Некоторые хадисы, в которых упоминаются достоинства месяца Ша`бан

abu Zarr
Сообщений: 376
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Некоторые хадисы, в которых упоминаются достоинства месяца Ша`бан

Сообщение abu Zarr » 17 фев 2024, 17:51

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Некоторые хадисы, в которых упоминаются достоинства месяца Ша`бан(1)

(в дополнении к приведённой здесь теме)


Хадис 1: Сообщается, что `Аиша(2) (да будет доволен ею Аллах) сказала: كَانَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَصُومُ حَتَّى نَقُولَ لَا يُفْطِرُ وَيُفْطِرُ حَتَّى نَقُولَ لَا يَصُومُ وَمَا رَأَيْتُ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ اسْتَكْمَلَ صِيَامَ شَهْرٍ إِلَّا رَمَضَانَ وَمَا رَأَيْتُهُ أَكْثَرَ صِيَامًا مِنْهُ فِي شَعْبَانَ «Иногда посланник Аллаха (ﷺ) постился [так часто], что мы говорили: «Он не прерывает пост», а иногда он не постился [столь долго], что мы говорили: «Он не постится». Я не видела, чтобы посланник Аллаха (ﷺ) соблюдал пост на протяжении всего месяца, кроме месяца Рамадан(3), и я не видела, чтобы в каком-либо месяце он постился больше, чем в месяц Ша`бан»(4) (Хадис достоверный)(5).

Хадис 2: Сообщается со слов Абу Салямы(6), что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:
لَمْ يَكُنِ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَصُومُ شَهْرًا أَكْثَرَ مِنْ شَعْبَانَ فَإِنَّهُ كَانَ يَصُومُ شَعْبَانَ كُلَّهُ،
وَكَانَ يَقُولُ خُذُوا مِنَ الْعَمَلِ مَا تُطِيقُونَ فَإِنَّ اللهَ لَا يَمَلُّ حَتَّى تَمَلُّوا وَأَحَبُّ الصَّلَاةِ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَا دُووِمَ عَلَيْهِ وَإِنْ قَلَّتْ وَكَانَ إِذَا صَلَّى صَلَاةً دَاوَمَ عَلَيْهَا
«Пророк (ﷺ) не постился больше чем в Ша`бане, поистине он постился весь Ша`бан(7). Он говорил: «Совершайте дела те, которые вам под силу, ведь воистину Аллаху не надоедает [ваше поклонение], пока [оно] не надоедает вам самим. Самой любимой молитвой для Пророка (ﷺ) была та, что совершается с продолжительностью, даже если она будет малой (незначительной), и если он [начинал] совершать какой-либо [вид] молитвы, то он совершал её продолжительно»»(8). (Хадис достоверный).

Хадис 3: Сообщается, что Абу Саляма сказал: «Я слышал, как ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила:
كَانَ يَكُونُ عَلَيَّ الصَّوْمُ مِنْ رَمَضَانَ فَمَا أَسْتَطِيعُ أَنْ أَقْضِيَ إِلَّا فِي شَعْبَانَ «Бывало так, что на мне оставался долг поста с [прошедшего Рамадана], и я не могла восполнить его, кроме как в месяц Ша`бан(9)»(10) (Достоверный хадис).

Хадис 4: Сообщается со слов ‘Абдуллы ибн абу Къайса(11), кот. слышал, как ‘Аиша сказала:
كَانَ أَحَبَّ الشُّهُورِ إِلَى رَسُولِ اللَّهِ – ﷺ – أَنْ يَصُومَهُ شَعْبَانُ ثُمَّ يَصِلُهُ بِرَمَضَانَ «Посланник Аллаха (ﷺ) больше всего любил поститься в Ша‘бане и соединял его с Рамаданом»(12). (Хадис достоверный)

Хадис 5:Сообщается со слов Абу Хурайры(13), что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
إِذَا انْتَصَفَ شَعْبَانُ فَلَا تَصُومُوا «Когда Ша`бан дойдёт до середины, то не поститесь»(14). (Относительно достоверности этого хадиса существуют разногласия среди ученых, и наиболее правильным мнением является то, что этот хадис входит в категорию хадисов «шазз(15)»).

Хадис 6:Сообщается со слов Абу Хурэйры, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
لَا يَتَقَدَّمَنَّ أَحَدُكُمْ رَمَضَانَ بِصَوْمِ يَوْمٍ أَوْ يَوْمَيْنِ إِلَّا أَنْ يَكُونَ رَجُلٌ كَانَ يَصُومُ صَوْمَهُ فَلْيَصُمْ ذَلِكَ الْيَوْمَ «Пусть никто ни в коем случае не постится за день или два до наступления Рамадана(16), кроме тех людей, которые соблюдают свой пост(17), они путь постятся в этот день»(18) (Этот хадис достоверный, передали его имамы аль-Бухари и Муслим).

