Карантин | Шейх Раслян

abu Zarr
Сообщений: 370
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Карантин | Шейх Раслян

Сообщение abu Zarr » 17 июн 2020, 10:03

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Карантин | Шейх Раслян





____________________

Карантин



Написал достопочтенный Шейх
Абу ‘Абдиллях Мухаммад ибн Са’ид Раслян
да хранит его Аллах




Перевёл Марат абу Зарр

Хвала принадлежит Одному лишь Аллаху. Его восхваления и наши благие приветствия обращены тому, после которого уже не будет пророка (ﷺ).
А затем:
К числу очень важных шариатских мер предосторожности от распространения вирусов и эпидемий относится: Карантин.
Что же касается действий мусульманина во время появления чумы или эпидемии в его местности (городе или стране), то их нам разъяснил сам Посланник ﷺ. От Усамы ибн Зэйда (да будет доволен Аллаху) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
الطَّاعُونُ رِجْزٌ أُرْسِلَ عَلَى بَنِي إِسْرَائِيلَ أَوْ عَلَى مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ فَإِذا سَمِعْتُمْ بِهِ بِأَرْضٍ فَلَا تَقْدَمُوا عَلَيْهِ وَإِذَا وَقَعَ بِأَرْضٍ وَأَنْتُمْ بِهَا فَلَا تَخْرُجُوا فِرَارًا مِنْهُ «Чума – это наказание(1), которое было послано на одну из общин из числа потомков Исраиля, или же на тех, кто был до вас. Поэтому, если вы услышите о том, что эта чума появилась в какой-то местности, то не приближайтесь к ней. А если она появилась в местности, в которой вы находитесь, то не покидайте её в спешке» (хадис приводится в двух сборниках «ас-Сахих»)(2).
И это то, к чему пришли (сегодня) люди в вопросе, который касается инфекционных заболеваний и схожие с ними болезни. Все они (сегодня) обсуждают «Карантин» и ему подобные меры.
Однако Пророк ﷺ указал нам на эту меру кратчайшей фразой и наиболее ясным объяснением, (сказав): «Если вы услышите о ней…» - то есть об эпидемии.
И учёные говорят: В понятие «чума» входит каждая болезнь, которая становится эпидемией. И они не сужают определение «чумы» до его медицинского значения. Так как у чумы есть определённые причины вызывающие её, есть конкретные последствия и способы лечения. Поэтому чума имеет свои рамки (в медицине).
Они (учёные) говорят: Однако понятие «чума» охватывает все болезни, которые становятся эпидемией. И Пророк ﷺ говорил: «Если она появилась в какой-то местности, то не приближайтесь к ней».
То есть: Аллах (Благословен Он и Возвышен) уберёг тебя от этой болезни, ведь ты в той местности, которую не постигла эпидемия. Посему не приближайся к местности, в которой она есть.
Он (ﷺ) сказал: «А если она появилась в той местности, где вы находитесь, то не покидайте её в спешке». И это указывает нам на то, что человек обязан полагаться на Всевышнего Аллаха наилучшим образом. Так как Пророк ﷺ указал нам в этом хадисе на деяние, связанное с вероубеждением. Он ﷺ сказал: «То не покидайте её в спешке».
И на этом строится медицинская методология (инструкция). Ведь человек может быть переносчиком этой болезни, а симптомы могут не проявиться сразу. Но они могут проявиться позже. Человек может быть внешне здоровым, он может считать, что не заразился болезнью. А в действительности он может быть заражённым, и может перемещаться среди людей, распространяя этой болезнь. И возможно он прибудет в благополучную местность, в которой нет эпидемии, и станет причиной её распространения там.
Однако Пророк ﷺ возвращает (нас) в этом вопросе к правильному вероубеждению, к полаганию на Аллаха (к тауаккулю). Он говорит: «А если она появилась в той местности, где вы находитесь, то не покидайте её в спешке»(3).

