Кто обязан соблюдать пост и кому разрешается прервать его?

abu Zarr
Сообщений: 370
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Кто обязан соблюдать пост и кому разрешается прервать его?

Сообщение abu Zarr » 25 июн 2015, 22:04


بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Кто обязан соблюдать пост и кому разрешается прервать его?

Хвала Аллаху Господу Миров, Его восхваления и наши приветствия пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам, а также всем, кто строго последовал за ними, вплоть до Судного Дня.
А затем:

Кто обязан соблюдать пост?
Пост в месяц Рамадан обязан соблюдать мусульманин, разумный (находящийся в своём уме), совершеннолетний, здоровый, находящийся у себя дома (не путник). Также, что касается женщины, то у неё не должно быть «месячных» (хайд) или послеродового кровотечения (нифас)(1).

Вопрос: Если человек принял Ислам, после того как прошла часть месяца Рамадан, требуется ли ему восполнить пропущенные дни?
Ответ шейха аль-‘Усэймина (да будет милостив к нему Аллах): «Такому не требуется возмещать пропущенные дни, так как он в эти дни был неверующим. Неверующему не требуется возмещать то, что он пропустил из благих дел, согласно словам Всевышнего Аллаха:

قُلْ لِلَّذِينَ كَفَرُوا إِنْ يَنْتَهُوا يُغْفَرْ لَهُمْ مَا قَدْ سَلَفَ
«Скажи неверующим, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом» (сура «аль-Анфаль», 38).
Также, (не требуется возмещать) потому, что люди принимали Ислам во время Пророка ﷺ а он не приказывал им возмещать то, что они пропустили из поста или молитвы, или закята.
Однако если человек примет Ислам в дневное время месяца Рамадан, становиться ли ему обязательным пост (воздержание от еды и всего что нарушает его) и восполнение этого дня? Или же обязательным будет для него пост, без восполнения? Или же не будет обязательным для него ни пост, ни восполнение?
В этом вопросе существует разногласие между обладающими знанием (учёными). Правильным мнением же является то, что становится обязательным ему (принявшему Ислам в дневное время) пост, без восполнения этого дня. Пост становится обязательным потому, что он стал из числа тех, на кого распространяются шариатские приказы. И он не обязан восполнением потому, что до этого он не был из этого числа, он был подобен ребёнку, который стал совершеннолетним в дневное время (Рамадана) и ему стал обязателен пост. И он не обязан возмещением, согласно также правильному мнению в этом вопросе»
.

Что касается несовершеннолетнего и умалишенного, то пост не является обязательным для них, согласно словам Посланника Аллаха ﷺ, который сказал:

رُفِعَ القلمُعن ثلاثةٍ : عنِ النائمِ حتى يستيقظَ , وعن الصبيِّ حتى يحتَلِمَ , وعن المجنونِ حتى يُفيقَ
«Перо (ангела записывающего плохие дела) поднято от троих: От ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия; от спящего, пока он не проснется; и от сумасшедшего, пока его разум не восстановится»(2).
Шейх ‘Усэймин (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Безумные люди не несут ответственности за свои поступки, но если человек безумен в одно время и разумен в другое, он должен поститься во время здравомыслия, и он освобождается от этого во время безумства. Если он теряет рассудок во время поста, то это не нарушает его пост, так же как в случае если кто-нибудь теряет рассудок из-за болезни или какой-нибудь другой причины, потому что он имел намерение поститься, когда был в рассудке»(3).
То же самое относится к эпилептикам.

Что касается ребёнка, то пост не является обязательным для него, однако опекуну следует побуждать его к совершению этого великого поклонения, чтобы ребёнок уже с раннего возраста привыкал к нему и в дальнейшем не ощущал трудности в соблюдении его.
Это было мнением имама аш-Шафи’и (да пребудет с ним милость Аллаха), и в его мазхабе возраст с которого нужно начинать побуждать ребёнка к посту считается 7 лет, а побивание за оставления поста – 10, подобно возрасту в молитве. Исхак ибн Рахуйа указывал на возраст 12 лет, а в одной из версии от имама Ахмада говорится о 10.
Сподвижники и праведные предшественники после них приучали своих детей к посту. Передаётся, что в день ‘Ашура, когда Посланник Аллаха ﷺ отправил гонца в деревня и селения для того, чтобы тот возвестил о посте в этот день, Рубэй’ бинт Му’ауиз (да будет доволен ею Аллах) говорила: «Мы стали поститься в этот день и побуждали поститься наших детей. Мы сделали для них игрушки из ваты, и если кто-то из них начинал плакать - в другой версии: когда начинали просить еду - то мы давали эту игрушку ему, чтобы он смог дотерпеть до разговения (ифтара)»(4).
Аль-Хафиз ибн Хаджар (да будет милостив к нему Аллах) писал: «Большинство учёных считают, что пост не является обязательным для ребёнка, не достигшего совершеннолетия. Некоторые говорили о желательности их пост, из них был Ибн Сийрин и аз-Зухрий»(5).

Что касается больного, то доводом на то, что пост не является обязательным для него, являются слова Всевышнего:

فَمَنْ كَانَ مِنْكُمْ مَرِيضًا أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ
«А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (сура «аль-Бакъара», 184).
«А если кто из вас болен или находится в пути» - если кто-то из вас болен и ему тяжело поститься (может усугубиться болезнь, усугубиться состояние), или же кто-то из вас находится в пути, то ему дозволяется прервать пост или не держать его.
«То пусть постится столько же дней в другое время» - то есть, ему следует восполнить в другое время столько же дней, сколько он оставил по причине болезни или пути. «В другое время» - не во время болезни и не во время путешествия (сафара)(6).
Имам аль-Къуртуби (да будет милостив к нему Аллах) писал: «У больного два положения: первое, когда он не в состоянии соблюдать пост. В подобном случае разговение для него является обязательным. Второе состояние – это когда больной может соблюдать пост, но с трудом, причиняя себе вред. В таком случае для него разговляться весьма желательно, и никто не будет соблюдать в таком положении пост, кроме невежды!»(7)
Имам Ибн Къудама (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Если больной будет соблюдать пост, несмотря на болезнь, то он совершает порицаемое, поскольку причиняет себе вред и оставляет облегчение от Аллаха»(8).
Однако пост такого будет действительным по единогласному мнение (иджма’).

