Наличие свидетелей при разводе и возврате (жены)

abu Zarr
Сообщений: 370
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Наличие свидетелей при разводе и возврате (жены)

Сообщение abu Zarr » 04 дек 2015, 23:13


بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Вопрос первый
Наличие свидетелей при разводе и возврате (жены)

(из книги "Низам ат-талакъ фи аль-Ислям" - "Порядок развода в Исламе",
шейха Ахмада Шакира)



151 – Всевышний Аллах в начале суры «ат-Талакъ» сказал:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ النِّسَاءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ وَأَحْصُوا الْعِدَّةَ ۖ وَاتَّقُوا اللَّهَ رَبَّكُمْ ۖ لَا تُخْرِجُوهُنَّ مِنْ بُيُوتِهِنَّ وَلَا يَخْرُجْنَ إِلَّا أَنْ يَأْتِينَ بِفَاحِشَةٍ مُبَيِّنَةٍ ۚ وَتِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ ۚ وَمَنْ يَتَعَدَّ حُدُودَ اللَّهِ فَقَدْ ظَلَمَ نَفْسَهُ ۚ لَا تَدْرِي لَعَلَّ اللَّهَ يُحْدِثُ بَعْدَ ذَٰلِكَ أَمْرًا ١ فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُوا ذَوَيْ عَدْلٍ مِنْكُمْ وَأَقِيمُوا الشَّهَادَةَ لِلَّهِ
«О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока(1), ведите счет этому сроку (‘идде)(2) и бойтесь Аллаха, вашего Господа. Не выгоняйте их из их , и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения (законы) Аллаха. Кто же преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе. Ты не знаешь (о дающий развод), ведь возможно Аллах после этого (развода) решит иначе(3).
Когда же установленный срок (‘идда) подойдет к завершению, то оставьте их у себя (верните) по-хорошему или же отпустите по-хорошему. И пусть засвидетельствуют это двое благочестивых мужчин из вас, и будьте ради Аллаха свидетелями (справедливыми)»
(сура «ат-Талакъ», 1-2).