Тем не менее, что же значит «помещение человека на карантин»?
Ответ: Это значит выполнение некоторых процедур. Из которых:
- пребывание дома,
- отдаление от остальных,
- подтверждение отсутствия симптомов этой болезни и контроль над их появлением,
- срочная связь с врачом в случае обнаружения симптомов.
Что касается эпидемиологического обследования, то это цикл определённых медицинских процедур, с помощью которых выявляется источник заболевания и другие возможные причины, способствующие её распространению. Также эти процедуры призваны выявлять заражённых людей, обстоятельства и способы распространения этой болезни. И оно, то есть это эпидемиологическое обследование, требует всеобщего взаимодействия и сотрудничества, дабы необходимая информация поступала в специализированные службы.

Что касается разницы между изоляцией и карантином:
То «изоляция» - это ограждение заболевшего или человека с подозрением на болезнь от остальных здоровых людей на период заражения (эпидемии), и помещение его в специальные медицинские учреждения, на специальные санитарные условия для воспрепятствования передаче инфекции от него к другим.
А что касается «карантина» - то это ограничения активной деятельности здоровых людей на определённый период, который устанавливается специализированным медицинским органом.
И карантин, и изоляция (больного) относятся к эффективным мерам, которые следует применять для профилактики и сокращения распространения болезни во всём обществе. А всех в утверждении понятия «карантин» опередила религия Ислам.
Изоляция и карантин являются важнейшими мерами для защиты от распространения инфекционных болезней и эпидемий. Под карантином подразумевается ограничение свободного перемещения каждого живого существа, который мог быть подвержен текущему заболеванию. И этот карантин должен быть сроком равным по продолжительности самому длительному инкубационному периоду данной болезни.
А длительность инкубационного периода болезни определяется временем от момента (возможного) заражения до проявления симптомов данного заболевания. Если же подтвердится, что изолированный человек здоров, то он выходит из этого карантина. В противном случае он будет изолирован как заболевший.
Некоторые люди, с давних пор, сторонились того, о ком известно, что он болен заразной болезнью, во избежание заболевания. Также они остерегались приезжать в город или страну, в которой есть эпидемия. Однако, (тогда) не было изучено то, что здоровому человеку не дозволено покидать эту страну или местность, которую постигла эта эпидемия. Ведь микроорганизмы, которые являются факторами инфекционных заболеваний, не были изучены. Не были изучены ни они, ни время инкубационного периода. Поэтому не было уверенности в том, что покинувший (ту или иную местность) на самом деле является здоровым. Возможно, что он находится в стадии инкубационного периода или в стадии выздоровления. Или обладает иммунитетом к данной болезни, но в то же время является переносчиком её возбудителей. Или является переносчиком насекомых, которые в свою очередь являются переносчиками этих возбудителей. Наподобие блох, которые являются переносчиками возбудителей чумы, или наподобие вшей, которые являются переносчиками тифа.
Всё это не было изучено прежде. Но вместе с этим Посланник Аллаха ﷺ светом пророчества разъяснил (нам) способы сохранения (профилактики), условия карантина. Он разъяснил (нам) это до того, как стало известно о микроорганизмах и о сроках инкубационного периода для инфекционных заболеваний и эпидемий. Всё это более чем за двенадцать веков (до появления микроскопов).
Когда он (ﷺ) запретил заходить в местность, в которой есть эпидемия, и покидать её. Запрещено входить туда, чтобы вошедший не подвергал себя этой инфекции. И запрещено покидать эту местность в спешке, опасаясь того, что покидающий её внешне может быть здоровым, однако вместе с этим может быть переносчиком инфекции в другую местность.