Хадис 7: Сообщается что Умму Саляма(19) (да будет доволен ею Аллах) сказала:
مَا رَأَيْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَصُومُ شَهْرَيْنِ مُتَتَابِعَيْنِ إِلاَّ شَعْبَانَ وَرَمَضَانَ «Я не видела, чтобы Посланник Аллаха (ﷺ) постился на протяжении двух месяцев подряд, кроме Ша`бана и Рамадана»(20) (хороший хадис).

Хадис 8: Сообщается, что Усама ибн Зайд(21) (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды я сказал: «О Посланник Аллаха, я не вижу, чтобы в каком-нибудь месяце ты постился больше, чем в Ша`бане» На что он ответил:
ذَاكَ شَهْرٌ يَغْفُلُ النَّاسُ عَنْهُ بَيْنَ رَجَبٍ وَرَمَضَانَ ، وَهُوَ شَهْرٌ تُرْفَعُ فِيهِ الأَعْمَالُ إِلَى رَبِّ الْعَالَمِينَ ، فَأُحِبُّ أَنْ يُرْفَعَ عَمَلِي وَأَنَا صَائِمٌ «Это месяц, которым люди пренебрегают между Раджабом(22) и Рамаданом. Это месяц, в котором деяния возносятся к Господу миров, и я желаю, чтобы мои дела возносились в то время, когда я пощусь»(23) (Хадис хороший)(24).

Хадис 9: Сообщается, что Анас(25) сказал:
سُئِلَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : أَيُّ الصَّوْمِ أَفْضَلُ بَعْدَ رَمَضَانَ ؟ فَقَالَ : شَعْبَانُ لِتَعْظِيمِ رَمَضَانَ ، قِيلَ : فَأَيُّ الصَّدَقَةِ أَفْضَلُ ؟ قَالَ : صَدَقَةٌ فِي رَمَضَانَ «Пророка спросили: «Какой пост является наилучшим после поста в Рамадане?» Пророк ответил: «Пост в Ша`бане для возвеличивания Рамадана». Затем спрашивающий спросил: «А какая милостыня является наилучшей?» Пророк ответил: «Милостыня в Рамадане»(26). (Слабый хадис(27)).

Хадис 10: Сообщается, что `Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Однажды ночью я потеряла Посланника Аллаха (ﷺ), вышла [из дома] и нашла его в Бакъы`(28). Он сказал: «Неужели ты боишься, что Аллах поступит плохо с тобой и Его посланником?!» Я сказала: «О посланник Аллаха! Я подумала, что ты пошел к одной из своих жён». Тогда он сказал:
إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ يَنْزِلُ لَيْلَةَ النِّصْفِ مِنْ شَعْبَانَ إِلَى السَّمَاءِ الدُّنْيَا ، فَيَغْفِرُ لأَكْثَرَ مِنْ عَدَدِ شَعْرِ غَنَمِ كَلْبٍ «Воистину, в ночь, которая приходится на середину Ша`бана, Благословенный Всевышний Аллах снисходит на ближайшее небо и прощает [такому количеству людей], которое превышает число волос на кальбийских(29) овцах»(30). (Хадис слабый).

Хадис 11: Сообщается со слов Абу Мусы аль-Аш`ари, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
إِنَّ اللَّهَ لَيَطَّلِعُ فِي لَيْلَةِ النِّصْفِ مِنْ شَعْبَانَ فَيَغْفِرُ لِجَمِيعِ خَلْقِهِ إِلَّا لِمُشْرِكٍ أَوْ مُشَاحِنٍ «Аллах смотрит на своих рабов в ночь, которая приходится на середину Ша`бана, Он прощает все свои создания, кроме многобожника и завистливого злодея»(31) (Хадис "хасан" хороший, см.: Сахих аль-джами, 1819.).

