Сообщение abu Zarr » 26 май 2015, 23:22
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Фетвы учёных относительно намерения для Поста
Вопрос: После того, как наступил месяц Рамадан, намерение на пост достаточно в начале месяца или же должно быть каждую ночь?
Ответ шейха Ибн 'Усэймина, рахимаху Ллах: «В действительности, когда некоторые люди говорят о намерение, они не знают что такое намерение! Я не знаю, что он имеет в виду под намерением?! Если допустим человек встал в конце ночи, поел и попил, разве это не есть намерение?!
Намерение – это не какая-то вещь, которую можно рассчитать. Если человек совершает что-то, какое-то действие, значит, он намеревается его сделать. О Аллах, кроме как если человек сумасшедший, не понимает, что делает. Или человек, который потерял сознание, или же спящий. А что касается человека разумного, который согласно своему выбору, желанию совершает то или иное дело, то по его делу можно говорить, что он имел намерение его совершить.
Некоторые учёные говорят: «Если бы Аллах вменил в обязанность совершение дела без намерения, то это был бы приказ, который невозможно выполнить». И это действительно так. Если скажут тебе, например: «Возьми омовение без намерения, или соверши молитву без намерения (без желания), или постись без намерения, или ешь без намерения», то ты не сможешь.
Намерение – это не какая-то сложная вещь. Человек, если что-то делает, есть или пьёт, значит, он намеревался это сделать»(1).
Вопрос: Какое намерение должно быть у человека для поста в месяц Рамадан? Является ли простое знание того, что наступил месяц Рамадан, указанием на действительность поста все его последующие дни?
Ответ «Постоянного Комитета по научным исследованиям и фетвам КСА»: «Намерение появляется с твёрдой решимостью поститься. И необходимо, что намерение было с каждую ночь Рамадана, чтобы человек засыпал с этим намерением.
И помощь от Аллаха. И да восхвалит Аллах Своего посланника, его семью и сподвижников, и избавит их от всякого зла»(2).
Вопрос: Нарушит ли пост твёрдое намерение, твёрдая решимость разговиться (прервать пост), без самого употребления пищи (еды или воды)?
Ответ шейха Ибн 'Усэймина рахимаху Ллах: «Известно, что пост объединяет в себе намерение и оставление. (Т.е.), человек своим постом намеривается приблизиться к Аллаху ﷻ, оставляя при этом все, что нарушает этот пост. И если человек решит прервать его по настоящему, то тогда он нарушается. Однако если это произойдет в Рамадан, то такой обязан после такого воздержаться от всего, что запрещено постящемуся до захода солнца, а затем восполнить этот день. Так как любой, кто прерывает пост в месяц Рамадан без шариатской причины, обязан воздержанием (в остаток дня) и восполнением этого дня после.
Что касается того, кто твёрдо не решил прервать пост, однако находился в неком смятении, то в отношении такого существует между учёными разногласие:
Из них были те, кто сказал, что пост у такого нарушается, так как смятение (тараддуд) противоречит решимости.
Из них были те, кто сказал, что пост не нарушается, так как основа намерения сохраняется до тех пор, пока не будет твёрдой решимости нарушить его (это намерение) или отказаться от него (или поменять). Это мнение, на мой взгляд, является более предпочтительным, по причине своего сильного объяснения. И Аллах лучше знает»(3).
Вопрос шейху аль-‘Усэймину рахимаху Ллах: Является ли одно намерение на пост в месяц Рамадан достаточным или же нужно намерение на каждый день в отдельности?
Ответ: «Известно, что каждый человек встаёт в конце ночи для того, чтобы поесть на сухур, так как он желает поститься (в предстоящий день). В этом нет сомнений, потому как каждый разумный человек выполняет действия согласно своему выбору, и невозможно, что он совершал что-то без желания. А желание – это и есть намерение.
Человек не есть в конце ночи, кроме как, желая держать пост (в наступающем дне), даже если это будет простой приём пищи, так как не из обычая его принимать пищу в это время. Это и есть намерение.