Имам аль-Бухари в своём сборнике «ас-Сахих»(4), приводит хадис от Хабиба ибн Аби Сабита, который говорил: «Я слышал, как Ибрахим ибн Аби Уаккас говорил: Я слышал как Усама ибн Зэйд рассказывал Са’ду о том, что Пророк ﷺ сказал: «Если вы услышите о том, что чума появилась в какой-то местности, то не заходите туда. А если она появилась в той местности, где вы находитесь, то не покидайте её». Тогда я спросил: «Ты слышал как он рассказывал это Са’ду, и он не порицал его?!» На что (Ибрахим) ответил: «Да»».
Также имамы аль-Бухари и Муслим передали хадис(5) от ‘Амира ибн Са’да ибн Аби Уаккаса, который передал от своего отца, который рассказывал как слышал как его отец (Са’д) спросил Усаму ибн Зэйда, сказав: «Что ты слышал относительно чумы от Посланника Аллаха ﷺ?»
На что Усама ответил: «Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Чума – это наказание, которое было послано на потомков Исраиля, или же на тех, кто был до вас. Поэтому, если вы услышите о том, что эта чума появилась в какой-то местности, то не приближайтесь к ней. А если она появилась в той местности, где находитесь вы, то не покидайте её в спешке».
Также передаётся от ‘Абдуллы ибн ‘Амира ибн Раби’а, который сообщил о том, что ‘Умар (да будет доволен им Аллах) выдвинулся в Шам, и когда достиг места под названием Саргъу, ему сообщили о чуме, которая распространилась в Шаме. И ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф сообщил ему о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если она появилась в какой-то местности, то не приближайтесь к ней. А если она появилась в той местности, где вы находитесь, то не покидайте её в спешке». Тогда ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) вернулся из Саргъа обратно(6).
Саргъу – это деревня, которая располагается на окраине Шама, граничащая с Хиджазом. Само название «Саргъу» можно произносить с «тануином» на конце и без него: (СаргъуН или Саргъу_).
В книгах Хадисов упоминается, что эта эпидемия, которая случилась в Шаме во время правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), была чумой. Она называлась чума ‘Амуас (Эммаус), и случилась она в 18-ом году по Хиджре.
Имамы аль-Бухари и Муслим(7) приводят подробности тех событий, от ‘Абдуллах ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), который рассказывал о том, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) выдвинулся в Шам. И когда он достиг деревни Саргъу к нему прибыли (его) наместники провинций (Шама): Абу ‘Убэйда ибн аль-Джаррах и его соратники. Они сообщили (‘Умару), что на территории Шама распространилась эпидемия.
Ибн ‘Аббас сообщил о том, что ‘Умар сказал тогда: «Позовите ко мне первых переселенцев (мухаджиров)». Он собрал их и посоветовался с ними. Он сообщил им о том, что на территории Шама распространилась эпидемия.
И мнения их разделились. Некоторые сказали: «Ты вышел в путь для определённого дела. И мы не считаем нужным отказываться от завершения его». Другие же сказали: «С тобой вышли люди и сподвижники Посланника Аллаха ﷺ. И мы не считаем нужным подвергать их этой эпидемии».
Тогда (‘Умар) сказал: «Оставьте меня». Затем сказал: «Позовите ко мне коренных жителей Медины (ансаров)». Я позвал их, и он посовещался с ними. Они также пошли по пути мухаджиров и разделились так же как они во мнениях.
Тогда (‘Умар) сказал: «Оставьте меня». Затем он сказал: «Позовите ко мне тех, кто есть здесь, из числа знатных мужей (шейхов) переселившихся после завоевания Мекки». Я позвал их, и даже два человека из них не разногласили между собой во мнении. Они сказали: «Мы считаем, что ты должен вернуться с людьми обратно. И ты не должен подвергать их этой эпидемии».
Тогда ‘Умар обратился к людям, сказав: «Поистине утром я возвращаюсь верхом (на верблюде) обратно. И вы возвращайтесь утром, верхом!» Абу ‘Убэйда ибн аль-Джаррах спросил: «Ты бежишь от предопределения Аллаха?!»