Хадис 12: Сообщается со слов Али ибн Абу Талиба(32), что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
إِذَا كَانَتْ لَيْلَةُ النِّصْفِ مِنْ شَعْبَانَ فَقُومُوا لَيْلَتَهَا، وَصُومُوا يَوْمَهَا، فَإِنَّ اللهَ تَعَالَى يَقُولُ: أَلَا مِنْ مُسْتَغْفِرٍ فَأَغْفِرَ لَهُ، أَلَا مِنْ مُسْتَرْزِقٍ فَأَرْزُقَهُ، أَلَا مُبْتَلًى فَأُعَافِيَهُ ، أَلَا كَذَا أَلَا كَذَا حَتَّى يَطْلُعَ الْفَجْرُ «Когда наступит ночь середины Ша`бана, то выстаивайте эту ночь в молитве и поститесь в светлое время суток. Воистину, с заходом солнца [перед этой ночью] Аллах снисходит на ближайшее небо и говорит: «Нет ли тех, кто просит о прощении, Я прощу им! Нет ли тех, кто просит удела, Я наделю их! Нет ли тех, кто в бедствии, Я избавлю их! Нет ли тех…! Нет ли тех…!(33) И так будет продолжаться до рассвета»(34). (Хадис слабый).

Еще один хадис, который указывает на великое достоинство совершающего поклонение в этот месяц, в нем Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إن الله ليطلع في ليلة النصف من شعبان ، فيغفر لجميع خلقه إلا لمشرك أو مشاحن «Наш Всевышний Господь спускается в середину ночи месяца Ша'бана и прощает грехи всем Своим творениям, кроме многобожника и враждебного приверженца нововведений!» (Хадис хороший)(35).
Что касается той великой милости, о которой сказано в хадисе, что Всевышний Аллах прощает в эту ночь Своим верующим рабам, то данный хадис не указывает на то, что для получения этого прощения необходимо выполнять какое-либо поклонение! Эта милость Всевышнего Аллаха, которая достанется итак каждому единобожнику, отстраняющегося от вражды и нововведений!

