грудью, если опасаются за себя или ребёнка, то могут по необходимости прервать пост. От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

إن الله تعالى وضع شطر الصلاة أو نصف الصلاة والصوم عن المسافر وعن المرضع أو الحبلى
«Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста»(1).
Если же они (беременные или кормящие) способны поститься, не опасаясь за свою беременность и ребёнка, то им запрещено оставлять пост, т.к. Всевышний Аллах сказал:

وَأَنْ تَصُومُوا خَيْرٌ لَكُمْ
«А поститься лучше для вас, если бы вы только знали!» (сура «аль-Бакъара», 184).
Также Ибрахим ан-Наха’и рассказывал: «Однажды одна женщина пришла к ‘Алькъаме и сказала: «Я беременна, но я в состоянии соблюдать пост, однако мой муж запрещает мне это». Тогда ‘Алькъама сказал ей: «Повинуйся Аллаху и не слушайся своего мужа!»»(2)
Имам Ибн ‘Акъыль сказал: «Если беременная и кормящая грудью опасаются за плод или ребенка, то им не следует поститься, а если они не опасаются, то им запрещено не поститься!»(3)
Шейх Ибн ‘Усэймин (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Не дозволено беременной и кормящей грудью не соблюдать пост, кроме как при необходимости!»(4)
Таким образом, беременной и кормящей грудью дозволено не соблюдать пост, но не просто по причине кормления или беременности, как это полагают многие, а в случае опасения за беременность и за здоровье ребёнка.

Остаётся очень важный вопрос, основной в нашей теме:


Возмещаются ли пропущенные дни поста по причине беременности и кормления грудью? И если возмещаются, то как?

Ответ на эти вопросы следующий:

Относительно данного вопроса среди ученых существует пять известных мнений, правильным из которых является только одно, поскольку истина одна, а противоречивые разногласия не имеют к ней никакого отношения. Имам Малик (да будет милостив к нему Аллах) говорил:
والله ... ما الحق إلا واحد، قولان مختلفان يكونان صوابًا جميعًا؟ ما الحق والصواب إلا واحد
«Клянусь Аллахом … истина лишь одна! Два противоречащих друг другу мнения одновременно могут быть правильными?! Нет! Истина одна и правильное мнение (суждение) только одно!!»(5)
Итак, приведём вкратце те пять мнений, которые есть в этом вопросе, подробно остановившись лишь только на правильном:
Первое мнение: беременная или кормящая грудью обязана возместить пост и кормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Это было мнением Малика, аш-Шафи’и и Ахмада(6). Однако некоторые шафи‘иты и ханбалиты считали, что она должна просто возместить пропущенные дни поста, без кормления бедняка(7).
Второе мнение: беременная только возмещает пропущенные дни поста, а кормящая грудью возмещает пост и кормит за каждый пропущенный день одного бедняка. Это одно из мнений имама Малика и многих шафи‘итов(8).
Третье мнение: беременная и кормящая грудью просто обязаны возместить пропущенные дни поста, не кормя бедняков. Это мнение Абу Ханифы, аль-Ауза’и, Суфьяна ас-Саури, Абу Саура и Абу ‘Убэйда(9). Также этому мнению отдали предпочтение шейх Ибн Баз, Ибн ‘Усеймин и оно же приводится в фетвах Постоянного Комитета Больших Учёных КСА(10).
Четвертое мнение: беременная и кормящая грудью не возмещают пост и не кормят бедняков. Это мнение имама Ибн Хазма, и ему отдал предпочтение шейх Хаммад аль-Ансари(11).

Что касается первых двух мнений, то они не имеют основы ни в Коране, ни в Сунне, ни в словах кого-либо из сподвижников. Имам Абу ‘Абдуллах аль-Маррузий говорил: «Мы не знаем никого, от кого бы достоверно передавалось необходимость объединять оба положения: кормление бедняка и возмещение поста, кроме имама Муджахида»(12).
Что касается мнения третьего и четвёртного, то они возвращаются к пониманию контекстов Корана и Сунны имамами этой общины. Однако, среди них, в отличие от пятого, правильного мнения, не было сподвижников Посланника Аллаха (ﷺ), мнению которых отдаётся предпочтение, т.к. они лучше знали контексты Корана и Сунны и понимали их лучше, чем кто-либо после них.

