Хадж под заём денег (в долг)
Добавлено: 01 фев 2017, 16:12
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хадж под заём денег (в долг)
Хвала Аллаху Господу миров, Его восхваления и наши приветствия Его посланнику Мухаммаду, также его семье и всем его сподвижникам.
А затем:
В этой небольшой статье мне хотелось бы немного осветить такую тему, как «хадж под заём денег», то есть хадж в долг, и дозволено ли мусульманину занимать деньги, для того, чтобы отправиться для выполнения возложенной на него Всевышним обязанности? А также дозволено ли совершать Хадж тому, у кого уже есть долг?
Итак, для начала упомянем о том, что такое хадж и каковы условия для его выполнения.
Совершения хаджа (паломничества) к Дому Аллаха, к Каабе, в Священную Мекку – это один из столпов Ислама. Всевышний Аллах вменил хадж в обязанность каждому мусульманину и мусульманке, и тот, кто имеет возможность и соберёт все условия для выполнения его, должен сделать это минимум (хотя бы) один раз в своей жизни. Доводом на это являются слова Всевышнего Аллаха:
وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلا
«Аллах обязал людей совершением хаджа, для тех, у кого есть возможность проделать этот путь» (сура «Али ’Имран», 97).
Также доводом на обязательность хаджа и на то, что он является одним из столпов Ислама является хадис, который передаёт Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах), в котором Пророк ﷺ сказал:
بني الإسلام على خمس: شهادة أن لا إله إلا الله وأن محمدا رسول الله، وإقام الصلاة، وإيتاء الزكاة، والحج، وصوم رمضان
«Ислам построен на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет истинного божества (достойного поклонения), кроме Аллаха и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате Закята, Хадже и Посте в месяц Рамадан» (Хадис приводят имамы аль-Бухари 8 и Муслим 16).
И как указывают многие учённые, что выполнение хаджа – есть полнота Ислама.
Что касается ‘Умры, то о ней было рассказано в отдельной статье: Тут.
Далее вкратце упомянем условия Хаджа, то есть, для кого он становится обязательным.
Условия Хаджа
Учёные называют 5 условий для того, чтобы человек мог совершить Хадж.
1 – Ислам, то есть Хадж будет принят только у мусульманина.
2 – Разум, то есть умалишенный не обязан совершением этого обряда.
3 – Совершеннолетие.
4 – Свобода, так как раб не имел возможности совершить Хадж.
5 – Возможность, способность, сила. То есть здоровье, деньги (средства), обеспечение на время отсутствия тех, кого отправляющийся в Хадж обязан обеспечивать.
Что касается женщины, то ей также необходимо иметь опекуна или близкого родственника, брак с которым ей запрещён пожизненно (махрам). Так как Пророк ﷺ сказал:
لا تسافر المراة إلا مع محرم، و لا يدخل عليها رجل إلا معها محرم
«Не дозволено женщине выходить в путь, кроме как если с ней будет махрам! И не дозволено постороннему мужчине заходить к ней (в дом или помещение), кроме как если с ней рядом махрам!» (Хадис приводят имамы аль-Бухари, 1862 и Муслим, 1341).
Также в другом хадисе рассказывается, что один мужчина спросил Пророка ﷺ: «Я хочу выйти с отрядом для сражения, а моя жена хочет совершить хадж?» На что Посланник Аллаха ﷺ ответил:
أُخْرُجْ مَعَهَا
«Выходи со своей женой (дабы она смогла совершить Хадж)!» (Хадис приводит имам аль-Бухари, 1862).
Что касается махрамов, то к их числу относятся:
1 – Отец, дед, прадед и выше.
2 – Сын, внук, правнук и ниже.
3 – Родные братья, также братья либо по матери, либо по отцу.
4 – Дяди – родные братья отца или матери.
5 – Племянники – дети родных братьев или сестёр, также их внуки и т.д.
