Пост 6 дней месяца Шаууаль

abu Zarr
Сообщений: 371
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Пост 6 дней месяца Шаууаль

Сообщение abu Zarr » 03 авг 2015, 10:13


بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Пост шести дней месяца Шаууаль


а так же, ответы на актуальные вопросы, касающиеся этого вида поста, возмещения пропущенных дней месяца Рамадан и многое другое

Хвала Аллаху, Господу Миров, восхваления Аллаха и наши приветствия пророку Мухаммаду, его семье, его сподвижникам, а так же тем, кто строго последовал за ними вплоть до Судного Дня.
А затем…

Добровольный пост шести дней месяца Шаууаль, имеет большое значение для верующего, так как посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

مَنْ صامَ رمضانَ . ثُمَّ أَتْبَعَهُ ستًّا مِنْ شوَّالٍ . كانَ كصيامِ الدَّهْرِ
«Кто станет соблюдать пост в месяц Рамадан, затем добавит к нему шесть дней из месяца Шаууаль, будет подобен постившемуся вечность»(1).
Сказал имам ан-Науауи (да будет милостив к нему Аллах): «Сказали ученые: «подобен постившемуся вечность» – так как за благое дело полагается десятикратное вознаграждение, и месяц Рамадан как десть месяцев, а шесть дней (Шаууаля) как два месяца, и такое толкование пришло в хадисе посланника Аллаха, в сборнике ан-Насаи»(2).
Сказал Посланник Аллаха (ﷺ):

جعل اللهُ الحسنةَ بعشر أمثالِها ، فشهرٌ بعشرةِ أشهرٍ ، وصيامُ ستَّةِ أيامٍ بعد الفطرِ تمامُ السَّنةِ
«Аллах сделал для каждого благого дела десятикратную награду, а месяц (то есть Рамадан) как десять месяцев (в году), а пост шести дней (в Шаууале) после праздника Разговения дополнением до года (то есть как 2 месяца)»(3).
И если будет мусульманин стараться соблюдать предписанный пост, добавляя к нему шесть дней из месяца Шаууаль, и так каждый год, то будет он всю свою жизнь пребывать в поклонении, будет ему каждый год записан годом поста.


Шесть дней поста в месяц Шаууаль являются добровольными (сунной), а не обязательными (уаджиб)



Пост шести дней в месяце Шаууаль является установленной Сунной Посланника Аллаха (ﷺ), является из желательных, добровольных дел, на что указывают вышеприведенные хадисы. Однако была группа ученых, которые по разным причинам не считали этот пост из узаконенных деяний Ислама. Среди таких ученых был имам Малик, так же Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах).
Задали вопрос по этому поводу учёным «Постоянного Комитета по исследованиям и фетвам»: Что вы скажете по поводу поста шести дней месяца Шаууаль, которые идут после Рамадана? Так как в книге «аль-Муатта» пришло, что имам Малик ибн Анас сказал по поводу поста шести дней после праздника аль-Фитр: «Что он не знает никого из обладающих знанием и пониманием (фикх), кто бы соблюдал этот пост, и что до него не доходило сообщение об этом от кого-либо от прежних ученых (саляфов). И что обладающие знанием порицают соблюдение этого поста, опасаясь, что соблюдение его будет нововведением, и что к месяцу Рамадан будет присоединяться (людьми) то, что к нему не относится». Это слова из «аль-Муатта», 1/ 228.
Ответ: «Достоверно передается от Абу Айюба, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Кто станет соблюдать пост в месяц Рамадан, затем добавит к нему шесть дней из месяца Шаууаль, будет подобен постившемуся вечность». Передают хадис имам Ахмад, имам Муслим, абу Дауд и ат-Тирмизи. Этот достоверный хадис является доказательством на то, что пост шести дней Шаууаля – сунна (узаконен, добровольный пост). И согласно этому хадису поступали имамы аш-Шафи’и, Ахмад и другие из числа ученых. И не дозволено противопоставлять, как недостаток, этому хадису то, о чем сказали некоторые ученые, как например, страх того, что невежда может посчитать этот пост присоединением (добавкой) к месяцу Рамадан. Или же что кто-то посчитает эти дни обязательными, или же что не дошло до кого-то действия предшественников (саляфов) согласно этому, ибо все это из числа предположений! И все это не противопоставляется достоверной Сунне (достоверному хадису), и тот, кто знает выше того, кто не знает.
И от Аллаха содействие, и да восхвалит Аллах Своего пророка Мухаммада, его семью и его сподвижников, и избавит их от всяких бед!»
(4)

И вспоминается по этому случаю правило: «Отсутствие знания о какой-либо вещи (или деле), не указывает на отсутствие самой этой вещи (или самого этого дела)».


