Что такое полезное знание?

minhadj
Сообщений: 584
Зарегистрирован: 20 мар 2020, 17:20

Что такое полезное знание?

Сообщение minhadj » 13 янв 2017, 21:36

С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего

Что такое полезное знание?



Всевышний Аллах сказал: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (Фатыр, 28).
Ибн Кайим, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята сказал: «Знающим является только тот, кто боится Аллаха, и поэтому боится Его только знающий. И кто бы ни был знающим, кроме как он боится Аллаха. И поэтому, если отсутствует знание, отсутствует страх, а если отсутствует страх, то это указывает на отсутствие знания» (См. "Тафсир ибн Каийм").
Раби’ ибн Анас, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Тот, кто не боится Всевышнего Аллаха, не является знающим».
Муджахид, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Воистину, знающим является тот, кто боится Аллаха».
Был спрошен Са’д ибн Ибрахим: «Кто является наиболее знающим из людей?». В ответ на это он сказал: «Тот среди них, который сильно страшится своего Великого и Всемогущего Господа» (См. "Джамиъ ли ахкамиль-куран" лил Куртуби,14\331).
Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Не является критерием знания множество хадисов, однако критерием является знание, которое оставляет больше страха».
Имам Малик, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Воистину, не является знанием - знание множества риваятов (передач хадисов), однако, воистину, знание – это свет, который Аллах заложил в сердце».
Под светом подразумевается - понимание знания и его значения, как говорил об этом Ахмад ибн Салих. (См. "Тафсир Куран аль-'Азым" либни Касир,3\553. Или: "Афатуль-‘ильм", стр.86).
Когда человек знает Аллаха и знает Его права, то его страх становится сильнее перед Аллахом. О чем сказал Всевышний Аллах: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием». Знающие Аллаха и Его повеления являются теми, кто боится Аллаха. Пророк ﷺ говорил: «Я лучше всех из вас знаю Аллаха, и большее всех из вас боюсь Его» (аль-Бухари, 6101;Муслим, 2356). (См. "Мадариджуль-саликин"1\136-137).
Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Знающий – это тот, кто страшится Всемилостивого Аллаха, когда остается наедине с самим собой, совершает то, что любит Аллах и сторонится всего того, что гневит Его». Затем прочитал аят: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах – Могущественный, Прощающий» (Фатыр, 28) (См. "Афатуль-‘ильм", стр.86).
Шейх Са'ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята сказал: «Чем лучше человек знает Всевышнего Аллаха, тем сильнее он страшится Его наказания. Этот страх заставляет человека избегать грехов и готовиться к встрече с Аллахом. В этом аяте Всевышний подчеркнул важность и превосходство истинных знаний, которые заставляют человека страшиться Аллаха и помогают ему обрести Его милость. Всевышний сказал: «Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это уготовано для тех, кто боится своего Господа» (98:8)» (См. " Тафсир Са'ди").
Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал: «Если знание оставляет в сердце страх и смирение, то это является полезным знанием, которое просил Пророк ﷺ своего Господа. Но если знание не оставляет в сердце страх и смирение, то это знание, от которого Пророк ﷺ прибегал к Аллаху, и приказывал своей общине прибегать к Аллаху от него» (См. "Афатул-‘ильм", стр.94).
Сам же Пророк ﷺ прибегал к Аллаху от бесполезного знания и не смиренного сердца, говоря: «О, Аллах! Воистину, я прибегаю к Тебе от бесполезного знания, не смиренного сердца, ненасытной души и мольбы, которая останется без ответа» (Муслим, 3028).
Шейх аль-Фаузан, да хранит его Аллах, сказал: «Воистину, знание было ниспослано для того, чтобы совершали деяние в соответствии с ним» (См. "Саластуль-усюль" лил шейх Фаузан).
Суфйан ибн 'Уйайн, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Знание, которое не принесло тебе пользы, принесет тебе вред».
Аль-Хатыб, да смилуется над ним Аллах, в комментарии к этим словам сказал: «То есть, если он не совершал деяние в соответствии с знанием, то оно принесет ему вред, что и станет аргументом против него» (См. "Иктидоуль-'илмуль-амал" стр.56).
Таким образом, знание, с которым пришел пророк Мухаммад ﷺ останется неизменным доводом «за» или «против» всего человечества вплоть до Судного Дня. Как сказал Посланник Аллаха ﷺ: «Коран - аргумент за тебя или против тебя» (Муслим,223).
Шейх Фаузан, да хранит его Аллах, сказал: «Коран был ниспослан посланнику Мухаммаду ﷺ дабы наставить людей на прямой путь и разъяснить им истину ото лжи. Если человек совершает дела в соответствии с повелениями и законами Корана, то Коран будет доводом за него в Судный День перед Аллахом, а если же он не будет делать дела в соответствии с ним, то Коран будет аргументом против него» (См."аль-Минахатур-Раббанийа фи шархи аль-Арба’йн ан-Науауи" стр.192).
Например, человек читает или слышит слова своего Господа: «Совершайте намаз, выплачивайте закят» (аль-Бакара,43),- после чего он совершает намаз, подчиняясь приказу своего Создателя, в таком случае Коран будет доводом за него. А другой же человек не совершает намаз, тогда Коран будет аргументом против него (см. "Шарх ал-Арба’йн ан-Науауи" шейх 'Усеймин, стр. 181).
Свят Аллах! Многие из мусульман, быть может, читают или слушают шариатские знания, однако не каждый скажет, что его сердце, от этих знаний, переполняется трепетным страхом перед Всевышним Аллахом. Пусть каждый потребует отчета от себя до того, как у него потребует отчета Всевышний Аллах! Переполняется ли его сердце трепетным страхом перед Всевышним Аллахом?! И этот страх побуждает ли его совершать повеления нашего Господа и отказаться от совершения грехов?! Ведь страх перед Всевышним Аллахом является одним из величайших факторов, способствующих отречению от грехов и выполнению того, что любит Аллах. И пусть каждый будет правдив перед Всевышним Аллахом, и пусть помнит, что Аллаху ведомо то, что творится в наших сердцах!