На что ‘Умар ответил: «О если бы кто-то другой спросил меня об этом, о Абу ‘Убэйда! Да. Мы бежим от предопределения Аллаха к предопределению Аллаха. Скажи мне, если твой верблюд спустится в долину, у которой есть два холма, один из них плодородный (зелёный), а другой - бесплодный (сухой). Разве, если ты поведешь своего верблюда на плодородный холм, ты не поступишь согласно предопределению Аллаха? А если поведешь его на бесплодный холм, разве не поступишь согласно предопределению Аллаха?»
Ибн ‘Аббас продолжил, сказав: «Пришёл ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф, который отсутствовал по некой нужде, и сказал: «У меня есть знание относительно этого дела, ведь я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Если она появилась в какой-то местности, то не приближайтесь к ней. А если она появилась в той местности, где вы находитесь, то не покидайте её в спешке»». Ибн ‘Аббас сказал: «Тогда ‘Умар восхвалил Аллаха и удалился».
Все эти почтенные хадисы указывают на то, что Посланник Аллаха ﷺ заложил фундамент (основы) карантина в борьбе с эпидемиями, что соответствует сути самой медицины и научным подходам здравоохранения. И всё это, учитывая (отсутствие) возможностей в его ﷺ время.
Затем, после того, как стали изучены возбудители инфекционных болезней, их инкубационные периоды, способы их диагностики, причины заражения и пути их распространения; После того, как были исследованы вакцины от некоторых этих болезней, сила их сопротивления и срок их действия; После того, как всё это было изучено и исследовано, только тогда были определены сроки изоляции и сроки карантина, в соответствии с каждым конкретным инфекционным заболеванием, и тогда были определены те, кто нуждается в изоляции, те, кто нуждается в карантине. А также их категории (и виды).
А при отсутствии современных научных методов, необходимо, чтобы карантинная зона охватывала как можно большее количество людей, охватывала как можно больше территорий. Именно на это указал наш Посланник ﷺ в своём просвещении относительно чумы и эпидемий.
Поистине санитарный карантин в Исламе, запрещающий покидать местность, в которой есть эпидемия, призван защитить незаражённые территории (и страны) от распространения этой эпидемии в них. Ведь есть опасность того, что покидающие заражённую местность, будут внешне выглядеть здоровыми, однако будут при этом переносчиками возбудителей данного заболевания, или будут переносчиками насекомых, которые являются переносчиками этой болезни. Но этот (карантин) не подразумевает того, что мусульманам нужно подвергать себя опасности заражения. Ислам призывает их соблюдать все правила гигиены и чистоты и сторониться тех, кто заболел инфекционным заболеванием.
Человек может также задаться вопросом: После того, как стало изучено (исследовано) всё относительно чумы и был установлен порядок изоляции и карантина, будет ли считаться бегством с поля боя, если такую местность покинет тот, у кого будет разрешение органов здравоохранения, согласно всем принятым медицинским нормам?
Ответ: Нет, не будет считаться.
Имам ан-Науауи, в своём толковании к хадисам сборника «ас-Сахих» имама Муслима, писал(8): «Запрещено въезжать в страну, где есть эпидемия, и запрещено покидать её в спешке.
Что касается покидания этой местности во избежание заражения, то в этом нет проблем. И это то, о чём мы упоминали
– пишет ан-Науауи (да будет милостив к нему Аллах) - это мнение нашего мазхаба, то есть мазхаба имама аш-Шафи’и, и это мазхаб большинства учёных».
аль-Къадый говорил: «Это мнение большинства учёных». Затем ан-Науауи писал: «Учёные говорили: Это близко по смыслу к словам Пророка ﷺ, который сказал: «Не желайте (не ищите) встречи с врагом, и просите у Аллаха избавления. А если встретитесь с ним, то будьте терпеливы»(9).
В этом хадисе содержится указание на необходимость остерегаться вреда и его последствий.
И в нём также содержится указание на необходимость подчинения и довольства предопределением Аллаха в период постижения бед и несчастий. Мы просим у Аллаха благополучия и избавления!»

