Сообщение abu Zarr » 28 дек 2019, 19:48
_________________
РАЗДЕЛ О ТОМ, ЧТО НАРУШАЕТ ПОСТ, А ЧТО НЕТ
Возмещает ли пост тот, кто в дневное время Рамадана по незнанию поел, попил или совершил половой акт с женой?
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Есть три условия нарушающие пост постящегося: чтобы постящийся знал, помнил и желал. Противоположность знания – это невежество. Так вот, если постящийся принимает пищу, полагая, что утренняя заря не наступила, после чего выясняется, что утренняя заря уже взошла, тогда как постящийся принимает пищу, то пост в таком случае является действительным. Даже если он принимал пищу, полагая, что солнце уже закатилось, затем выясняется, что солнце не зашло, то пост в такой ситуации является действительным.
Довод этому служит хадис, который передал аль-Бухари от Асмы бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала: «Однажды при жизни Пророка (ﷺ) мы разговелись в пасмурный день, а потом выглянуло солнце» (аль-Бухари, 1959).
И Пророк (ﷺ) не повелел им возмещение этого дня, ибо, если бы возмещение было бы обязательным, то непременно Пророк (ﷺ) разъяснил бы это и до нас дошло бы. Так как, если бы это было обязательным, то возмещение в таком случае считалось бы из шариата Аллаха и обязательно передали бы это. И это входит в обобщенные слова Всевышнего Аллаха: «Господь наш, не наказывай нас, если мы забыли или ошиблись!» (аль-Бакара, 286).
Также Всевышний Аллах сказал: «Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце» (аль-Ахзаб, 5).
Если постящийся поел не по своему желанию, или выпил не по своей воле, а был принужден к этому, то пост его в таком положении является действительным. Из этого также следует: если мужчина принудил свою жену к совокуплению, вследствие чего он вступил с ней в половую близость, тогда как она была постящейся, то на ней нет ничего: ни возмещения, ни искупления.
Этот вопрос является важным, поскольку многие ученые по фикху говорят, что если человек по незнанию поел, независимо от того, в начале дня или в его конце, то для него является обязательным возмещение, если выясняется, что он поел в дневное время Рамадана.
Однако было сказано: поистине, Кто узаконил рабам пост, Тот же снял с них затруднение (или грех) по причине этого (т.е. невежества, забывчивости, принуждения)» (См.: «Шарх аль-Арба’иин ан-Науауи» стр.28).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «Например, постящийся услышал азан, полагая, что этот азан был произнесен в его городе, затем начал разговляться, и выяснилось что азан не был провозглашен в этом городе и солнце не зашло, в таком случае нет возмещения на нем, ибо он не знал. Если бы он знал, что солнце не зашло, то он не начал бы есть…
Относительно этого вопроса пришел хадис, который передала Асма бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах), что они при жизни Пророка (ﷺ) разговелись в пасмурный день, а потом выглянуло солнце. Таким образом, они начали разговляться до заката солнца и Пророк (ﷺ) не приказал им возместить этот день. Если бы возмещение было обязательным, то он непременно приказал бы им это, так как Аллах возложил на него донесение. Если бы Пророк (ﷺ) повелел бы им это (возместить пост), то это было бы из шариата Аллаха. А если бы это было из шарита, а шариат оберегаем, то это обязательно дошло бы до нас, однако до нас оно не дошло. Это указывает на то, что (в этом случае) для нас не является обязательным возмещение.
Среди ученых есть те, кто сказал, что в таком положении возмещение является обязательным, опираясь при этом на мнение некоторых ученых по фикху. Наша позиция в отношении этого мнения такова: поистине, Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу!» (ан-Ниса,59).
Также Всевышний сказал: «Решение всего, в чем вы расходитесь во мнениях, возвращается к Аллаху» (аш-Шура,10). Вот тогда и не останется слов ни для кого» (См.: «Шарх аль-Арба’иин ан-Науауи» стр.300).
Нарушается ли пост мусульманки, которую муж принудил к совокуплению с ним в дневное время Рамадана?
Высший совет ученых Саудовской Аравии был спрошен относительно той женщины, с которой муж, силой принудив ее, вступил в половую связь в светлое время суток в месяц Рамадан, и на следующий день таким же способом он принудил ее к совокуплению, на что он ответил следующим образом: «Что касается жены, то на ней нет искупления, поскольку она была в состоянии принуждения. А что касается ее мужа, то на нем искупление за один день совокупления и за другой день. В искупление этого необходимо освободить одного раба, если он не сможет, то поститься два месяца подряд, а если он не в состоянии этого сделать, то он должен накормить шестьдесят бедняков вместе с возмещением пропущенных постов» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даима» 10\310).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если постящийся поел не по своему желанию или выпил не по своей воле, а был принужден к этому, то его пост в таком положении является действительным. Из этого также следует: если мужчина принудил свою жену к совокуплению, вследствие чего он вступил в половую близость с ней, тогда как она была постящейся, то на ней нет ничего: ни возмещения, ни искупления(1)» (См.: «Шарх аль-Арба’иин ан-Науауи» стр.28).
Нарушается ли пост человека, когда он в порыве гнева кричит и ругается в дневное время Рамадана?
Высший совет ученых Саудовской Аравии ответил: «Это не делает недействительным его пост, однако уменьшает его награду. Мусульманину надлежит сдерживать себя, оберегать свой язык от брани, поношений, злословий (гъыйба), сплетни (намимы) и прочего из того, что запретил Аллах во время поста и в другое время. Однако в это время он тщательнее оберегает безупречность своего поста, сторонится причинять страдания людям и быть причиной смуты, ненависти и разделения, исходя из слов Пророка (ﷺ): «Пусть никто из вас не говорит непристойные слова и не повышает голос в день поста, а если кто-либо будет ругать его или затевать с ним ссору, пусть скажет: «Поистине, я пощусь»». Хадис приводится в двух достоверных сборниках.
А помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даима» 10\332).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Является обязательным постящемуся и другим сторониться лжи, злословия (гъиба) и ругани. Однако они (ученые) упоминают о необходимости сторониться этих дурных качеств во время поста в месяц Рамадан, поскольку это усиливается по отношению к постящемуся, как совершение обязательных деяний и оставление запретных, которые не усиливаются в отношении непостящегося.
