Сообщение abu Zarr » 10 окт 2017, 11:43
Продолжение....
Вопрос 5: Каково шариатское постановление относительно переливания крови от мужчины к женщине и наоборот? Дозволено ли это?
Ответ: «Нет проблем в переливание крови от мужчины к женщине и наоборот. И это никак не влияет на действительность супружества, не является препятствием к нему, и т.д.
И от Аллаха сопутствие и успех. И да восхвалит Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников, и да избавит их от всякого зла».
Под фетвой подписались: шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах),
‘Абдуль-‘Азиз Али Шейх, ‘Абдулла ибн Гъудаян, Салих аль-Фаузан и Бакр абу Зейд
Вопрос 6: Дозволено ли переливание крови, когда не известно от кого была взята эта кровь, или от мусульманина, или же от неверного?
Ответ: «Как уже предшествовало в ответе на подобный вопрос, в фетве под номером 1325: Если у больного нет другого выбора, и он нуждается в переливании ему чужой крови, и данное лечение назначено ему для поддержания здоровья и избавления его от слабости, и специалисты в этой области считают это полезным для него, то в этом случае нет проблем для использования данного лечения. Даже если религии у того от кого берут кровь и того, кому её переливают, разные. Дозволено переливание крови от неверующего мусульманину, даже если он из тех, кто сражается (против мусульман), но мусульманину дозволено отдать свою кровь только тому неверному, который не сражается с мусульманами. Что касается сражающегося с мусульманами, то нельзя помогать ему в том, что он делает, ибо он не гарантирует безопасности. Более того, (если это происходит в военной обстановке), то нужно покончить с ним, кроме как если он попал в плен, тогда уже правитель мусульман или его заместитель решают, как с ним поступить. Они, учитывая пользу и вред для мусульман, либо казнят его, либо оставят в плену, либо отпустят, взяв с него или с его попечителей дань. Но если он уверует, тогда ему разъясняются доводы (Ислама), если же он не примет, тогда разъясняется то, что ждёт его.
И от Аллаха сопутствие и успех. И да восхвалит Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников, и да избавит их от всякого зла».
Под фетвой подписались: шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах),
‘АбдуРраззакъ ‘Афифи, ‘Абдулла ибн Гъудаян, ‘Абдулла ибн Ка’уд
Вопрос 7: Банк крови делает некоторые подарки тем, кто сдаёт кровь, из которых, например, коврик для молитвы, медаль, духи и т.д. Иногда они дают по 300 риалов. Каково шариатское положение этих подарков и выплат?
Ответ: «После изучения данного вопроса, Комитет по фетвам пришёл к выводу о том, что нельзя продавать кровь, так как в «Сахих аль-Бухари» передаётся хадис, в котором Абу Джухэйфа рассказывал: «Однажды, я видел, как мой отец нанял хаджама (того, кто делает хиджаму, кровопускание), затем попросил его дать ему взятую у него кровь и разбил сосуд. Тогда я спросил его об этом действии, и он ответил мне:
نَهى النبيُّ ﷺ عن ثمنِ الكلبِ، وثمنِ الدمِ، ونَهى عنِ الواشمةِ والموشومةِ، وآكلِ الرِّبا وموكِلِه، ولعَن المُصوِّرَ
«Пророк ﷺ запретил продавать собак, также запретил продавать кровь, запретил делать татуировки и просить их сделать, запретил пожирать лихву (проценты, риба) и давать под проценты, а также проклял тех, кто создаёт изображение» (хадис приводит имам аль-Бухари, 2086, 2238).
Аль-Хафиз (ибн Хаджар, да будет милостив к нему Аллах) писал в «аль-Фатх»: «Сказанное (Пророком ﷺ) указывает на то, что запрещено продавать кровь, также как запрещено продавать мертвечину и свинину. Это запрещено по единогласному мнению учёных. Я имею в виду продажу крови и получение платы за неё».
И от Аллаха сопутствие и успех. И да восхвалит Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников, и да избавит их от всякого зла».
Под фетвой подписались: шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах),
‘АбдуРраззакъ ‘Афифи, ‘Абдулла ибн Гъудаян,
Вопрос 8: Человек сдал кровь, ради Лика Аллаха, не желая за это никакую награду, с намерением помочь больным и нуждающимся в этом. Однако «Банк крови», который относится к Министерству Здравоохранения, перечислил на его счёт 200 дирхемов, в качестве подарка и в качестве побуждения к подобным благим поступкам. Какого положение этих денег, этого подарка и можно ли этому человеку воспользоваться ими?
Ответ: «Оплата или компенсация, которая производится взамен сдачи крови, является запрещённой, вне зависимости от того, будут это наличные деньги или же переводы на счёт и т.п. Согласно хадису Абу Джухэйфы, который приводится в «Сахих аль-Бухари»:
أن نَهى النبيُّ ﷺ عن وثمنِ الدمِ
«Пророк ﷺ запретил продавать кровь». И это по единогласному мнению учёных. Даже если это компенсация будет в виде подарка, так как это подарок взамен запретному».