Мудрость поста шести дней Шаууаля

Мудрость этого поста заключается, в первую очередь, в выполнении того, что любит Аллах и чем Он доволен. Так же этот дополнительный пост является возможностью для верующего восполнить недостатки, которые он допустил в обязательном посте.
Спросили шейха аль-‘Усеймина (да будет милостив к нему Аллах) о мудрости этого поста, на что он ответил: «Мудрость поста шести дней в Шаууале такая же, как и мудрость всех остальных дополнительных, желательных дел, которые узаконил Аллах для Своих рабов, чтобы дополнить ими обязательные предписания. Положение поста шести дней Шаууаля подобно положению дополнительных намазов, которые выполняются после обязательных, чтобы восполнить ими недостатки, которые были допущены при соблюдении обязательного поста. В этом есть милость Аллаха, что Он установил с делами обязательными дела дополнительные, желательные, через которые достигается полнота дел предписанных, и которыми восполняются упущения. Такова великая польза поста шести дней Шаууаля.
И пост этот является Сунной (желательным). Имам Муслим в своем сборнике «Сахих», передал хадис от Абу Айюба (да будет доволен им Аллах), в котором Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Кто станет соблюдать пост в месяц Рамадан, затем добавит к нему шесть дней из месяца Шаууаль, будет подобен постившемуся вечность»».
(5)


Виды соблюдения шести дней поста месяца Шаууаль



Часто возникает вопрос: как соблюдать пост в месяце Шаууаль? В начале месяца или же можно отложить, подряд, или же можно разделить эти дни?
Сказал имам ан-Науауи (да будет милостив к нему Аллах): «Сказали наши ученые (мазхаба Шафи’и): Лучше если этот пост будет соблюдён подряд, сразу после праздника Разговения (аль-Фитр). Если же будет он (этот пост) разделён (на протяжении месяца Шаууаль) или же отложен на его конец, то все равно это будет соответствовать его присоединению (к месяцу Рамадан), и будет это соответствовать тому, что он «добавил к нему шесть дней из месяца Шаууаль»» .(6)
Сказал Сыддыйк Хасан Хан в книге «ар-Раудату ан-Надыйа»: «Я скажу, что явный смысл хадиса указывает на то, что достаточно соблюсти пост шести дней в месяце Шаууаль, и не важно, будет это в начале него или в средине, или в конце. Так же нет условия, чтобы он был присоединен к месяцу Рамадан, и чтобы разделяло их (пост Рамадана и пост Шаууаля) только день праздника. Но если будет так, (то есть соблюдение поста сразу после праздника), то это лучше. И это потому, что понятие «добавление», хотя и используется во многих видах, но использование его в таком виде, когда пост месяца Рамадан и пост шести (дней Шаууаля) разделяет только день Разговения, так как нельзя поститься в этот день, несомненно, лучше.
А если кто-то считает, что не будет награды, кроме как только за пост таким способом, то это не так. Ведь тот, кто постится в конце Шаууаля, тот добавил к посту месяца Рамадан пост шести дней Шаууаля, без всяких сомнений. И именно это требуется»(7).

Спросили ученых «Постоянного Комитета»: Пост шесть дней в месяце Шаууаль обязательно должен быть сразу после месяца Рамадан, или же дозволено соблюсти его в месяц Шаууаль, но через несколько дней после праздника?
Они ответили: «Не является обязательным поститься эти шесть дней сразу после праздника аль-Фитр, дозволено начать пост через день или несколько дней после праздника. Так же можно соблюсти этот пост подряд, а можно и разделить (эти дни) в месяце Шаууаль, по мере возможности. В этом деле выбор широк. И этот пост (шесть дней Шаууаля) не является обязательным, однако является сунной (желательным, добровольным)»(8).