Итак:

Пятое мнение состоит в том, что пропустившие пост беременная и кормящая грудью не обязаны его восполнять, а должны накормить за каждый пропущенный день одного бедняка. И это было мнением Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, а также за ними в этом вопросе последовали Са’ид ибн Джубайр, Къатада, Къасим ибн Мухаммад, Исхакъ ибн Рахуйа и аль-Альбани(13). Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил, что нижеследующий аят был отменён велением соблюдать пост:

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ
«А тем, которые способны поститься с трудом, надлежит накормить бедняка» (сура «аль-Бакъара», 184).
А затем добавил: «Установлено кормление одного бедняка за каждый пропущенный день для старика и старухи, которые не способны соблюдать пост(14), а также для беременной и кормящей грудью, которые опасаются (за детей)»(15).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) также говорил: «Если беременная опасается за себя, а кормящая грудью боится за своего ребенка, то они оставляют пост в месяц Рамадан и кормят за каждый пропущенный день одного бедняка, и они не должны возмещать свой пост»(16).
Также сообщается, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал беременной женщине: «Ты из числа тех, которые не в состоянии соблюдать пост (لا يطيق), поэтому на тебя возлагается кормление бедняка, и не возлагается на тебя возмещение»(17).
В другой версии, от Са’ида ибн Джубэйра, от Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара (да будет доволен ими Аллах) передаётся, что они говорили:

الحامل والمرضع تفطرولا تقضي
«Беременная и кормящая разговляются и не восполняют (этот день)»(18). То есть, дозволено ей употребление пищи в дневное время Рамадана, если они бояться за себя и ребёнка, и они при этом не обязаны восполнять эти дни, и на них лежит кормление бедняков.
Также сообщается, что однажды Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах), увидев, что его беременной жене трудно поститься, сказал ей: «Оставь пост, так как ты из числа тех, кто не может соблюдать его. И корми за каждый день бедняка, и не возмещай свой пост». Нафи’ рассказывал, что то же самое Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) повелел и своей беременной дочери(19).
Тоже самое говорили некоторые известные имамы из числа таби’инов (последователей сподвижников Пророка ﷺ), такие как Са’ид ибн Джубайр и Къатада, они говорил: «Не постится беременная, которая опасается за свое дитя и не постится кормящая грудью, которая опасается за свое дитя. Они должны за каждый пропущенный день кормить бедняка, и они не обязаны возмещать пост»(20).

Как мы видим, пятое мнение – это мнение, которое основывается на словах сподвижников и их велениях, и делах, является более убедительным и более правильным, чем другие четыре(21). И у силы этого мнения есть следующие причины:
Первая: оно является мнением сподвижников Пророка (ﷺ), Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, которые были свидетелями ниспослания Корана и которые лучше других знали о его значении, как было сказано выше.
Вторая: Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) был лучшим толкователем Корана и его знатоком(22), поэтому его слова об отмене аята из суры аль-Бакъара (и его положения), имеет большой вес.
Третья: в приведенных словах Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах): «установлено», содержится указание на то, что это не его личное мнение или понимание Корана, а что это он знал из Сунны Пророка (ﷺ), поскольку сподвижники в религии ничего не устанавливали(23).
Также в действии Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), его указаниях своей жене и дочери, содержится практика их понимания, что тоже является сильным примером для нас.
Четвёртая: нет достоверных сообщений, чтобы хоть один сподвижник им в этом противоречил, а ставить в противоречие сподвижникам чье-либо мнение, кроме мнения (слов) Пророка (ﷺ), не дозволено!!
Все имамы приверженцев Сунны, включая и четырех имамов, считают, что если среди сподвижников было по какому-либо вопросу два мнения, то никому не дозволено вводить по данному вопросу третье мнение. Так же как если сподвижники объединились в одном вопросе, не дозволено идти им в противоречие(241).
И если никто из сподвижников не противоречил этому мнению Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, то в этом случае мы имеем единогласное молчаливое согласие (аль-иджма’ ас-сукутийю), что само по себе является шариатским доводом!
И это единогласное мнение следует принять, о чём говорили таби’уны и великие имамы этой общины, не считая тех, кто отклонился от истины, как му’тазилиты, аш’ариты, философы и некоторые крайние ханафиты(25).

