Некоторые достоверные хадисы о месяце Ша'бан

abu Zarr
Сообщений: 371
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Некоторые достоверные хадисы о месяце Ша'бан

Сообщение abu Zarr » 01 июн 2015, 23:58


بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Некоторые достоверные хадисы, в которых упоминаются
достоинства месяца Ша`бан

Хадис 1: Сообщается, что `Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

كَانَ رَسُولُ اللهِ يَصُومُ حَتَّى نَقُولَ لَا يُفْطِرُ وَيُفْطِرُ حَتَّى نَقُولَ لَا يَصُومُ وَمَا رَأَيْتُ رَسُولَ اللهِ  اسْتَكْمَلَ صِيَامَ شَهْرٍ إِلَّا رَمَضَانَ وَمَا رَأَيْتُهُ أَكْثَرَ صِيَامًا مِنْهُ فِي شَعْبَانَ


«Иногда Посланник Аллаха (ﷺ) постился (так часто), что мы говорили: «Он не прерывает пост», а иногда он не постился (столь долго), что мы говорили: «Он не постится». Я не видела, чтобы Посланник Аллаха (ﷺ) соблюдал пост на протяжении всего месяца, кроме месяца Рамадан, и я не видела, чтобы в каком-либо месяце он постился больше, чем в Ша`бане»(1).
Хадис 2: Сообщается со слов Абу Салямы, что 'Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

لَمْ يَكُنِ النَّبِيُّ ﷺ يَصُومُ شَهْرًا أَكْثَرَ مِنْ شَعْبَانَ فَإِنَّهُ كَانَ يَصُومُ شَعْبَانَ كُلَّهُ، وَكَانَ يَقُولُ خُذُوا مِنَ الْعَمَلِ مَا تُطِيقُونَ فَإِنَّ اللهَ لَا يَمَلُّ حَتَّى تَمَلُّوا وَأَحَبُّ الصَّلَاةِ إِلَى النَّبِيِّ ﷺ مَا دُووِمَ عَلَيْهِ وَإِنْ قَلَّتْ وَكَانَ إِذَا صَلَّى صَلَاةً دَاوَمَ عَلَيْهَا
«Пророк (ﷺ) не постился больше чем в Ша`бане, поистине он постился весь Ша`бан(2). Он говорил: «Совершайте дела те, которые вам под силу, ведь воистину Аллаху не надоедает (ваше поклонение), пока (оно) не надоедает вам самим. Самой любимой молитвой для Пророка (ﷺ) была та, что совершается с постоянством, даже если она будет малой (незначительной), и если он (начинал) совершать какой-либо [вид] молитвы, то он совершал её постоянством» .(3)
Хадис 3: Сообщается, что Абу Саляма сказал: «Я слышал, как ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила:

كَانَ يَكُونُ عَلَيَّ الصَّوْمُ مِنْ رَمَضَانَ فَمَا أَسْتَطِيعُ أَنْ أَقْضِيَ إِلَّا فِي شَعْبَانَ «Бывало так, что на мне оставался долг поста с (прошедшего Рамадана), и я не могла восполнить его, кроме как в месяц Ша`бан(4)»(5).

Хадис 4: Сообщается со слов ‘Абдуллы ибн аби Къайса, который слышал, как ‘Аиша говорила:

كَانَ أَحَبَّ الشُّهُورِ إِلَى رَسُولِ اللَّهِ – ﷺ– أَنْ يَصُومَهُ شَعْبَانُ ثُمَّ يَصِلُهُ بِرَمَضَانَ «Посланник Аллаха (ﷺ) больше всего любил поститься в Ша‘бане и соединял его с Рамаданом»(6).

Хадис 5: Сообщается со слов Абу Хурэйры, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

لَا يَتَقَدَّمَنَّ أَحَدُكُمْ رَمَضَانَ بِصَوْمِ يَوْمٍ أَوْ يَوْمَيْنِ إِلَّا أَنْ يَكُونَ رَجُلٌ كَانَ يَصُومُ صَوْمَهُ فَلْيَصُمْ ذَلِكَ الْيَوْمَ


«Пусть никто ни в коем случае не постится за день или два до наступления Рамадана(7), кроме тех людей, которые соблюдают свой пост(8), они путь постятся в этот день»(9).
Хадис 6: Сообщается что Умму Саляма () сказала:

مَا رَأَيْتُ النَّبِيَّ ﷺ يَصُومُ شَهْرَيْنِ مُتَتَابِعَيْنِ إِلاَّ شَعْبَانَ وَرَمَضَانَ

«Я не видела, чтобы посланник Аллаха (ﷺ) постился на протяжении двух месяцев подряд, кроме Ша`бана и Рамадана»(10).


