Является ли махр (брачный дар) обязательным?

abu Zarr
Сообщений: 371
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Является ли махр (брачный дар) обязательным?

Сообщение abu Zarr » 04 авг 2015, 14:45


بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Является ли махр обязательным?

Аллах Всевышний установил махр (брачный дар), который обязан выдать жених своей невесте во время никаха или после него.
Имам аш-Шауканий в "Раудату ан-надыйя" (2/18) сказал следующие: "Доводом на то, что махр является обязательным - это то, что Пророк ﷺ не дозволял никах без махра изначально".
То есть махр в своей основе должен быть при заключение никаха, или же обговорен сторонами и отдан по истечению некоторого времени.
Всевышний Аллах сказал:

وَآَتُوا النِّسَاءَ صَدُقَاتِهِنَّ نِحْلَةً فَإِنْ طِبْنَ لَكُمْ عَنْ شَيْءٍ مِنْهُ نَفْسًا فَكُلُوهُ هَنِيئًا مَرِيئًا
"Выдавайте женщинам их брачный дар от души (или же с верой, искренне), если же они дадут вам из этого что-то по доброй воли, то вкушайте это во благо и на здоровье" (сура "ан-Ниса", 4).
То есть Всевышний Аллах приказывает давать махр, а приказ указывает на обязательность. И это должно быть именно с верой в истинность этого, и с желанием сделать добро следуя приказам Аллаха. Если же жены потом сами дадут что-то из этого махра своим мужьям, то они (мужья) могу использовать это в благих целях. Но они (мужья) не имеют права забирать из махра без дозволения жены. Всевышний Аллах говорит:

فَلَا تَأْخُذُوا مِنْهُ شَيْئًا
"И не берите из этого ничего!" (сура "ан-Ниса", 20).
Также Всевышний Аллах говорит:

وَكَيْفَ تَأْخُذُونَهُ وَقَدْ أَفْضَى بَعْضُكُمْ إِلَى بَعْضٍ وَأَخَذْنَ مِنْكُمْ مِيثَاقًا غَلِيظًا
"Как вы можете отобрать это, если между вами была близость и если они взяли с вас суровый завет?!" (сура "ан-Ниса", 21).
Завет - договор, брачный.
Т.е. как сказал Всевышний:

وَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ أَنْ تَنْكِحُوهُنَّ إِذَا آَتَيْتُمُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ
"И нет на вас греха, если вы будете брать их в жены, выдавая им их дар (то, что им принадлежит)" (сура "Мумтахана", 10).
Этот дар, или оговор этого делает дозволенным вхождение к жене, т.е. близость.
Шейх абдуРрахман ас-Са'ди в тафсире к аяту:

وَكَيْفَ تَأْخُذُونَهُ وَقَدْ أَفْضَى بَعْضُكُمْ إِلَى بَعْضٍ وَأَخَذْنَ مِنْكُمْ مِيثَاقًا غَلِيظًا
"Как вы можете отобрать это, если между вами была близость и если они взяли с вас суровый завет?!" (сура "ан-Ниса", 21).

Писал: "Это есть разъяснение того, что жена, после акта никаха, является для мужа запретной, и не становиться дозволенной, кроме после выдачи ей дара (махра), кот. выплачивается мужем ей. Если он зашел к жене, т.е. вступил с ней в близость, кот. была для него недозволенной, но стала дозволенной только после установления (оговора) соответствующего возмещения (махра), то он получил желаемое и обязан выплатить оговоренное вознаграждение т.е. махр. Как же он может получить то, за что должен возместить, а затем отказаться от возмещения !?! Если он поступит таким образом, то совершит величайшую несправедливость. А тяжесть его греха будет усугубляться тем, что при вступлении в брак он обещал Аллаху исправно выполнять свои обязанности перед супругой".
Это указывает на важность и обязательность махра, без кот. не будет полным вхождение мужа к жене, не будет полных взаимоотношений.


_______ 1431 г.х. ______

alveo

Вернуться в «БРАК И РАЗВОД (НИКЯХ и ТАЛАКЪ)»