Спросили шейха Ибн База (да будет милостив к нему Аллах): Может ли человек выбрать шесть дней из месяца Шаууаль, чтобы соблюсти пост в нём или же пост этих дней имеет конкретику? И если он начнет держать пост в эти дни, становятся ли они для него обязательными?
На что он ответил: «Установлено от Посланника Аллаха (ﷺ), что он сказал: «Кто станет соблюдать пост в месяц Рамадан, затем добавит к нему шесть дней из месяца Шаууаль, будет подобен постившемуся вечность». Хадис приводит имам Муслим в сборнике «Сахих». И эти шесть дней не конкретизированы, и поэтому верующий может выбрать из месяца те дни, какие он пожелает для поста. Если пожелает, пусть постится в начале, или же он может выбрать середину (месяца), или же поститься в конце. Если захочет, он может разделить эти дни, а если захочет, то может соблюдать их подряд. В этом деле простор, хвала Аллаху.
Если же он поспешит с постом, и соблюдёт эти дни подряд, в начале месяца – это лучше, так как это будет уже из разряда поспешности в совершении благого. И этот пост (шести дней Шаууаля) не будет для него обязательным, и дозволено ему оставлять этот пост в последующие годы. Однако постоянство в этом деле (в деле поста) лучше и является из полноты (благих дел), согласно словам Пророка (ﷺ):

أحبُّ العملِ إلى اللهِ ما دَاومَ عليه صاحبُه ، وإن قَلَّ
«Наиболее любимое дело у Аллаха – это то, которое совершается (рабом Его) постоянно, даже если его мало». И от Аллаха помощь и содействие»(9).
Также спросили шейха Ибн База: Является ли обязательным последовательность в посте шести дней месяца Шаууаль или же, нет проблем, если будут эти дни разделены в течение всего месяца?
Шейх ответил: «Пост шести дней в месяце Шаууаль – это установленная сунна Посланника Аллаха (ﷺ), и дозволено поститься в эти дни как последовательно, так и раздельно. Так как Посланник Аллаха (ﷺ) указал на время этого поста (то есть месяц), но не ограничил его последовательностью или раздельностью, когда сказал (ﷺ): «Кто станет соблюдать пост в месяц Рамадан, затем добавит к нему шесть дней из месяца Шаууаль, будет подобен постившемуся вечность ». Хадис приводит имам Муслим в сборнике «Сахих». И помощь от Аллаха»(10).
Спросили шейха аль-‘Усэймина (да будет милостив к нему Аллах): Дозволено ли держать пост шести дней Шаууаля не подряд? И как, все-таки лучше: держать пост подряд или же раздельно?
Шейх ответил: «Для поста шести дней в Шаууале лучше, чтобы они были подряд, и чтобы начинался пост сразу же после дня праздника, потому, что таким образом проявляется спешка к совершению благих дел. И нет проблем, если он отложит начало этого поста и начнет его со второго дня Шаууаля. И так же нет проблем в том случае, если пост отложен на конец месяца и если дни поста будут идти не подряд, так как слова Пророка (ﷺ) об этом имеют обобщенный смысл: «Кто станет соблюдать пост в месяц Рамадан, затем добавит к нему шесть дней из месяца Шаууаль, будет подобен постившемуся вечность ». И Пророк (ﷺ) не сделал условием, чтобы этот пост был соблюден сразу после рамадана и чтобы дни его шли подряд»(11).
Итак, со слов ученых, становится понятным, что соблюдение поста шести дней Шаууаля, может быть как в начале его, так и в середине и конце. Так же эти дни могут идти подряд или быть разделены и разбиты по всему месяцу Шаууаль. Однако лучший вариант – это поститься шесть дней сразу после дня Разговения и не разрывать между ними, кроме как по шариатской причине, одной из которых, является обязательное оставление поста в субботу, для тех, кто придерживается этого мнения, согласно хадису Посланника Аллаха (ﷺ) в котором он сказал:

لا تصوموا يومَ السبتِ إلا فيما افترض عليكم ، فإن لم يجدْ أحدُكم إلا لحاءَ عنبةٍ أو عودَ شجرةٍ فليمضُغْه


«Не соблюдайте пост по субботам, за исключением поста, который является обязательным! И даже если вы не найдете ничего, кроме виноградной кожицы или ветки с дерева, то все равно жуйте их»(12).