Доводом на это служат слова Всевышнего: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас, - быть может, вы станете богобоязненными» (аль-Бакара,183). Это и есть мудрость поста: чтобы посредством совершения обязательных дел и оставления запретных он стал причиной богобоязненности.
Доводом из Сунны являются слова Пророка (ﷺ): «Кто не оставил лживое слово (коуля аз-зур), дело согласно им и невежество, то Аллах не нуждается в том, чтобы человек оставил еду и питье» (аль-Бухари 1804).
То есть Аллах не желает, чтобы мы оставили еду и питье, поскольку если бы это являлось желанием Аллаха, то значило бы, что Аллах хочет нас подвергнуть мучениям. А Всевышний Аллах говорит: «Зачем Аллаху подвергать вас мучениям, если вы будете благодарны и уверуете» (ан-Ниса,147). Однако, поистине, Аллах желает от нас, чтобы мы боялись Его, исходя из слов Всевышнего: «..быть может, вы станете богобоязненными».
Пророк (ﷺ) сказал: «Кто не оставил ложь» (т.е. все запретные слова, поскольку они отклоняют от прямого пути) и «дела согласно лжи» (т.е. все запретные действия) «и невежество» то есть, глупость и отсутствие благоразумия. Например, поднимать шум на базаре, ругаться с людьми и прочее. Поэтому Пророк (ﷺ) сказал: «Пусть никто из вас не шумит» - то есть, не повышает голос в день поста, напортив, он должен быть воспитанным - «и не говорит непристойные слова в день поста, а если кто-либо будет ругать его или затевать с ним ссору, пусть скажет: «Поистине, я пощусь». По причине этого мы познаем совершенную мудрость законности поста, так как если мы обретем воспитание к концу Рамадана, человек станет нравственным и приверженным религии, благонравия и воспитанности, ибо пост фактически является воспитанием» (См.: «Шарх Мумти’» 3\73-74).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, ответил на вопрос: «делают ли грехи недействительным пост или нет?».
Ответ: «Если запрет касается конкретно поста, то пост в таком случае нарушается, а если это общий запрет, то пост не нарушается.
Пример для первого случая: постящемуся было запрещено принимать пищу и питье, поэтому если он поел или выпил, то его пост нарушается.
Пример для второго случая: постящемуся и непостящемуся было запрещено злословить (делать гъыйбу), т.е. упоминать за спиной мусульманина то, что ему не понравилось бы услышать о себе. Поэтому если постящийся будет делать гъыйбу на кого-либо (из мусульман), то гъыйба является запретной, но она не делает недействительным его пост, поскольку этот запрет не касается конкретно поста.
Это является правилом у большинства ученых.
Некоторые ученые сказали, что если постящийся совершит запретное, даже если этот запрет будет обобщенным, то его пост все равно нарушается. В качестве довода они опираются на слова Пророка (ﷺ), который сказал: «Кто не оставил лживое слово (коулю аз-зур), дело согласно им и невежество, то Аллах не нуждается в том, чтобы человек оставил еду и питье». Однако мнение большинства ученых правильнее. А что касается хадиса, то Пророк (ﷺ) желал этим разъяснить мудрость поста и не хотел этим разъяснить нарушение поста по причине невежества, лжи и дел в соответствии с нею» (См.: «Шарх аль-Арба’иин ан-Науауи» стр.234).
Если кто-либо будет ругать постящегося или затевать с ним ссору, пусть скажет: «Поистине, я пощусь» - следует ли это сказать вслух или же про себя?
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Некоторые ученые сказали, что он должен сказать про себя. А некоторые сказали, что он должен сказать это вслух. Другие же сказали, что если это обязательный пост, то должен сказать это вслух, дабы избавиться от показухи. А если это добровольный пост, то он должен сказать это про себя, опасаясь впасть в показуху (ар-рийа). Однако правильным мнением является то, что постящийся произносит это вслух, как в добровольном посте, так и в обязательном. Это потому, что в этом содержится две пользы:
Первая польза: Разъяснение того, что тот, кого обругали, не ответил ругающемуся лишь по причине своего поста, а не из-за того, что он не в состоянии ему ответить. Ибо если он не ответит ему из-за несостоятельности, то другой будет его презирать этим самым, и это станет для него унижением. А если он скажет: «Поистине, я пощусь», то как-будто говорит ему: «Я в силе ответить тебе и указать на твои недостатки больше, чем ты разъяснил мои, однако просто я постящийся».
Вторая польза: Напоминание этому человеку о том, что постящийся никого не ругает. Быть может тот, кто ругает, сам тоже постится, например, если это случилось в Рамадане, тогда оба они находят в опасном положении. И в этих его словах содержится удержание от брани, и он тогда будет тем, кто порицает» (См.: «Шарх Мумти’» 3\74).
Нарушает ли пост, если человек твердо вознамерился разговеться, несмотря на то, что он еще не ел и не пил?
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, ответил: «Известно, что пост объединяет в себе намерение и воздержание, поскольку человек намеревается своим постом приблизиться к Всемогущему и Великому Аллаху посредством воздержания от всего, что нарушает пост. Поэтому если он имеет намерение действительно прервать пост, то его пост становится недействительным. Однако если подобное намерение было в Рамадане, то для него является обязательным воздержаться(2), пока не зайдет солнце, ибо тому, кто прервал пост в Рамадане без уважительных оправданий, является обязательным воздержаться и возместить этот день.
Если же постящийся не имеет твердого намерения, однако колеблется в этом (прервать ли пост или нет), то относительно этого положения среди ученых есть разногласие:
Из них есть те, которые сказали, что пост постящегося становится недействительным, так как колебание противоречит твердому намерению.
Другие же сказали, что пост не становится недействительным, ибо основа - сохранность намерения, пока твердо не вознамерится прервать его. И это мнение является более сильным и правильным у меня. А Аллаху ведомо лучше!» (См.: «Маджму’ Фатауа» 19\187).
Что должен делать постящийся, если не сможет найти ничего для разговения?
