Действия, не нарушающие пост (соум)

abu Zarr
Сообщений: 370
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Действия, не нарушающие пост (соум)

Сообщение abu Zarr » 25 июн 2015, 20:17


بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Действия, не нарушающие пост (соум)
1 - Еда, питье по забывчивости.

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (ﷺ) сказал: «Пост того, кто по забывчивости поест или попьет, не нарушен, ибо поистине, это Аллах накормил и напоил его»(1).
Большинство ученых опирались на этот хадис, и только имам Малик (да будет милостив к нему Аллах) считал, что это предписание относится лишь к добровольному посту. Однако его мнение не приемлемо, поскольку в другом хадисе ясно и четко сказано, что речь идет о посте Рамадан. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если человек по забывчивости поел в день поста месяца Рамадан, то он не должен ни возмещать этот день, ни совершать искупительные действия»(2).

2 - Непреднамеренная рвота
От Абу Хурэйры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

من ذَرَعَهُ القيُء فليسَ عليهِ قضاءٌ ، ومن استقاءَ عمدًا فليقضِ «Если рвота у постящегося наступила непроизвольно, то не следует ему возмещать пост. Если же рвота была вызвана сознательно, то пусть возместит свой пост»(3).

3 - Половой акт по забывчивости.
Таби’ины Хасан аль-Басри и Муджахид говорили: «Тот, кто совершил половой акт по забывчивости, не должен ничего возмещать»(4).

4 - Объятия и поцелуи и т.п.
Дозволено во время поста, как мужу, так и жене целовать, обнимать и ласкать друг друга. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:

كان رسولُ اللهِ ﷺ يُقبِّل ويُباشِر وهو صائمٌ . وكان أَمْلَكَكُمْ لإربه
«Во время поста Пророк (ﷺ) целовал и обнимал своих жен, однако он владел собой лучше, чем любой из вас»(5).
Также сообщается, что Масрукъ, племянник ‘Аиши, спросил у нее: «Что дозволено мужу и жене во время поста?» Она ответила: «Все, кроме полового акта»(6).


Нарушает ли осознанное семяизвержение пост, если при этом не было самого полового акта?
Относительного этого вопроса среди учёных было и есть разногласие. Однако более убедительным является мнение, что осознанное семяизвержение во время поста, без полового акта, не делает пост недействительным! Поскольку прямых доводов на это, как сказали учёные, нет. Имам Ибн Хазм (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Нет указания на нарушение поста в случае семяизвержение без полового акта, ни в Коране, ни в Сунне, и нет на это единогласного мнения (иджма’), и нет ни одного достоверного сообщения от сподвижников»(7). Этого мнения также придерживались Ибн Хъузэйма, ханафитский учёный аль-Маргинани, ас-Сан’ани, аш-Шаукани и шейх аль-Альбани. Однако лучше не доводить дело до этого, так как постящийся должен оставлять всякие наслаждения ради Аллаха. Как пришло это в священном хадисе:

كل عمل ابن آدم له الاّ الصيام، هو لي وأنا أجزي به، يدع شهوته وطعامه من أجلي «Все деяния сына Адама остаются ему, кроме поста, поистине пост для Меня, Я воздам за него, он (раб) оставляет ради Меня наслаждения свои, еду и питье…»(8)

5 - Кровопускание или выход крови.
Когда Абу Са’ида аль-Хъудри спросили: «Можно ли постящемуся совершать кровопускание?» Он ответил: «Да, в этом нет никаких проблем»(9).

6 - Глотание слюней и мокроты.

Относительно дозволенности глотания слюны во время поста среди ученых нет разногласий. ‘Ата (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Глотание слюни не нарушает пост»(10). Однако если человек извлек мокроту из носа или горла в рот, то не следует ее глотать, а следует выплюнуть(11).

7 - Отсутствие полного омовения (гъусль).
Сообщается со слов жен Пророка ﷺ ‘Аиши и Умм Салямы (да будет доволен ими Аллах), что:

أن رسولَ اللهِ ﷺ كان يُدرِكُه الفجرُ، وهو جُنُبٌ من أهلِه، ثم يغتَسِلُ ويصومُ «Посланник Аллаха ﷺ встречал рассвет, будучи в состоянии осквернения после ночи, проведенной с женой, затем он купался и начинал поститься»(12).

8 - Использование зубочистки (сиуака), зубной пасты и жвачки.

