Сообщение abu Zarr » 01 июн 2015, 23:58
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Некоторые достоверные хадисы, в которых упоминаются
достоинства месяца Ша`бан
Хадис 1: Сообщается, что `Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:
كَانَ رَسُولُ اللهِ يَصُومُ حَتَّى نَقُولَ لَا يُفْطِرُ وَيُفْطِرُ حَتَّى نَقُولَ لَا يَصُومُ وَمَا رَأَيْتُ رَسُولَ اللهِ اسْتَكْمَلَ صِيَامَ شَهْرٍ إِلَّا رَمَضَانَ وَمَا رَأَيْتُهُ أَكْثَرَ صِيَامًا مِنْهُ فِي شَعْبَانَ
«Иногда Посланник Аллаха (ﷺ) постился (так часто), что мы говорили: «Он не прерывает пост», а иногда он не постился (столь долго), что мы говорили: «Он не постится». Я не видела, чтобы Посланник Аллаха (ﷺ) соблюдал пост на протяжении всего месяца, кроме месяца Рамадан, и я не видела, чтобы в каком-либо месяце он постился больше, чем в Ша`бане»(1).
Хадис 2: Сообщается со слов Абу Салямы, что 'Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:
لَمْ يَكُنِ النَّبِيُّ ﷺ يَصُومُ شَهْرًا أَكْثَرَ مِنْ شَعْبَانَ فَإِنَّهُ كَانَ يَصُومُ شَعْبَانَ كُلَّهُ، وَكَانَ يَقُولُ خُذُوا مِنَ الْعَمَلِ مَا تُطِيقُونَ فَإِنَّ اللهَ لَا يَمَلُّ حَتَّى تَمَلُّوا وَأَحَبُّ الصَّلَاةِ إِلَى النَّبِيِّ ﷺ مَا دُووِمَ عَلَيْهِ وَإِنْ قَلَّتْ وَكَانَ إِذَا صَلَّى صَلَاةً دَاوَمَ عَلَيْهَا
«Пророк (ﷺ) не постился больше чем в Ша`бане, поистине он постился весь Ша`бан(2). Он говорил: «Совершайте дела те, которые вам под силу, ведь воистину Аллаху не надоедает (ваше поклонение), пока (оно) не надоедает вам самим. Самой любимой молитвой для Пророка (ﷺ) была та, что совершается с постоянством, даже если она будет малой (незначительной), и если он (начинал) совершать какой-либо [вид] молитвы, то он совершал её постоянством» .(3)
Хадис 3: Сообщается, что Абу Саляма сказал: «Я слышал, как ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила:
كَانَ يَكُونُ عَلَيَّ الصَّوْمُ مِنْ رَمَضَانَ فَمَا أَسْتَطِيعُ أَنْ أَقْضِيَ إِلَّا فِي شَعْبَانَ
«Бывало так, что на мне оставался долг поста с (прошедшего Рамадана), и я не могла восполнить его, кроме как в месяц Ша`бан(4)»(5).
Хадис 4: Сообщается со слов ‘Абдуллы ибн аби Къайса, который слышал, как ‘Аиша говорила:
كَانَ أَحَبَّ الشُّهُورِ إِلَى رَسُولِ اللَّهِ – ﷺ– أَنْ يَصُومَهُ شَعْبَانُ ثُمَّ يَصِلُهُ بِرَمَضَانَ
«Посланник Аллаха (ﷺ) больше всего любил поститься в Ша‘бане и соединял его с Рамаданом»(6).
Хадис 5: Сообщается со слов Абу Хурэйры, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
لَا يَتَقَدَّمَنَّ أَحَدُكُمْ رَمَضَانَ بِصَوْمِ يَوْمٍ أَوْ يَوْمَيْنِ إِلَّا أَنْ يَكُونَ رَجُلٌ كَانَ يَصُومُ صَوْمَهُ فَلْيَصُمْ ذَلِكَ الْيَوْمَ
«Пусть никто ни в коем случае не постится за день или два до наступления Рамадана(7), кроме тех людей, которые соблюдают свой пост(8), они путь постятся в этот день»(9).
Хадис 6: Сообщается что Умму Саляма () сказала:
مَا رَأَيْتُ النَّبِيَّ ﷺ يَصُومُ شَهْرَيْنِ مُتَتَابِعَيْنِ إِلاَّ شَعْبَانَ وَرَمَضَانَ
«Я не видела, чтобы посланник Аллаха (ﷺ) постился на протяжении двух месяцев подряд, кроме Ша`бана и Рамадана»(10).
Хадис 7: Сообщается, что Усама ибн Зайд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды я сказал: «О Посланник Аллаха, я не вижу, чтобы в каком-нибудь месяце ты постился больше, чем в Ша`бане» На что он ответил:
ذَاكَ شَهْرٌ يَغْفُلُ النَّاسُ عَنْهُ بَيْنَ رَجَبٍ وَرَمَضَانَ ، وَهُوَ شَهْرٌ تُرْفَعُ فِيهِ الأَعْمَالُ إِلَى رَبِّ الْعَالَمِينَ ، فَأُحِبُّ أَنْ يُرْفَعَ عَمَلِي وَأَنَا صَائِمٌ
«Это месяц, которым люди пренебрегают между Раджабом и Рамаданом. Это месяц, в котором деяния возносятся к Господу миров, и я желаю, чтобы мои дела возносились в то время, когда я пощусь»(11).