Сказал имам ат-Тахауий (да будет милостив к нему Аллах), после того, как привел хадис ‘Абдуллах ибн Бусры: «…Некоторые из ученых поступали согласно этому хадису, и порицали соблюдение добровольного поста в субботу, другие же противоречили им и считали, что нет проблем поститься в этот день…»(13).
Однако, тот, кто оставляет пост в субботу, должен делать это согласно убеждению, и ради Аллаха, тогда Аллах заменит ему этот день лучшей наградой, согласно словам Посланника Аллаха (ﷺ):

من تركَ شيئًا للهِ ، عوَّضهُ اللهُ خيرًا منه «Тот, кто оставит что-то ради Аллаха, Аллах заменит ему это лучшим!»(14)


Пост шести дней Шаууаля, как и любой добровольный пост, соблюдается после обязательного, будь этот обязательный пост восполнением пропущенных дней Рамадана или же искуплением (каффара)



Пост шести дней Шаууаля соблюдается только после того, как будут восполнены пропущенные по шариатской причине дни Рамадана.
Задали вопрос «Постоянному Комитету»: Разрешается ли соблюдение поста шести дней месяца Шаууаль перед восполнением пропущенных дней Рамадана?
Они ответили: «Учёные разногласят в этом вопросе. Правильным же является возмещение пропущенных дней (обязательного поста) перед соблюдением поста шести дней Шаууаля, а так же перед любыми другими добровольными днями поста. Это согласно словам Пророка (ﷺ): «Кто станет соблюдать пост в месяц Рамадан, затем добавит к нему шесть дней из месяца Шаууаль, будет подобен постившемуся вечность ». Хадис приводит имам Муслим в сборнике «Сахих». А тот, кто сначала соблюдет пост шести дней Шаууаля, получается, что Рамадан добавляется к шести дням Шаууаля (противореча словам хадиса), а должно быть наоборот, шесть дней Шаууаля должны следовать за постом Рамадана. Так как возмещение (поста Рамадана) является обязательным (фард), а пост шесть дней Шаууаля – добровольным. А обязательное - оно более достойно внимания и заботы. И от Аллаха помощь и содействие».
Так же был задан им вопрос: Я не смогла соблюсти пост в месяц Рамадан по причине нифаса (послеродового кровотечения), затем очистилась в день праздника, и у меня есть сильное желание поститься шесть дней месяца Шаууаля. Дозволено ли мне соблюсти пост этих шести дней, а затем восполнить пропущенные дни Рамадана?
Они ответили: «Узаконено шариатом – начать с восполнения (обязательного поста), так как Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Кто станет соблюдать пост в месяц Рамадан, затем добавит к нему шесть дней из месяца Шаууаль, будет подобен постившемуся вечность ». Хадис приводит имам Муслим в сборнике «Сахих». И Посланник Аллаха (ﷺ) разъяснил, что пост шести дней Шаууаля должен следовать за постом Рамадана, поэтому обязательно поторопиться с восполнением (поста Рамадана), даже если будут упущены эти шесть дней упомянутых в хадисе, так как обязательное предшествует добровольному. И от Аллаха помощь и содействие»(15).

Соблюдение добровольного поста идет после восполнения обязательного, даже если это пост искупления (каффара).
Спросили шейха Ибн База (да будет милостив к нему Аллах): У человека есть искупление, два месяца поста подряд, но он хочет соблюсти (сначала) пост шести дней месяца Шаууаль. Дозволено ли ему это?
Он ответил: «Обязательно нужно поторопиться с постом искупления и не дозволено ставить вперед этого поста пост шести дней Шаууаля, так как шесть дней Шаууаля – добровольный пост, а искупление – обязательный, и оно (искупление) обязывает к поспешному его выполнению. И поэтому обязательно ставить его перед постом шести дней Шаууаля или других дней добровольного поста»(16).