А ведь многие из тех, кого постигло инфекционное заболевание, скрывают это сами и скрывают это их близкие. И они избегают оповещения об этом специализированных органов, опасаясь быть изолированными или посаженными на карантин. Поэтому религия Ислам сделала каждого мусульманина ответственным за свою душу и отчитывающим её. И Ислам требует от него, чтобы он следовал нормам здравоохранения, поэтому побуждает его к подчинению и запрещает ему ослушание.
И Ислам обещает награду стражника на пути Аллаха тому, кто будет придерживаться карантина, проявляя довольство, не покидая ту местность, в которой распространилась эпидемия. И Ислам обещает награду мученика (шахида) тому, кого постигла эта болезнь, и он умер от неё. А возмездие тому, кто будет избегать санитарной изоляции и карантина, будет подобно возмездию убегающего с поля священного сражения (джихада).
И это ясно видно из хадиса относительно чумы, который был упомянут. В котором Пророк ﷺ, описывая чуму, сказал: «(Чума) – это опухоль подобная опухоли верблюжьих желёз(10). Тот, кого она постигла, если не покидает эту местность, терпит и умирает, то он мученик (шахид). А покидающий эту местность подобен бегущему с поля боя»(11).
И он ﷺ сказал: «(Смерть от чумы) для каждого мусульманина является мученической смертью (шахадой)». Хадис с достоверным иснадом приводит имам Ахмад и другие.
Мученическая смерть (шахада) в Исламе согласно достоинству, даётся в первую очередь тому, кто погиб сражаясь на пути Всевышнего Аллаха - и это самая высокая степень шахады. Затем тому, кто погиб защищая свою честь и своё имущество. Затем тому, кто был убит несправедливо. Затем тому, кто умер утопленником или сгорел в пожаре, или от чумы. Всё это считается мученической смертью, если у погибшего не было намерения покончить жизнью самоубийством, до того, как смерть настигла его.
А вероятность того, что он заразился специально, желая умереть мучеником, будет отвергнута любым разумным человеком.
Поистине Исламу принадлежит научное первенство (прецедент) в вопросе внедрения карантина, в запрете покидать местность, в которой есть эпидемия, ещё за долгие века до того, как были выявлены и исследованы микроорганизмы, как узнали пользу карантина, который является сдерживающей мерой в распространении эпидемии в новых городах, местностях и странах. Также (Исламу) принадлежит первенство в подтверждении того, что чума, о которой говорится в хадисах - это и есть то самое инфекционное заболевание, известное в настоящее время под этим названием. Таким образом, становится очевидным для нас, что почтенные пророческие хадисы и современная медицина находятся в гармонии относительно противодействия эпидемии чумы и другим видам эпидемий. Также как гармоничны остальные хадисы, достоверность и доводы (указания) которых установлены, с окончательно подтверждёнными научными фактами.
И да восхвалит Аллах и избавит от всяких бед нашего Пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников.