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если при человеке есть вода и мед, чему надлежит отдавать предпочтение для разговения?
Ответ: следует отдавать предпочтение питьевой воде, поскольку Пророк (ﷺ) сказал: «Если не найдет фиников, пусть разговляется водой, ибо, поистине, она очищает». Однако нет ничего страшного, чтобы постящийся разговелся водой, затем за ним поел мед. Каждому следует разговляться водой, предпочитая ее остальному. Если же он не найдет ни воду, ни другое питье помимо воды, ни еду, то он прерывает свой пост намерением, и этого будет достаточно.
Некоторые простолюдины говорят, что если ты не найдешь ничего для разговения, то засунь свой палец в рот и посасывай его. Подобное деяние не имеет под собой основу.
Другие же говорят: Смочи край одежды своим ртом и соси ее, поскольку, если ты смочишь ее, то образуется слюна, потом если ты засунешь ее снова в рот и будешь ее сосать, то ты как бы ввел вещь извне в рот.
Мы же говорим: Если солнце зашло, и нет при тебе того, чем можно разговеться, то намеревайся своим сердцем прервать пост (и все)» (См.: «Шарх Мумти’» 3\76-77).
Какое положение разговения в дневное время месяца рамадан без приемлемого с точки зрения шариата оправдания?
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, ответил: «Разговение в светлое время суток в месяце Рамадан без оправдания является из тяжких грехов, по причине чего человек становится нечестивцем. Для него является обязательным принести покаяние Аллаху и возместить этот день, в котором он прервал пост. То есть, если он соблюдал пост, после чего в какое-то время дня разговелся без оправдания, то тогда он совершил грех, и он должен возместить этот день, в который разговелся. Ибо он начал соблюдать пост на основании того, что пост соблюдать является обязательным. Для него является обязательным возмещение… А если он изначально оставил пост сознательно, без каких-либо шариатских оправданий, то по наиболее правильному мнению для него не является обязательным возместить этот день, поскольку он не получит никакой пользы от этого, так как оно не будет принято от него. Ибо правило гласит, что любое поклонение, для которого было установлено свое определенное время, если не совершится своевременно без каких-либо шариатских оправданий, не будет принято от человека, исходя из слов Пророка (ﷺ): «Дело, совершенное без нашего приказа, будет отвергнуто». Поскольку это считается нарушением ограничения Аллаха, преступить ограничения Аллаха является беззаконием, а от беззаконника не принимается (поклонение). Всевышний Аллах сказал: «А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками» (аль-Бакара, 229).
Ибо если он совершит это поклонение до наступления его времени, то оно не будет принято от него, так же, как и если он совершит его после ухода установленного для него времени. За исключением того случая, когда у него были какие-либо шариатские оправдания» (См.: «Маджму’ Фатауа» 20\89).
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Возмещает ли человек сознательно пропущенный намаз или нет? Мы говорим: Поклонение, для выполнения которого было установлено определенное время, не возмещают, если его упускают сознательно. Поэтому если человек оставляет намаз без каких-либо шариатских оправданий, пока не выйдет его время, то пусть он не возмещает пропущенный намаз. Ибо если он возместит пропущенный намаз, то это не принесет ему пользы, согласно словам Всевышнего Аллаха: «А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются несправедливыми (беззаконниками)» (аль-Бакара, 229). Невозможно, чтобы (поклонение) было принято от несправедливого человека. Поэтому если человек сознательно упустит время намаза, то тогда он будет считаться несправедливым (беззаконником). А также исходя из слов Пророка (ﷺ): «Дело, совершенное без нашего приказа, будет отвергнуто».
Точно так же говорят и в отношении поста. Если человек сознательно пропускает пост в рамадане без каких-либо шариатских оправданий, затем будет сожалеть о содеянном после того, как завершится месяц рамадан, и захочет возместить пропущенные дни поста, то мы скажем ему: «Не возмещай пропущенные дни поста, поскольку если ты возместишь их, то они не принесут тебе пользы, ибо ты преступил ограничения Аллаха». А также это исходя из слов Пророка (ﷺ): «Дело, совершенное без нашего приказа, будет отвергнуто».
Поэтому тому, кто оставляет намаз или пост без каких-либо шариатских оправданий, пока не выйдет их (установленное) время, надлежит больше просить прощения у Аллаха, совершать праведные дела и приносить Аллаху искреннее покаяние» (См.: «аль-Арба’ин ан-Науауи» стр.49).
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) также сказал: «Если кто-либо спросит: «Что должен делать тот, кто сознательно упускает намаз, пока не выходит его установленное время?» - то мы говорим: «Он должен принести Аллаху покаяние и улучшать деяния. Его не обязывают возмещением пропущенных дней намаза. Доказательством этого являются упомянутые выше коранические аяты и хадисы. Мы говорим, что его не обязывают к возмещению пропущенных дней намаза, поскольку если он возместит их, то они не принесут ему пользы и он не получит пользу от этого деяния. Что касается человека, несознательно проспавшего намаз, или забывшего его совершить или не знающего время его совершения, как, например, если день пасмурный и он не знает время, тогда как нет при нем часов, то он совершает намаз, когда устраняется его оправдание. Исходя из слов Пророка (ﷺ): «Если кто-либо из вас проспит намаз или забудет о нем, пусть совершит его, когда вспомнит о нем. Поистине, Всевышний Аллах говорит: «Совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» (Та ха, 14)» (аль-Бухари, 597 и Мус-лим, 684)» (См.: Шейх Ибн Усаймин «Сыфату ас-Саляh» стр. 50-51).
Однако большинство ученых говорят, что человек должен принести покаяние Аллаху за сознательное оставление намаза и возместить пропущенный намаз, даже если он сознательно упустил время намаза, как говорил об этом в одном из своих уроков шейх Му-хаммад Са’Ид Раслян (да хранит его Аллах).