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он говорил: «Пророк ﷺ пользовался сиуаком, будучи постящимся».
Также это подтверждается словами Му’аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах), от которого передал Абдур-Рахман ибн Гъуним, говоря: «Я спросил Му'аза: «Можно мне чистить зубы во время поста?» Он ответил: «Да»(13).
Однако если сиуак имеет вкус, то нельзя глотать слюни, а лучше всего использовать такой сиуак не во время поста.
Если при использовании зубочистки начала выделяться кровь из десны, то ее не следует глотать, а следует выплюнуть. Но если все-таки часть крови случайно попала в горло, то это не портит пост(14).


Зубная паста


Что касается зубной пасты, то хорошо на него ответил шейх аль-Усэймин (да будет милостив к нему Аллах).
Ему задали вопрос: «Каково положение использование зубной пасты для постящегося в месяц Рамадан?
Шейх ответил: «Нет проблемы для постящегося в использование зубной пасты в месяц Рамадан, как и в другой месяц, если она не попадает в желудок. Однако лучше оставить её использование. Так как у этой пасты есть сильное свойство проникать в желудок, в то время как постящийся может даже не подозревать об этом.
Поэтому Пророк ﷺ сказал Лакъыйту ибн Сабира:

بالغ في الاستشقاق إلاّ أن تكون صائمًا
«Тщательно полощи нос, если только ты не постишься»(15). Поэтому лучше для постящегося не использовать пасту (в дневное время). Ведь ничто не мешает ему использовать эту пасту после того, как он разговится, тем самым он защитит себя от опасности нарушения поста»(16).


Жвачка для постящегося


Шейха Зейда аль-Мадхали (да будет милостив к нему Аллах) спросили о жвачке для постящегося, и шейх ответил так: «Это не является порицаемым, если только (части её) не попадают в желудок. Однако это порицаемо с другой стороны, а именно с той, что эта жвачка препятствует постящемуся усердствовать в поминании Аллаха».
Также шейх аль-Усэймин (да будет милостив к нему Аллах) в книге «аш-Шарх аль-мумти'», комментируя слова автора «Запретным являются жвачки, которые смешиваются со слюной и проглатываются», говорил: «То есть не твёрдые, которые, если будешь жевать, распадаются на мелкие части, подобно песку (пыли), и такие жвачки запретны постящемуся! Так как если её жевать, то части ее будут смешиваться со слюной и проглатываться, что может стать причиной нарушения поста. Такая жвачка считается запретной (харам) если пост является уаджибом (обязательным). И если часть её попадёт в желудок, то нарушит его (пост).
Если же она (жвачка) не смешивается со слюной, то, исходя из слов автора, не является запретной»
(17).
Также важно, чтобы эта жвачка не имела вкусовых добавок, так как они смешиваются со слюной и попадают под вышеупомянутый запрет.

9 – Глазные и ушные капли.

О том, что ушные и глазные капли не нарушают пост говорил шейх Ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах). Что же касается капель в нос, то пользоваться ими следует осторожно, чтобы они не попали в горло, а затем в желудок. Поэтому Пророк ﷺ говорил:
بالغ في الاستشقاق إلاّ أن تكون صائمًا «Тщательно полощи нос, если только ты не постишься»(18).

10 - Пробование пищи при необходимости.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: «Нет ничего плохого в том, что человек попробует на вкус уксус или то, что он хочет купить»(19).

Шейхуль-Ислам Ибн Тэймия (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Опробование пищи постящимся без нужды порицается, но не нарушает пост. Это как полоскание рта водой»(20).

Каково положение дегустации еды для постящейся женщины?


Вопрос: Некоторые люди – т.е. учёные – дозволяют женщине во время поста пробовать еду, чтобы проверить, пригодна эта еда или нет. Является ли это правильным? Они говорят: при условие, что эта еда не попадёт в горло?
Ответ шейха аль-'Усэймина (да будет милостив к нему Аллах): «Нет проблем в том, чтобы человек пробовал еду в дневное время поста, если в этом есть необходимость. И пост его будет правильным, если не будет что-то из этой еды специально проглочено.
И успех от Аллаха, и да восхвалит Аллах нашего Пророка, также его последователей и сподвижников, и избавит их от всяких бед»
(21).

11 - Полоскание рта и купание.
Сообщается, что один сподвижник видел, как «Посланник Аллаха ﷺ поливал себе голову водой, спасаясь от жары»(22).


Плавание и погружение в воду для постящегося

Вопрос: Достопочтенный шейх, каково шариатское положение плавания для постящегося и погружение (его) в воду?

Ответ: «Нет проблем в том, чтобы постящийся погружался (нырял) в воду, или же плавал в ней, так как это не является тем, что нарушает пост, и основа у нас – это дозволенность, пока не придёт доказательство на порицание (того или иного дела) или на запрет. А доказательства на то, что это порицаемо или запрещено, нет.
Действительно, некоторые ученые порицали это, боясь того, что он не заметит как вода (при купании или погружение) попадёт ему в горло»
(23).

