Хиджама для постящегося

abu Zarr
Сообщений: 370
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Хиджама для постящегося

Сообщение abu Zarr » 10 окт 2017, 10:47


بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хиджама для постящегося

Спросили учёных Постоянного Комитета по фетвам КСА: Является ли сдача крови в дневное время Рамадана, во время поста, тем, что нарушает пост?
Они ответили: «Сдача крови нарушает пост того, кто сдаёт её, так как это подобно хиджаме. А достоверно известно из хадиса Пророка ﷺ, который сказал:

أفطرَ الحاجِمُ والمَحجومُ


«Нарушает свой пост и тот, кто делает хиджаму, и тот, кому её делают» (хадис приводят Абу Дауд, 2368, ат-Тирмизи, 774 и другие). То же самое касается человека, которому будет сделано переливание».

Однако, как известно, в этом вопросе среди учёных были и есть разногласия. Нарушает ли это действие пост или же нет. Имам ат-Тирмизи приводя вышеупомянутый хадис, в своём сборнике «ас-Сунан» (774), писал о том, что некоторые сподвижники Пророка ﷺ считали порицаемым совершение хиджамы в дневное время Рамадана. И они делали это ночью. Этого мнения придерживались также некоторые таби’уны, такие как Ибн аль-Мубарак, а также Исхак ибн Мансур, ‘Абдуррахман ибн Махдий и другие. Это было мнение Исхака ибн Рахауайх и имама Ахмада. Имам аш-Шафи’ напротив считал, что хиджама является дозволенной в дневное время и не вредит постящемуся. Он, как и многие другие имамы, опирался на хадис Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), который говорил: «Пророк ﷺ делал хиджаму в то время, как был постящимся» (хадис приводит аль-Бухари, 1939). Также от Ибн ‘Аббаса и ‘Икримы (да будет доволен ими Аллах) передаётся, что они говорили: «Пост (нарушается) от того, что попадает внутрь человеку, а не от того, что выходит из него» (Достоверность этих сообщений подтвердил шейх аль-Альбани. См.: «Мухтасар аль-Бухари», 1/455).
Также передаётся от Сабита аль-Бунаний, который говорил: «Спросили Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах): Считали ли вы хиджаму во время поста порицаемым деянием? На что он ответил: «Нет, если только она не ослабевала человека»» (хадис приводит аль-Бухари, 1940). И как говорил Шабаба, передавая от Шу’бы: «(Считали ли вы) во время Пророка ﷺ…» (хадис приводит аль-Бухари, 1940).
Имам аш-Шафи’и (да пребудет с ним милость Аллаха) также руководствовался хадисом, в котором говорится что, «Пророк ﷺ делал хиджаму во время совершения прощального хаджа, будучи в состоянии ихрама и будучи постящемся» (хадис приводит Ибн Маджа, 1682). Однако шейх аль-Альбани (да пребудет с ним милость Аллаха) говорил, что выражение в хадисе «будучи постящемся» является недостоверной добавкой. Но с подобным выражением хадис приводится у имама аль-Бухари в «ас-Сахих», 1938. И Аллаху это ведомо лучше.
Что касается хадиса: «Нарушает свой пост и тот, кто делает хиджаму, и тот, кому её делают», то, как писал шейх аль-Альбани: «Он является отменённым. А отменяющим его хадисом считается хадис от Абу Са’ида аль-Худрий (да будет доволен им Аллах), который говорил: «Пророк ﷺ разрешил постящемуся делать хиджаму», и этот хадис является достоверным, как я пояснил это в «аль-Ируа», 4/74».
Также шейх Хафиз Ахмад аль-Хаками (да пребудет с ним милость Аллаха) писал: «Имам аш-Шафи’ (да пребудет с ним милость Аллаха) упоминал, что этот хадис является отмененным по причине хадиса Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах), который рассказывал, что: «Пророку ﷺ сделали кровопускание, когда он был в состоянии ихрама и когда постился» (хадис приводит аль-Бухари, 1938). Поскольку Ибн ‘Аббас сопровождал Пророка ﷺ в году прощального хаджа, а это было в десятом году по хиджре. А что касается Шаддада ибн Ауса (который передавал о запрете хиджамы), то он сопровождал Пророка ﷺ в восьмом году по хиджре. А Аллаху ведомо лучше!» (см.: «Мусталях ал-хадис уа ‘улумихи» аль-Хаками, стр. 53-54).
Также о том, что хиджама не нарушает пост, писал шейх аль-‘Усэймин (да пребудет с ним милость Аллаха) в «Масаиль ’ан ас-сыям», стр. 25-26. Однако, как говорил шейх Ибн Баз (да пребудет с ним милость Аллаха), лучше делать хиджаму в ночное время Поста. И это действие передаётся от сподвижников Пророка ﷺ, как об этом мы упомянули вначале.


Марат абу Зарр, 1439 г.х.

alveo

Вернуться в «ПОСТ (ас-соум)»