Страшная угроза в адрес того, чьё сердце не испытывает страх при упоминании Аллаха

Вот уже Всевышний Аллах пригрозил тем, чьи сердца не смягчаются при поминании Аллаха и не испытывают страх перед Ним, сказав: «Горе тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха! Они пребывают в очевидном заблуждении» (аз-Зумар, 22).
Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята сказал: «Горе тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха. Они не смягчаются при поминании Аллаха, не смиряются и не понимают Его аяты. Они находятся в явном заблуждении» (См. "Тафсир аль-Куран аль- 'Азым" ли ибни Касир,4\50).
Шейх Са'ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята писал: «Горе тем, чьи сердца черствы к назиданиям Аллаха! Они не прислушиваются к Писанию Аллаха, не задумываются над его аятами и не находят успокоения при поминании своего Господа. Напротив, они отворачиваются от Всевышнего Аллаха и пытаются искать для себя иных покровителей. Они действительно заслуживают великого горя и зловещей участи. Воистину, они находятся в явном заблуждении» (См. "Тайсируль-Каримир-Рахман" стр.462).
Также Всевышний Аллах, упрекая тех, чьи сердца не смиряются при чтении Корана и не размышляют над ним, сказал: «Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины, и чтобы не уподоблялись они тем, которым Писание было даровано прежде, чьи сердца почерствели по прошествии долгого времени и многие из которых являются нечестивцами?» (аль-Хадид,16).
Шейх Са'ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята писал: «Разве не настала пора для того, чтобы сердца верующих стали еще мягче и добрее, чтобы они переполнялись страхом и смирением при чтении Корана и упоминании о том, что проповедовал Пророк Мухаммад ﷺ? Воистину, Коран – это величайшее напоминание об Аллахе, и мусульмане обязаны исправно придерживаться его предписаний и запретов.
Это – призыв к прилежному и усердному поклонению, к смирению перед Всевышним Аллахом, к покорности предписаниям Священного Корана и Мудрой Сунны, к размышлению над божественными проповедями и шариатскими законами. Мусульмане должны всегда придерживаться этого и требовать отчета от самих себя до того, как у них потребует отчета Всевышний Аллах.
Мусульманам не подобает уподобляться людям Писания. Им было ниспослано откровение, которое обязывало их смириться перед Аллахом и покориться Ему во всем, но они не проявили стойкости и со временем вернулись к невежеству и предали истину забвению. Их вера разрушилась, убежденность пропала, а сердца ожесточились. Человеческие сердца каждый миг нуждаются в поминании божественного откровения и мудрости. Когда же люди придают их забвению, их сердца черствеют, а взоры становятся безжизненными»
(См. " Тафсир Са'ди").