12 - Использование сурьмы.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что «Посланник Аллаха ﷺ пользовался сурьмой, во время поста»(24).

13 - Не питательные уколы.
Инъекции, используемые для лечения, прививки и т.п. не нарушают пост, вне зависимости являются ли они внутримышечными или внутривенными(25).

14 - Лечение и пломбирование зубов, дёсен и всё, что с этим связано.

Лекарства, как средства полоскания, не нарушают пост, при условии, что они не будут проглатываться. Если человек пломбировал зубы и чувствует привкус в горле от медикаментов, то это не нарушает пост, о чем говорили учёные, в частности об этом сказал шейх Ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах).

15 - Болезненные кровотечения у женщин (аль-истихада).
Болезненные кровотечения у женщины не влияют ни на молитву, ни на пост, ни на другие виды поклонения. Эта кровь не является нечистотой (наджасой), и женщине с истихадой дозволено все, что запрещено женщинам, у которых месячные или послеродовое кровотечение(26).
Женщина, у которой выделяется такая кровь, должна очищаться (брать малое омовение) на каждую молитву, и если кровь будет выделяться во время совершения молитвы, то это не делает молитву недействительной.

16 - Глотание пыли и того, что случайно попало в рот.
Шейх Ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Если постящийся поранился или страдает от кровотечения из носа, или случайно вода или бензин попадает ему в рот, без его желания, то это не нарушает его пост»(27).

17 - Запрещенные слова, взоры и поступки.
Хадис, который приводят некоторые учёные в довод на то, что ложь, сплетня, поклеп, взгляд со страстью и ложная клятва нарушают пост и омовение, является не достоверным, о чём сказал шейх аль-Альбани(28).
Однако эти вещи являются большими грехами в Исламе и обесценивают пост, то есть уменьшают награду за него.

18 - Кислородные подушки для астматиков и т.п. препараты.
Кислородные подушки, которые используют астматики, не нарушают пост, потому что сжатый газ попадает в легкие, и никак не подобен пище и еде, которая поступает в желудок. Более того, эти ингаляторы не являются питательными, а являются потребностью больного.
Шейха аль-Усэймина (да будет милостив к нему Аллах) спросили: «В некоторых аптеках продают препараты (ингаляторы), которые используют больные астмой. Дозволено ли использовать их постящемуся в дневное время месяца Рамадан?
Шейх ответил: «Использование таких ингаляторов дозволено, и не важно, будет это пост в месяц Рамадан или в какое-то другое время. Так как газ этого ингалятора не доходит до желудка, а доходит только для лёгких, что становится причиной их раскрытия и человек после этого возвращается к нормальному дыханию. И это никак не подобно еде и питью»(29).

Пусть Аллах примет наши и ваши благие деяния и укрепит на следование Своему пророку, и всем тем, кто строго за ним последовал!



Марат абу Зарр, 1436 г.х.
___________________________________________________

(1) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (1933), Муслим (2/171).
(2) - Хадис приводят аль-Хаким (1/420), ад-Даракъутни (2/178). Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аль-Байхакъый, хафиз аз-Захаби, имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.
(3) - Хадис приводят имам Ахмад, Абу Дауд, см.: «Сахих сунан аби Дауд» (2084), Ибн Маджа, ат-Тирмизи, см.: «Сахих сунан ат-Тирмизи» (577). См. также: «аль-Ируа» (923).
(4) - См.: «Сахих аль-Бухари» (1/452).
(5) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (1927) и Муслим (1/65).
(6) - Хадис приводит ‘Абдур-Раззакъ (4/190). Достоверность его подтвердил Хафиз Ибн Хаджар. См.: «Фатхуль-Бари» (4/183).
(7) - См.: «аль-Мухалля» (6/203-205).
(8) - Хадис приводит имам Муслим (1151).
(9) - Хадис приводит Ибн Хузайма (3/235). Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
(10) - См.: «Сахих аль-Бухари» (1/451).
(11) - См.: «Раудату ат-талибин» (2/360).
(12) - Хадис приводят имамы аль-Бухари 1925, Муслим 2/80.
(13) - Хадис приводит ат-Табарани в «аль-Кабир» (20/133). Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хорошим.
(14) - См.: «Фатауа аль-ляджнати ад-даима» (10/254).
(15) - Хадис приводит ат-Тирмизи (788), ан-Насаи (87) и другие. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.
(16) - См.: «48 суалян фи ас-сыям», вопрос 42.
(17) - http://www.ibnothaimeen.com/all/books/article_18078.shtml
(18) - http://ibnbaz.org/mat/498
(19) - Этот асар приводит Ибн Абу Шайба (2/161). Иснад его достоверный.
(20) - См.: «Маджму’уль-фатауа» (25/266).
(21) - См.: «Маджу' фатауа» (19/293).
(22) - Хадис приводят имам Малик в «аль-Муатта» (1/294), Абу Дауд (2365), имам Ахмад (4/63). Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.
(23) - http://www.ibnothaimeen.com/all/books/article_18158.shtml
(24) - Хадис приводит Ибн Маджах (1678).
(25) - См.: «Фатауа Мухаммад ибн Ибрахим» (4/189).
(26) - См.: «Сахих фикъху ас-Сунна» (1/216-217).
(27) - См.: «Фатауа ислямия» (2/134).
(28) - См.: «ас-Сильсиля ад-да’ифати уа аль-мауду’а» (1708).
(29) - См.: «48 суалян фи ас-сыям», вопрос 41.