Высший совет ученых Саудовской Аравии спросили о положении некой мусульманки, которая в 1396 году по хиджре месяца Рамадана без каких-либо шариатских оправданий не соблюдала пост три дня, на что он ответил следующим образом: «Если дело обстоит так, как упомянули, что она по своей небрежности не постилась три дня, и не поступила так, считая это дозволенным, то она совершила великий и тяжкий грех, по причине нарушения святости Рамадана. Поскольку пост является одним из столпов Ислама, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь» и до слов Всевышнего: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (аль-Бакара,183-185).
И поэтому ей надлежит возместить те три дня, в которые она не постилась. Если она совокуплялась с мужем в один из этих дней в светлое время, то на ней искупление за этот день вместе с возмещением пропущенных постов. А если она совокуплялась два дня, то на ней два искупления, и таким же образом, если она имела сношение три дня. В искупление этого необходимо освободить одного раба, если она не имеет раба, то поститься два месяца подряд, а если она не в состоянии это сделать, то она должна накормить шестьдесят бедняков. Для каждого бедняка полагается половина са’а(3) из пшеницы, или фиников или прочего из того, чем она питается. Также ей следует просить у Аллаха прощения, принести Ему покаяние, соблюдать пост, который Аллах вменил ей в обязанность и правдиво вознамериться, что она больше не будет оставлять пост в Рамадан впредь. Также ей следует накормить одного бедняка за каждый из трех дней, в течение которых она не держала пост. А это искупительное кормление по причине того, что она задержалось со своим возмещением вплоть до следующего Рамадана.
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даима» 10\141).
Высший совет ученых Саудовской Аравии также спросили о положении того, кто сознательно в светлое время Рамадана принял пищу, затем покаялся Аллаху, на что он ответил: «Да, его покаяние принимается, если оно соответствовало условиям, а это сильное сожаление о содеянном, отказаться от греха и правдивое намерение не повторять этот грех снова. Также там есть и четвертое условие, которое касается права человека» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даима» 10\248).
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если зададут такой вопрос: «Мольба о прощении – это просто человеческие слова, такие как «О, Аллах, прости меня!» или «Я прошу прощения у Аллаха» и т.д.?», (то) ответ (будет таков):
«Нет! Необходимо принимать причины, которые являются условием прощения. В противном случае эта мольба будет подобно издевательству. Это подобно человеку, который взывает к Аллаху, говоря: «О Аллах, надели меня хорошим потомством», - однако не совершает причины для достижения потомства. А тем, посредством чего удается получить прощение, является покаяние Аллаху (тауба).
Покаяние – это возвращение от непослушания Аллаху к повиновению Ему. И оно обусловливается пятью условиями:
Первое: Искренность. Искренность является условием любого поклонения, а покаяние - это один из видов поклонения. Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа Ему искренне» (аль-Беййина, 5). Поэтому тот, кто кается, чтобы показать это людям или же боясь правителя, и не возвеличивая Аллаха, покаяние такого не принимается.
Второе: Сильное сожаление о содеянном. А это - уныние человека и его стыд перед Аллахом по причине того, что он совершил запретное или оставил обязательное, возложенное на него.
Третье: Отказ от греха, от которого каются. Остановиться делать грех, за который каешься. Если этот грех был оставлением обязанности, которую возможно восполнить, то для человека является обязательным выполнить эту обязанность. Например, если человек согрешил по причине того, что не выплатил закят, то он должен выплатить закят. А если он совершил запретное, например, украл имущество некого человека, после чего покаялся, то он должен вернуть имущество хозяину. В противном случае его покаяние не будет действительным.
Если кто-нибудь спросит: «Как человеку, который украл имущество некого человека и потом покаялся Аллаху, вернуть это имущество его хозяину? Он опасается возникновения проблем из-за возвращения имущества хозяину. Ибо, быть может, хозяин имущества заявит, что имущество было больше украденного, или же обвинит этого человека и обнародует его поступок или тому подобное. Что ему тогда делать?».
Мы говорим: «Он должен донести имущество хозяину любым путем. По своей возможности он посылает это имущество посредством того человека, которого не обвинят в краже и который донесет до его хозяина. Тогда он говорит: «О такой-то, это вещь от некого человека, который когда-то украл у тебя, а сейчас он возвращает тебе». И необходимо, чтобы был этот посредник уважаемым и надежным, влиятельным, чтобы хозяин имущества не смог сказать: «Покажи мне, кто тебе передал это, а иначе ты сам украл это». Если подобное можно ожидать от него, тогда это - проблема (или тогда он проблемный человек).
(И тогда) либо он отдает это имущество судье или же правителю, и говорит: «Это имущество такого-то человека, у которого когда-то я его присвоил. Сейчас же я покаялся, и поэтому нужно доставить это имущество ему». В таком случае тому, кому вручили эту вещь, является обязательным выполнить то, что ему поручили, дабы спасти того, кто украл когда-то это имущество, и вернуть его хозяину.
Если же кто-нибудь спросит: «Поистине, этот человек, у которого я украл имущество, скончался. Что мне теперь делать?» - то ответ (будет таков): «Передай это его наследникам, а если он не имеет наследников, то отдай это в казну мусульман».
Если же он скажет: «А если я не знаю его наследников и не знаю их адреса проживания?», то ответ (будет следующим): «Он должен дать его в качестве садака за того, кому принадлежит это имущество. Всемогущий и Великий Аллах знает это и вознаградит за это хозяина».
Это и является стадиями покаяния касательно того, кто присвоил имущество неприкосновенной личности.
Четвертое: иметь твердое намерение впредь не повторять содеянное. Это является обязательным, поскольку, если он покаялся от этого греха, однако имеет намерение повторить его, если представится такая возможность, то в таком случае он не считается кающимся. Но если он имел намерение не повторять этот грех, затем к нему пришла дурная мысль, вследствие чего он повторил тот же грех, то его первое покаяние является действительным, однако является обязательным вновь принести покаяние за второе прегрешение.
Поэтому является обязательным понимать, что мы говорим: «Одно из условий – иметь твердое намерение не повторять подобный грех».
Пятое: Покаяние должно быть совершено в то время, в которое оно еще принимается. Если покаяние было принесено в то время, в которое оно уже не принимается, тогда это покаяние будет бесполезным. А это время имеет два вида: частный и общий.