Какое должно быть состояние верующего, когда при нём поминают Аллаха?

Всевышний уже похвалил тех, чьи сердца смягчаются и испытывают трепетный страх при поминании Аллаха.
Всевышний Аллах сказал: «Аллах ниспослал наилучшее повествование – Писание, аяты которого сходны и повторяются. У тех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь. А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха. Это – верное руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем того, кого пожелает. А кого Аллах введет в заблуждение, тому не будет наставника» (аз-Зумар, 23).
Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это качества благочестивых мусульман. Когда они слушают слова Могущественного, Хранителя и Прощающего Аллаха, и когда понимают устрашающие и обещающие аяты, то их кожу охватывает дрожь от страха перед Аллахом. После чего их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха, когда надеются на Его милость и добро.
Они отличаются от нечестивцев и грешников с нескольких сторон:
Первая: Поистине, они слушают чтение аятов, тогда как те слушают пение, которые исполняют певицы своими голосами.
Вторая: Поистине, когда им читают аяты Всемилостивого Аллаха, то они падают ниц перед Ним, плача, со знанием и пониманием, соблюдая благопристойность перед Ним, испытывая страх и проявляя надежду и любовь к Нему. Как сказал Всевышний и Благословенный Аллах: «Когда им напоминают о знамениях их Господа, они не падают ниц глухими и слепыми» (аль-Фуркан,73). То есть, когда они слушают аяты Аллаха, то не отвлекаются от них. Напротив, прислушиваются к ним, понимая значения их. Поэтому они совершают деяние в соответствии с ними и падают ниц при упоминании их. И они это делают со знанием, но не по невежеству и не подражая кому-либо.
Третья: Поистине, они соблюдают благопристойность при упоминании аятов Аллаха. Как были таковыми сподвижники, когда слушали слова Аллаха из уст самого Посланника Аллаха ﷺ. Их кожу охватывала дрожь, после чего их кожа и сердца смягчались при поминании Аллаха. Они не издавали разных громких голосов и не обременяли себя тем, что к ним никакого отношения не имеет. Напротив, при них был покой и страх, и была стойкость и благопристойность, и в этом с ними никто не сравнится. Поэтому они и заслужили похвалу от Всевышнего Господа как в этой жизни, так и в Последней вечной жизни.
Сказал Абдур-Раззак: "Нам передал Ма’мар, который рассказывал, что Катада прочел этот аят:
«У тех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь. А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха», и сказал: «Это качества приближенных Аллаха. Всемогущий и Великий Аллах описал их тем, что их охватывает дрожь, глаза наполняются слезами, а сердца их находят успокоение при поминании Аллаха. Всевышний не описал их тем, что они лишаются разума и падают в обморок при поминании Аллаха. Воистину, такое у приверженцев нововведений, и это от дьявола».
Далее Всевышний Аллах говорит: «Это – верное руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем того, кого пожелает». То есть, это качества того, кого Аллах повел прямым путем. А тот, кто пребывает вопреки этому, тот из тех, кого Аллах ввел в заблуждение. «А кого Аллах введет в заблуждение, тому не будет наставника» (Аз-Зумар, 23)» (См. "Тафсир аль-Куран аль-'Азым" ли ибни Касир,4\50).
Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен ею Аллах, однажды сказала: «Когда сподвижникам Пророка ﷺ читали Коран, то их состояние было такое, как Аллах их описал в Коране, глаза их наполнялись слезами, а тело охватывала дрожь». Ей сказали: «А в наше время есть такие люди, которым когда читают Коран, они падают в обморок». На что Асма сказала: «Прибегаю к Аллаху от побиваемого шайтана».