Хадис 8: Сообщается со слов Абу Мусы аль-Аш`ари, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
إِنَّ اللَّهَ لَيَطَّلِعُ فِي لَيْلَةِ النِّصْفِ مِنْ شَعْبَانَ فَيَغْفِرُ لِجَمِيعِ خَلْقِهِ إِلَّا لِمُشْرِكٍ أَوْ مُشَاحِنٍ
«Аллах смотрит на своих рабов в ночь, которая приходится на середину Ша`бана, и прощает грехи всем Своим творениям, кроме многобожника и завистливого злодея (или враждебного приверженца нововведений)(12)!»(13)
Что касается той великой милости, о которой сказано в хадисе, что Всевышний Аллах прощает в эту ночь Своим верующим рабам, то данный хадис не указывает на то, что для получения этого прощения необходимо выполнять какое-либо поклонение! Эта милость Всевышнего Аллаха, которая достанется итак каждому единобожнику, отстраняющегося от вражды и нововведений!
И Аллах обо всём ведомо лучше!
Собрал и перевёл Марат абу Зарр, 1436 г.х.
___________________________________________________________
(1) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (1969) и Муслим (175).
(2) - Здесь использовано арабское языковое выражение преувеличения, целью которого является указание на многочисленность, что понятно из контекста. Когда `Аиша говорит, что он постился весь Ша`бан, то из контекста этого хадиса и других пророческих хадисов понятно, что речь идёт о посте в большинстве дней этого месяца, но не во все его дни.
(3) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (1970) и Муслим (782).
(4) - «…и я не могла восполнить его, кроме как в месяц Ша`бан» - т.е. она не могла восполнить пост на протяжении всего года и сделала это только в Ша`бане, т.е. в месяце, идущем непосредственно до Рамадана.
(5) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (1950) и Муслим (1146).
(6) - Хадис приводят имам Ахмад в «аль-Муснад» (6/188), также Абу Дауд в «ас-Сунан» (2431), ан-Насаи в «ас-Сунан» (4/199), Ибн Хъузэйма в сборнике «ас-Сахих» (2077), аль-Хаким в «аль-Мустадрак» (1/434), сказав: «Хадис достоверный, в соответствии с условиями двух шейхов (т.е. аль-Бухари и Муслима), но они не привели его». Имам аз-Захаби в книге «ат-Тальхис» согласился со словами аль-Хакима.
(7) - «…за день или два до наступления Рамадана» - речь идёт о последних двух днях месяца Ша`бан.
(8) - «…кроме тех людей, которые соблюдают свой пост» – речь идёт о людях, которые регулярно соблюдают добровольные посты, такие как еженедельные посты по понедельникам и четвергам, пост Дауда (постоянный пост через день, т.е. день постится, день не постится), пост по обету (назр) или пост долга, оставшийся с прошлого Рамадана.
(9) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (1914) и Муслим (1082).
(10) - Хадис приводят имам Ахмад в «аль-Муснад» (6/300), ан-Насаи в «ас-Сунан» (4/150), ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (733), сказав: "Хадис хороший (хасан)".
(11) - Хадис приводят имам Ахмад в «аль-Муснад» (5/201), ан-Насаи в «ас-Сунан» (4/102). Шейх аль-Альбани писал: «Иснад этого хадиса хороший (хасан), в нём присутствует Сабит ибн Къайс, это честный передатчик (садукъ), иногда ошибается, как об этом говорится в книге «Такъриб». Остальные передатчики хадиса являются полностью надёжными (сикъат)» (см.: «Сильсиляту ас-сахиха», 1898).
(12) - Ибн аль-Мубарак передавал от аль-Хаджаджа, который слышал как имам аль-Ауза’и (рахимаху Ллах), толкуя слово «مُشَاحِن», говорил: «Это каждый приверженец нововведений, который своим нововведением отделяется от общины (от приверженцев Сунны)» (см.: «ан-Нузуль» имама ад-Даракъутни).
(13) - Этот хадис приводят Ибн Маджа (1390), аль-Баззар (2/408), Ибн Хиббан 5636, аль-Бэйхакъи (7/419), ат-Табарани (20/108), Ибн Аби 'Асым (509) и др.
Этот хадис имеет множество путей передач и он передается от группы сподвижников, среди которых Абу Бакр, 'Аиша, Му'аз ибн Джабаль, Абу Хурэйра, 'Абдуллах ибн 'Амр, Абу Муса, Абу Са'ляба, Ауф ибн Малик, 'Усман ибн аль-'Ас.
Среди версий этого хадиса есть много слабых, однако некоторые отдельные версии этого хадиса являются хорошими, и все эти версии хадиса усиливают друг друга, что делает этот хадис бесспорно достоверным! Из числа имамов, подтвердивших достоверность этого хадиса: имам аль-Баззар, хафиз Ибн Раджаб и шейх аль-Альбани. См. «аль-Бахр аз-захир» (1/206), «Шарх аль-Мауахиб» (7/473), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (1144, 1563).