Частный вид: это когда к человеку пришел его срок (смерти), то в таком случае покаяние будет бесполезным, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Но бесполезно покаяние для тех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, то говорит: «Вот теперь я раскаиваюсь»» (ан-Ниса, 18).
Так же и Фараон, когда стал тонуть, воскликнул: «Я уверовал в то, что нет божества, достойного поклонения, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраиля. И я стал одним из мусульман». Тогда ему было сказано: «Только сейчас?! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие» (Йунус, 91). То есть: «Только сейчас ты принял Ислам?!» И несмотря на это, это не принесло ему пользы.
Что касается общего вида: то это восход солнца с запада. Ведь солнце восходит на востоке, и заходит на западе. Поэтому если все люди уверуют в то время, когда солнце взойдет на западе, то вера не принесет душе пользы, если она не уверовала прежде, так же, как не будут приняты ее праведные деяния, если она в свое время не приобрела блага, благодаря своей вере.
Поэтому Пророк (ﷺ) сказал: «Не прервется переселение, пока не прервется покаяние, а покаяние не прервется, пока солнце не взойдет на западе» (Абу Дауд, 2479).
Вот это является условиями таубы (покаяния). Хотя большинство ученых (да смилуется над ними Аллах) говорят: «У таубы есть три условия: сожаление, отказ от греха и твердое намерение не повторять этот грех снова». Однако то, что мы упомянули, совершеннее, и поэтому необходимо, чтобы было то, что мы упомянули» (См.: «Шарх аль-Арба’иин» стр. 312-314).
Большинство ученых помимо того, что упомянул шейх, еще добавляют и четвертое условие, которое касается прав человека. Если грех согрешившего касается прав человека, то грешник должен уладить права ущемленного человека. Если он украл вещь, то он должен вернуть ее хозяину. А если он кого-то обидел, то он должен попросить у него прощения и т.д. Но это четвертое условие шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) внес под третье условие покаяния, а это – отказ от греха, как мы, по милости Аллах, выше узнали об этом.
Высший совет ученых Саудовской Аравии спросили относительно человека, который сознательно во время своего поста выпил воду из-за сильной жажды, и было отвечено: «Тот, кто преднамеренно выпил воду в светлое время месяца Рамадан, тем самым сделал недействительным свой пост. Для него является обязательным возместить пост в другой день за тот день, в котором он, из-за сильной жажды, выпил воду, и принести Аллаху покаяние (за сознательное прерывания поста в светлое время суток месяца Рамадан).
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даима» 10\248).
Какое положение того, кто соблюдал добровольный пост в день Арафата, тогда как на нем лежат дни пропущенных постов месяца рамадан?
Высший совет ученых Саудовской Аравии ответил: «Того, кто соблюдал добровольный пост в день Арафата, тогда как на нем лежат дни пропущенных постов месяца Рамадан, пост является действительным. Однако было узаконено для него, чтобы он не откладывал возмещение пропущенных дней поста месяца Рамадана, ибо его душа в Руках Аллаха, и он не знает, когда явится его срок. Если бы он соблюдал пост в день Арафа с целью возмещения какого-либо пропущенного дня поста Рамадан, то это было бы лучше, поскольку обязательное действие предшествует добровольному действию. Поэтому оно больше заслуживает того, чтобы уделяли особое внимание его соблюдению.
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даима» 10\399).
Что дозволено постящемуся мусульманину во взаимоотношениях со своей женой?
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, ответил: «Мусульманину, который соблюдает обязательный пост, не дозволено обходиться со своей женой таким образом, что это станет причиной его семяизвержения. Люди отличаются в быстроте выхода семяизвержения, поскольку среди них есть те, кто полновластно распоряжается собою, как сказала Айша (да будет доволен ею Аллах) в отношении Посланника Аллаха (ﷺ): «Во время поста Пророк (ﷺ) нередко обнимал и целовал своих жен, однако он владел собой лучше, чем любой из вас» (аль-Бухари 1927 и Муслим 2632).
Среди мужчин есть и те, кто не владеет собой, у которых быстро происходит семяизвержение. Что касается последнего, то он должен остерегаться заигрываний с женой поцелуев и объятий во время обязательного поста. Если человек знает, что он владеет собой, то ему разрешено целовать и обнимать свою супругу даже во время обязательного поста. Однако пусть остерегается совокупления, ибо тот, кому является обязательным поститься, попадет в такие последствия по причине сношения с женой в светлое время суток рамадана, как:
Первое последствие: впадение в грех.
Второе: недействительность поста.
Третье: является обязательным воздержаться, поскольку тому, кто испортил свой пост без шаритаских оправданий, является обязательным воздержаться и возместить этот день.
Четвертое: Возмещение этого дня является обязательным, поскольку он испортил обязательное поклонение, поэтому для него является обязательным возместить его.
Пятое: Искупление, и эти искупительные действия являются более суровыми среди других искуплений. А это: Он должен освободить одного раба, если он не имеет раба, то должен поститься два месяца подряд, а если он не в состоянии этого сделать, то должен накормить шестьдесят бедняков.
Если это был обязательный пост вне месяца рамадан, например, возмещение пропущенных дней рамадана, искупительный пост и прочее, то за совокупление следует два последствия:
Впадение в грех и возмещение.
А если это был добровольный пост (т.е. необязательный) и он совокупился с женой, то нет на нем ничего» (См.: «Маджмуъ Фатауа»19\342).
Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Целование мужем свою жену, заигрывания с ней и объятия без совокупления, тогда как он постится, - все это дозволено, и нет в этом проблем. Ибо Пророк (ﷺ), будучи постящимся, целовал и ласкал своих жен. Однако если человек опасается впадения в запретное по причине своего сильного вожделения, то ему нежелательно это делать. Если произошло у него семяизвержение (аль-мани) то является обязательным ему воздержаться и возместить этот день в другое время, и нет на нем искупления, по мнению большинства ученых. А что касается выделения прозрачной жидкости (аль-мази), то его пост по причине этого выделения не становится недействительным, по наиболее правильному мнению ученых, поскольку основа – наличие поста и отсутствие недействительности поста, ибо сложно этого избежать» (См.: «Маджму’ Фатауа»15\315).