Спросили также «Постоянный Комитет»: Будет ли награда тому, кто постился шесть дней Шаууаля после месяца Рамадан, хотя он не восполнил десять дней самого Рамадана, которые оставил по причине, как тому, кто постился Рамадан, затем добавил шесть дней из месяца Шаууаль? Будет ли он из тех, которые молились вечно (то есть целый год)?
Они ответили: «Награда за деяния, которые совершает раб (Аллаха) в руках лишь Аллаха Всевышнего. Раб (Аллаха), если будет искать награды Всевышнего, и будет стараться в покорности Ему, то его награда не будет потерянной. Всевышний Аллах говорит: «Мы не теряем награды тех, кто совершал благие дела»(17).
Тем же, на ком лежит возмещение поста за месяц Рамадан, необходимо восполнить их в первую очередь, а затем уже постится шесть дней Шаууаля. Так как не будет совершено присоединение шести дней Шаууаля к посту месяца Рамадан, пока он не завершит пост этого месяца (Рамадана).
И от Аллаха содействие, и да восхвалит Аллах Своего пророка Мухаммаду, его семью и его сподвижников, и избавит их от всяких бед!»
(18)

Возмещение пропущенных дней месяца Рамадан и пост шести дней Шаууаля могут идти последовательно, и не нужно разделять между ними днём, сравнивая это разделение с праздником Разговения.
Спросили шейха Ибн База (да будет милостив к нему Аллах): Я слышал, что человеку нельзя соединять возмещаемые дни поста (къада) с постом добровольным. То есть, если на этом человеке лежит возмещение поста за пропущенные по шариатской причине дни Рамадана, затем он восполняет их в месяце Шаууаль и хочет так же поститься шесть дней из этого месяца, то он не может соединить их, а должен разговеться один день, разделив между ними. Правильно ли это?
Он ответил: «Я не знаю для того, что ты упомянул основы (в религии)! Правильное мнение состоит в том, что нет проблем в этом (то есть соединить возмещаемые дни с дополнительным постом). И от Аллаха помощь и содействие»(19).


О награде тому, кто оставил пост шести дней Шаууаля по шариатской причине



Как уже стало понятно, соблюдение поста шести дней Шаууаля дело добровольное, и тот, кто начал его, но не смог завершить его по шариатской причине, будет ему награда.

Задали вопрос «Постоянному Комитету»: Вопрос: Я начала пост шести дней Шаууаля, однако я не могу закончить его по причине некоторых обстоятельств и дел, и осталось у меня из этого поста два дня. Что мне делать? Нужно ли мне возмещать эти дни? И будет ли мне за это (оставление) грех?
Они ответили: «Пост шести дней месяца Шаууаль – пост желательный, но не обязательный. И тебе будет награда за те дни, которые ты постилась из них, и надеемся, что будет так же награда за пропущенные, если на это была шариатская причина. Сказал Посланник Аллаха (ﷺ):

إذا مرضَ العبدُ ، أو سافرَكُتِبَ له مثلُ ما كان يعملُ مُقيمًا صحيحًا
«Если заболел человек или отправился в путь, то Аллах запишет (награду) ему за те дела, которые он делал, будучи дома, будучи во здравии». Приводит хадис имам Бухари в сборнике «Сахих».
И не нужно тебе возмещать то, что ты оставила из тех (шести дней Шаууаля). И от Аллаха помощь и содействие»(20).

Шейх Ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах) на вопрос о законности возмещения поста шести дней месяца Шаууаль говорил: «Не узаконено возмещать эти дни после того, как прошёл месяц Шаууаль, так как этот пост является добровольным (сунной) и вышло время для его совершения, вне зависимости оставил ты его по причине или без причины…»(21)


Женщина и добровольный пост

Что же касается женщин, то для добровольного поста, они должны спрашивать разрешения у своих мужей. Если же им не удастся соблюсти пост в месяц Шаууаль, по причине выполнения своих обязательств перед мужем, то не будет на них греха, и их дела у Аллаха по их намерениям.