152 – Является очевидным из этих двух аятов, что слова Всевышнего: «И пусть засвидетельствуют» относятся как к разводу, так и к возвращению (жены). И приказ (в этих словах) носит обязательный характер (ваджиб), так как это его прямое (истинное) значение и оно не меняется на что-то другое, как например желательность (надб), кроме как при упоминании обстоятельств (причин и исключений). А в этом случае никаких предпосылок к этому нет. Более того, все причины и обстоятельства усиливают применение этого приказа в обязательной форме. Так как развод – это дело исключительное, которое совершает мужчина, а он в свою очередь является одной из сторон в договоре (никаха), и не важно согласна с ним жена или нет, как мы объясняли это ни раз! И в соответствии с этим (разводом) на мужчину возлагаются определённые обязательства по отношению к жене, так же как и на жену по отношению к мужу. То же самое и при возвращении (жены). И всё это может вызвать протест и отрицания (того, что это случилось) у одной из сторон. Поэтому наличие свидетельства в этом случае исключает какое-либо непризнание или отказ! И вместе с этим (эти свидетели и их свидетельство) подтверждают их (мужа и жены) права друг на друга!
И кто дал развод, имея двух свидетелей при этом, тот выполнил его надлежащим образом. Также и тот, кто вернул (жену) имея свидетелей. Тот же, кто не имел свидетелей при этом, тот приступил установления Аллаха, и дело его стало тщетным, не имеющим никаких последствий!
153 – Это мы выбрали, опираясь на слова Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), которые от него передал имам ат-Табари в своём тафсире (28/88): «Если ты желаешь вернуть (жену) прежде чем истечет срок (‘идды), то возьми в свидетели двух мужчин, следуя словам Аллаха: «И пусть засвидетельствуют это двое благочестивых мужчин из вас». Это касается как развода, так и возврата!» Также это было мнением ‘Аты, которое передал ‘АбдуРразакъ и ‘Абдун ибн Хумэйд, где он сказал: «Женитьба происходит со свидетелями, развод – со свидетелями, возврат – со свидетелями!» Это также передал ас-Суютый в «ад-Дар аль-мансур» (6/232), аль-Джассас в «Ахкам аль-Къуран» с похожим смыслом (3/456).
Также это было мнением ас-Суддия, которое передал ат-Табари. (ас-Суддий), комментируя слова Всевышнего: «И пусть засвидетельствуют это двое благочестивых мужчин из вас», говорил: «Относительно развода и возврата (жены)».
154 – Шииты считали обязательном наличие свидетелей при разводе и, что это является столпом из его столпов, как об этом говорится в книге «Шараи’ аль-Ислям», стр. 208-209 (изд. 1302 г.х.). Однако они (шииты) не считали обязательном наличие свидетелей при возврате. Хотя такое разделение является странным, не имеющим никаких доказательств!
155 – Что же касается Ибн Хазма, то из его слов в «аль-Мухалля» (10/251) ясно понимается то, что он считал наличие свидетелей обязательным как при разводе, так и при возврате (жены). И это при том, что он не упомянул условие наличия свидетелей при разводе, а упомянул его при возврате только лишь, сказав: «Если он вернёт (свою жену) без свидетелей, то это не будет считаться возвращением, согласно словам Всевышнего: «Когда же установленный срок (‘идда) подойдет к завершению, то оставьте их у себя (верните) по-хорошему или же отпустите по-хорошему. И пусть засвидетельствуют это двое благочестивых мужчин из вас». Ибо здесь Всевышний не разделил между возвратом, разводом и наличием свидетелей. И не дозволено выделять одно и оставлять другое! И каждый, кто развёл, не имея двух благочестивых свидетелей при этом, или же вернул не имея их, тот преступил установления Всевышнего Аллаха, а ведь Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Кто совершит дело, на которое не было нашего приказа, то это будет отвергнуто».
156 – Условие наличия свидетелей во время возврата является одним из двух мнений имама аш-Шафи’а. аш-Шийразий в «аль-Мухаззаб» (2/111) писал: «Так как (возврат) является тем, что делает дозволенным совокупление с женой, и он не будет действителен, кроме как с наличием свидетелей, подобно женитьбе (никаху)!» Это также было одним из двух мнений имама Ахмада. См.: «аль-Мукъни’» (2/259), «аль-Мугъний» (8/382), «аш-Шарх аль-кябир» (8/472-473) и «аль-Умм» (5/226-227).
157 – Наличие свидетелей при возврате также делает невозможным его, кроме как словами! Не дозволяется совершение его действием, что является очевидным! И это мазхаб имама аш-Шафи’и.
________________________________
(1) - То есть когда они очистятся после менструаций и у вас не будет с ними близости (см.: «ат-Тафсир аль-Муйассар»).
(2) - Для того, чтобы знать когда можно вернуть жену обратно (см.: «ат-Тафсир аль-Муйассар»).
(3) - «Решит иначе» - и ты (о давший талакъ), после этого решишь изменить ситуацию и вернешь жену (см.: «ат-Тафсир аль-Муйассар»).

minhadj
Сообщений: 584
Зарегистрирован: 20 мар 2020, 17:20

Re: Наличие свидетелей при разводе и возврате (жены)

Сообщение minhadj » 20 май 2017, 21:22


_________________



Также Аль-Байхаки передал хадис, что однажды ‘Имрана ибн Хусейна, да будет доволен им Аллах, спросили о человеке, который вернул свою супругу без свидетелей. На что ‘Имран, да будет доволен им Аллах, ответил: «Он вернул ее не по Сунне. Пусть призовет свидетелей сейчас» (Аль-Байхаки 14966). А в другой версии хадиса, которую привел ат-Табарани, была добавлена: «...и пусть попросит прощение у Аллаха» (ат-Табарани 420).
Шейх `Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это указывает на то, что ‘Имран ибн Хусейн, да будет доволен им Аллах, считал, что наличие свидетелей во время возвращения является обязательным, и человек совершает грех по причине оставления этого» (См.: «Шарх булюг аль-Марам» 3\472).


alveo

Вернуться в «БРАК И РАЗВОД (НИКЯХ и ТАЛАКЪ)»