Нарушается ли пост, когда из мужского полового органа выходит выделение прозрачной жидкости (аль-мази)?
Высший совет ученых Саудовской Аравии спросили относительно того, что мужчина, шутя со своей супругой, нашел на своем нижнем белье выделение прозрачной жидкости, на что получили такой ответ: «Если это в действительности так, как ты упомянул, то нет на тебе ни возмещения, ни искупления, соблюдая тем самым сохранность основы (на которой он был, т.е, это пост). За исключением семяизвержения (мани), если это было семяизвержение, то на тебе большое омовение и возмещение без искупления.
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даима» 10\273).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Правильным мнением является то, что если вышла аль-мази по причине онанизма или объятия жены, то тем самым пост человека не нарушается и его пост в таком случае является действительным. Это мнение предпочел шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах). Причина этого– отсутствие довода, поскольку пост является обрядом поклонения. Поэтому непозволительно нам делать недействительным это поклонение, кроме как на основании довода» (См.: «Шарх Мумти’» 3\49).
Нарушает ли пост поллюция во сне?
Высший совет ученых Саудовской Аравии сказал: «Если произошла поллюция у кого-либо в то время, когда он постился или же когда он был в состоянии ихрама, будучи совершающим хадж или умру, то нет на нем греха и искупления. И она не влияет на его пост, хадж и умру. Просто ему следует совершить полное омовение (гусль) от осквернения, если было семяизвержение.
А помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даима» 10\274).
Также высший совет ученых спросили: «Дозволено ли мыться водой и мылом в дневное время в месяц рамадан? Также нарушает ли пост поллюция и благовоние?».
Высший совет ученых ответил следующим образом: «Дозволено постящемуся мыться водой и мылом в дневное время в месяц Рамадан.
Также если у кого-либо произошла поллюция во время его поста, то его пост не нарушается. Ему надо искупаться, если было семяизвержение (аль-мани).
А также если кто-либо умащается любым видам благовоний в светлое время суток месяца Рамадан во время своего поста, то того пост не нарушается. Однако он не должен нюхать бахур (т.е то, что дает приятный запах, когда его зажигают) и благовонные порошки, подобно порошковым мускусам. А помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даима» 10\271).
Высший совет ученых также спросили: «Нарушают ли пост постящегося ароматные благовония и инсектициды в дневное время суток месяца рамадан или в другое время?».
Высший совет ответил следующим образом: «Ароматические запахи и неароматические не нарушают пост в месяц рамадан и в другие месяца, независимо от того, обязательный пост это или добровольный.
А помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даима» 10\271).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, комментируя слова автора «Зад аль-Мустакни’: «Если постящийся представлял совокупление, вследствие чего произошло семяизвержение или поллюция во сне, то его пост не нарушается», сказал: «Если произошло семяизвержение, независимо от того, представлял ли он совокупление со своей женой или же воображал совокупление, в общем, вследствие чего произошло семяизвержение, то пост его не нарушается. Доводом на это служат слова Пророка (ﷺ): «Поистине, Всевышний Аллах простил моей общине то, к чему зовут их души, пока они не произнесут или не совершат это» (аль-Бухари 6287 и Муслим 127). А этот человек не совершил и не произнес, однако душа его наговорила, и он представил, после чего произошло семяизвержение.
Понимается из слов автора: «Если постящийся представлял совокупление, вследствие чего произошло семяизвержение», то, что если произойдет какое-либо действие с его стороны, то его пост нарушается. Например, терся об землю, пока не произошло семяизвержение, или возбуждал (рукой) свой половой орган, пока не произошло семяизвержение, или же целовал свою жену до тех пор, пока не произошло семяизвержение и прочее, то это нарушает пост.
Автор сказал: «..или поллюция во сне…» то есть, это не нарушает пост, даже если засыпал, воображая совокупление, и произошло поллюция во время сна, поскольку спящий неволен и от него поднято перо(4)» (См.: «Шарх Мумти’» 3\56).
Если человек ощущает приближение семяизвержения, однако оно не вышло по каким-либо причинам, то является ли обязательным для него совершить большое омовение?
Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что Умм Сулейм, жена Абу Тальхи, (да будет доволен Аллах ими обоими) сказала: «О Посланник Аллаха! Воистину, Аллах не стыдится истины. Должна ли женщина искупаться, если увидит во сне то, что видят мужчины во сне из области совокупления и прочего?». Он ответил: «Да, если увидит следы жидкости» (аль-Бухари 282 и Муслим 313).
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) относительно этого хадиса сказал: «Одной из польз этого хадиса является то, что не является обязательным совершение большого омовения (гуслья) из-за приближения семяизвержений, если оно не вышло, исходя из слов Пророка (ﷺ): «Да, если увидит следы жидкости». И это мнение является наиболее правильным. Некоторые ученые считают, что если семяизвержение приближается к выходу, однако не вышло из-за ослабления вожделения или по другим причинам, то в таком случае для человека является обязательным совершить большое омовение. Однако это мнение слабое, поскольку Пророк (ﷺ) связал обязанность совершения большого омовения с видением жидкости, поскольку вещь, которая находится внутри человека, не принимается в расчет. И поэтому наше тело (или наш организм) переполнен жидкостью, экскрементами и мочой и не будут они считаться нечистыми (наджасой, пока они находятся внутри человека и не выйдут наружу. – Прим.пер.)» (См.: «Шарх Булуг аль-Марам» 1\314).
Нарушается ли пост того, кто занялся онанизмом?
Высший совет ученых Саудовской Аравии сказал: «Заниматься онанизмом, будь то в месяце рамадан или же в другие месяца, запрещено. Не дозволено заниматься им, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен и невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками» (аль-Мааридж,29-31).
Поэтому тому, кто занялся онанизмом в дневное время месяца Рамадан, будучи постящимся, следует принести покаяние Аллаху и возместить пост этого дня. Однако нет на нем искупления, ибо искупительные действия пришли относительно полового сношения в месяце Рамадан.
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даима» 10\256).