Однажды Са’ида ибн аль-Мусейиба(26) спросили о его мнении в каком-то вопросе, и он сказал: «В этом вопросе разногласили сподвижники Посланника Аллаха (ﷺ), и моему мнению не должно быть места среди них!»(27)
Имам Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Если я скажу то, что противоречит Книге Аллаха, то оставьте мои слова и следуйте Книге Аллаха». Его спросили: «А если они противоречат высказыванию Посланника Аллаха (ﷺ)?» Он сказал: «Оставьте мои слова и следуйте хадису посланника Аллаха (ﷺ)». Его опять спросили: «А если они противоречат высказываниям его сподвижников?» Он ответил: «Оставьте мои слова и следуйте высказываниям сподвижников»(28).
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: «Не подражай слепо в своей религии людям, но если тебе придется это делать, то подражай умершим (т.е. сподвижникам), а не живым!»(29)


Что делать женщине, у которой в месяц Рамадан произошёл выкидыш?


Ответ на этот вопрос основывается на знании срока беременности, на момент которого это произошло.
Если плод обрёл человеческие черты, что случается после 81 дня беременности, то кровь после выкидыша будет считаться кровью нифаса (послеродовой кровью). В этом случае женщина должна оставить молитву и пост до момента, пока она не очистится от этой крови, максимум на срок в сорок дней.
Очень важно в этом случае знать, что те дни, которые женщина оставила из-за беременности, она обязана возместить кормлением за каждый из них по одному бедняку. А дни, в которые у неё начались кровотечения, связанные с выкидышем, она должна возместить соблюдением поста (подобно тому, как восполняются дни нифаса).
Если же плод еще не обрёл очертания человека, то кровь, которая выходит после выкидыша, будет считаться кровью по болезни (истихадой). В этом случае женщине не дозволено оставлять молитву и пост, она должна молиться, очищаясь от этой крови перед каждой молитвой и совершая омовение.

«Постоянному Комитету по научным исследованиям и фетвам КСА» был задан вопрос: У женщины произошёл выкидыш на третьем месяце беременности, и случилось это в начале Рамадана, из-за чего она пять дней не постилась, так как у неё шла кровь после выкидыша. И выход крови продолжался затем оставшиеся двадцать пять дней, однако эта кровь не выходила наружу, а была лишь внутри влагалища. Достоверным ли является соблюдение поста и совершение молитвы в эти (25-ть) дней, вместе с таким выделением крови? Учитывая, что она совершала полное омовение для каждой молитвы.
И до сих пор, когда она видит кровь и выделения, то вспоминает, что использовала таблетки, препятствующие беременности и появлению месячных, до того как забеременела.
Ответ: «Хвала принадлежит Одному лишь Аллаху, восхваления и приветствия Его посланнику, также его семье и его сподвижникам, а затем:
Если всё было так, как ты описал, то (кровь от) выкидыша, который случился на третьем месяце беременности, не считается послеродовой кровью (нифасом), так как плод не имел еще черты человека и был лишь сгустком. Поэтому её пост и молитва достоверны в период, когда она видела кровь и очищалась от неё для каждой молитвы, как упомянуто в вопросе.
И ей так же надлежит восполнить пост и молитву в те пять дней, в которые она разговлялась (принимала пищу), так как кровь её, согласно правильному мнению, была кровью по болезни (истихада).
И помощь от Аллаха, восхваления Аллаху Его посланнику, его семье и сподвижникам, и всем тем, кто строго последовал за ними.»
(30).


Что делать женщине, которая оставляет пост в месяц Рамадан по причине кормления ребёнка, однако увидела, что пришли «месячные»(хайд)?(31)


Женщина, которая оставляет пост по причине кормления, боясь за ребёнка, как мы уже узнали, должна за каждый пропущенный день накормить одного бедняка.
Однако, если в этот месяц (в месяц Рамадан), у неё пришли «месячные» (хайд), и длились, к примеру, 5 дней, то эти дни она обязана возместить постом, потому как причина оставления поста в эти дни не была связана с кормлением, а была связана с «месячными».
Так на подобный вопрос ответил достопочтенный шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах.


До какого возраста кормление ребёнка даёт право оставить пост, если женщина опасается за своё или его здоровье?