И Аллаху обо всём этом ведомо лучше

__________________________________ (1) - Ша`бан (شعبان)– восьмой месяц исламского лунного календаря.
(2) - `Аиша дочь Абу Бакра ас-Сыддыка – мать правоверных, жена Посланника Аллаха (ﷺ). Родилась за семь лет до хиджры. Он женился на ней в Мекке, но жить стал с ней только в Медине. `Аиша была единственной из его жён, на которой он женился, когда она была девушкой, все другие жёны до этого уже были замужем. `Аиша была любимой женой Посланника Аллаха (ﷺ). Когда лицемеры обвинили её в неверности, то Аллах ниспослал в Коране аяты, говорящие о её невиновности и разоблачающие козни лицемеров. Она помнила наизусть много слов Посланника Аллаха (ﷺ) и передала много хадисов. `Аиша, несомненно, являлась самой знающей из всех женщин. В Сунне содержится очень много хадисов, говорящих о достоинстве `Аиши. Когда Пророк умер (ﷺ), ей было восемнадцать лет. Умерла `Аиша в 58 г.х. в возрасте шестидесяти семи лет.
Прочитать более подробную биографию `Аиши (да будет доволен ею Аллах) можно в следующих трудах: «ат-Табакъат» (8/58-81), «аль-Исти`аб» (4/345-351), «аль-Исаба» (4/348-350), биография №704.
(3) - Рамадан (رَمَضَان) – девятый месяц исламского лунного календаря.
(4) - Хадис привели аль-Бухари в своём сборнике хадисов «ас-Сахих», издание сопровождённое комментариями «Фатху аль-Бари» (4/213), хадис №1969, и Муслим в своём сборнике хадисов «ас-Сахих» (2/810), хадис №1156 и №175.
(5) - «Хадис сахих/достоверный хадис» (حَدِيثٌ صَحِيحٌ) – это хадис, который имеет непрерывную цепочку передатчиков (иснад), все передатчики которой являются доверенными (`удуль), точными. Достоверный хадис также должен быть чист от любых аномалий (шузуз) и скрытых недостатков (`ыляль).
(6) - Абу Саляма ибн Абдуррахман ибн `Ауф ибн Абдуль`ауф аль-Кураши аз-Зухри – большой знаток хадисов и один из выдающихся учёных Медины. Говорят, что его настоящее имя – ‘Абдулла, по другой версии – Исма’иль, но широко известен он был под своей куньей Абу Саляма. Всегда находился в поиске знаний, был очень сильным специалистом в фикъхе, и люди стремились к получению знаний от него. Умер в 94 г.х. в возрасте семидесяти двух лет.
Прочитать более подробную биографию Абу Салямы можно в следующих трудах: «ат-Табакъат» (5/ 155-157), «аль-Ма’ариф», ибн Къутейба, стр. 238, «Табакъат аль-фукъаха», аш-Ширази, стр. 61, «Тазкират аль-хуффаз»(1/63), «Тахзибу ат-тахзиб» (12/115-118).
(7) - Здесь использовано арабское языковое выражение преувеличения, целью которого является указание на многочисленность, что понятно из контекста. Когда `Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорит, что он постился весь Ша`бан, то из контекста этого хадиса и других пророческих хадисов понятно, что речь идёт о посте в большинстве дней этого месяца, но не во все его дни.
(8) - Хадис привели аль-Бухари в своём сборнике хадисов «ас-Сахих», издание сопровождённое комментариями «Фатху аль-Бари» (4/213), хадис №1970, и Муслим в своём сборнике хадисов «ас-Сахих» (2/811), хадис №782.
(9) - «…И я не могла восполнить его, кроме как в месяц Ша`бан» - т.е. она не могла восполнить пост на протяжении всего года и делала это только в Ша`бане, т.е. в месяце, идущем непосредственно до Рамадана.
(10) - Хадис привели: аль-Бухари в своём сборнике хадисов «ас-Сахих», издание сопровождённое комментариями «Фатх аль-Бари» (4/189), хадис №1950, и Муслим в своём сборнике хадисов «ас-Сахих» (2/802, 803), хадис №1146.
(11) - ‘Абдулла ибн Абу Къайс Абу Асуад ан-Насри аль-Химсый (иногда говорят Ибн Къайс, иногда его называют Ибн Аби Муса, но правильным всё же является Ибн Аби Къайс). Аль-`Иджли сказал о нём: «Выходец из Шама, надежный передатчик (сика), таби’ун (ученик сподвижников)». Абу Хатим сказал: «Это хороший передатчик хадисов (Салиху-ль-хадис)». Аз-Захаби сказал: «Хороший (Салих), правдивый (садук)». Ибн Хиббан упомянул его в числе надёжных передатчиков. В битве при Ярмуке нёс службу в кавалерии.
Прочитать более подробную биографию ‘Абдуллы ибн Аби Къайса можно в следующих трудах: «Тарихъу ас-сикъат», стр.273, биография №879, «аль-Джарх уа ат-та`диль» (5/140), биография №653, «аль-Кашиф» (2/120), биография №2955, «Тахзибу ат-тахзиб» (5/365, 366), биография №631.