Эта лекция была прочитана в Воскресенье
27-го числа месяца Раджаб, 1441 г.х.
22 марта 2020 г.
в библиотеке (Центра аль-Фуркан)
Субки аль-Ахад - округ Ашмун
провинция аль-Мануфия
Египет

__________________________ (1) - Слово رِجْزٌ (риджзун) в этом хадисе означает «наказание».
(2) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (3473) и Муслим (2218).
Также в одной из ими приводимой версии данного хадиса говорится:
فَإِذَا سَمِعْتُمْ بِهِ بِأَرْضٍ، فِلَا تَدْخُلُوهَا، وَإِذَا وَقَعَ بِأَرْضٍ وَأَنْتُمْ بِهَا فَلَا تَخْرُجُوا منها «Если вы услышите о том, что чума появилась в какой-то местности, то не заходите туда. А если она появилась в той местности, где вы находитесь, то не покидайте её».
А в одной из версий хадиса у имама Муслима говорится:
إِنَّ هَذَا الوَجَعَ أَوِ السَّقَمَ رِجْزٌ عُذِّبَ بِهِ بَعْضُ الأُمَمِ قَبْلَكُمْ، ثُمَّ بَقِيَ بَعْدُ بِالأَرْضِ، فَيَذْهَبُ المَرَّةَ وَيَأْتِي الأُخْرَى، فَمَنْ سَمِعَ بِهِ بِأَرْضٍ، فَلَا يَقْدَمَنَّ عَلَيْهِ، وَمَنْ وَقَعَ بِأَرْضٍ وَهُوَ بِهَا فَلَا يُخْرِجَنَّهُ الفِرارُ مِنْهُ «Поистине эти страдания или недомогание (по причине чумы и т.п.) – это наказание, которым были наказаны общины жившие до вас. Затем эти болезни остались на этой земле. Они то исчезают, то снова появляются. Поэтому тот, кто услышит о том, что (какая-то эпидемия) появилась на местности, то пусть ни в коем случае не приближается к ней. А если она появилась в той местности, где вы находитесь, то ни в коем случае пусть покидает её».
(3) - То есть: Полагайтесь на Аллаха и терпите, желая награды от Него и сторонясь возможного вреда, который может быть, если вы покинете заражённую территорию.
(4) - Хадис приводит имамы аль-Бухари (5728) и Муслим (2218).
(5) - Хадис приводит имамы аль-Бухари (3473) и Муслим (2218).
(6) - Хадис приводит имамы аль-Бухари (5730) и Муслим (2219).
(7) - Хадис приводит имамы аль-Бухари (5729) и Муслим (2219).
(8) - См. «Шарх Сахих Муслим» (14/205).
(9) - Хадис приводит имамы аль-Бухари (2818) и Муслим (1742).
(10) - Верблюжья железа الغُدَّةُ – это кусок мяса (подобный зобу), который произрастает между кожей и мышцей, у верблюда и других животных (как язва). Это то, что именуется чумой.
(11) - Хадис приводит Абу Са’д в «ат-Табакъат аль-кубра» (8/490), также Исхак ибн Рахууйа (3/777 под №1403), Ахмад (6/82, 133, 145, 255), Абу Я’ля в «аль-Муснад» (7/379 – 380, под №4408), ад-Дайлями в «аль-Куна» (3/1034 под №1816), ат-Табари в «Тахзийб аль-Асар» из утерянной части книги стр. 92 (124), Ибн ‘Асакир в «Тарийх Димашкъа» (64/56), от ‘Аишы (да будет доволен ею Аллах), которая говорила, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Гибель в моей общине будет по причине убийства и чумы». ‘Аиша спросила: «О Посланник Аллаха, что такое убийство мы знаем, а что такое чума?» На что Пророк ответил: «Это опухоль (язва) подобная опухоли (зоба) у верблюдов. Кто останется в той местности, где будет эта чума (и умрёт от неё), тот мученик (шахид). А кто покинет её в спешке, тот подобен бегущему с поля боя!»
В другой версии хадиса говорится: «Убийство постигнет мою общину от её врагов из числа (неверующих) джинов. (А чума) - это опухоль (язва) подобная опухоли (зоба) у верблюдов. Кто останется в той местности, где будет эта чума, тот будет подобен стражнику (мурабит) на пути Аллаха. И кто умрёт от этой чумы – будет мучеником (шахидом). А кто покинет её в спешке – будет подобен бегущему с поля боя!»
В другой версии хадиса говорится: «Чума подобна опухоли (язве), которая появляется на подмышках и внизу живота (у животных и т.д.). Она является причиной очищения деяний человека. А для мусульманина – мученической смертью (шахадой)».
Хорошую степень (хасан) этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих ат-таргъийб уа ат-тархийб» (2/156 под №1408). Слово «مَرَاقّ» (аль-маракку) с удвоенной буквой «ق» (къаф) - означает место под животом (низ живота), и у него нет ед. числа, а буква «م» (мим) – добавочная.

alveo

Вернуться в «МЕДИЦИНА И ЛЕЧЕНИЕ (ат-тыббу)»