6 – Все вышеупомянутые категории молочного родства.
7 – Муж.
8 – Дети мужа, его внуки, правнуки и ниже.
9 – Отец мужа, его дед, прадед и выше. Также дед, прадед и выше со стороны матери мужа.
10 – Мужья дочерей женщины, её внучек, правнучек и т.д.
11 – Мужья матери, бабушки и выше, при условии, что хотя бы раз между ними был половой акт.
Теперь, возвращаясь к вопросу заёма денег для осуществления Хаджа, приведём несколько фетва учёных.
Итак:
1 - Вопрос, который был задан шейху Салиху аль-Фаузану (да хранит его Аллах): Разрешено ли бедному взять деньги в долг, чтобы выполнить возложенную на него обязанность – хадж?
На что Шейх ответил: «Бедный не обязан совершением хаджа, если не имеет возможности на его совершение, согласно словам Всевышнего Аллаха:
وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلا
«Аллах обязал людей совершением хаджа, для тех, у кого есть возможность проделать этот путь» (сура «Али ’Имран», 97).
И поэтому не дозволено брать деньги в долг для того, чтобы совершить хадж, так как это будет являться возложением на себя тех обязанностей, которые не возложил Аллах. И это станет причиной тому, что человек возложит на себя долг, без какой-либо нужды. Поэтому ему стоит подождать до тех пор, пока не обогатить его Аллах из милости Своей и щедрости, и он будет в состоянии совершить Хадж. После чего пусть совершит его» (см.: «Фикъху аль-хадж уа аль-‘умра»).
2 - Также шейха аль-Фаузана (да хранит его Аллах) спросили: Какое положение того, кто совершил Хадж на деньги, взятые им в долг для этого? Будет ли принят его Хадж, учитывая то, что он отдаст все деньги полностью, после того, как выполнит обязательный Хадж?
Шейх ответил: «Всевышний Аллах сказал:
وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلا
«Аллах обязал людей совершением хаджа, для тех, у кого есть возможность проделать этот путь» (сура «Али ’Имран», 97).
И под понятием «путь» здесь имеется в виду провизия и транспорт. То есть, чтобы на время совершения Хаджа обеспечение у него было в достаточном объёме. Также чтобы в достаточном объёме было обеспечение для его детей (и семьи), на время его отсутствия, пока он не вернётся к ним. И (нужно знать), что Хадж не является обязательным для того, у кого нет финансовой возможности совершать его. И не нужно ему занимать для этого деньги. Так как Всевышний Аллах не обязал его тем, что не под силу для него, и ему не нужно брать на себя (лишние) расходы за дело, которое (пока) не является для него обязательным. Всевышний Аллах сказал:
يُرِيدُ اللّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ
«Аллах желает для вас облегчения и не желает для вас затруднения» (сура «аль-Бакара», 185).
Не обязал шариат человека занимать деньги в долг для совершения Хаджа. Но если он всё же он взял в долг, затем совершил Хадж, то его Хадж будет правильным (принятым). И ему (после этого) следует обязательно вернуть долг.
И да поможет нам всем Всевышний Аллах в том, в чём есть добро и благо» (см.: «Фатауа Салих аль-Фаузан фи аль-Хадж, 223).
Дозволено ли совершать Хадж тому, кто уже имеет долг, однако у него появились средства достаточные для выполнения Хаджа?
1 – Спросили шейха Ибн База (да будет милостив к нему Аллах): Будет ли принят Хадж, а также ‘Умра у того, кто имеет на себе долг?