(12) - Хадис привели: Ахмад в сборнике «аль-Муснад» (6/188); Абу Дауд в сборнике «ас-Сунан» (2/812), хадис №2431; ан-Насаи в сборнике «ас-Сунан» (4/199); ибн Хъузейма в сборнике «ас-Сахих» (3/282), хадис №2077; аль-Хаким в сборнике «аль-Мустадрак» (1/434), он же сказал: «Достоверный в соответствии с условиями двух шейхов (т.е. аль-Бухари и Муслим), но они не привели его». Имам аз-Захаби в книге «ат-Тальхис» выразил своё согласие со словами аль-Хакима.
(13) - ‘Абдуррахман ибн Сахр ад-Дауси, известный как Абу Хурэйра, – великий сподвижник, принял Ислам в 7 г.х., после чего непрестанно находился с Пророком (ﷺ), везде его сопровождал и служил ему, благодаря чему сохранил и передал хадисов больше, чем кто-либо другой. От него передано 5374 хадиса. В первые годы Ислама, когда он оставил свою родину и переселился в Медину, он был очень беден и жил под навесом, устроенным около мечети для бедных и обездоленных. В достоверном хадисе сообщается, что Абу Хурэйра пожаловался Посланнику Аллаха (ﷺ) на забывчивость, тогда пророк велел ему расстелить свою риду (кусок ткани, укрывающий верхнюю часть тела), тогда он расстелил её, затем прижал её к себе. Абу Хурэйра сказал: «[После этого] я не забывал ничего из того, что он мне рассказывал».
‘Умар ибн аль-Хаттаб ставил его наместником Бахрейна. Затем он вернулся в Медину и поселился там. Умер Абу Хурэйра (да будет доволен им Аллах) в 57 г.х. или в 58 г.х. или 59 г.х., но более распространено мнение, что он умер в 59 г.х. в возрасте семидесяти восьми лет.
Прочитать более подробную биографию Абу Хурэйры можно в следующих трудах: «Усд аль-гъаба» (5/318-321), «аль-Бидаяту уа ан-нихая» (8/111-124).
(14) - Хадис привели: Ахмад в сборнике «аль-Муснад» (2/442); Абу Дауд в сборнике «ас-Сунан» (2/751), хадис №2337; ат-Тирмизи в сборнике «ас-Сунан» (2/121), хадис №735, где он сказал: «Хадис хороший достоверный». Также он сказал: «Некоторые учёные говорят, что смысл этого хадиса заключается в следующем: [Запрет поститься во второй половине Ша`бана адресован] тем, кто до этого совсем не постился, а когда остались считанные дни Ша`бана, то вдруг начал поститься с целью возвеличить месяц рамадан». Также этот хадис передали: ибн Маджа (1/528), хадис № 1651; ад-Дарими в сборнике «ас-Сунан» (2/17), глава 34.
Ибн Раджаб в книге «Лятаиф аль-ма’ариф», стр 142, сказал: «Этот хадис привели: Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, ибн Маджа, ибн Хиббан в сборнике «ас-Сахих», и аль-Хаким по цепочке от `Аля ибн ‘Абдуррахмана, от его отца, от Абу Хурэйры, после чего он упомянул хадис. Ат-Тирмизи и другие назвали его достоверным, однако учёные были в разногласии относительно достоверности данного хадиса. Если говорить о признании хадиса достоверным, то это сделали многие, среди них ат-Тирмизи, ибн Хиббан, аль-Хаким, ат-Тахауи, ибн ‘Абдульбарр. Однако вместе с тем, о недостоверности этого хадиса сказали учёные, более великие в своих знаниях, чем те, кто был упомянут, они сказали, что это непригодный хадис (хадис мункар). К тем, кто посчитал хадис слабым (да`иф) относятся такие учёные, как ‘Абдуррахман ибн Махди, имам Ахмад, Абу Зур`а ар-Рази, аль-Асрам. Имам Ахмад сказал: «Аль-`Аля не передавал хадиса более непригодного, чем этот», после чего он опроверг достоверность этого хадиса словами Пророка (ﷺ): «Не предваряйте Рамадан постом за день или два [до его наступления]», который передают аль-Бухари и Муслим, из этого хадиса понятно, что предварять Рамадан больше чем за два дня можно». Аль-Асрам сказал: «Все хадисы противоречат этому хадису», после чего он указал на те хадисы, в которых говорится, что Пророк (ﷺ) постился Ша`бан полностью и объединял его с Рамаданом, а также на запрет поститься за день или два до начала Рамадана. Таким образом, данный хадис входит в категорию хадисов «шазз» (редкие хадисы, которые противоречат более достоверным хадисам, что указывает на вероятность ошибки кого-либо из передатчиков) и противоречит достоверным хадисам. Ат-Тахауи сказал: «Этот хадис является отменённым (мансух)», также ат-Тахауи утверждал, что существует единое мнение всех учёных (иджма`), что действовать в соответствии с данным хадисом не надо. [Но в любом случае] большинство учёных придерживаются мнения, что действовать в соответствии с данным хадисом не нужно». (Конец цитаты из книги «Лятаиф аль-маариф» ибн Раджаба).