Хадис 7: Сообщается, что Усама ибн Зайд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды я сказал: «О Посланник Аллаха, я не вижу, чтобы в каком-нибудь месяце ты постился больше, чем в Ша`бане» На что он ответил:
ذَاكَ شَهْرٌ يَغْفُلُ النَّاسُ عَنْهُ بَيْنَ رَجَبٍ وَرَمَضَانَ ، وَهُوَ شَهْرٌ تُرْفَعُ فِيهِ الأَعْمَالُ إِلَى رَبِّ الْعَالَمِينَ ، فَأُحِبُّ أَنْ يُرْفَعَ عَمَلِي وَأَنَا صَائِمٌ


«Это месяц, которым люди пренебрегают между Раджабом и Рамаданом. Это месяц, в котором деяния возносятся к Господу миров, и я желаю, чтобы мои дела возносились в то время, когда я пощусь»(11).
Хадис 8: Сообщается со слов Абу Мусы аль-Аш`ари, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

إِنَّ اللَّهَ لَيَطَّلِعُ فِي لَيْلَةِ النِّصْفِ مِنْ شَعْبَانَ فَيَغْفِرُ لِجَمِيعِ خَلْقِهِ إِلَّا لِمُشْرِكٍ أَوْ مُشَاحِنٍ
«Аллах смотрит на своих рабов в ночь, которая приходится на середину Ша`бана, и прощает грехи всем Своим творениям, кроме многобожника и завистливого злодея (или враждебного приверженца нововведений)(12)(13)
Что касается той великой милости, о которой сказано в хадисе, что Всевышний Аллах прощает в эту ночь Своим верующим рабам, то данный хадис не указывает на то, что для получения этого прощения необходимо выполнять какое-либо поклонение! Эта милость Всевышнего Аллаха, которая достанется итак каждому единобожнику, отстраняющегося от вражды и нововведений!


И Аллах обо всём ведомо лучше!



Собрал и перевёл Марат абу Зарр, 1436 г.х. ___________________________________________________________


(1) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (1969) и Муслим (175).
(2) - Здесь использовано арабское языковое выражение преувеличения, целью которого является указание на многочисленность, что понятно из контекста. Когда `Аиша  говорит, что он постился весь Ша`бан, то из контекста этого хадиса и других пророческих хадисов понятно, что речь идёт о посте в большинстве дней этого месяца, но не во все его дни.
(3) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (1970) и Муслим (782).
(4) - «…и я не могла восполнить его, кроме как в месяц Ша`бан» - т.е. она не могла восполнить пост на протяжении всего года и сделала это только в Ша`бане, т.е. в месяце, идущем непосредственно до Рамадана.
(5) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (1950) и Муслим (1146).
(6) - Хадис приводят имам Ахмад в «аль-Муснад» (6/188), также Абу Дауд в «ас-Сунан» (2431), ан-Насаи в «ас-Сунан» (4/199), Ибн Хъузэйма в сборнике «ас-Сахих» (2077), аль-Хаким в «аль-Мустадрак» (1/434), сказав: «Хадис достоверный, в соответствии с условиями двух шейхов (т.е. аль-Бухари и Муслима), но они не привели его». Имам аз-Захаби в книге «ат-Тальхис» согласился со словами аль-Хакима.
(7) - «…за день или два до наступления Рамадана» - речь идёт о последних двух днях месяца Ша`бан.
(8) - «…кроме тех людей, которые соблюдают свой пост» – речь идёт о людях, которые регулярно соблюдают добровольные посты, такие как еженедельные посты по понедельникам и четвергам, пост Дауда (постоянный пост через день, т.е. день постится, день не постится), пост по обету (назр) или пост долга, оставшийся с прошлого Рамадана.
(9) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (1914) и Муслим (1082).
(10) - Хадис приводят имам Ахмад в «аль-Муснад» (6/300), ан-Насаи в «ас-Сунан» (4/150), ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (733), сказав: "Хадис хороший (хасан)".
(11) - Хадис приводят имам Ахмад в «аль-Муснад» (5/201), ан-Насаи в «ас-Сунан» (4/102). Шейх аль-Альбани писал: «Иснад этого хадиса хороший (хасан), в нём присутствует Сабит ибн Къайс, это честный передатчик (садукъ), иногда ошибается, как об этом говорится в книге «Такъриб». Остальные передатчики хадиса являются полностью надёжными (сикъат)» (см.: «Сильсиляту ас-сахиха», 1898).
(12) - Ибн аль-Мубарак передавал от аль-Хаджаджа, который слышал как имам аль-Ауза’и (рахимаху Ллах), толкуя слово «مُشَاحِن», говорил: «Это каждый приверженец нововведений, который своим нововведением отделяется от общины (от приверженцев Сунны)» (см.: «ан-Нузуль» имама ад-Даракъутни).
(13) - Этот хадис приводят Ибн Маджа (1390), аль-Баззар (2/408), Ибн Хиббан 5636, аль-Бэйхакъи (7/419), ат-Табарани (20/108), Ибн Аби 'Асым (509) и др.
Этот хадис имеет множество путей передач и он передается от группы сподвижников, среди которых Абу Бакр, 'Аиша, Му'аз ибн Джабаль, Абу Хурэйра, 'Абдуллах ибн 'Амр, Абу Муса, Абу Са'ляба, Ауф ибн Малик, 'Усман ибн аль-'Ас.
Среди версий этого хадиса есть много слабых, однако некоторые отдельные версии этого хадиса являются хорошими, и все эти версии хадиса усиливают друг друга, что делает этот хадис бесспорно достоверным! Из числа имамов, подтвердивших достоверность этого хадиса: имам аль-Баззар, хафиз Ибн Раджаб и шейх аль-Альбани. См. «аль-Бахр аз-захир» (1/206), «Шарх аль-Мауахиб» (7/473), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (1144, 1563).

alveo

Вернуться в «ПОСТ (ас-соум)»