Шейх ответил: «Да. Хадж и ‘Умра будут приняты у того, у кого есть долг, если он совершит этот Хадж и эту ‘Умру по всем правилам, согласно (условиям и столпам), которые установил Шариат. Однако следует ему начать долга, если подошло время выплаты, или же те, кому он должен, не позволяют ему (потратить деньги на Хадж и оставить их без денег). В этом случае обязательным будет начать с выплаты долга. Если же время выплаты долга еще не настало, или же те, кому он должен дают ему отсрочку (позволяют поехать в Хадж), тогда нет никаких проблем, если он совершит его» (см.: https://www.binbaz.org.sa/noor/9919)
2 – Также был спрошен шейх аль-Фаузан (да хранит его Аллах): Будет ли правильным Хадж того, у кого есть долг? А так же ‘Умра? И можно ли совершить ‘Умру до Хаджа или же Хадж совершается вначале?
Шейх ответил: «Что касается того, на ком есть долг, то его положение, в зависимости от ситуации, бывает разным. Если у того, на ком есть долг, денег не хватает на погашение долга и на совершение Хаджа, то приоритет отдаётся погашению долга, если только тот, кому он должен не разрешит ему совершить Хадж (затем уже отдать долг ему). В этом случае Хадж становится обязательным для него. Так как Хадж становится обязательным для того, кто имеет возможность совершить его, а он в такой ситуации становится из тех, кто может выполнить его.
Если же у того, на ком есть долг, денег хватает и на погашение долга и на Хадж, то нет проблем, если он совершит Хадж, при условии, что он оставит деньги на погашение долга. И Аллаху обо всём этом ведомо лучше.
Что касается совершения ‘Умры до Хаджа, то нет для этого препятствий. Человек может либо совершить ‘Умру, затем остаться, дожидаясь Хаджа (таматту’), в месяца Хаджа. Или же он может совершить ‘Умру отдельно, в любое другое время. Нет запрета на то, чтобы ‘Умра была совершена до Хаджа» (см.: «Фикъху аль-Хадж уа аль-‘умра).
Это вркатце о том, что касается совершения Хаджа в долг. Я прошу Аллаха, чтобы Он сделал этот маленький труд полезным, сделал его искренним ради Лика Его. Поистине Он Слышащий, Отвечающий на мольбу взывающего!
Марат абу Зарр, 1438 г.х.
Хадж под заём денег (в долг)
Хвала Аллаху Господу миров, Его восхваления и наши приветствия Его посланнику Мухаммаду, также его семье и всем его сподвижникам.
А затем:
В этой небольшой статье мне хотелось бы немного осветить такую тему, как «хадж под заём денег», то есть хадж в долг, и дозволено ли мусульманину занимать деньги, для того, чтобы отправиться для выполнения возложенной на него Всевышним обязанности? А также дозволено ли совершать Хадж тому, у кого уже есть долг?
Итак, для начала упомянем о том, что такое хадж и каковы условия для его выполнения.
Совершения хаджа (паломничества) к Дому Аллаха, к Каабе, в Священную Мекку – это один из столпов Ислама. Всевышний Аллах вменил хадж в обязанность каждому мусульманину и мусульманке, и тот, кто имеет возможность и соберёт все условия для выполнения его, должен сделать это минимум (хотя бы) один раз в своей жизни. Доводом на это являются слова Всевышнего Аллаха:
وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلا
«Аллах обязал людей совершением хаджа, для тех, у кого есть возможность проделать этот путь» (сура «Али ’Имран», 97).
Также доводом на обязательность хаджа и на то, что он является одним из столпов Ислама является хадис, который передаёт Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах), в котором Пророк ﷺ сказал:
بني الإسلام على خمس: شهادة أن لا إله إلا الله وأن محمدا رسول الله، وإقام الصلاة، وإيتاء الزكاة، والحج، وصوم رمضان
«Ислам построен на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет истинного божества (достойного поклонения), кроме Аллаха и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате Закята, Хадже и Посте в месяц Рамадан» (Хадис приводят имамы аль-Бухари 8 и Муслим 16).
И как указывают многие учённые, что выполнение хаджа – есть полнота Ислама.
Что касается ‘Умры, то о ней было рассказано в отдельной статье: Тут.