(15) - «Хадис шазз/противоречащий хадис» (حَدِيثٌ شَاذٌ) – это хадис, который передаётся приемлемыми передатчиками хадисов, однако по своему смыслу он противоречит другим хадисам, передающимся через более надежных и авторитетных передатчиков, что является своего рода аномалией. Следовательно, такой хадис выбраковывается, несмотря на то, что его иснад состоит из надёжных передатчиков.
(16) - «…за день или два до наступления Рамадана» - речь идёт о последних двух днях месяца Ша`бан.
(17) - «…кроме тех людей, которые соблюдают свой пост» – речь идёт о людях, которые регулярно соблюдают добровольные посты, такие как еженедельные посты по понедельникам и четвергам, пост Дауда (постоянный пост через день, т.е. день постится, день не постится), пост по обету (назр) или пост долга, оставшийся с прошлого Рамадана.
(18) - Хадис привели: аль-Бухари в своём сборнике хадисов «ас-Сахих», издание сопровождённое комментариями «Фатху аль-Бари» (4/127, 128), хадис №1914, и Муслим в своём сборнике хадисов «ас-Сахих» (2/762), хадис №1082.
(19) - Умму Саляма Хинд бинт Абу Умайя ибн аль-Мугъира ибн ‘Абдулла ибн ‘Амр ибн Махзум аль-Курашийя аль-Махзумийя – мать правоверных, жена Посланника Аллаха (ﷺ). Её отцом был Хузейфа, известный по прозвищу Заду-рракиб (Припас путника), которое он получил благодаря своей щедрости. Умму Саляма ранее была женой Абу Салямы ибн ‘Абдульасада ибн аль-Мугъиры, который был её кузеном со стороны отца. Она одна приняла Ислам ещё до хиджры, вместе с мужем они переселились в Эфиопию, избегая гонений со стороны многобожников Мекки. В Эфиопии у них родился сын по имени Саляма. Затем они вернулись в Мекку и вскоре переселились в Медину, где у них родился сын по имени 'Умар и две дочери Дуррату и Зайнаб. Абу Саляма пал шахидом в результате ранения, полученного в битве при Ухуде, и Умму Саляма осталась вдовой. В 4-ом г.х. Посланник Аллаха (ﷺ) женился на ней. Умму Саляма была очень мудрой, красивой и рассудительной женщиной. Умерла Умму Саляма в 59 г.х. и была самой последней женой Пророка (ﷺ), покинувшей этот мир.
Прочитать более подробную биографию Умму Салямы можно в следующих трудах: «Усд аль-габа» (6/340-343), биография №7464; «аль-Исаба» (4/439-441), биография №1309. «аль-Бидаяту ва ан-нихая» (8/111-124).
(20) - Хадис привели: Ахмад в сборнике «аль-Муснад» (6/300); ан-Насаи в сборнике «ас-Сунан» (4/150), глава №33; ат-Тирмизи в сборнике «ас-Сунан» (2/120), хадис №733, и сказал: «Хадис хороший (хасан)»; ат-Тахави в своих комментариях к книге «Шарх Ма’ани аль-асар» (2/82).
(21) - Усама ибн Зайд ибн Хариса ибн Шарахиль аль-Кальби – сподвижник, его часто называют любимцем Посланника Аллаха (ﷺ) и сыном его любимца. Его мать Умму Айман была в своё время нянькой самого Пророка (ﷺ). Сам Усама родился уже во время Ислама, а когда умер пророк, Усаме было двадцать лет. Абу Бакр ас-Сыддык, став халифом, сразу же подтвердил назначение Усамы командующим армией, которое перед смертью произвёл сам Посланник Аллаха (ﷺ). ‘Умар ибн аль-Хаттаб также высоко ценил и уважал его. Когда после убийства праведного халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана начался период смут и междоусобиц, Усама отошёл от всех дел и не принимал никакого участия в смуте ни на одной из сторон. Умер в Медине в 54 г.х.
Прочитать более подробную биографию Усамы ибн Зайда можно в следующих трудах: «аль-Исти`аб» (1/34-36) ; «аль-Исаба» (1/46), биография №89; «Усд аль-гъаба» (1/81-19), биография №84.
(22) - Раджаб (رَجَبٌ) – седьмой месяц исламского лунного календаря.
(23) - Хадис привели: Ахмад в сборнике «аль-Муснад» (5/201); ан-Насаи в сборнике «ас-Сунан» (4/102), аль-Альбани сказал: «Иснад этого хадиса хороший (хасан), в нём присутствует Сабит ибн Къайс, это честный передатчик (садукъ), иногда ошибается, как об этом говорится в книге «Такъриб». Остальные передатчики хадиса являются полностью надёжными (сикъат)» (См.: «Сильсиляту аль-ахадис ас-сахиха» (4/522), хадис №1898).