Вопрос 9: Является ли сдача крови в дневное время Рамадана, во время поста, тем, что нарушает пост?
Ответ: «Сдача крови нарушает пост того, кто сдаёт её, так как это подобно хиджаме. А достоверно известно из хадиса Пророка ﷺ, который сказал:
أفطرَ الحاجِمُ والمَحجومُ
«Нарушает свой пост и тот, кто делает хиджаму, и тот, кому её делают» (хадис приводят Абу Дауд, 2368, ат-Тирмизи, 774 и другие).
То же самое касается человека, которому будет сделано переливание»(1).
_____________________
(1) - Что касается хиджамы (кровопускания) для постящегося, то в этом вопросе среди учёных были и есть разногласия. Нарушает ли это действие пост или же нет. Имам ат-Тирмизи приводя вышеупомянутый хадис, в своём сборнике «ас-Сунан» (774), писал о том, что некоторые сподвижники Пророка ﷺ считали порицаемым совершение хиджамы в дневное время Рамадана. И они делали это ночью. Этого мнения придерживались также некоторые таби’уны, такие как Ибн аль-Мубарак, а также Исхак ибн Мансур, ‘Абдуррахман ибн Махдий и другие. Это было мнение Исхака ибн Рахауайх и имама Ахмада. Имам аш-Шафи’ напротив считал, что хиджама является дозволенной в дневное время и не вредит постящемуся. Он, как и многие другие имамы, опирался на хадис Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), который говорил: «Пророк ﷺ делал хиджаму в то время, как был постящимся» (хадис приводит аль-Бухари, 1939). Также от Ибн ‘Аббаса и ‘Икримы (да будет доволен ими Аллах) передаётся, что они говорили: «Пост (нарушается) от того, что попадает внутрь человеку, а не от того, что выходит из него» (Достоверность этих сообщений подтвердил шейх аль-Альбани. См.: «Мухтасар аль-Бухари», 1/455).
Также передаётся от Сабита аль-Бунаний, который говорил: «Спросили Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах): Считали ли вы хиджаму во время поста порицаемым деянием? На что он ответил: «Нет, если только она не ослабевала человека»» (хадис приводит аль-Бухари, 1940). И как говорил Шабаба, передавая от Шу’бы: «(Считали ли вы) во время Пророка ﷺ…» (хадис приводит аль-Бухари, 1940).
Имам аш-Шафи’и (да пребудет с ним милость Аллаха) также руководствовался хадисом, в котором говорится что, «Пророк ﷺ делал хиджаму во время совершения прощального хаджа, будучи в состоянии ихрама и будучи постящемся» (хадис приводит Ибн Маджа, 1682). Однако шейх аль-Альбани (да пребудет с ним милость Аллаха) говорил, что выражение в хадисе «будучи постящемся» является недостоверной добавкой. Но с подобным выражением хадис приводится у имама аль-Бухари в «ас-Сахих», 1938. И Аллаху это ведомо лучше.
Что касается хадиса: «Нарушает свой пост и тот, кто делает хиджаму, и тот, кому её делают», то, как писал шейх аль-Альбани: «Он является отменённым. А отменяющим его хадисом считается хадис от Абу Са’ида аль-Худрий (да будет доволен им Аллах), который говорил: «Пророк ﷺ разрешил постящемуся делать хиджаму», и этот хадис является достоверным, как я пояснил это в «аль-Ируа», 4/74».
Также шейх Хафиз Ахмад аль-Хаками (да пребудет с ним милость Аллаха) писал: «Имам аш-Шафи’ (да пребудет с ним милость Аллаха) упоминал, что этот хадис является отмененным по причине хадиса Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах), который рассказывал, что: «Пророку ﷺ сделали кровопускание, когда он был в состоянии ихрама и когда постился» (хадис приводит аль-Бухари, 1938). Поскольку Ибн ‘Аббас сопровождал Пророка ﷺ в году прощального хаджа, а это было в десятом году по хиджре. А что касается Шаддада ибн Ауса (который передавал о запрете хиджамы), то он сопровождал Пророка ﷺ в восьмом году по хиджре. А Аллаху ведомо лучше!» (см.: «Мусталях ал-хадис уа ‘улумихи» аль-Хаками, стр. 53-54).
Также о том, что хиджама не нарушает пост, писал шейх аль-‘Усэймин (да пребудет с ним милость Аллаха) в «Масаиль ’ан ас-сыям», стр. 25-26. Однако, как говорил шейх Ибн Баз (да пребудет с ним милость Аллаха), лучше делать хиджаму в ночное время Поста. И это действие передаётся от сподвижников Пророка ﷺ, как об этом мы упомянули вначале.