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) комментируя слова автора «Зад аль-Мустакъни’»: «или онанизм» - сказал: «То есть, требования выхода семяизвержения каким-либо способом, будь это посредством рук, или трения об землю или прочего, пока не произойдет семяизвержение, в таком случае постящийся нарушает свой пост. На этом мнении четыре имама, да смилуется над ними Аллах: имам Малик, аш-Шафи’и, Абу Ханифа и Ахмад.
Захириты не согласились с этим и сказали: «Не нарушает пост онанизм, даже если произошло семяизвержение, так как нет довода из Корана и Сунны на нарушение поста в случае семяизвержения (без полового акта)! Ибо существуют три основы, которые нарушают пост, а этого (т.е. требования выхода семяизвержения каким-либо способом) среди них нет, поэтому это нуждается в доводе. Непозволительно делать недействительным поклонение рабов Аллаха, кроме как на основании довода из Корана и Сунны.
Однако, а Аллаху ведомо лучше, с двух сторон можно вывести довод на то, что онанизм нарушает пост:
Первая сторона: Хадис. Поистине, в достоверном хадисе Всевышний Аллах сказал постящемуся мусульманину: «Человек отказывается от еды, питья и удовлетворения своих страстей (шахва) ради Меня!» (аль-Бухари 1795 и Муслим 1151). А онанизм является страстью (шахва) и выход семяизвержения (аль-мани) – это результат похоти.
А довод на то, что семяизвержение (аль-мани) называют похотью, являются слова Посланника (ﷺ): «..и в лоне жен ваших – милостыня (садака)».
Люди сказали: «О Посланник Аллаха! Разве каждый из нас, удовлетворяя свое желание устраняя свою похоть, получит за это награду?» Он сказал: «А как вы считаете, если человек устраняет ее запретным путем, разве не будет на нем греха? Точно так же и если он испускает ее разрешенным путем, будет ему и вознаграждение» (Муслим 1006). А то, что он испускает – это аль-мани (семяизвержение).
Вторая сторона: Аналогия (кыяс). В Сунне пришло, что постящийся мусульманин прерывает пост по причине сознательного вызывания рвоты, если он вырвет, так же, как и тот, кому совершают кровопускание, если он пустил кровопускание (хиджаму) и вышла из него кровь. И было сказано: «Что эти оба действия обессиливают тело». Что касается выхода еды, то это очевидно, что это ослабляет тело, поскольку желудок опустошается, по причине чего человек быстро испытывает голод и жажду. А что касается выхода крови, то так же очевидно, что это обессиливает тело. Поэтому советуют тому, кому сделали кровопускание (хиджаму) или тому, кто пустил из своего тела кровь для кого-то, чтобы он поспешил с едой, дабы быстро она разнеслась по телу, чтобы она заменила то, что уменьшилось из крови. Тело также теряет силы по причине семяизвержения, в чем нет сомнения. Посему и было велено брать полное омовение (гусль) после семяизвержения, дабы вернулась бодрость к телу. Поэтому это является аналогией с хиджамой (кровопусканием) и рвотой. По причине этого мы говорим, что если вышло семяизвержение (аль-мани) по причине страсти, то оно нарушает пост исходя из довода и аналогии» (См.: «Шарх Мумти’» 3\48-49).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, относительно хадиса: «О молодежь! Пусть женится тот, кто в состоянии (содержать семью), поскольку это лучше помогает потуплять взоры (от чужих женщин) и оберегать ваши половые органы (от запретных половых актов). А кто же не в состоянии (содержать семью), то пусть постится, так как пост дает то же, что и кастрация», - сказал:
«Также из этого хадиса извлекается следующая польза, а это - запрет на онанизм. И это потому, что Пророк (ﷺ) не указал на него тому, кто неспособен содержать семью. И если бы это было дозволено, то он непременно указал бы на него, так как это, без сомнения, легче, чем соблюдение поста, поскольку в онанизме человек находит наслаждение, тогда как при соблюдении поста человек испытывает трудность в виде голода и жажды. И было так, что Пророк (ﷺ) когда бы ни выбирал из двух дел, непременно выбирал то, которое было легче, если оно не было греховным. И в этом содержится довод, что в онанизме есть грех, так как он легче, чем соблюдение поста, и если он не выбрал более легкое, то не сделал он это только по причине греховности онанизма» (См.: «Шарх Булуг аль-Марам» 4\182).
Нарушает ли пост совершение хиджамы?
От Шаддада ибн Ауса (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (ﷺ) сказал: «Тот, кто совершает кровопускание, и тот, кому его совершают, прерывают свой пост». Достоверность подтвердили имам Ахмад, Ибн Хузейма, Ибн Хиббан, аль-Бухари и другие.
Шейх Хафиз Ахмад аль—Хаками, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Имам аш-Шафи’ (да смилуется над ним Аллах) упоминал, что этот хадис является отмененным по причине хадиса Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), который рассказывал: «Пророку (ﷺ) совершали кровопускание, когда он был в состоянии ихрама и когда постился» (аль-Бухари 1938 и Муслим 1202).
Поскольку Ибн ‘Аббас сопровождал Пророка (ﷺ) в году прощального хаджа, а это было в десятом году по хиджре. А что касается Шаддада ибн Ауса (который передавал о запретности хиджамы) то он сопровождал Пророка (ﷺ) в восьмом году по хиджре. А Аллаху ведомо лучше!» (См.: Шейх Хафиз Ахмад аль-Хаками «Мусталах ал-Хадис уа ‘Улум» стр.53-54).
Шейх Ибн Баз (да смиулется над ним Аллах) сказал: «В любом случае в вопросе относительно хиджамы во время поста сомнение (нарушает ли хиджама пост или нет). Поэтому верующему необходимо совершать хиджаму ночью (после захода солнца), дабы выйти из разногласия и взять меры предосторожности для религии. Если возникает нужда в хиджаме, то пусть отложит его до ночи, если он держит обязательный пост» (См.: Шейх Ибн Баз «Шарх Булуг аль-Марам» 3\57).
Нарушается ли пост, если постящийся по забывчивости выпьет или съест что-нибудь?