(24) - «Хадис хасан/хороший хадис» (حَدِيثٌ حَسَنٌ) – хороший хадис, так же, как и достоверный (сахих), может использоваться как довод в религии. Хороший хадис – это хадис, который имеет непрерывную цепочку передатчиков (иснад), все передатчики которой являются надежными (`удуль), но обладают меньшей степенью точности, чем в достоверном хадисе. Так же, как и достоверный (сахих) хадис, хороший (хасан) должен быть свободен от любых аномалий (шузуз) и скрытых недостатков (`иляль).
(25) - Анас ибн Малик ибн ан-Надр ибн Дамдама ибн Зайд ибн Харам ан-Наджари аль-Хъазраджи аль-Ансари Абу Сумама – сподвижник Посланника Аллаха (ﷺ) и его слуга. Участвовал в битве при Бадре, еще не достигнув совершеннолетия. Он был одним из сподвижников, которые передали много хадисов (муксир), от него было передано две тысячи двести восемьдесят шесть хадисов. Родился в Медине, принял Ислам, будучи ребёнком, прислуживал пророку на протяжении десяти лет вплоть до его смерти (ﷺ). Халифы Абу Бакр и ‘Умар назначали его правителем Бахрейна (эта историческая территория намного больше современного государства Бахрейн) и выражали ему свою благодарность за искреннюю и хорошую работу. Затем переселился в Дамаск, а позднее – в Басру. Умер в возрасте более ста лет в Басре в 91 г. по хиджре. Он был последним сподвижником из тех, кто умер в Басре. Оставил после себя около сотни детей и внуков и был одним из самых богатых сподвижников, что является одним из знамений Пророка (ﷺ), который помолился за Анаса, когда тот был еще мальчиком, сказав: «О Аллах, дай ему много богатства и детей и введи его в Рай».
Прочитать более подробную биографию благословенного сподвижника Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) можно в следующих трудах: «аль-Бидаяту ва ан-нихая» (9/98-102), «аль-Исаба» (1/84, 85), биография №277.
(26) - Хадис привели: ат-Тирмизи в сборнике «ас-Сунан» (2/86), хадис №657 и сказал: «Садака ибн Муса по их мнению (т.е. среди хадисоведов) не является сильным передатчиком»; ат-Тахауи в книге «Шарх Ма’ани аль-асар» (2/83); аль-Багъауи в книге «Шарх ас-сунна» (6/329), хадис №1778; ибн аль-Джаузи в книге «аль-`Иляль аль-мутанахия» (2/65,66), там же ибн аль-Джаузи сказал: «Этот хадис не является достоверным. Яхья ибн Ма`ин сказал: «Садака ибн Муса – это никто (т.е. очень ненадёжный передатчик)». Ибн Хиббан сказал: «Этот хадис сочинил не он (Садака ибн Муса), однако когда он передавал, то переиначивал предания, и поэтому его хадисы уже неприемлемы для использования в качестве аргумента».
(27) - «Хадис да`иф/Слабый хадис» (حديث ضعيف) – это один из видов неприемлемых хадисов (хадис мардуд). Слабый хадис – это такой, который не отвечает хотя бы одному из условий хорошего хадиса (хадис хасан). Слабый хадис не используется как шариатский довод. Иногда могут использоваться некоторые хадисы, имеющие низкую степень слабости, то есть хадисы, в которых не сильно нарушены условия хорошего хадиса (хасан), но даже так эти хадисы имеют очень узкое поле применения и при малейшем противоречии с более сильными хадисами отвергаются. Например, слабые хадисы (да`иф) можно применять, если их смысл подтверждается достоверными (сахих) и хорошими (хасан) хадисами.
(28) - Бакый` (البقيع)- кладбище в Медине, которое располагается неподалёку от Мечети Пророка.
(29) - Кальб – это один из кланов племени Куда`а (قضاعة), к этому племени относился и Хариса аль-Кальби, отец Зайда ибн Харисы, который был вольноотпущенником самого Посланника Аллаха (ﷺ). Во времена джахилии (доисламская эпоха) эти племена проживали в Даумат аль-Джандаль (Дема), Табуке и на окраинах Шама. Клан Кальб берёт своё начало от их прародителя, которого звали Кальб ибн Барра ибн Са`ляба ибн Хильуан ибн `Имран ибн аль-Хафи ибн Куда`а. См.: «аль-Иштикъакъ», ибн Дурейд, стр. 20, 537-543; «Субху аль-а`ша» (1/316), Му`джаму къабаиль аль-‘араб» (3/991-993).
(30) - Хадис привели: Ахмад в сборнике «аль-Муснад» (6/238); ат-Тирмизи в сборнике «ас-Сунан» (2/121,123), хадис №736, там же он сказал: «Этот хадис, возводимый к Аише, мы не знаем, кроме как через этот иснад, через аль-Хаджаджа. Я слышал как Мухаммад (аль-Бухари) ослабляет этот хадис». Также ат-Тирмизи сказал: «Яхья ибн Абу Касир не слышал (т.е. не перенимал хадисов, не учился) от `Урвы. Мухаммад (аль-Бухари) говорил: «Аль-Хаджадж не слышал от Яхьи ибн Абу Касира»». Также этот хадис передали ибн Маджа в сборнике «ас-Сунан» (1/444), хадис №1389; ибн аль-Джаузи в книге «аль-`Иляль аль-мутанахия» (2/66), хадис №915, там же ибн аль-Джаузи процитировал слова ат-Тирмизи, а также следующие слова ад-Даракъутни: «Этот хадис передаётся несколькими путями, его иснад запутанный, противоречивый (мудтариб), неустановленный (не подтвержденный - гайра сабит)».