Спросили ученых «Постоянного Комитета»: Я - женщина, придерживающаяся религии, и я соблюдаю пост в месяц Рамадан, затем шесть дней Шаууаля, так же дни в середине каждого месяца (13, 14, 15 по календарю хиджры – «айаму аль-бийдъ»), так же каждый четверг и понедельник. У меня есть муж, и когда я хочу держать пост в середине месяца, понедельник и четверг, то я спрашиваю у него о том, могу ли я соблюсти пост или нет. В начале, он отвечал мне согласием, но иногда, когда я начинала пост, он сердился и гневался, и говорил: Каждый день пост, каждый день пост! Можно ли мне поститься в таком случае или нет?
Они ответили: «Не дозволено соблюдать добровольный пост, в то время как муж находится рядом, кроме как с его дозволения, соблюдая его права.
И от Аллаха содействие, и да восхвалит Аллах Своего пророка Мухаммаду, его семью и его сподвижников, и избавит их от всяких бед!»(22)


Перевёл и подготовил Марат абу Зейнаб (абу Зарр)
2-го числа месяца Шаууаль, 1434 г.х.
Исправлено и дополнено 6-го числа месяца Шаууаль 1435 г.х.
______________________________________________________

(1) - Приводит хадис имам Муслим в «Сахих», 1164, и другие.
(2) - См.: «Шарх сахих Муслим» имама ан-Науауи, 8/56.
(3) - См.: «Сахих ат-Таргъиб уа ат-Тархиб», 993, так же «аль-Ируа», 4/107.
(4) - Фетва номер 4763, вопрос 3. Под фетвой подписались: шейх Ибн Баз, шейх ‘абдуРраззак ‘Афифи, шейх ‘абдуЛлах ибн Гъудьян, шейх ‘абдуЛлах ибн Къу’уд.
(5) - Источник фетвы: http://www.ibnothaimeen.com/all/noor/article_2832.shtml
(6) - См.: «Шарх сахих Муслим» имама ан-Науауи, 8/56.
(7) - См.: «ар-Раудату ан-Надыйа», 1/555.
(8) - Фетва номер 3475, вопрос 4. Под фетвой подписались: шейх Ибн Баз, шейх ‘абдуРраззак ‘Афифи, шейх ‘абдуЛлах ибн Гъудьян, шейх ‘абдуЛлах ибн Къу’уд.
(9) - Сл.: «Нурун ‘аля ад-дарб», запись номер 11: http://www.binbaz.org.sa/mat/606
(10) - См.: «Фатауа уа мукалят мутанауи’а», часть 15: http://www.binbaz.org.sa/mat/607
(11) - Источник фетвы: http://www.ibnothaimeen.com/all/noor/article_2291.shtml
(12) - Приводят хадис имамы Ахмад, ат-Тирмизи, ибн Маджа, см. «сахих сунан ибн Маджа», 1403, аль-Хаким и другие. Достоверность этого хадиса подтвердил шейх Альбани в «аль-Ируа», 960 и в «Тамаму аль-Минна», 405.
(13) - См.: «Шарх ма’аний аль-асар», 2/80.
(14) - Приводит хадис имам Ахмад в «Муснад», 20758, также шейх аль-Альбани в «Хиджаб аль-маръати аль-муслима», стр.49.
(15) - Источник: «Журнал исламских исследований»:
http://www.alifta.net/Fatawa/FatawaChapters.aspx?languagename=ar&View=Page&PageID=71&PageNo=1&BookID=12
(16) - См.: «Фатауа уа мукалят мутанауи’а», часть 15: http://www.binbaz.org.sa/mat/611
(17) - Сура Юсуф, 56.
(18) - Фетва номер 2264. Под фетвой подписались: шейх Ибн Баз, шейх ‘абдуРраззак ‘Афифи, шейх ‘абдуЛлах ибн Гъудьян, шейх ‘абдуЛлах ибн Къу’уд.
(19) - См.: «Фатауа уа мукалят мутанауи’а», часть 15: http://www.binbaz.org.sa/mat/614
(20) - Источник: «Журнал исламских исследований»:
http://www.alifta.net/Fatawa/FatawaChapters.aspx?languagename=ar&View=Page&PageID=76&PageNo=1&BookID=12
(21) - См.: «Маджму’ аль-Фатауа» (15/388).
(22) - Фетва номер 19541, вопрос 3. Под фетвой подписались: шейх Ибн Баз, шейх ‘абдуль-‘Азиз Али Шейх, шейх Салих аль-Фаузан, шейх ‘абдуЛлах ибн Гъудьян, шейх Бакр абу Зейд.

alveo

Вернуться в «ПОСТ (ас-соум)»