Высший совет ученых Саудовской Аравии сказал: «Кто по забывчивости разговелся в дневное время месяца рамадана, будучи постящимся, то нет на нем греха. Ему следует довести свой пост до конца и не возмещать его, по наиболее правильному мнению ученых. На этом мнении имам Шафиъи и имам Ахмад. Поскольку пришел хадис, который передал имам аль-Бухари и Муслим, что Пророк (ﷺ) сказал: «Если кто-нибудь по забывчивости поест или попьет, пусть доведет свой пост до конца, ибо, поистине, это Аллах его накормил и напоил». А в другой версии хадиса: «Если постящийся по забывчивости поест или попьет, то, поистине, это ризк (удел), которым Аллах наделил его. И поэтому он ничего не возмещает». Передал этот хадис Ад-Даракутни и сказал, что цепочка передатчиков этого хадиса достоверна (иснад).
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даима» 10\269).
Высшему совету ученых Саудовской Аравии задал вопрос некий мужчина о своем положении, что он как обычно после пробуждения по привычке вступил со своей женой в половую связь, забыв о посте, тогда как его супруга знала о посте, но не знала о положении совокупления в светлое время месяца рамадан, на что ученые ответили следующим образом: «Если это действительно так, как ты упомянул, что ты по забывчивости совокупился с женой, то нет на тебе ни возмещения, ни искупления, поскольку тебя оправдывают по причине забывчивости. Пророк (ﷺ) сказал: «Если кто-нибудь по забывчивости поест или попьет, пусть доведет свой пост до конца, ибо, поистине, это Аллах его накормил и напоил». И совокупление входит в этот смысл хадиса. Что касается жены, то более безопасным будет в отношении нее – возмещение и искупление, поскольку, судя по внешнему твоему рассказу, при ней было знание, однако она отнеслась к этому беспечно. Просим у Аллаха прощения! ...
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даима» 10\306).
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если же постящийся по забывчивости выпьет, то пост его является действительным, исходя из слов Пророка (ﷺ): «Если кто-нибудь по забывчивости поест или попьет, пусть доведет свой пост до конца, ибо, поистине, это Аллах его накормил и напоил». Хадис приводится в двух достоверных сборниках в хадисах от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах). Однако если он вспомнит, что он постится, то для него является обязательным остановиться. Если еда или питье находится во рту, то пусть выплюнет ее» (См.: «Маджму’ Фатауа» 19\271).
Нарушает ли пост выход крови?
Высший совет ученых Саудовской Аравии сказал: «Кровь, если вышла внезапно из твоего рта или носа, ничуть не влияет на пост, пока ты до заката солнца воздерживаешься от того, что нарушает пост. Независимо от того, мало крови вышло или много, пост твой является действительным, и нет на тебе возмещения.
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даима» 10\266-267).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Выход крови по причине удаления зубов и прочего не нарушает пост, ибо это не воздействует, подобно хиджаме (кровопусканию), поэтому вовсе не нарушает пост. Также пост не нарушает по причине анализа крови, так как врач должен взять кровь у больного, чтобы проверить ее и узнать, что это за болезнь, которая постигла его, поэтому это также не нарушает пост, поскольку эта кровь незначительная, которая не влияет на больного, как влияет хиджама на человеческое тело. Поэтому постящийся не прерывает этим самым пост, так как основа - сохранность поста, и недопустимо разрушать его, кроме как согласно шариатскому доводу. И нет там никакого довода на то, что постящийся нарушает пост по причине потери незначительного количества крови. Но пост нарушается из-за взятия большого количества крови (подобно хиджаме) у постящегося, чтобы перелить эту кровь нуждающемуся. Поэтому если это был обязательный пост, то никому непозволительно жертвовать большим количеством крови ради другого. Исключением является случай, если тот, кто нуждается в крови, находится в крайне тяжелом состоянии, что невозможно, чтобы он ждал до заката солнца, и если врачи подтвердят, что кровь постящегося принесет пользу и устранит опасность, то в таком случае нет проблем жертвовать своей кровью, разговляться, кушать и есть, чтобы вернулась к нему сила, однако он должен возместить этот день, в котором разговелся. А Аллаху ведомо лучше!» (См.: «Масаиля ‘ан ас-Сыям» стр.25-26).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «Не нарушается пост по причине удаления зубов, однако он не должен проглатывать кровь, которая вышла по причине удаления зубов» (См.: «Мажму’а Фатауа» 19\252).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «Если же на языке человека или же на его зубах появляется кровь, то дозволено ли ему глотать ее?
Ответ: «Не дозволено ни постящемуся, ни другому глотать кровь, исходя из обобщенных слов Всевышнего Аллаха: «Вам запрещены мертвечина, кровь…» (аль-Маида,3). Если же это произойдет с постящимся, то это нарушает пост. Поэтому является обязательным человеку быть внимательным с кровью, которая выходит из его зубов, когда он удаляет их во время поста. Или когда удаляет его ночью и она продолжает выходить, то он не должен глотать ее, поскольку она нарушает его пост и это также является запретным. Даже если допустить, что человек не является постящимся, то проглатывание крови является запретным, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Вам запрещены мертвечина, кровь…»» (См.: «Шарх Мумти’» 3\71).
______________________________
(1) - Прим. переводчика: Однако те, которых принудили к нарушению поста, или которые по забывчивости или незнанию выпили или поели во время поста, не должны ничего возмещать, а обязаны довести свой пост до конца!
(2) - Прим. переводчика: Шейх имеет в виду воздержаться от всего, что делает пост недействительным в виде приема пищи, жидкости и совокупления, до ночи, которая наступает с закатом солнца.
(3) - Прим. переводчика: Шейх Салих аль-Фаузан (да хранит его Аллах) сказал: «Са’ Пророка (ﷺ) - это мера, равная четырем пригоршням человека со среднем телосложением» (cм.: «аль-Мулаххас аль-фикъхийа», стр.160).
(4) - Прим. переводчика: Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Перо поднято от троих: от ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия; от спящего, пока он не проснется; и от сумасшедшего, пока к нему не вернется его разум» (имам Ахмад 1/104, Абу Дауд 4398 и 4402).
«Перо поднято от троих...» - т.е. ангел, записывающий плохие дела, не записывает их этим категориям людей.