Что касается путника, то ему также дозволяется не соблюдать пост и доводом этому являются слова Всевышнего:

فَمَنْ كَانَ مِنْكُمْ مَرِيضًا أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ
«А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (сура «аль-Бакъара», 184).
Путник может выбирать между постом и разговением, как сказали учёные, опираясь на хадис, в котором Хамза ибн ‘Амр аль-Аслямий (да будет доволен им Аллах) спросил Пророка ﷺ о посте в пути, на что он ﷺ ответил:
إن شِئْتَ فَصُمْ وإن شِئْتَ فأفطِرْ «Если пожелаешь, то постись, а если пожелаешь – разговись»(9).

Если же путник не испытывает трудности, то ему дозволено соблюдать пост, а если он испытывает трудность, то лучше для него будет разговиться. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
ليس من البر الصوم في السفر
«Не из благочестия соблюдать пост в пути»(10).
Шейх Раслян, да хранит его Аллах, говорил: «Для путника лучше не соблюдать пост в пути, взяв разрешение (позволение Аллаха) и благодаря Его за эту милость». Затем Шейх также упомянул то разделение, о котором было сказано выше.
Это также касается и тех, кто сражается на пути Аллаха.

Путник может прервать пост до выхода из дома.
Мухаммад ибн Ка’б рассказывал: «Однажды, во время Рамадана, я пришел к Анасу ибн Малику (да будет доволен им Аллах), когда он собирался отправиться в путь. Он снарядил верховое животное, оделся и велел принести еды. Когда он поел, я спросил его: «Это Сунна (есть перед выездом)?!» На что он сказал: «Это Сунна», затем сел верхом»(11).
Также ‘Убайд ибн Джубайр рассказывал, что когда он вместе с Абу Басыром аль-Гъифари собирались к отплытию во время Рамадана, Абу Басыр приблизился к еде и сказал: «Ешь!» На что Убайда спросил: «А разве мы еще не дома?!» На что Абу Басыр ответил: «Ты отказываешься от Сунны Посланника Аллаха (ﷺ)?!» (12)
Имам аш-Шаукани говорил: «В этих двух хадисах доказательство на то, что путник может разговиться и перед выездом»(13).
Подобным образом поступали некоторые сподвижники, среди которых ‘Умар, Ибн ‘Умар , Абу Муса и Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах). Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: «Если желаешь, то ешь перед выходом в путь, а если нет - постись»(14).
Также это передаётся от некоторых таби’инов, среди которых Са’ид ибн аль-Мусайиба и Хасана аль-Басри(15).

Пост также дозволено не соблюдать тому, кто боится за своё здоровье или жизнь.
К этой категории относятся беременные и кормящие.
Что же касается женщин, у которых «хайд» или «нифас», то согласно шариатским текстам, поститься им запрещается, и они обязаны возместить эти дни после Рамадана.

Марат абу Зарр, 1436 г.х. ____________________________________________________


(1) - См.: «Фикъх ас-Сунна» (1/438), с некоторыми сокращениями.
(2) - Хадис приводят Ахмад (1/104), Абу Дауд (4398 и 4402), ан-Насаи (3432), Ибн Маджа (2041), ад-Дарими (2296). Достоверность этого хадиса подтвердили имамы Ахмад, аль-Бухари, Ибн Хузэйма, аз-Захаби, Ахмад Шакир, аль-Альбани.
(3) - См.: «Маджалису шахри Рамадан», 28.
(4) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (1960) и Муслим (1136).
(5) - См.: «аль-Фатх» (4/200).
(6) - См.: «ат-Тафсир аль-муйассар», «Тафсир аль-Багъауи».
(7) - См.: «Тафсир аль-Къуртуби» (2/276).
(8) - См.: «аль-Мугъни» (4/404).
Также передаётся от Ибн ‘Умара и ‘Укъбы ибн ‘Амира, которые говорили: «На того, кто не принимает облегчения от Аллаха, ложиться грех подобный горам долины ‘Арафа» (хадис приводит Ахмад 5392, 17523. Достоверность этих сообщений подтвердил Ахмад Шакир).
(9) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (1943) и Муслим (1121).
(10) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (1946) и Муслим (1115).
(11) - Хадис приводят ат-Тирмизи (799), аль-Байхакъи (4/247), ад-Даракъутни (2/187). Достоверность этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани. Также на этот хадис опирались имам Ахмад и Исхакъ ибн Рахуйа.
(12) - Хадис приводят имам Ахмад, Абу Дауд, ад-Дарими. На достоверность его указал шейх аль-Альбани в «Ируауль-гъалиль» (928).
(13) - См.: «Найлюль-аутар» (4/311).
(14) - Хадис приводит Ибн Абу Шайба 1/152. Иснад его достоверный.
(15) - Эти сообщения приводят Ибн Абу Шайба 2/151, аль-Бэйхакъый 4/247. Иснад их достоверный.

abu Zarr
Сообщений: 370
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Re: Кто обязан соблюдать пост и кому разрешается прервать его?

Сообщение abu Zarr » 26 мар 2021, 09:55



alveo

Вернуться в «ПОСТ (ас-соум)»