(31) - Хадис привёл ибн Маджа в сборнике «ас-Сунан» (1/455), хадис № 1390. Аль-Буэйсыри в книге «Зауаид ибн Маджа» (2/10) сказал: «Иснад хадиса, возводимого к ибн Мусе, слабый из-за слабости передатчика ‘Абдуллы ибн Ляхи`а, а также из-за ухищрений (тадлис) аль-Уалида ибн Муслима». Также этот хадис привёл ат-Табарани в сборнике «аль-Му`джам аль-кабир» со слов Му’аза ибн Джабаля (20/107, 108). Аль-Хайсами в книге «Маджма` аз-зауаид» (8/65) сказал: «Этот хадис привёл ат-Табарани в книгах «аль-Му`джам аль-кабир» и «аль-Му`джам аль-аусат», в них обоих надёжные передатчики, и ибн Хиббан привёл его в сборнике «ас-Сахих». (См.: «Мауарид аз-зам’ан», стр. 486, хадис №1980.
(32) - ‘Али ибн Абу Талиб ибн ‘Абдульмутталиб ибн Хашим аль-Къураши – один из величайших сподвижников Посланника Аллаха (ﷺ) и его двоюродный брат по отцовской линии, один из десяти сподвижников, которые при жизни были обрадованы Раем. Он был вторым человеком, принявшим Ислам (первой была Хаджиджа, жена Пророка ﷺ. Также говорят, что он был третьим, ибо до него наряду с Хадиджей Ислам принял Абу Бакр. Когда Али принял Ислам, он был ещё подростком. Посланник Аллаха (ﷺ) женил его на своей дочери Фатыме. Когда пророк тайно покинул Мекку, переселяясь в Медину, Али остался в его доме и лег спать на его постели, чтобы создавать впечатление, что в доме присутствуют люди. Посланник Аллаха (ﷺ), отправляясь в поход на Табук, оставил его наместником Медины. Али участвовал во всех военных походах, за исключением похода на Табук. Он стал легендой военных сражений, был непревзойденным и искусным воином, не знавшим поражений. Под его военным руководством был взят Хайбар. После гибели Усмана ибн аль-Аффана ему дали присягу на халифат, и он стал четвёртым праведным халифом. В 40-ом г.х. он был убит человеком, которого звали ‘Абдуррахман ибн Мульджам, он был одним из тех немногих смутьянов-хариджитов, которые остались в живых после битвы при Нахрауане. Помимо того, что ‘Али был известен как воин и преданный сподвижник Пророка (ﷺ), он еще был самым знающим и непревзойденным специалистом судейского дела в Шариате.
Прочитать более подробную биографию благословенного сподвижника ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) можно в следующих трудах: «Табакъат», ибн Саад (3/19-40), «аль-Исаба» (2/501-503).
(33) - «Нет ли тех…! Нет ли тех…!» – это значит, что Аллах будет говорить ещё о многих благих делах, тем самым побуждая людей к их совершению.
(34) - Хадис привел ибн Маджа в сборнике «ас-Сунан» (1/455), хадис №1390. Аль-Хайсами в книге «Маджма` аз-зауаид» (2/10) сказал: «В этом иснаде присутствует ибн Абу Сабра, имя которого Абу Бакр ибн ‘Абдулла ибн Мухаммад ибн Абу Сабра. Ахмад и ибн Ма`ин про него сказали: «Он выдумывает хадисы»». Ибн Хаджар в книге «ат-Такриб» (3/397) сказал: «Хадисоведы обвинили его в фальсификациях», подобное мнение о нём выразил и аль-`Укейли в книге «Ад-Дуафа аль-Кабир» (2/271).
(35) - Этот хадис приводят Ибн Маджах 1390, аль-Баззар 2/408, Ибн Хиббан 5636, аль-Бэйхакъи 7/419, ат-Табарани 20/108, Ибн Аби 'Асым 509 и др.
Этот хадис имеет множество путей передач и он передается от группы сподвижников, среди которых Абу Бакр, 'Аиша, Му'аз ибн Джабаль, Абу Хур’йра, 'Абдуллах ибн 'Амр, Абу Муса, Абу Са'ляба, Ауф ибн Малик, 'Усман ибн аль-'Ас.
Среди версий этого хадиса есть много слабых, однако некоторые отдельные версии этого хадиса являются хорошими, и все эти версии хадиса усиливают друг друга, что делает этот хадис бесспорно достоверным! Из числа имамов, подтвердивших достоверность этого хадиса: имам аль-Баззар, хафиз Ибн Раджаб и шейх аль-Альбани. См. "аль-Бахр аз-захир" 1/206, «Шарх аль-Мауахиб» 7/473, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1144, 1563.

alveo

Вернуться в «ПОСТ (ас-соум)»

cron