Если ребёнок достиг возраста пяти месяцев и выше, когда он уже в состояние употреблять в пищу некоторые виды овощей и фруктов и обходиться без материнского молока, тогда кормление уже перестаёт быть оправданием и не является причиной для оставления поста. Такое кормление называется «смешанным» или искусственным, как об этом говорят учёные.(32)


Чем и как следует кормить бедняка за пропущенные дни Рамадана?


Все категории людей, кому дозволяется оставить пост в месяц Рамадан, будь это старый человек, беременная или кормящая грудью женщина, должны накормить за каждый пропущенный день по одному бедняку. Порция еды при кормлении должна составлять половину са’а или один мудд (весом), что примерно равняется 1,5 кг.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда старый человек не может соблюдать пост, он кормит бедняка за каждый день одним муддом еды», в другой версии сказано: «Кормит половиной са’а пшеницы»(33).
От имама Малика сообщается, что Нафи’ передал от Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), который на вопрос о посте беременной, которая опасается за своего ребенка, сказал: «Она не поститься и кормит за каждый день бедняка одним муддом пшеницы»(34).
Сообщается, что «когда Анас ибн Малик состарился и не мог соблюдать пост, он приготовил сарид, созвал тридцать бедняков и накормил их всех»(35).
Имам аль-Бухари (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Если старый человек неспособен поститься, то он кормит бедняка, как это делал Анас (да будет доволен им Аллах), который, после того как состарился, за каждый день кормил бедняка мясом и хлебом»(36).
Исходя из этих сообщений от сподвижников и саляфов (праведных предшественников) получается, что кормить и раздавать беднякам можно любую еду, вне зависимости была она приготовлена или же нет.
Также, как говорил шейх Ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах) можно давать одному и тому же бедняку еду, которая является искуплением как за один, так и за более количество дней. Кормить бедняков или раздать еду можно как в начале месяца Рамадана, так и в середине или в конце(37).
Важно знать, что не является дозволенным выплачивать деньги вместо еды, в качестве искупления за пропущенные дни Рамадана. И это положение подобно положению «закята аль-Фитр», который необходимо выплачивать именно продовольствием. Шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах, говорил: «Следует кормить бедняка половиной са’ еды, которую употребляют в данной местности, а половина са’а – это приблизительно полтора килограмма. Бедняка следует кормить именно едой, а не выплачивать деньги, поскольку Всевышний Аллах сказал:

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ
«А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (сура «аль-Бакъара», 184). И текст Корана указывает именно на еду!»(38)
Как быть тому, кто не имеет возможности накормить бедняка за пропущенные дни поста?


Если человек не имеет возможности накормить бедняка за пропущенный день, то с него снимается эта обязанность. Как говорил имам Ибн Къудама (да будет милостив к нему Аллах): «Если старик или старуха не могут кормить бедняка, то им ничего не следует делать, ибо:
لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا
«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (сура «аль-Бакъара», 286)»(39).
То же самое относится к беременным или кормящим грудью женщинам. Если они не могут накормить бедняка за оставленный пост, то с них эта обязанность снимается.

И вся хвала принадлежит Аллаху! Поистине, нет силы и мощи, кроме как от Аллаха!
И да восхвалит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников, и избавит их от всяческих бед!


Собрал статью, дополнил и сделал некоторые примечания:
Марат абу Зейнаб (абу Зарр)
30-го числа месяца Ша’бан, 1435 г.х.
(28 июня 2014 г.)
_______________________________________________________________