Са’ид ибн Абдур-Рахман аль-Джумахи рассказывал, что однажды Ибн ‘Умар проходил мимо мужчины, знавшего наизусть Коран, который был в обмороке, и спросил: «Отчего же это?». На что ему в ответ: «Воистину, когда ему читают Коран, или слышит поминание Аллаха, то он подает». Затем Ибн 'Умар сказал: «Поистине, мы больше всех боимся Аллаха, но не падаем в обморок». После чего сказал: «Воистину, дьявол проникает в живот одного из вас. Такое не случалось со сподвижниками Мухаммада ﷺ когда кому-либо из них читали Коран» (См. "Джамиъ лил-Ахкамиль-Куран",15\237).
Также шейх Са'ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании аята «У тех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь. А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха», - писал: «Когда они читают устрашающие аяты о наказании и возмездии, у них по коже проходит дрожь. Но стоит им прочесть аяты о милости Господа и щедром вознаграждении, как дрожь проходит, и их сердца смягчаются от поминания Аллаха. Они пребывают в таком состоянии на протяжении всего чтения Корана, потому что Всевышний Аллах то призывает Своих рабов совершать добрые дела, то устрашает их для того, чтобы отдалить их от грехов и злодеяний» (См. "Тайсируль-Каримир-Рахман" стр.462).
Всевышний Аллах также сказал: «Если бы Мы ниспослали этот Коран горе, то ты увидел бы, как она смиренно раскалывается от страха перед Аллахом. Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили» (аль-Хашр,21).
Свят Аллах, несмотря на то, что горы являются на много тверже, нежели человеческие сердца, они смиренно раскололись бы от страха перед Аллахом, если бы Коран был ниспослан на них. Отчего же наши сердца, несмотря на их мягкость по сравнению с горами, не переполняются трепетным страхом при упоминании аятов Всевышнего Аллаха?! Что мы такое страшное совершили, что наши сердца стали черствыми к поминанию Аллаха и не смягчаются при упоминании аятов Всемогущего и Великого Аллаха?! О Аллах, сделай нас в числе тех, кто страшится своего Господа, и у которых кожа и сердца смягчаются при упоминании Тебя!
Шейх Са’ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании вышеприведенного аята писал: «Вняв тому, что Всевышний Аллах изложил в Своем писании и что Он приказал и запретил Своим рабам, люди обязаны устремиться к выполнению Его предписаний, даже если их сердца так же черствы и тверды, как могучие горы. Ибо если бы Коран был ниспослан на какую-либо гору, то ты увидел бы, как она смиренно раскалывается от страха перед Аллахом. Это говорит о том, какое сильное воздействие оказывает Коран на человеческие сердца. Его проповеди самые проникновенные, а его приказы и запреты самые верные и мудрые. Они доступны для душ и необременительны для тел, лишены противоречия и взаимоисключающих концепций, в них нет непреодолимых трудностей и принуждения. И, наконец, они пригодны для любой страны и для любой эпохи и приемлемы для каждого человека.
Затем Всевышний Аллах сообщил, что Он приводит людям притчи и разъясняет им, что им дозволено, а что запрещено, дабы они поразмыслили над Его знамениями. Ведь перед тем, кто размышляет над знамениями Аллаха, раскрывается сокровищница знаний. Ему становятся ясны пути добра и зла, и он начинает обретать благородный нрав и превосходные качества и избавляться от пороков. Поэтому ничто не принесет человеку больше пользы, чем размышление над Кораном и постижение глубокого смысла его аятов»
(См. «Тафсир Са’ди»).
Всевышний Аллах также сказал: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа, которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили Они являются истинно верующими. Им уготованы высокое положение у их Господа, прощение и щедрый удел» (аль-Анфаль, 2,3,4).