Далее вкратце упомянем условия Хаджа, то есть, для кого он становится обязательным.
Условия Хаджа
Учёные называют 5 условий для того, чтобы человек мог совершить Хадж.
1 – Ислам, то есть Хадж будет принят только у мусульманина.
2 – Разум, то есть умалишенный не обязан совершением этого обряда.
3 – Совершеннолетие.
4 – Свобода, так как раб не имел возможности совершить Хадж.
5 – Возможность, способность, сила. То есть здоровье, деньги (средства), обеспечение на время отсутствия тех, кого отправляющийся в Хадж обязан обеспечивать.
Что касается женщины, то ей также необходимо иметь опекуна или близкого родственника, брак с которым ей запрещён пожизненно (махрам). Так как Пророк ﷺ сказал:
لا تسافر المراة إلا مع محرم، و لا يدخل عليها رجل إلا معها محرم
«Не дозволено женщине выходить в путь, кроме как если с ней будет махрам! И не дозволено постороннему мужчине заходить к ней (в дом или помещение), кроме как если с ней рядом махрам!» (Хадис приводят имамы аль-Бухари, 1862 и Муслим, 1341).
Также в другом хадисе рассказывается, что один мужчина спросил Пророка ﷺ: «Я хочу выйти с отрядом для сражения, а моя жена хочет совершить хадж?» На что Посланник Аллаха ﷺ ответил:
أُخْرُجْ مَعَهَا
«Выходи со своей женой (дабы она смогла совершить Хадж)!» (Хадис приводит имам аль-Бухари, 1862).
Что касается махрамов, то к их числу относятся:
1 – Отец, дед, прадед и выше.
2 – Сын, внук, правнук и ниже.
3 – Родные братья, также братья либо по матери, либо по отцу.
4 – Дяди – родные братья отца или матери.
5 – Племянники – дети родных братьев или сестёр, также их внуки и т.д.
6 – Все вышеупомянутые категории молочного родства.
7 – Муж.
8 – Дети мужа, его внуки, правнуки и ниже.
9 – Отец мужа, его дед, прадед и выше. Также дед, прадед и выше со стороны матери мужа.
10 – Мужья дочерей женщины, её внучек, правнучек и т.д.
11 – Мужья матери, бабушки и выше, при условии, что хотя бы раз между ними был половой акт.
Теперь, возвращаясь к вопросу заёма денег для осуществления Хаджа, приведём несколько фетва учёных.
Итак:
1 - Вопрос, который был задан шейху Салиху аль-Фаузану (да хранит его Аллах): Разрешено ли бедному взять деньги в долг, чтобы выполнить возложенную на него обязанность – хадж?
На что Шейх ответил: «Бедный не обязан совершением хаджа, если не имеет возможности на его совершение, согласно словам Всевышнего Аллаха:
وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلا
«Аллах обязал людей совершением хаджа, для тех, у кого есть возможность проделать этот путь» (сура «Али ’Имран», 97).
И поэтому не дозволено брать деньги в долг для того, чтобы совершить хадж, так как это будет являться возложением на себя тех обязанностей, которые не возложил Аллах. И это станет причиной тому, что человек возложит на себя долг, без какой-либо нужды. Поэтому ему стоит подождать до тех пор, пока не обогатить его Аллах из милости Своей и щедрости, и он будет в состоянии совершить Хадж. После чего пусть совершит его» (см.: «Фикъху аль-хадж уа аль-‘умра»).
2 - Также шейха аль-Фаузана (да хранит его Аллах) спросили: Какое положение того, кто совершил Хадж на деньги, взятые им в долг для этого? Будет ли принят его Хадж, учитывая то, что он отдаст все деньги полностью, после того, как выполнит обязательный Хадж?
Шейх ответил: «Всевышний Аллах сказал:
وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلا
«Аллах обязал людей совершением хаджа, для тех, у кого есть возможность проделать этот путь» (сура «Али ’Имран», 97).