(1) - Приводят хадис ат-Тирмизи (715), Абу Дауд (2408), ан-Насаи (2277). Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Хузэйма и шейх аль-Альбани.
(2) - Приводит ‘Абдур-Раззакъ № 7566.
(3) - См. «аль-Инсаф» 7/382.
(4) - См. «Фатауа ас-сыям» 161.
(5) - См. «Джами’ аль-баяни аль-‘ильм», 2/82.
(6) - См. «Тухфату аль-ахуази», 3/402.
(7) - См. «Сахих фикъх ас-Сунна», 2/125.
(8) - См. «аль-Маджму’» 6/273.
(9) - См. «Бидаяту аль-муджтахид» 1/446.
(10) - См. «Фатауа Ляджнати ат-даима», 10/226, 10/219, 10/221 и др.
(11) - См. «аль-Мухалля» 6/263, «Тухфату ас-саиль ‘ан саум аль-мурды’ уа аль-хамиль», 138.
(12) - См. «аль-Истизкар» 3/364.
(13) - См. «аль-Имам би ахкам ас-сыям» 300-301, «Сахих фикъх ас-Сунна» 2/125.
(14) - Это также относится и к больным, которые не надеются на выздоровление. Имам Ибн Къудама (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Больной, который не надеется на выздоровление, не постится и кормит за каждый день одного бедняка, и в этом он приравнивается к старому человеку». (См. «аль-Мугъни» 4/396).
(15) - Приводят аль-Байхакъый 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность сообщения подтвердили имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
(16) - Приводят ат-Табари 2758 и др. Достоверность иснада подтвердили хафиз Ибн ‘Абдиль-Барр в «аль-Истизкар» 3/364, Ибн Хаджар в «аль-Маталибу аль-‘алия» 1/258 и шейх аль-Альбани в «Ируа аль-гъалиль», 4/19.
(17) - Приводит аль-Баззар 1/365 и ат-Табари. Имам ад-Даракъутни и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность этого сообщения.
(18) - Приводит ад-Даракъутни с достоверным иснадом в «Сунан», 2/435.
(19) - Приводит ад-Даракъутни 2/207/10. Достоверность иснада подтвердили имам ад-Даракъутни и шейх аль-Альбани. См. «Ируа аль-гъалиль», 4/20.
(20) - Приводит ‘Абдур-Раззакъ, 7555, 7556.
(21) - О чём говорил шейх Фаркус в своей фетве: http://www.ferkous.com/site/rep/Bg16.php. Этого мнения придерживался имам аль-Альбани, также шейх Мухаммад ибн ‘Умар Базмуль, о чём он написал в книге: «Тарджийх фи масаиль ас-саум уа аз-закят», и шейх Мухаммад Са’ид Раслян.
(22) - Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: «Самый лучший толкователь Корана – это Ибн ‘Аббас!» (Приводит это сообщение имам ат-Табари 1/89? иснад его достоверный).
(23) - См. «Ируа аль-гъалиль», 4/38.
(24) - См. «ар-Рисаля» 595, “аль-Ихкам» 4/561, «аль-Усуль» 1/318.
(25) - См. «аль-Ихкам» 4/120, «ат-Тахсыль» 2/319.
(26) - Са’ид ибн аль-Мусэйиб (да будет милостив к нему Аллах) считается одним из самых знающих последователей (таби’ун), который жил в Медине. Скончался приблизительно в 90 году по хиджре. Имам Ибн аль-Мадини (да будет милостив к нему Аллах) говорил о нем: «Я не знаю среди последователей (таби’ун) человека с большим знанием, чем он» (См. «ат-Тахзиб», 2396).
(27) - Приводит Ибн ‘Абдиль-Барр в «Джами’у аль-баяни аль-‘ильм» 1423.
(28) - См. «аль-Мадхаль иля ас-сунани аль-кубра» 203-204, имама аль-Байхакъый и «Фатху аль-Маджид» 241.
(29) - Приводит сообщение аль-Хатыб, 1/438, аль-Лялякаи 131. Иснад его хороший (хасан).
(30) - См. «Фатауа Ляджнати ад-даима», 5/418, 10/224.
(31) - Хайд – «месячные», менструальный цикл.
(32) - См. примечания в фетве шейха Фаркуса: http://www.ferkous.com/site/rep/Bg16.php
(33) - Приводит хадис ад-Даракъутни (1/249), имам ад-Даракъутни и шейх аль-Альбани подтвердили его достоверность. См. «Ируа аль-гъалиль», 4/18.
(34) - Приводит сообщение аль-Байхакъый 4/23, с достоверным иснадом.
(35) - Приводит ад-Даракъутни 2/207. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада этого сообщения.
(36) - См. «Сахих аль-Бухари», 2/345.
(37) - См. «Фатауа Ибн Баз», 15/203.
(38) - См. «аль-Фатауа аль-Фаузан», 3/140.
(39) - См. «аль-Мугъни», 4/396.




alveo

Вернуться в «ПОСТ (ас-соум)»