Основа страха и смирений в сердце

Ученые единогласны в том, что страх и смирение находится в сердце, а плоды его проявляется на теле.
Пророк ﷺ сказал: «Богобоязненность здесь», - и указал на грудь три раза (Муслим, 2564).
Также Пророк ﷺ сказал: «Поистине, Аллах не смотрит на вашу внешность и имущество, а, воистину, смотрит на ваши сердца и дела» (Муслим, 2564).
Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, есть в теле человека кусочек плоти который, будучи хорошим, делает хорошим и все тело, а будучи негодным, приводит в негодность и все тело, и, поистине, кусочком является - сердце» (аль-Бухари,52; Муслим,1599).
Этот хадис явно опровергает грешников, которые, совершая грех, оправдываются тем, что богобоязненность вот здесь, и указывают на сердце. Поскольку, если сердце праведное и богобоязненное, то все тело будет богобоязненным и праведным, т.е. след богобоязненности и праведности будет проявляться на теле. Оно не будет совершать грех, ослушиваясь Всевышнего Аллаха. Если же сердце не будет праведным и богобоязненным, то и все тело не будет богобоязненным и праведным, т.е. богобоязненность сердца не будет проявляться на теле, совершая мерзкие и греховные поступки.
Спросили шейха Ибн ‘Усеймина, да смилуется над ним Аллах: «Есть из мусульман, кто пренебрегает своими обязанностями, которыми обязал его Аллах. А когда его порицают за это, то он, оправдываясь, говорит: "Богобоязненность в сердце, а не во внешности". И приводит в качестве доказательства слова Пророка ﷺ: "Богобоязненность здесь", и указал на свою грудь три раза. Надеемся от вас праведное разъяснение этого слова? Да вознаградит вас Аллах благом!».
Ответ: «Нет сомнения, что Пророк ﷺ сказал: "Богобоязненность здесь",- и указал на свое сердце. Это означает, что если сердце богобоязненное, то будет богобоязненным и тело. И это не является доводом, или не является доводом для того, кто совершает прегрешения и говорит: "Богобоязненность здесь". Потому что мы говорим ему: "Если богобоязненность здесь, то непременно будут богобоязненными органы, исходя из слов Пророка ﷺ: "Поистине, есть в теле человека кусочек плоти который, будучи хорошим, делает хорошим и все тело, а будучи негодным, приводит в негодность и все тело, и, поистине, кусочком является – сердце"» (см. шейх Ибн ‘Усеймин – фатуа алейха таукии'х).
Некоторые ученые говорили: «Внешняя благовоспитанность – признак внутренней благовоспитанности».
Хузейфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Остерегайтесь лицемерного смирения!» Его спросили: «А что такое лицемерное смирение?». На что он в ответ: «Это когда ты видишь тело смиренным, а сердце не смиренным».
Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, увидел мужчину, который совершал намаз с опущенной шеей, и сказал ему: «О, мужчина, с опущенной шеей, подними свою шею, ибо смиренность не в шее, а смиренность в сердце!».
Однажды Айша, да будет доволен ею Аллах, увидела юношей, которые в своих походках проявляли нерадение, и спросила их товарищей: «Кто они?». Они ответили: "Аскеты". После чего она сказала: «’Умар ибн аль-Хаттаб когда шел, то шел быстро, когда говорил, то говорил достаточно громко, что даже заставлял людей прислушиваться к нему, когда побивал кого-либо, то причинял боль, а если кормил, то кормил досыта. И он был истинным аскетом» (См. "Мадариджуль-Саликин"1\520).
Это то, что, по милости Аллаха, было мне облегчено собрать. В основу данной работы легла книга «Афатуль-‘ильм», - автором которой является шейх Мухаммад Са’ид Раслян. Прошу Всевышнего Аллаха вознаградить его за его замечательную работу. Прошу Всевышнего Аллаха также принять этот труд и сделать его искренним ради Его Прекрасного Лика, благодатным и полезным для каждого, кто его прочтет. Также прошу Его вознаградить каждого, кто прочтет эту статью, посоветует ее другим и будет принимать участие в распространении этого послания!
Также прошу Всевышнего Аллаха, чтобы сказанное было полезным, чтобы Он сделал всех мусульман знающими Аллаха, богобоязненными, соблюдающими ограничения Аллаха, выполняющими приказы Аллаха, и теми, кто руководствуется словами Всевышнего и Сунной Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и стремящимися к поклонению. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его роду и всем сподвижникам! На этом я заканчиваю эту статью, за что и восхваляю Всевышнего.


Редакция форума minhadj

alveo

Вернуться в «С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ?»