Однако тут напрашивается вопрос: Если так случиться, что человек ляжет спать до захода солнца, в месяц Рамадан, и не проснётся, кроме как после его (солнца) восхода, никто не разбудит его, получается, что он не намеревался с ночи держать пост в грядущий день. Можем ли мы сказать в этом случае, что пост в этот наступивший день будет действительным, опираясь на его прежнее намерение?
Или же мы скажем, что его пост не будет действительным, так как он не намеревался с ночи держать его?
Мы скажем, что пост его будет действительным. Ибо предпочтительным мнением (более правильным) будет то, что намерения в начале месяца Рамадан достаточно, и оно не нуждается в обновлении каждую ночь на последующий день. О Аллах! Если только нет причины, которая дозволяет оставить пост, и человек разговляется в середине месяца (например), то тогда ему нужно новое намерение на возобновление поста»(4).
Вопрос шейху ан-Наджми рахимаху Ллах: В какое время должен постящийся взять намерение на пост?
Ответ: «Намерение на обязательный пост должно быть с ночи, до появления второго (истинного) рассвета, фаджра. Что касается добровольного поста, то намерение на него может быть и после восхода солнца, при условии, что человек ничего не ел и не пил, тогда его пост будет действительным»(5).
Спросили шейха Мукбиля рахимаху Ллах: Является ли обязательным делать намерение на каждый день в месяц Рамадан или же достаточно одного намерения, которые было в начале месяца? Когда он должно быть?
Шейх ответил: «Пророк ﷺ сказал: «Поистине дела (оцениваются, принимаются) только по намерениям, и каждому воздастся за его дела (наградой или грехом) согласно только его намерению (в этих делах)…»(6) Это довод на то, что намерение обязательно должно быть в совершаемых делах. Из этого становится понятным (ясным) то, что намерение должно быть каждый день поста (в месяц Рамадан).
И это не то, чтобы человек говорил: «Я намереваюсь поститься такой-то или такой-то день в месяц Рамадан». Однако намерение – это стремление. И то, что ты встал для сухура считается намерением. Также твоё воздержание от еды и питься считается намерением.
Что касается хадиса: «У того, кто не взял намерение с ночи, нет поста», то он является слабым (да’ыйф), хотя некоторые учёные и говорили о том, что он имеет хорошую степень (хасан)(7). Однако правильным является то, что в нём есть неясность, путаница (идтыраб) ».(8)
Собрал и перевёл Марат абу Зейнаб (абу Зарр)
4-го числа месяца Шаууаль 1435 г.х.
___________________________________________________________
(1) - См. «Маджу' фатауа», 19/177.
(2) - Фетва «Постоянного Комитета», 7/335.
(3) - См. «Маджу' фатауа», 19/187.
(4) - См.: «Маджму’ аль-фатауа уа ар-расаиль» (19/176, фетва № 131).
(5) - См.: «Фатауа ас-Сыям», стр.20.
(6) - Хадис приводят имам аль-Бухари (1), и имам Муслим (1907). См. также толкование шейха абдуРрахмана ас-Са’ди и шейха Салиха Али Шейха.
(7) - Такие учёные как ан-Науауи в «аль-Маджму’» (6/289), Ибн Хаджар в «Муафакату аль-хабр аль-хабр» (2/80), Ибн Муляккъыйн в «Тухфату аль-мухтадж» (2/80), ас-Суютый в «аль-Джами’ ас-Сагъыйр» (9018), также ад-Даракъутни, Ибн Хазм в «аль-Мухалля», и шейх аль-Альбани в «Сахих сунан ан-Насаи», и в «аль-Ируа» (914).
(8) - Хадис «мудтариб» - хадис, который приводится несколькими разными способами (путями), равносильными в плане надёжности передатчиков, без возможности объединить эти пути или выбрать более сильный, более правильный из них (см.: «Шарх аль-Байкуния», шейха аль-Бухари, «ат-Таушийх аль-Хасис ‘аля музаккирати ‘ильм мусталях», шейха аль-Байдани).