abu Zarr
Сообщений: 370
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Зубная паста, капли в уши, в нос и глаза для постящегося

Сообщение abu Zarr » 31 авг 2016, 17:52


بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Об использовании зубной пасты, капель в уши, капель в нос
и глаза для постящегося




Вопрос был задан шейху Ибн Базу (رحمه الله): «Какого положение использования зубной пасты, капель в уши, капель в нос и глаза для постящегося? И если постящийся обнаружит вкус этих капель в гортани, что он должен делать?»
Шейх ответил: «Использование зубной пасты для очищения полости рта (зубов) не нарушает пост, это подобно мисуаку. Однако использующий пасту должен остерегаться попадания чего-либо из этого в желудок. Если же что-то и попадёт туда вопреки его желанию, то это не будет причиной к восполнению этого дня (т.е. не нарушит пост). То же самое относится к глазным и ушным каплям. Тот, кто использует их, не нарушает свой пост, что является более правильным из мнений учёных.
Если же он обнаружит вкус этих капель в гортани (глотке), то более лучшим будет если он возместит этот день, однако это не является обязательными для него! Так как эти места (уши и глаза) не предназначены для еды и питья (то есть не связаны напрямую с желудком). А что касается капель в нос, то не дозволено использовать их, так как нос связан с желудком напрямую. Поэтому Пророк ﷺ сказал:

وبالغ في الاستنشاق إلا أن تكون صائماً


«Промывай нос (при омовении) как можно тщательнее, если только ты не постишься!»(1) И тот, кто обнаружит вкус этих капель в гортани, должен возместит этот день, как на это указывает хадис и его смысл. И Аллах тот, Кто оказывает помощь и поддержку» (ссылка: http://binbaz.org.sa/fatawa/494)

Шейх аль-'Усэймин (رحمه الله) говорил: «Если капли в нос попадают в желудок или в гортань, то это нарушает пост. Так как Пророк ﷺ в хадисе Ибну Сабуры сказал:
وبالغ في الاستنشاق إلا أن تكون صائماً


«Промывай нос (при омовении) как можно тщательнее, если только ты не постишься!» Поэтому постящемуся не дозволено использовать капли, которые попадают в желудок, или в гортань. А что касается капель в нос, которые не попадают в желудок или гортань, то они не нарушают пост.
Что же касается капель в глаза, а также тому, что подобно им, как например сурьма, также капли в уши, то всё это не нарушает пост»
(см.: «Фатауа Рамадан», стр. 511).

Постоянный Комитет больших учёных КСА(2) был спрошен относительно женщины, которая использовала капли в нос во время поста в месяц Рамадан, так как не могла дышать, кроме как после их использования.
На что Постоянный Комитет ответил так: «После изучения данного вопроса Комитет по фетвам даёт следующий ответ:
Если постящийся вынужден использовать капли в нос, то в этом нет никаких проблем, и пост его будет действительным, если только он не почувствует вкус этих капель в гортани! Если почувствует, то это нарушает его пост, и он обязан возместить этот день, если пост был обязательным. И от Аллаха сопутствие, и да восхвалит Он и приветствует нашего Пророка Мухаммада, его семью и его сподвижников»
(ссылка: официальный сайт Комитета КСА).
_______________________________________
(1) - Хадис приводит ат-Тирмизи (788) и Абу Дауд (142).
(1) - Под фетвой Постоянного Комитета подписались: шейх Ибн Баз, шейх Салих аль-Фаузан, шейх Бакр абу Зейд.

abu Zarr
Сообщений: 370
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Re: Действия, не нарушающие пост (соум)

Сообщение abu Zarr » 26 мар 2021, 09:56



alveo

Вернуться в «ПОСТ (ас-соум)»

cron