И под понятием «путь» здесь имеется в виду провизия и транспорт. То есть, чтобы на время совершения Хаджа обеспечение у него было в достаточном объёме. Также чтобы в достаточном объёме было обеспечение для его детей (и семьи), на время его отсутствия, пока он не вернётся к ним. И (нужно знать), что Хадж не является обязательным для того, у кого нет финансовой возможности совершать его. И не нужно ему занимать для этого деньги. Так как Всевышний Аллах не обязал его тем, что не под силу для него, и ему не нужно брать на себя (лишние) расходы за дело, которое (пока) не является для него обязательным. Всевышний Аллах сказал:
يُرِيدُ اللّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ
«Аллах желает для вас облегчения и не желает для вас затруднения» (сура «аль-Бакара», 185).
Не обязал шариат человека занимать деньги в долг для совершения Хаджа. Но если он всё же он взял в долг, затем совершил Хадж, то его Хадж будет правильным (принятым). И ему (после этого) следует обязательно вернуть долг.
И да поможет нам всем Всевышний Аллах в том, в чём есть добро и благо» (см.: «Фатауа Салих аль-Фаузан фи аль-Хадж, 223).
Дозволено ли совершать Хадж тому, кто уже имеет долг, однако у него появились средства достаточные для выполнения Хаджа?
1 – Спросили шейха Ибн База (да будет милостив к нему Аллах): Будет ли принят Хадж, а также ‘Умра у того, кто имеет на себе долг?
Шейх ответил: «Да. Хадж и ‘Умра будут приняты у того, у кого есть долг, если он совершит этот Хадж и эту ‘Умру по всем правилам, согласно (условиям и столпам), которые установил Шариат. Однако следует ему начать долга, если подошло время выплаты, или же те, кому он должен, не позволяют ему (потратить деньги на Хадж и оставить их без денег). В этом случае обязательным будет начать с выплаты долга. Если же время выплаты долга еще не настало, или же те, кому он должен дают ему отсрочку (позволяют поехать в Хадж), тогда нет никаких проблем, если он совершит его» (см.: https://www.binbaz.org.sa/noor/9919)
2 – Также был спрошен шейх аль-Фаузан (да хранит его Аллах): Будет ли правильным Хадж того, у кого есть долг? А так же ‘Умра? И можно ли совершить ‘Умру до Хаджа или же Хадж совершается вначале?
Шейх ответил: «Что касается того, на ком есть долг, то его положение, в зависимости от ситуации, бывает разным. Если у того, на ком есть долг, денег не хватает на погашение долга и на совершение Хаджа, то приоритет отдаётся погашению долга, если только тот, кому он должен не разрешит ему совершить Хадж (затем уже отдать долг ему). В этом случае Хадж становится обязательным для него. Так как Хадж становится обязательным для того, кто имеет возможность совершить его, а он в такой ситуации становится из тех, кто может выполнить его.
Если же у того, на ком есть долг, денег хватает и на погашение долга и на Хадж, то нет проблем, если он совершит Хадж, при условии, что он оставит деньги на погашение долга. И Аллаху обо всём этом ведомо лучше.
Что касается совершения ‘Умры до Хаджа, то нет для этого препятствий. Человек может либо совершить ‘Умру, затем остаться, дожидаясь Хаджа (таматту’), в месяца Хаджа. Или же он может совершить ‘Умру отдельно, в любое другое время. Нет запрета на то, чтобы ‘Умра была совершена до Хаджа» (см.: «Фикъху аль-Хадж уа аль-‘умра).
Это вркатце о том, что касается совершения Хаджа в долг. Я прошу Аллаха, чтобы Он сделал этот маленький труд полезным, сделал его искренним ради Лика Его. Поистине Он Слышащий, Отвечающий на мольбу взывающего!
Марат абу Зарр, 1438 г.х.