Обязан ли муж дать согласие на требование жены расторгнуть брак?

abu Zarr
Сообщений: 370
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Обязан ли муж дать согласие на требование жены расторгнуть брак?

Сообщение abu Zarr » 15 фев 2016, 00:21

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Обязан ли муж дать согласие на требование жены расторгнуть брак?

Этот вопрос действительно очень серьезный. В наше время, как правило, сёстры часто задают подобный вопрос: Что делать, если сестра узнала, что её муж следует заблудшему пути ихуанов, таблигов, ХТ, хаддадитов, мурджиитов, хариджитов, и т.п.? Может ли она потребовать развод у мужа или потребовать расторжения брака? И что делать мужу в этом случае, обязан ли он дать согласие? И что делать если он его не даст?
Хвала Аллаху, Который показал этим сёстрам прямой путь и дал им познать саляфию!
Что касается вопроса о требование развода или расторжения брака (хуль'), то это полное право жены, после того, как она узнает, что муж не следует прямому пути или же сбился с него. Конечно, тут не стоит торопить события, а попытаться сделать грамотные наставления мужу (или жене в другом случае). И только тогда, когда наставления не увенчаются успехом, жене дозволено потребовать развод.
Мужу, как будет сказано ниже, является желательным дать согласие, а в случае с расторжением брака (хуль'), когда возвращается махр, даже обязательным. Однако если он откажет в этом, то тогда вопрос следует направить в шариатский суд, если таковой имеется, или же обратиться к обладающим знанием за фетвой.
В стране, в которой есть шариатские суды, решение этого вопроса не заставило бы себя долго ждать. Ведь нам известно то, как поступил Посланник Аллаха ﷺ в ситуации с женой Сабита ибн Къайса (да будет доволен им Аллах). Ведь Сабит ибн Къайс не хотел отпускать жену, поэтому они обратились с своим вопросом к Посланнику Аллаха ﷺ, который расторгнул их брак, велев жене Сабита вернуть мужу брачный дар (хадис приводит имам аль-Бухари, 5273).
Поэтому, шейх аль-‘Усэймин (да будет милостив к нему Аллах), в толковании главы «Хуль’», в книге «Заад аль-Мустакъни’» говорил: «Является ли обязательным ответить мужу на требования жены расторгнуть брак (хуль’)?
Нет сомнения, что является желательным мужу согласиться. И в этом благо для него как в настоящем, так и в будущем, согласно словам Всевышнего: «Если они расстанутся, то Аллах обогатит каждого из них из Своей милости» (сура «ан-Ниса», 130). Однако если он не даст согласие, и ему будет представлен его брачный дар (махр, который он дал жене во время заключения брака), и скажут ему: «Мы отдадим тебе махр полностью!» Будет ли он обязан по средствам этого дать согласие?
Учёные разногласят в этом вопросе (да будет милостив к ним Аллах). Большинство говорят: «Не обязан. Он является её мужем и решение в его руках». Однако правильным мнением является то, что он обязан расторгнуть брак, если жена скажет ему: «Ничего не мешает мне, я отдам ему махр, а если он пожелает, то отдам и больше»! Так как нахождение с ним в таком положении (сожительство с ним) приносит страдание и несчастье, как ему, так и ей. В этом случае брак расторгается. Ибо шариат запрещает вражду и ненависть. Ведь заключать сделку (купли-продажи) поверх заключённой сделки другого мусульманина является запретным, так как это приводит к вражде. Что же сказать про эту ситуацию?!
Следовательно, муж обязан развести жену, и хадис Сабита ибн Къайса (да будет доволен им Аллах) является доводом на это! Так как Пророк ﷺ сказал: «Возьми (обратно брачный дар) сад и разведи её». Основа же в приказе – обязательность. Что касается большинства, то они сказали: «Приказ тут со смыслом наставления», однако, это требует рассмотрения (в этом есть сомнение), ибо мнение об обязательности (которое вытекает из приказа) является более правильным(1). И (имам Шамсуддин ибн Муфлих,да будет милостив к нему Аллах) передал в «аль-Фуру’», что этим обязывали некоторые судьи в его время. Так и есть, те, которые обязывали этим, поступали согласно правильному мнению!»
(2)
И обратите внимание, как сказал шейх аль-‘Усэймин (да будет милостив к нему Аллах), что ведь жена Сабита ибн Къайса (да будет доволен им Аллах) была довольна его религией и нравами, однако она не могла быть с ним рядом из-за личностной неприязни, из-за того, что боялась ослушаться Аллаха и не быть благодарной женой. И шейх (да будет милостив к нему Аллах), после того как упомянул это, сказал: «Что же сказать, если муж редко молится с джама’атом, или вообще редко совершает молитву, или скверно относится к своим родителям, или занимается ростовщичеством (риба) и т.п. В этом случае жена имеет право требовать расторжение брака на основании недостатка в его религии!!» А ведь все эти деяния меньше своим злом, чем нововведения и ересь! И как сказал шейх ‘Акур: «Какой же недостаток может быть больше чем испорченные воззрения, чем отклонения от пути праведных предшественников и выход из общины мусульман (из числа приверженцев Сунны)?!» viewtopic.php?f=28&t=405

Пусть Аллах всех нас убережёт от новшеств и оградит нас и остальных мусульман о приверженцев страстей, о нахождении с которыми Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: «Не сидите (не находитесь) с приверженцами страстей, так как нахождение с ними – причина заболевания (отклонения, заблуждения) сердца!»(3)

__________________________________
(1) - Об обязательности для мужа ответить на требование жены и развести её.
(2) - См.: «аш-Шарх аль-мумти’», 5/307 (изд. – «Джаннату аль-афкар», Миср).
(3) - См. «Тафсир аль-Багъауи» (2/301).

alveo

Вернуться в «БРАК И РАЗВОД (НИКЯХ и ТАЛАКЪ)»

cron