Определение поста, его виды и столпы

abu Zarr
Сообщений: 370
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Определение поста, его виды и столпы

Сообщение abu Zarr » 26 май 2015, 22:57


بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Языковое и шариатское определение Поста и его положение
Пост (Соум или Сыям) является обязательным предписанием Аллаха каждому мусульманину, имеющему возможность выполнить его.
Пост - это столп из столпов Ислама, крайняя необходимость, одна из первостепенных задач верующего раба. (См. «Раудату ан-Надыйа», 3/7)


Языковое значение поста - это удержание, отказ, воздержание (имсак, кафф - الإمساك، الكف). Как это в словах Всевышнего Аллаха, которые Он поведал нам в истории Марьям, мир ей:
فَقُولِي إِنِّي نَذَرْتُ لِلرَّحْمَٰنِ صَوْمًا
«Скажи: «Я дала Милостивому обет воздержаться (отказаться) от разговора…»» (сура «Марьям», 26). То есть: «Я дала Милостивому обет молчать».


Шариатское значение поста – воздержание от еды, питья и совокупления, с намерением только ради Аллаха, в течение дневного времени суток (т.е.: с наступления фаджра и до наступления магъриба). Согласно словам Всевышнего:
ثُمَّ أَتِمُّوا الصِّيَامَ إِلَى اللَّيْلِ
«Затем продолжайте свой пост до наступления ночи» (сура «аль-Бакъара», 187).
Или как сказал шейх аль-‘Усэймин, рахимаху Ллах: «В шариатском значении пост – это поклонение Всевышнему Аллаху воздержанием от всего, что нарушает его (этот пост), начиная с появления истинной (второй) зари и до заката солнца» (см.: «Фатауа ас-Сыям»).

Виды Поста
Пост (соум) бывает 2-х видов: обязательный (фард) и добровольный (нафиль).
Что касается обязательного, то он бывает 3-х видов:
1 - пост в месяц Рамадан
2 - пост-искупление (каффара)
3 - пост-обет (назр)

Что же касается добровольного вида, то это все дополнительные посты, как например в Пн и Чт, 3 дня в середине месяца (по хиджре), пост в день 'Арафа (для тех, кто не совершает Хадж), пост 6 дней месяца Шаууаль и т.д. (см.: «Маусу'ату аль-Фикъхыйату аль-муйассара», 3/195).

Виды поста - шейх аль-'Усеймин, рахимаху Ллах:



Вопрос: Достопочтенный шейх, какие виды поста бывают?
Ответ: «Пост делится на два вида:
Обязательный вид, он может быть как по какой-то причине, как например, искупление (каффара) или же обет (назр), и может быть без причины, как например, пост в месяц Рамадан, потому как этот пост является вменённым в обязанность изначально в шариате, то есть: без причины, каждому совершеннолетнему.
Что же касается необязательного вида поста, то он бывает определённый и неопределённый.
Пример определённого поста: поста в Пн и Чт.
Пример неопределённого поста: пост в любой день года, кроме тех дней, на который пришёл запрет в шариате, как например, отдельный пост в день Пт (джум’а). Не дозволено поститься в Пт, кроме как если человек будет соединять его постом с предыдущим днём или последующим. Также пришёл запрет поститься в дни праздников, ‘ийд аль-Фитр и ‘ийд аль-Адъха. Также запрещено поститься в три последующих празднику Жертвоприношения дня (дни ташрикъа), кроме тех, кто совершал Хадж (хадж къыран и хадж таматту’)(1) и не нашёл животное для того, чтобы зарезать или заколоть его, ему нужно поститься три дня ташрикъа во время Хаджа» (см.: «Фатауа ас-Сыям»).

http://www.ibnothaimeen.com/all/books/a ... 8158.shtml


Столпы Поста
У Поста есть два столпа:
1 – намерение (ният)
2 – воздержание от всего того, что нарушает Пост (имсак), с момента наступления фаджра и до захода солнца.

Что касается намерения, то доводом на это являются слова Всевышнего Аллаха:

وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاءَ
"И не было им приказано, кроме как поклоняться только Аллаху, очищая перед ним свою религию (искренне), будучи ханифами(2)" (Сура "аль-Бейина", 5).
Также в хадисе от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, в котором он сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Поистине дела (оцениваются, принимаются) только по намерениям, и каждому воздастся за его дела (наградой или грехом) согласно только его намерению (в этих делах)…»» (Хадис приводят имамы аль-Бухари и Муслим)
Что касается воздержания от всего того, что нарушает пост, с момента наступления фаджра и до захода солнца, то довод на это в слова Всевышнего:

فَالْآنَ بَاشِرُوهُنَّ وَابْتَغُوا مَا كَتَبَ اللَّهُ لَكُمْ ۚ وَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّىٰ يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الْأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الْأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ ۖ ثُمَّ أَتِمُّوا الصِّيَامَ إِلَى اللَّيْلِ
"Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах (из потомства). Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной нити (ночи). Затем завершайте свой пост до наступления ночи (до захода солнца)" (Сура "аль-Бакъара", 187).(3)
________________________________________________________


(1) - Хадж къыран - это вид хаджа, который соединён с 'умрой. Паломник совершает путь в Мекку ведя с собой жертвенных животных, совершает 'умру и не выходя из состояния ихрама, ожидает начало обрядов Хаджа.
Хадж таматту' - это вид хаджа, который разделён от 'умры. Паломник не берёт с собой жертвенного животного, придя в Мекку он совершает 'умру, затем выходит из состояния ихрама и ожидает начала Хаджа. После того как наступает 8 день Зуль-Хиджы, он заходит в ихрам и совершает Хадж, покупая животного в завершении обрядов (или же заранее) и приносит его в жертву.
Если по каким-то причинам паломники совершающие Хадж къыран или таматту' не смогли принести в жертву животное, то они обязаны искуплением, как сказано в аяте:

فَمَنْ لَمْ يَجِدْ فَصِيَامُ ثَلَاثَةِ أَيَّامٍ فِي الْحَجِّ وَسَبْعَةٍ إِذَا رَجَعْتُمْ
«А тот, кто не найдет (что принести в жертву), тот обязан поститься три дня во время Хаджа и семь дней по возвращению» (сура «аль-Бакъара», 196).
«Семь дней по возвращению» - после выполнения всех обрядов Хаджа, по возвращению к себе домой. И того, десять полных дней, которые необходимо ему поститься (см.: «ат-Тафсир аль-муйассар», «аль-Мулаххас аль-фикъхыйа», 199). (2) - Ханифы – это те, кто оставил все религии и устремился к религии Аллаха Исламу (см.: «Тафсир аль-Багъауи»).
(3) - См.: «Фикъх ас-Сунна», 1/438, «аль-Фикъх аль-муйассар», стр.159.

abu Zarr
Сообщений: 370
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Re: Определение поста, его виды и столпы

Сообщение abu Zarr » 26 мар 2021, 08:23



alveo

Вернуться в «ПОСТ (ас-соум)»

cron